Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

ПК 11 - по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе

Описание

В работе постоянной комиссии по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе принимают участие 8 членов Совета. Ее председатель - глава межрегиональной неполитической общественной организации "Миротворческая миссия имени генерала Лебедя" Александр Мукомолов. 

Основные вопросы

ослабление отрицательного воздействия на современное северокавказское общество итогов войн, революции, репрессий, депортации и административно-территориальных изменений, розыск без вести пропавших граждан, содействие в принятии решений о поддержке пострадавших и потерявших жизненную перспективу граждан.

Состав комиссии

Мукомолов Александр Федорович Председатель совета межрегиональной неполитической общественной организации «Миротворческая миссия имени генерала Лебедя».
Председатель комиссии

Бабушкин Андрей Владимирович Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Брод Александр Семенович Председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека"

Каляпин Игорь Александрович Председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по предотвращению пыток»

Лантратова Яна Валерьевна Председатель координационного совета Союза добровольцев России

Лукутцова Раиса Тимофеевна Председатель Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест»

Полякова Элла Михайловна Председатель общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга»

Шевченко Максим Леонардович Президент Центра стратегических исследований религий и политики современного мира

Юров Андрей Юрьевич Президент благотворительного фонда «Интернациональный проект – Молодёжное Правозащитное Движение»

В разное время к работе постоянной комиссии по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе привлекались следующие специалисты: 

 

Айгунов Гасан Буттаевич

Руководитель Международного центра народной дипломатии, председатель ОНК Республики Дагестан

Аствацатурова Майя Арташесовна

Профессор ПГЛУ, доктор политологических наук

Ахмадов Явуз Заиндиевич

Доктор исторических наук, академик АН Чеченской Республики

Борщигова Раиса Рухмоновна «Центр миротворчества и гражданского развития» в Чеченской Республике
Габисов Валерий Георгиевич Председатель Ассоциации гуманизации правоприменительных органов

Веретенников Роман Васильевич

Руководитель правового отдела Краснодарской РОО «Матери в защиту прав задержанных, арестованных, осужденных»

Иванов Павел Леонидович 

Зам. Директора Российского Центра СМЭ Минздрава РФ, доктор биологических наук, профессор

Кадиев Расул Ахмедович

Адвокат, член координационного Совета по обеспечению правопорядка в СКФО, кандидат в СПЧ

Косиков Игорь Георгиевич

Главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН, доктор экономических наук
Куклина Ида Николаевна ведущий сотрудник ИМЭМО РАН, доктор политологических наук, Союз комитетов солдатских матерей

Менглибаев Михаил Мурзабиевич 

Член Адвокатской палаты г. Москвы, член комитета «За гражданские права»
Мищенко Любовь Владимировна Профессор кафедры психологии ПГЛУ, директор Центра системного исследования индивидуальности человека
Муцольгов Магомед Адамович Руководитель правозащитной организации «Машр», член экспертного Совета аппарата уполномоченного по правам человека РФ, кандидат в СПЧ

Рыжов Антон Игоревич

Эксперт по международному праву Межрегионального комитета против пыток
Череватенко Валентина Ивановна Руководитель РОО Союз «Женщины Дона», кандидат политологических наук, кандидат в СПЧ
 

 

План

работы постоянной комиссии по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе на период до 01 07 2013 и до 01 01 2014 года

 

Члены СПЧ и эксперты рабочей группы по Северному Кавказу в своей повседневной работе придерживаются общепринятой отечественной и международной практики комплексного подхода в решении миротворческих задач, в т.ч. защиты прав человека в регионе, пострадавшем от воздействия череды вооруженных конфликтов. Конфликтов или вооруженных противостояний, вызванных социально-экономическими, межэтническими, внутри конфессиональными и иными проблемами, не решенными в Российской Федерации при смене общественно-экономической формации и ослаблении влияния центральной государственной власти.

Комплексный подход нашего гражданского участи в миротворчестве предполагает несколько основных направлений деятельности в регионе.

1. Примирение с историческим прошлым.

Исторические события последних столетий зачастую является идеологической подкладкой или стимулятором негативных сценариев современной жизни на Кавказе. Поэтому важно:

а) ослабление отрицательного воздействия на современное северокавказское общество итогов кавказских войн, революции, репрессий, депортации, административно-территориальных изменений и др.;

б) отказ от использования исторических событий в качестве катализатора межэтнического, внутри конфессионального и иного противостояния; в) перенесение вызывных исторических новелл в плоскость исследовательской деятельности, развития региональной и общей истории.

2.Преодоление негативных последствий вооруженных конфликтов.

Наряду со строительством жилья, восстановлением социальных и промышленных объектов, инфраструктуры, повышением качества жизни, необходимо осуществлять и другие неотложные действия постконфликтной реконструкции в пострадавших регионах:

а) розыск и установление судеб граждан, пропавших без вести в зонах конфликтов;

б) проведение комплексной реабилитации родственников погибших и пропавших без вести, вынужденных переселенцев и других категорий пострадавших и их семей;

в) принятие социально справедливых решений поддержки пострадавших и потерявших жизненную перспективу граждан;

г) расследование совершенных преступлений и наказание виновных в развязывании вооруженных конфликтов и совершении противоправных действий.

3. Защита прав человека, профилактика радикализации общества и предотвращение новых конфликтов.

В условиях продолжающихся в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Чечне боестолкновений, подрывов, террористических актов, избыточного применения силы и наличия в регионе значительного контингента войск, правоохранительных структур, спецподразделений и блокпостов, регулярного введения режима КТО и проведения других мероприятий, ограничивающих права и свободы граждан, требуется:

а) пропагандировать преимущества мирного развития, добрососедства, межэтнического равенства и межконфессиональной толерантности и согласия;

б) снижать уровень применения силы в регионе, силовых воздействий на ситуацию, искать пути к диалогу;

в) противостоять антигосударственным и антиконституционным действиям идеологов и акторов войны, связанным с похищениями людей, пытками и другими не правовыми формами воздействия, перенесением ответственности на родственников и окружение подозреваемых, покушением на жизнь общественных активистов, миротворцев, теологов, богословов, журналистов, правоохранителей и других категорий граждан.

г) поддерживать процессы амнистирования и адаптации бывших участников НВФ, брать под опеку лиц, отбывших наказание за участие в конфликтах.

д) уделить особое внимание молодежи, способствовать развитию молодежных полиэтничных НКО с позитивной целеустремленностью.

Постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в миротворчестве и защите прав человека на Северном Кавказе на период до 1 июля 2013 года планирует осуществить самостоятельно и принять участие в следующих мероприятиях:

1. Сформировать ядро рабочей группы и экспертного совета по Северному Кавказу, распределить сектора ответственности и обязанности в соответствии с основными направлениями деятельности.

Срок: январь. Исп. Мукомолов Выполнено

2. Провести консультации с руководителями рабочих групп СПЧ по вопросам взаимодействия и оказания профессиональной поддержки на Северном Кавказе ( По развитию НКО - Е.Тополева, по социальным правам -А.Соболева, по исторической памяти – С.Караганов, по военно-гражданским отношениями – С.Кривенко, по противодействию коррупции – К.Кабанов, по содействию ОНК – А.Бабушкин, по миграционной политике – Е.Бобров и др.) Выполнено

Срок: январь-февраль. Исп. Каляпин, Мукомолов

3. Членам рабочей группы принять участие в конференции Общественного совета в СКФО на тему «Проблемы взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти СКФО в области противодействия коррупции». Пригласить для участия в мероприятии заинтересованных членов СПЧ. Участвовали А.Брод, А.Мукомолов, М.Шевченко

Срок: март 2013 г. Исп. Мукомолов

4. Взять под контроль Совета выполнение поручения Президента РФ № 2736 от 20 сентября 2010 года (поручение дано по инициативе СПЧ), определяющего необходимость подготовки нового порядка оказания государственной поддержки гражданам, утратившим жилье в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно. Выполнение поручения пролонгировано, см. мероприятие на второе полугодие

Срок: первое полугодие. Исп. Мукомолов

5. Оказать помощь Общественному совету в СКФО в подготовке и проведении конференции по защите прав граждан на Северном Кавказе.

Пригласить на конференцию экспертов СПЧ по данной теме. Заседание Совета СКФО не проводилось

Срок: первое полугодие. Исп. А.Брод

6. В развитие темы по розыску граждан, пропавших без вести в зонах вооруженных конфликтов на Северном Кавказе, взять под контроль выполнение поручения Президента РФ № 1886 от 5 июля 2011 года (поручение дано по инициативе СПЧ). Дополнительно:

а) подготовить материалы о состоянии розыска и гражданского участия в розыскном процессе в 2013 году. Выполнено 14 июня

Срок: май-июнь. Исп. А. Мукомолов

б) провести экспертное исследование ситуации, сложившейся в процессе обнаружения и начатого в 2008 году расследования дела по массовому захоронению на кладбище села Ст.Замай-юрт Ножай-Юртовского района ЧР. Материалы переданы Хлопонину А.Г.

Срок: март-апрель. Исп.Г.Айгунов, А.Мукомолов

в) объединить в СКФО усилия правозащитных и миротворческих организаций по оказанию гражданского содействия в розыске похищенных по «горячим следам». Мероприятия проводятся по плану ММГЛ

Срок: февраль-март. Исп. Мукомолов

7. Привлечь экспертов группы СПЧ по Северному Кавказу к изучению правоприменительной практики законов, наиболее чувствительных с точки зрения соблюдения прав человека и являющихся катализаторами напряженности в регионе:

а) закона «О запрете ваххабистской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» - 1999 года; Сбор материалов продолжается, проинформировано руководство СКФО

б) Ст. 14.1 ФЗ № 170 и ст. 16.1 ФЗ № 144 – оба закона 2002 года, статьи касаются вопроса погребения террористов, умерших в ходе пресечения террористической акции. (Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате пресечения данной террористической деятельности, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается). Тема в работе комиссии

Срок: май-июнь. Исп. Эксперты комиссии

в) Осуществить совместно с Уполномоченными по правам человека и представителями ОНК в субъектах СКФО посещения ИВС в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ставропольском крае.

Срок: апрель-май. Исп. А.Бабушкин Выполнено

8. Продолжить практику проведения выездных заседаний Совета при Президенте РФ по развитию институтов гражданского общества и правам человека. В первом полугодии 2013 года рабочей группе подготовить материалы для организации такого заседания Совета в СКФО.

Срок: до 01 07 13. Исп. члены комиссии 8 – 9 июля состоялось выездное заседание СПЧ в г. Грозном

 

Второе полугодие 2013 года

 

1. Обсудить на заседании комиссии и подготовить письменную информацию для Президента Российской Федерации по состоянию розыска пропавших без вести на Северном Кавказе с учетом снятия с контроля поручения Пр.№ 1886 – 2011 года (межведомственная координация процесса розыска и идентификации, национальные стандарты генотипирования, зоны ответственности министерств и ведомств).

Срок: август. Исп. Члены ПК

2. Провести в г. Пятигорске на площадке ММГЛ расширенное заседание круглого стола по вопросам розыска пропавших без вести с приглашением на мероприятие представителей Полпредства СКФО, МВД РФ, СК РФ, МО РФ, ФСБ РФ, Прокуратуры РФ, Минздрава РФ, руководителей республиканский органов власти, ученых, экспертов и родственников пропавших без вести. Выработать совместно меры по созданию эффективной розыскной системы на Северном Кавказе.

Срок: октябрь. Исп. Мукомолов

3. Совместно с комиссией по миграционной политике (Е.Бобров) провести экспертные слушания по проблемам вынужденных переселенцев из Чеченской Республики. Заслушать руководителей ассоциаций вынужденных переселенцев из различных субъектов РФ, мнения экспертов по данной проблеме, в т.ч. о ходе исполнения поручения Президента РФ Пр. № 2736 – 2010 года «О подготовке нового порядка оказания государственной поддержки гражданам, утратившим жилье в результате кризиса в Чечне и покинувшим республику безвозвратно».

Срок: декабрь. Исп. Бобров, Мукомолов

4. Совместно с экспертами СПЧ на местах, правозащитными НКО организовать системную работу по предотвращению похищений и совершенствованию мер розыска по «горячим следам». Для этого:

- провести с участниками превентивного направления правозащиты и представителями республиканских правоохранителей семинар по данной теме; Срок: ноябрь. Исп. Мукомолов, Бабушкин

- организовать на ресурсе ММГЛ (rozysk. org ) информирование участников розыска и населения о похищениях и результатах розыскных мероприятий; Срок: до января 2014 г. Исп. Члены ПК.

- установить и поддерживать в рабочем режиме деловые отношения с правоохранительными органами СКФО.

5. Продолжить сбор фактичного материала по наиболее острым проблемам региона, связанным с нарушениями прав граждан, для выработки предложений органам власти:

- Негативные последствия борьбы в регионе с т.н. ваххабизмом. Составление списков, дискредитация представителей местной власти, правоохранителей и традиционного ислама. Расширение салафитской базы на основе протестных настроений.

- Искажение смысла положений закона о невыдачи тел уничтоженных террористов. Создание дополнительных источников напряженности, коррупции и негативной мифологизации процесса.

- Расследование резонансных дел в СКФО, связанных с противоправными силовыми акциями (Ст. Замай-Юрт и др.).

- Создание негативного кавказского образа в СМИ.

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter