Александр Брод: "Запрет на продажу алкоголя до 21 года пойдет на пользу теневому рынку"

20 января 2017

На сайте Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины опубликована очередная «Стратегия…» Минздрава, призванная сформировать к 2025 году у подавляющего большинства россиян привычку к здоровому образу жизни. Так, предполагается повысить до 21 года возраст, в котором запрещено приобретать алкоголь, запретить интернет-торговлю спиртным и табачными изделиями, а рекламу вредных продуктов жестко ограничить.

В документе под названием «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» новые жесткие меры обосновываются тем, что больше половины (68,5%) смертей в России происходит из-за «основных неинфекционных заболеваний». Говоря проще, эти смерти спровоцированы употреблением алкоголя, табака, перееданием и пренебрежением физическим нагрузками – вполне предотвратимыми факторами риска.

А раз предотвращать – то решительно, и не без выгоды для бюджета. В частности, вредные продукты – фастфуд, газировку и шоколадные батончики – предлагается не только изгнать с телеэкранов и из окрестностей школ, но и обложить акцизами. А также неплохо было бы ввести учет потребления россиянами соли, сахара, насыщенных животных жиров и т.п. В результате к 2025 году, полагают авторы документа, смертность от сердечно-сосудистых, бронхо-легочных и онкологических заболеваний, а также диабета, сократится на 25%.

На эту тему корреспонденту "Мосмонитора" интервью дал член СПЧ, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.

- Само собой разумеется, в здоровом теле – здоровый дух. С другой стороны, не является ли это ущемлением прав граждан, достигших совершеннолетия? По логике вещей, тогда нужно повысить и возраст для вступления в половую связь. А также запретить россиянам, которым не исполнилось 21, участвовать в выборах.

- Конечно, проблема нездорового образа жизни россиян существует, нельзя это отрицать. Все больше молодежи приобщается к вредным привычкам – курению, употреблению спиртного, и я тут даже не говорю о наркомании и употреблении других запрещенных веществ. Несмотря на введение все новых ограничительных и запретительных мер, все чаще общественные контролеры и правоохранительные органы выявляют факты их нарушения.

Но в стремлении «хватать и не пущать», Минздрав, на мой взгляд, все-таки перегибает палку, пусть даже из самых благих намерений. И мне кажется, что подобная стратегия не принесет желаемых результатов, а вот к росту нарушений приведет, да и теневому рынку пойдет явно на пользу, ведь моральные ограничения кажутся такими ничтожными по сравнению со стремлением получить здесь и сейчас максимальную прибыль.

Я считаю, что здоровый образ жизни должен пропагандироваться, а не насаждаться. В этом направлении нам прежде всего следует развивать массовый спорт и физкультуру, делать их максимально доступными. Надо открывать бесплатные кружки и секции для молодежи, особенно из неблагополучных семей. Очень многое может сделать социальная реклама в СМИ, просветительские мероприятия в образовательных учреждениях и т.д.

И, конечно же, следует работать над повышением общей правовой культуры молодежи, ведь, сталкиваясь с реалиями жизни, дети и подростки зачастую оказываются в стрессовой ситуации и склонны выражать в этих обстоятельствах агрессию. Это, так же, как и ничем не занятый досуг, способствует приобщению к алкоголю и другим вредным привычкам.

Я хочу сказать, что к проблеме следует подходить комплексно, не увлекаться запретами, а искать причины и работать с ними. Необходимо отслеживать, как на региональном и муниципальном уровнях налажена молодежная политика, профессиональная психологическая помощь детям и подросткам, насколько доступен там массовый спорт, причем не только в городах, но и в сельской местности. И вот здесь свое веское слово могут сказать и Минздрав, и Федеральное агентство по делам молодежи, общественные и другие структуры.

А что касается 21 года, до которых планируется запретить приобретение алкоголя и табака, то, как правило, к этому возрасту большинство людей уже достаточно развиты, чтобы сообразить, как можно обойти этот и другие запреты.

- Еще разработчики «стратегии» ЗОЖ предлагает ограничить рекламу на ТВ вредных продуктов: шоколада, колбасы и газировки. А может, следовало бы первым делом ограничить показ ряда развлекательных и политических шоу, влияющих не лучшим образом на психическое здоровье россиян?

- Я не считаю целесообразным ограничивать рекламу продуктов, если только эти продукты качественные. Нет ничего опасного в колбасе, как нет ничего порочного в стремлении побаловать себя вкусным бутербродом. Ни газировка, ни шоколад не являются врагами нации, а у каждого, как говорится, свой вкус. Конечно, есть проблема качества рекламируемых продуктов, но это, как вы понимаете, совсем из другой оперы.

Что касается развлекательных и прочих телешоу, то пусть они останутся на совести телеканалов. Да, многие из них скатываются в скандальность, пошлость и безвкусицу, и никоим образом не способствуют культурному воспитанию молодежи. Но запрещать их из-за этого – цензура в чистом виде, т.е. зло такое же, если не худшее. Лучше оставить решение этой проблемы общественности, профессиональным объединениям и союзам и прочим такого рода структурам.