СПЧ рекомендует прорыв. Минздраву РФ и ФМБА России предложено объединиться с Русфондом для ускорения строительства Национального регистра доноров костного мозга

16 марта 2018

Русфонд.Регистр

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека принял рекомендации по итогам специального заседания на тему «Роль гражданского общества в развитии донорства», которое состоялось 2 февраля («Закон и порядок», Лев Амбиндер, см. “Ъ” от 9 февраля). О новом документе совета рассказывает член СПЧ, президент Русфонда Лев Амбиндер.

 

Сами себе санкционеры?

Если резюмировать Рекомендации СПЧ о роли гражданского общества в развитии донорства костного мозга в России, то напрашивается вывод: страна, не использующая ресурсы своих некоммерческих организаций, сама накладывает на себя санкции.

Разговор на заседании шел о донорстве крови и костного мозга. Донорство крови, отмечали участники, развивается неуклонно и последовательно, очевидны глобальные перемены в последнее десятилетие. Ситуация же вокруг донорства костного мозга куда сложнее. Оно развивается в отсутствие нормативной базы, в условиях хронического дефицита госфинансирования. Нет и единой государственной политики, не определены потребности здравоохранения в донорах костного мозга. Нет обоснованных расчетов масштаба строящегося Национального регистра потенциальных доноров костного мозга (Национального РДКМ).

Между тем для трети больных раком крови, а также некоторыми наследственными болезнями, единственным спасением является трансплантация костного мозга (ТКМ). Пересадки больным от родителей и братьев-сестер стали будничными, однако подобное не всегда возможно. Неродственная же ТКМ требует создания института добровольцев — так называемых потенциальных доноров костного мозга. Проблемой является крайне ограниченное время на поиск добровольца, отмечает СПЧ. Решить ее можно, создав базу данных, куда заносится фенотип потенциального донора — цифровая характеристика генов, отвечающих за тканевую совместимость. Рекрутингом добровольцев, определением их фенотипов заняты локальные регистры (локальные РДКМ).

Наибольшего успеха добились страны, где за создание РДКМ взялись НКО. Они привлекли миллионы своих сограждан, в считаные годы создав крупные РДКМ, которые позволяют оперативно находить доноров для 50–80% больных земляков.

Как это было в мире и у нас

Первые РДКМ появились в Великобритании, США и Германии. Сегодня сети РДКМ действуют в большинстве стран ЕС, Северной и Южной Америк. Образована международная сеть потенциальных доноров, в ней более 30 млн добровольцев. Россия не входит в эту базу. По мнению совета, наиболее успешным представляется немецкий опыт. В Германии НКО, действуя с 1986 года в союзе с Минздравом ФРГ, на пожертвования создали второй по величине в мире национальный РДКМ — в нем сейчас 7,6 млн человек. На ФРГ и США (8,7 млн) сейчас приходится более половины добровольцев международного РДКМ. Наш Национальный РДКМ насчитывает 75 тыс. человек.

Определение фенотипов называют типированием. Наши медучреждения создали 14 локальных РДКМ на внебюджетные средства. Наиболее крупные — РДКМ кировской «Росплазмы» ФМБА (34 тыс.) и Петербургского университета (20,5 тыс.). Учреждения ФМБА с 2009 года протипировали 38 тыс. добровольцев. Русфонд 4,5 года поддерживал восемь РДКМ, инвестировав 542 млн руб. и создав базу в 28 тыс. добровольцев.

Центры ТКМ в РФ в последние годы выполняют по 300–400 неродственных ТКМ, получая до 70 трансплантатов от российских доноров, остальные — из-за границы. Для сравнения, в ФРГ в 2016 году проведено 2340 неродственных ТКМ: 1800 трансплантатов от немецких доноров, 540 — из других стран. Российский трансплантат обходится в 410 тыс. руб. За зарубежный Русфонд платит в среднем с доставкой €20,5 тыс.

Европейские РДКМ несколько лет назад перевели типирование добровольцев на новую NGS-технологию. Она в разы сокращает стоимость, ускоряя типирование и повышая качество. Немецким НКО реагенты на одно типирование обходятся в €25. В Испании, где локальные РДКМ содержит государство, за то же платят €74.

Наши медучреждения никак не отреагировали на европейскую инновацию. Русфонд для РДКМ Петербургского университета до 2018 года платил 14 тыс. руб. (примерно €200) за реагенты на одно типирование. «Росплазме» реагенты на сопоставимые исследования обходятся в 28 тыс. руб. (примерно €400). Русфонд покупал петербуржцам оборудование и реагенты, не имея сравнительного анализа эффективности производства фенотипов у них и у европейских партнеров, и прервал эту практику, узнав об инновациях в ФРГ и Испании. Петербург не поддержал предложение Русфонда внедрить NGS-технологию. Тогда Русфонд внедрил ее в Казанском (Приволжском) федеральном университете, снизив цену реагентов вдвое против петербургской.

Суть прорыва

Европейский опыт говорит о необходимости перевода наших локальных РДКМ с устарелого производства фенотипов к наиболее эффективному — в специализированных NGS-лабораториях. 1 декабря 2017 года Русфонд предложил учреждениям Минздрава РФ и ФМБА Программу ускорения строительства Национального РДКМ на 2018–2022 годы. Она предусматривает создание на пожертвования NGS-лабораторий в Петербургском и Казанском университетах, московском НМИЦ гематологии и «Росплазме». Учитывая негативный опыт бесконтрольных пожертвований в РДКМ Петербургского университета, Русфонд впредь намерен контролировать производство фенотипов. Он предложил образовать совместные предприятия — локальные РДКМ в форме некоммерческих организаций (СП АНО). Госучреждения предоставляют свои лаборатории и персонал, Русфонд передает в безвозмездное пользование NGS-оборудование, финансирует лаборатории и СП АНО. В целом же СП АНО отвечает за рекрутинг, типирование добровольцев и хранение их персональных данных. Фенотипы добровольцев СП АНО дублирует в Национальный РДКМ. За пять лет планируется развить его до 300 тыс. человек. Русфонд инвестирует в Программу 1,575 млрд руб.

Минздрав РФ никак не отреагировал на Программу Русфонда. Однако на заседании СПЧ 2 февраля «большинство участников дискуссии высказались за необходимость комплексного рассмотрения поднятых Русфондом проблем развития донорства костного мозга и участия в этом процессе не только медучреждений Минздрава и ФМБА, но также институтов гражданского общества», говорится в Рекомендациях.

В частности, намечено создать рабочую комиссию из представителей СПЧ, Минздрава, ФМБА и Русфонда «для выработки приемлемых решений развития Национального и локальных РДКМ совместными силами государства и гражданского общества». Русфонду предложено направить в Минздрав и ФМБА проект устава СП АНО, сведения об обязанностях его учредителей, материалы о статусах потенциального и реального доноров «для разработки нормативных актов и развертывания уже в 2018 году работ по ускорению развития Национального РДКМ».

Русфонду, Минздраву и ФМБА рекомендовано «создать информационную группу для издания публицистического ежемесячного интернет-журнала о событиях в онкогематологии для информирования населения о развитии Национального, локальных и международного РДКМ, жизни потенциальных и реальных доноров, участии НКО в донорском движении».

Внедрение неродственных ТКМ уже сдерживается дефицитом финансирования поставок трансплантатов. Между тем Программа ускорения приведет к заметному росту числа потенциальных доноров, а значит, и к росту числа доноров реальных. Поэтому СПЧ предлагает «федеральным телеканалам организовать с Русфондом регулярный выпуск телесюжетов о донорстве костного мозга и сборе пожертвований для оплаты заготовки трансплантатов по примеру сотрудничества "Первого канала" и Русфонда».

Минздраву и ФМБА предложено «с профессиональным сообществом, профильными НКО, благотворительными фондами и другими структурами гражданского общества приступить к разработке проекта федерального закона о донорстве и донорах костного мозга».

СПЧ намерен в октябре-ноябре на специальном заседании подвести первые итоги реализации Рекомендаций.

Полный текст Рекомендаций СПЧ — на rusfond.ru.