Комитет Совфеда рекомендовал одобрить закон о борьбе с оскорблением госсимволов

13 марта 2019

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству во вторник поддержал и рекомендовал верхней палате одобрить на пленарном заседании в среду закон о блокировке в интернете материалов, оскорбляющих общество, государственные символы и институты власти РФ.

Авторами этой инициативы выступили глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Госдумы Дмитрий Вяткин, позднее к ним присоединилась еще группа парламентариев.

В документе определен "порядок ограничения доступа к информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ".

При обнаружении в интернете подобных материалов генеральный прокурор РФ или его заместители будут обращаться в Роскомнадзор "с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления". В свою очередь Роскомнадзор должен будет незамедлительно определить провайдера хостинга такого сайта, сообщить ему о нарушении и зафиксировать дату и время направления уведомления. Провайдер будет обязан немедленно проинформировать владельца информационного ресурса о необходимости удалить противоправные материалы.

Если владелец не сделает этого в течение суток, провайдер должен будет заблокировать сайт. В случае бездействия провайдера ограничение доступа будет производиться на уровне оператора связи. Если владелец сайта удалит недостоверную информацию, он должен будет уведомить об этом Роскомнадзор, который "после проведения проверки достоверности этого уведомления" незамедлительно сообщит оператору связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

 

Ответственность

Одновременно комитет поддержал введение административной ответственности за оскорбление государственных символов и институтов. Поправки вносятся в статью 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ("Мелкое хулиганство"). Так, за "распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ", в первый раз может грозить штраф в размере от 30 тыс. до 100 тыс. рублей.

При повторном нарушении штрафные санкции возрастут до 100-200 тыс. рублей, а в случае устойчивого рецидива (более двух раз) - до 200-300 тыс. рублей с возможностью ареста на 15 суток в качестве альтернативы.

Дискуссия на заседании

В ходе дискуссии член комитета Людмила Нарусова, голосовавшая против рекомендации об одобрении документов, отметила, что закон носит "устрашающий характер". "Закон носит абсолютно морально устрашающий фактор, репрессивно-моральный фактор. Он не нужен по существующему законодательству. Он носит такой психологический эффект: "молчи и не рыпайся", - сказала сенатор.

По ее мнению, законопроект не содержит четких формулировок, а их отсутствие может привести к злоупотреблениям в правоприменительной практике, когда за любую критику власти граждане будут привлекаться к ответственности. "Мы отнимаем у народа, который источник власти, право эту власть критиковать", - сказала Нарусова.

В свою очередь глава комитета и один из авторов инициатив Андрей Клишас отметил, что вокруг этих законов идет эмоциональная, а не юридическая дискуссия. "Юридической дискуссии, к сожалению, даже в заключении Совета по правам человека нет (ранее СПЧ представил отрицательное экспертное заключение на законы о борьбе с фейками и оскорблением госсимволов - прим. ТАСС). Там есть некие политологические представления о том, что целесообразно, что нецелесообразно, что обоснованно, что необоснованно, чем должен парламент заниматься, чем парламент заниматься не должен", - сказал сенатор.

"Единственный юридический момент [в заключении], который действительно подлежит серьезному обсуждению, касается вопроса обоснованности ограничения прав и свобод. Естественно, мы учитывали практику Конституционного суда РФ и Европейского суда, когда рассматривали возможность такого рода норм с точки зрения возможного ограничения прав и свобод человека, с точки зрения выражения своей позиции", - сказал Клишас.

Он подчеркнул, что закон не запрещает критиковать власть, речь идет об оскорблениях, сопряженных "именно с явно неуважительной формой". "То есть мат, то, как мы это в обиходе понимаем. Это недопустимо ни в отношении общества, ни в отношении государства, ни в отношении определенных чиновников", - заявил глава комитета СФ.