Блоги членов Совета

Рекомендации по итогам проведения общественной экспертизы

ПРОЕКТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ М.Б. ХОДОРКОВСКОГО И П.Л. ЛЕБЕДЕВА

Заслушав и обсудив доклад о результатах общественной научной экспертизы по уголовному делу М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека считает необходимым представить высшему руководству страны рекомендации о принятии в сфере уголовной юстиции неотложных мер индивидуального и общего характера.

1. Исходя из требований Конституции РФ и международных обязательств Российской Федерации, целесообразно рассмотреть вопрос об устранении выявленных экспертами по данному делу нарушений общепризнанных принципов уголовного преследования, которые не допускают осуждение за деяния, прямо не предусмотренные уголовным законом и не содержащие признаков состава преступления, а также без соблюдения должных процедур.

В связи с этим, учитывая имеющиеся в системе национального правосудия эффективные средства правовой защиты, необходимо:

поставить перед Генеральным прокурором РФ вопрос о принесении в порядке надзора представления на вступивший в силу приговор по данному делу в целях его отмены;

предложить Следственному комитету РФ решить вопрос о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам и расследовании оснований пересмотра данного уголовного дела - в связи с фундаментальными нарушениями в ходе разбирательства дела, свидетельствующими о допущенной при его разрешении судебной ошибке.

2. Для усиления гарантий справедливого судебного разбирательства представляется необходимым осуществить следующие меры общего характера:

- предусмотреть рассмотрение уголовных дел о преступлениях в сфере экономики с участием присяжных - при наличии ходатайства обвиняемого, в том числе путем передачи таких дел в суды среднего звена;

- дополнить перечень оснований, исключающих участие судьи в рассмотрении дела, указанием на обстоятельства, свидетельствующие о наличии конфликта его интересов, в том числе об оказании влияния на судью, в частности, со стороны должностных лиц суда, прокуратуры, правоохранительных органов;

- гарантировать обвиняемому и его защитнику право допрашивать в суде свидетелей обвинения, а также признание допустимыми доказательствами представляемых стороной защиты материалов, которые могут быть отвергнуты только по причине их установленной недостоверности.

3. В целях устранения условий, способствующих противоправной практике уголовного преследования бизнеса, следует дополнить УК РФ предписаниями, предусматривающими, в частности, что:

- недопустимо расширительное толкование уголовного закона (за исключением норм, улучшающих положение обвиняемого), поскольку иное означает нарушение конституционного запрета привлечения к ответственности за деяния, не предусмотренные законом;

- не могут признаваться сами по себе преступным деянием действия лиц, осуществляющих от имени коммерческой и иной организации ее права и обязанности, предусмотренные законодательством или учредительными документами;

- не могут рассматриваться в качестве организованной преступной группы (или иной формы соучастия) организационные структуры юридических лиц, предусмотренные законодательством или соответствующими учредительными документами;

- не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, влекущих уголовную ответственность за предпринимательскую деятельность получение дохода при отсутствии причиненного в результате этой деятельности ущерба либо неполучение дохода или прибыли (упущенная выгода);

- никто не может преследоваться в уголовном порядке в связи с тем, что он не в состоянии выполнить договорное обязательство, а сделка в сфере частных правоотношений не может рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние.

4. Для обеспечения реального равенства сторон в сфере уголовно-правовой охраны имущественных отношений надлежит расширить перечень дел, уголовное преследование по которым не возможно без заявления потерпевшего. Отнести к делам частного обвинения, возбуждаемым и прекращаемым по заявлению потерпевшего, дела о преступлениях, предусмотренных статьями: 146, частями первой и второй, 147, 159, частями первой и второй, 160, частями первой и второй, 165, 166, частями первой, второй и третьей, 180 УК РФ, а к делам частно-публичного обвинения, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, но не подлежащим прекращению в связи с его отказом от преследования, дела о преступлениях, предусмотренных статьями 146, частью третьей, 159, частями третьей и четвертой, 160, частями третьей и четвертой, УК РФ.

5. В развитие запрета применять арест в качестве меры пресечения по делам, связанным с предпринимательской деятельностью (ст. 108 УПК РФ), необходимо предусмотреть, что:

- при избрании данной меры пресечения суд обязан исследовать как фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость ее применения, так и обоснованность выдвинутого обвинения, а при продлении срока содержания под стражей проверять также, сохраняются ли обстоятельства, оправдывающие эту меру;

- обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих невозможность применения других мер пресечения, лежит на стороне обвинения, инициировавшей арест;

- арест в качестве меры пресечения (кроме случаев, предусмотренных пунктами 1-4 статьи 108 УПК РФ), не может также применяться по делам о других преступлениях ненасильственного характера, в частности, должностных преступлениях и преступлениях, совершенных лицами, не представляющими опасность для общества.

6. Исходя из права каждого на охрану государством достоинства личности и конституционных запретов его умаления, необходимо исключить из закона нормы, которые приводят к дискриминации и принуждению свидетельствовать против самого себя, при решении судами вопросов об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания, особенно в случаях необоснованного осуждения. В частности, сохраняя в качестве основания условно-досрочного освобождения формальные обстоятельства и условия отбытия установленной законом части назначенной меры наказания, недопустимо связывать его с:

- добровольным возмещением ущерба, указанного в приговоре,

- раскаянием или признанием вины,

- наличием взысканий за мелкие нарушения режима отбывания наказания.

7. В целях реализации конституционного субъективного права каждого осужденного ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания следует отказаться от содержащихся в нормативных правовых актах процедурных ограничений, которые ведут к нарушению этого права, в частности:

- пересмотреть Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании от 28.12.2001 как ограничивающее конституционные полномочия Президента РФ по осуществлению помилования в Российской Федерации;

- исключить недопустимость подачи ходатайства о помиловании иначе, как по месту отбывания наказания,

- отменить действующий для защитника или законного представителя запрет обращения с ходатайством о помиловании в интересах осужденного, а также отказаться от недопустимости общественной поддержки помилования,

- отказаться от формальных предварительных условий неприменения «как правило» помилования в отношении заранее определенного круга дел и лиц.

8. Принимая во внимание многочисленные факты, подтверждающие социально неоправданное и индивидуально необоснованное уголовное преследование в сфере предпринимательской деятельности, и с учетом обсуждаемых общественных инициатив, поддерживаемых также рядом представителей законодательной власти, представляется актуальным незамедлительное проведение амнистии в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности и осужденных за такие преступления.

Исходя из невозможности и далее мириться с тем, как велико число незаслуженно привлекаемых к уголовной ответственности, а также из задач экономического и социального развития, в отсутствие в стадии исполнения приговоров каких-либо иных эффективных процедур исправления ошибок правоохранительной и судебной системы по отдельным делам проведение амнистии осужденных за преступления экономической направленности является серьезной предпосылкой для обеспечения экономического благополучия в стране и восстановления утраченного общественного доверия к правоохранительным органам и судам.

Рабочая группа по гражданскому участию в правовой реформе

21.12.2011

Видео

Совершенствование механизмов работы с обращениями граждан

Фотоматериалы

Президент России