В общественный контроль добавят учета. Наблюдателей за деятельностью госорганов наделят новыми правами

23 января 2017

Закон об общественном контроле (212-ФЗ) нуждается в доработке, считают в Общественной палате РФ и Совете по правам человека при президенте РФ. В частности, предлагается уточнить порядок отбора граждан в органы общественного контроля и установить административную ответственность за препятствование осуществлению общественного контроля со стороны "органов госвласти". Это, по мнению авторов поправок, должно сделать работу общественных инспекций и групп общественного контроля более независимой и эффективной.

Поправки к закону об общественном контроле (ОК) готовят одновременно Общественная палата (ОП) РФ и Совет по правам человека (СПЧ) при президенте РФ. Напомним, закон был принят в 2014 году. Понятие "общественный контроль" он трактует как наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов самоуправления, государственных и муниципальных организаций. В 2016 году члены ОП заявляли, что закон не работает в полную силу: так, член ОП РФ Иосиф Дискин пояснял, что на "затруднения" с взаимодействием с властями жаловались экологи, активисты в области охраны памятников архитектуры, в области защиты прав потребителей, контроля за качеством сельхозпродукции, борьбы с контрафактом. "Общественники из регионов постоянно жаловались на размытые формулировки закона и, как следствие, на трудности взаимодействия с чиновниками по вопросам общественного контроля",— объяснила "Ъ" необходимость внесения изменений глава комиссии ОП РФ по общественному контролю Лидия Михеева. Господин Дискин заявил, что в законе "не хватает обязанностей федеральных и региональных органов реагировать на позиции общественного контроля". В связи с этим в ОП РФ предлагают, в частности, внести в КоАП норму, которая предусматривает наказание "за нарушение процедуры общественного контроля" и "воспрепятствование ОК со стороны представителей органов власти разного уровня". Кроме того, в ОП РФ предлагают включить результаты общественного контроля в показатели отчетности органов госвласти субъектов РФ и "широко освещать, в том числе с использованием ресурсов СМИ сети интернет". В ОП РФ также предлагают записать "в процессуальном законодательстве" порядок реализации права субъектов общественного контроля обращаться в суд "в защиту неопределенного круга лиц, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций".

"СПЧ высоко оценивает качество 212-го закона,— заявил "Ъ" глава СПЧ Михаил Федотов.— Закон работает: он открыл ворота для регионального законодателя, во многих субъектах РФ уже есть региональные законы об особенностях общественного контроля". Глава СПЧ сообщил, что в поправках совета содержится предложение уточнить статус и полномочия субъектов общественного контроля: "Например, сегодня общественные инспекции, которые помогают государственным инспекциям (дорожного движения, рыбоохраны, лесной охраны), имеют тот же функционал, что и группы общественного контроля. Но в некоторых региональных законах, например в Нижегородской области, их функционал разделен". Он пояснил, что группы общественного контроля — это "низовая структура ОК", объединяющая общественно активных граждан, которые в отличие от инспекций контролируют деятельность конкретных предприятий, организаций, а также реализацию определенных проектов или программ.

 

По словам господина Федотова, в законе необходимо уточнить, как формируются такие группы и инспекции общественного контроля. По его словам, СПЧ добивается, чтобы общественный контроль стал "действительно массовым". Отметим, что позиция СПЧ о том, что право осуществлять общественный контроль есть у каждого гражданина, пока не нашла поддержки в ОП РФ. Господин Дискин, в частности, заявил, что "не каждый гражданин может быть, например, судьей, для этого нужна квалификация": "Общественные контролеры также должны обладать квалификацией, безупречной репутацией. И эту функцию фильтра осуществляют федеральная и региональные общественные палаты". Господин Федотов выразил надежду, что по этому вопросу "удастся найти взаимоприемлемое компромиссное решение". Также в СПЧ предлагают создать федеральную информационную систему, которая будет аккумулировать информацию от субъектов общественного контроля и помогать в работе с обращениями граждан. Предложения ОП РФ и СПЧ, по словам господина Федотова, должны быть объединены и направлены в Госдуму. В ОП РФ отметили, что пока этот вопрос не решен окончательно и, возможно, поправки будут направлены отдельно.

Валерия Мишина