Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

ПК 12 - по культурным правам, образованию и науке

Описание

Постоянная комиссия по культурным правам входит в структуру Совета с ноября 2012 года, 25 июня 2014 года ею было подготовлено и проведено совместное заседание СПЧ и Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, на котором обсуждали проект Основ государственной культурной политики. В 2015 году переименована в постоянную комиссию по культурным правам, образованию и науке.

Основные вопросы

содействие в выработке национальной политики в сфере культуры, мониторинг нарушений прав человека на образование, на академическую свободу, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Состав комиссии

Дондурей Даниил Борисович Главный редактор некоммерческого партнерства "Редакция журнала "Искусство кино".
Председатель комиссии

Амбиндер Лев Сергеевич Президент некоммерческой организации благотворительного фонда «Помощь»

Батыршин Радик Ирикович Председатель закрытого акционерного общества «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир»

Воробьёв Сергей Ильич Сопредседатель Некоммерческого партнёрства менеджеров и предпринимателей «Клуб 2015»

Засурский Иван Иванович Завкафедрой новых медиа Факультета журналистики МГУ, президент Ассоциации интернет–издателей

Козырев Алексей Сергеевич Художественный руководитель, главный режиссёр театра «Алеко»

Легойда Владимир Романович Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Русской Православной Церкви

Ясин Евгений Григорьевич Научный руководитель Высшей школы экономики, глава фонда "Либеральная миссия"

ПРАВОЗАЩИТА И ШКОЛА

Школьная служба примерения

 

Деятельность службы примирения в школе как эффективное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних

Семенец Л.В., заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МБОУСОШ №12 ЗАТО г. Североморск

 

Деятельность «Службы примирения» в МБОУСОШ № 12 ЗАТО  г. Североморск организована  в рамках работы пилотной площадки по внедрению Служб примирения в ОУ в соответствии с   приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 19.06.2012 № 1593 «Об организации внедрения в образовательных учреждениях Мурманской области служб примирения».
Работа созданию структуры по разрешению и предотвращению конфликтных ситуаций среди обучающихся,  как средства профилактики правонарушений,  ведётся в школе с 2004 года.  С целью защиты прав ребёнка и пропаганды правовых знаний  в школе действовал  центр «Детский адвокат», инспектор по охране прав детства.

Возникла необходимость в современной эффективной технологии, позволяющей защищать права детей, разрешать конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в школьной среде.  

Деятельность «Службы примирения» осуществляется на основании приказа Управления образования администрации ЗАТО г. Североморск «Об организации внедрения в МБОУСОШ № 12 службы примирения» от 14.09.2012 № 912,    приказа по школе «Об организации работы пилотной площадки внедрения службы примирения» № 804 от 01.09.2012.  

Разработано Положение «О службе примирения в школе»  (утверждено приказом по школе № 1085 от 01.11.2012). Разработана процедура ведения медиации (урегулирования конфликтов) в школе,  рекомендации для обучающихся, принимающих участие в деятельности службы примирения в качестве медиаторов.  

Цели создания Службы примирения – распространение среди обучающихся, педагогов, родителей цивилизованных форм урегулирования конфликтов,   профилактика  правонарушений несовершеннолетних на основе принципов восстановительного правосудия. Задачи службы – проведение примирительных программ для участников конфликтов,  предупреждение конфликтов, обучение детей эффективным способам урегулирования конфликтных ситуаций,  профилактика асоциальных форм поведения среди несовершеннолетних.

К работе творческого коллектива по организации деятельности Службы примирения привлечены уполномоченный по правам ребёнка в школе, педагог-психолог. Куратором Службы примирения является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.   Функции куратора – организация поступления информации о конфликтных ситуациях в Службу примирения, координация взаимодействия Службы с педагогами, обучающимися, их родителями, проведение медиаций, подготовка обучающихся-медиаторов.

В октябре-декабре 2012 куратор Службы примирения прошла обучение  по программе «Посредничество (медиация) в разрешении конфликтов» на базе   Санкт – Петербургского государственного университета. По итогам подготовки выдан сертификат о завершении специализированного международного обучения по теории и практике разрешения конфликтов.    2   обучающихся, привлечённых  к деятельности Службы примирения в качестве медиаторов,  принимали участие в работе областной школы волонтёров, организованной для обучающихся образовательных учреждений – пилотных площадок, внедряющих деятельность служб примирения.  
На данный момент Служба примирения состоит из 4 педагогов школы и 8 обучающихся 8-10 класса. Привлечение обучающихся к работе Службы примирения происходило на добровольной основе, путём анкетирования. С обучающимися, заявившими о своём желании работать в Службе примирения, педагог-психолог проводила предварительную диагностическую работу.  Далее совместно с педагогом-психологом для обучающихся были проведены  тренинги, занятия с целью освоения ими коммуникативных и других навыков, необходимых медиатору -   ведущему программ примирения.

    Для эффективного внедрения  Службы примирения было организовано информирование педагогов, обучающихся и их родителей о деятельности службы.

    Педагогом-психологом  проведено  исследование причин возникновения конфликтных ситуаций  в среде  обучающихся.  Из 573  опрошенных обучающихся школы 2 и 3 ступени   213 назвали причиной конфликтов  желание быть услышанным, 228 – непонимание со стороны взрослых, 132 – желание быть лидером.

На вопрос о том, как обучающийся будет разрешать конфликтную ситуацию, 317 ответили, что обратятся за помощью к педагогам, 216 предпочитают решать конфликт самостоятельно, 40 обратятся за помощью к друзьям.

    Информация о конфликтных ситуациях поступает в Службу примирения от педагогов школы, обучающихся и их родителей в устной или письменной форме.  За период с октября 2012года  по апрель 2013 года проведено 15 встреч по урегулированию конфликтов, из которых примирением сторон завершились 14. Конфликтные ситуации, рассмотренные  службой примирения, относятся к категории межличностных отношений среди обучающихся.  

    Медиация дает возможность сторонам совместно и конструктивно обсудить сложившуюся конфликтную ситуацию, найти взаимовыгодное решение проблемы, дает возможность осознания правонарушителем («обидчиком») последствий своих действий.   Обучающиеся-медиаторы осваивают, применяют на практике и становятся популяризаторами цивилизованных способов урегулирования конфликтов.

     Ожидаемые результаты внедрения Службы примирения в школе:
- для обучающихся:
    •    получение опыта урегулирования конфликтных ситуаций,
    •    снижение уровня конфликтности внутри школы;
    •    снижение количества обучающихся, совершивших правонарушения;
    •    формирование у обучающихся активной гражданской позиции.
- для педагогов:
    •    деятельность службы примирения  - эффективная форма   воспитания, социализации обучающихся;
    •    получение инструмента регулирования конфликтных ситуаций;
    •    снижение количества авторитарных способов разрешения конфликтов.

В   целом для школьного сообщества деятельность службы примирения  становится фактором снижения уровня  конфликтности в школе,  снижения количества противоправных форм поведения несовершеннолетних, способом реализации права ребёнка на  выражение своих  взглядов  по всем вопросам, его касающимся, и права быть заслушанным в любом процессе, затрагивающем его права и интересы,  в соответствии с положениями Конвенцией о правах ребёнка,  способствует формированию благоприятной образовательной среды.  

   

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта