В Совфеде обсудили совершенствование института общественного контроля

6 декабря 2016

В заседании Совета при председателе Совета Федерации РФ по взаимодействию с институтами гражданского общества приняли участие представители Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палаты РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ.

Одной из главных тем, затронутых на заседании Совета при председателе Совета Федерации РФ по взаимодействию с институтами гражданского общества, стало совершенствование института общественного контроля. На сегодняшний день возможности, заложенные законом об общественном контроле, не используются в полном объеме, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко.

«Это касается общественных инспекций, групп общественного контроля. А между тем, они во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления могут вести крайне востребованную работу на местном уровне, где чаще всего нарушаются права граждан», – говорит Матвиенко. Она подчеркнула, что это также касается сферы потребительского контроля, оценки качества товаров и услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, мониторинга состояния инфраструктуры и дорог.

Закон об общественном контроле нуждается в изменениях, считает председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Михаил Федотов. С его точки зрения, необходимо связать закон с Конституцией РФ и указать, что предметом его регулирования являются общественные отношения, возникающие при организации и осуществлении общественного контроля в связи с реализацией гражданами их конституционного права на участие в управлении делами государства как через своих представителей, так и непосредственно.

Развитие общественного контроля является основной задачей Общественной палаты РФ (ОП РФ), говорит член ОП РФ Иосиф Дискин. По его словам, опрос более 2 тыс. членов региональных общественных палат показал, что система общественного контроля сегодня работает. «Но бывают случаи, когда к общественникам не прислушиваются. Потому что нет санкций за это. А без санкций норма мертва. Предлагаю ввести реальную ответственность за игнорирование результатов общественного контроля», – заявил он.

Дискин также заявил, что сегодня актуальным является вопрос о совершенствовании системы координации мероприятий, проводимых в рамках осуществления общественного контроля. «В этой связи представляется целесообразным создание и ведение единой платформы, на которой должна в обязательном порядке осуществляться регистрация соответствующих мероприятий с фиксацией данных о месте и времени проведения. Это позволит избежать неоправданного дублирования, злоупотреблений, а также обеспечить необходимую методическую поддержку проводимых мероприятий», – говорит он.

Обсуждение предложений по доработке и дополнению закона об общественном контроле пройдет на площадке Открытого правительства. С точки зрения министра Открытого правительства Михаила Абызова, некоммерческие организации обладают серьезным потенциалом в части общественного контроля за расходами государства. С помощью НКО можно было бы существенно оптимизировать и сократить затраты государства по основным видам расходов, считает Абызов. Масштаб финансирования некоммерческого сектора нужно увеличить до 10 млрд рублей в год и обеспечить грантовую поддержку НКО, которые займутся общественным контролем за расходами государства, предлагает министр.

«Возможно, выйти с инициативой в порядке «пилота» в 2017 году, а потом в порядке правила определить некоторые, пускай, скромные, но лимиты финансирования общественных организаций, которые занимаются контролем над государственными расходами и закупками. Если мы будем выделять 0,2–0,5% от объема закупок на гранты для организаций, которые занимаются контролем и журналистскими расследованиями злоупотреблений в расходах государства, эти расходы станут более прозрачными, мы сэкономим большие деньги для бюджета», – заявил Абызов.

Предложения, которые были озвучены на заседании совета по взаимодействию с институтами гражданского общества, будут переданы в качестве рекомендаций в органы законодательной и исполнительной власти.