Наблюдатели работают над ошибками. Минюст и ОП РФ подготовили поправки к закону об общественном контроле

16 сентября 2017

Общественная палата РФ представила свои поправки к федеральному закону «Об основах общественного контроля в РФ». Документ был подготовлен по поручению президента России. Поправки предлагают расширить права граждан и общественных организаций и дают им новые инструменты влияния. Свои предложения также подготовил Минюст РФ.

Комиссия Общественной палаты (ОП) РФ по общественному контролю представила поправки в ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в РФ», принятый в 2014 году. «Закон не полный, он не дает возможности эффективно заниматься общественным контролем, а многие нормы противоречивые»,— заявил “Ъ” председатель комиссии Вячеслав Гриб. «За те ошибки, которые допущены в законе, просто стыдно»,— отметил на заседании в ОП председатель Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов, принимавший участие в разработке закона.

Напомним, в августе президент России по итогам встречи с членами ОП дал поручение Минэкономики, Минюсту и ОП «проанализировать эффективность правовых механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав субъектов общественного контроля», установленных ФЗ №212 и другими законодательными актами, «и в случае необходимости представить предложения по внесению в них изменений».

В новых поправках ОП предлагает включить граждан и общественные организации в перечень субъектов общественного контроля. Сейчас в субъектах числятся только Общественные палаты и Общественные советы при министерствах и ведомствах разных уровней. «По ст. 32 Конституции, мы как граждане имеем право на управление делами государства: власть принадлежит нам. Также в ряде федеральных законов граждане, общественные объединения, НКО являются субъектами общественного контроля, а в этом законе это вызывает сомнение»,— говорит господин Гриб.

Предлагается изменить и цель деятельности субъектов общественного контроля (вместо «наблюдения, анализа и оценки» — «обеспечение общественных интересов») и расширить формы контроля (получение информации о деятельности органов власти и компаний, направление обращений, опрос граждан и публичные встречи). «Кроме того, очень часто мы получаем на наши запросы формальные ответы, либо идет саботаж — фактический отказ взаимодействовать. Поэтому хочется ввести административную или уголовную ответственность за воспрепятствование работе общественного контроля,— говорит господин Гриб.— Еще хотим, чтобы у нас были не декоративные, а реальные общественные советы при разных органах власти. Надо повысить их эффективность». Это можно сделать, в частности, предоставив палатам и советам право проводить публичные слушания и подавать иски в защиту прав неопределенного круга лиц. По словам господина Гриба, предложенные поправки вносят изменения не только в ФЗ №212, но более чем в два десятка законов.

Как выяснил “Ъ”, Минюст тоже подготовил свои предложения и направил их в Минэкономики. Ведомство обращает внимание, в частности, на общественный контроль за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Правоотношения в этой области на сегодняшний день остаются неурегулированными»,— сообщили “Ъ” в Минюсте. По данным ведомства, в ФЗ №212 упоминается, что эта область регулируется отдельным законом. В своих предложениях ведомство подчеркнуло, что СПЧ уже разработал законопроект с поправками к ФЗ №212, и в нем предусматривается решение вопроса по введению общественного контроля за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

Замдиректора департамента госрегулирования в экономике Минэкономики РФ Илья Клочков подчеркнул, что ведомство уже получило подготовленные предложения. До 2 октября министерство составит общий доклад для президента о том, что и в какой законодательный акт планируется вносить, а затем начнется работа над законопроектом. «Это хороший шанс поправить то, что назрело, в ФЗ №212 и в других актах. Поскольку это поручение президента, то, думаю, будет дан зеленый свет»,— отметил на заседании в ОП господин Клочков.

Анастасия Курилова