Законопроект о региональных уполномоченных по правам человека может быть рассмотрен в первом чтении в рамках осенней сессии Госдумы

26 октября 2018

Эффективность работы уполномоченных по правам человека в качестве субъектов правозащитной деятельности подтверждается данными о рассмотренных ими обращениях граждан. Так, по словам Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой, в прошлом году в аппарат омбудсмена поступило более 41 тыс. обращений, многие из которых – коллективные, по итогам их рассмотрения помощь в восстановлении нарушенных прав была оказана более чем 250 тыс. граждан. Кроме того, более 176 тыс. обращений было направлено региональным уполномоченным по правам человека, которые на сегодняшний день осуществляют свою деятельность в каждом субъекте РФ на основе соответствующих региональных законов (ст. 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Однако существующее регулирование порядка работы региональных омбудсменов не позволяет обеспечить им должный уровень независимости от органов власти – в ряде субъектов, например, обеспечение деятельности аппарата уполномоченного осуществляется региональным правительством, аппаратом губернатора и т. д., отметили эксперты в ходе прошедших вчера в Совете Федерации парламентских слушаний, посвященных обсуждению современного состояния и перспектив развития правозащитной деятельности в России.

Решением данной проблемы должно стать принятие федерального закона об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, который позволит четко определить правовой статус региональных омбудсменов и порядок рассмотрения ими обращений граждан. Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, в процессе обсуждения данного законопроекта от заинтересованных лиц поступило около 400 предложений по его корректировке. Тем не менее окончательная редакция проекта готова, в ближайшее время он будет внесен в Госдуму, и его рассмотрение в первом чтении может состояться в рамках текущей осенней сессии нижней палаты парламента, сообщил сенатор.

Кроме того, анализ проводимой уполномоченными по правам человека и СПЧ работы по восстановлению нарушенных прав граждан позволил сформулировать ряд предложений по дальнейшему развитию правозащитной деятельности, которые были перечислены в ходе парламентских слушаний. Среди важнейших:

  • разработка государственной программы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, установление индикаторов устойчивого развития этой сферы и критериев оценки эффективности правозащитной деятельности. Как отметила Татьяна Москалькова, эта идея уже согласована с главой государства и получила его поддержку;
  • утверждение национального плана действий в пользу прав человека, объединяющего все существующие и разрабатываемые документы в области защиты прав граждан в целом и отдельных их категорий (женщин, детей, инвалидов и т. д.). Формирование такого плана позволит выявить все существующие пробелы в регулировании, отметил председатель СПЧ Михаил Федотов, подчеркнув, что такие документы утверждены и успешно реализуются и в благополучных с точки зрения обеспечения защиты прав человека странах (Швеции, Финляндии), и там, где система прав и свобод человека еще не до конца сформирована (в частности, в Казахстане);
  • усиление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (сейчас осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ), в том числе путем создания национального превентивного механизма предупреждения пыток и других жестоких видов обращения и наказания. Стоит отметить, что использование такого механизма предусмотрено Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, который Россия пока не ратифицировала. Тем не менее экспертное сообщество уверено, что такой механизм нашей стране необходим, причем в него должны быть включены существующие в настоящее время общественные наблюдательные комиссии. Кроме того, по мнению Михаила Федотова, полномочия по формированию данных комиссий должны быть переданы от совета ОП РФ Уполномоченному по защите прав человека в РФ, что позволит обеспечить полноценное участие омбудсменов в контроле за соблюдением законности в местах принудительного содержания;
  • привлечение правозащитных организаций к разработке предложений по исполнению рекомендаций ЕСПЧ и законопроектов во исполнение решений КС РФ.

Крайне важной темой для правозащитников остается предполагаемое ограничение их возможностей по защите прав граждан в качестве судебных представителей. Напомним, разработанным Верховным Судом Российской Федерации законопроектом о реформе процессуального законодательства1 предусматривается обязательное требование о наличии у лиц, представляющих интересы сторон при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, высшего юридического образования. На законных представителей данное требование распространяться не будет. Экспертное сообщество уже отмечало нецелесообразность его распространения и на правозащитников, однако пока соответствующее положение проекта изменений не претерпело, хотя ряд других норм были существенно скорректированы – позавчера (23 октября) Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству одобрил поправки ко второму чтению законопроекта.

По мнению заместителя Министра юстиции РФ Дениса Новака, для сохранения возможности правозащитников по представлению интересов граждан в суде следует либо закрепить в законопроекте положение о том, что требование о наличии у представителя юридического образования может предъявляться только на стадии кассационного и надзорного производства, так как в этом случае исследуются вопросы права, а не факта, либо и вовсе исключить такое требование для представителей, действующих на безвозмездной основе. Именно такой подход, по его словам, предусмотрен проектом концепции регулирования профессиональной юридической помощи: все, кто оказывает юридические услуги на платной основе, должны быть частью единого профессионального сообщества с едиными правилами, профстандартами и механизмами отстранения от практики недобросовестных лиц, к тем же, кто осуществляет свою деятельность бесплатно, никакие специальные требования предъявляться не должны. Нельзя, однако, не отметить, что за прошедший с момента публикации последней версии проекта концепции год ее обсуждение не сильно продвинулось.

Поскольку адвокатура является важным субъектом правозащитной деятельности, стоит обозначить ряд разрабатываемых в настоящее время законодательных инициатив по совершенствованию регулирования адвокатской деятельности. Одна из них – закрепление правила об обязательном автоматизированном распределении дел между адвокатами по назначению для искоренения практики передачи дел "карманным" адвокатам, действующим во вред подзащитному. Соответствующий законопроект, как сообщил Денис Новак, уже был направлен на согласование в заинтересованные министерства и ведомства, и в ближайшее время будет дорабатываться с учетом поступивших замечаний. Также ведется работа по подготовке законопроектов, закрепляющих в КоАП и Уголовном кодексе конкретные меры ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвокатов (в отсутствие которых, как отмечал в интервью порталу ГАРАНТ.РУ вице-президент Адвокатской палаты Москвы, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант, установленный запрет на совершение таких действий не работает).

Очень важным направлением развития правозащитной деятельности, как отметил в заключение Андрей Клишас, является предоставление правозащитным организациям своего собственного инструментария, отличного от того, которым наделены другие субъекты правозащитной деятельности. "У меня складывается ощущение, что и правозащитники, и любые общественные движения в целом в своей деятельности стремятся подменить органы государственной власти. Это никогда не будет эффективной мерой, так как они не наделены соответствующим публичным статусом", – подчеркнул сенатор. Одним из таких особых инструментов для общественных правозащитных организаций, по мнению заместителя председателя Общественной палаты Москвы Михаила Москвина-Тарханова, является правозащитная медиация, под которой понимается профилактическая работа по регулированию конфликтов граждан при столкновении их законных интересов до обращения этих лиц за судебной защитой.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 383208-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.