Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Ответы на Рекомендации по итогам специального заседания "Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих"

Совет в процессе подготовки рекомендаций по итогам специального заседания "Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих" получил пакет замечаний и предложений от Союза правозащитных организаций «Гражданин и Армия» и от Союза комитетов солдатских матерей.

Содержание
Документы
Рекомендации по итогам специального заседания "Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих"

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, заслушав доклады представителей Министерства обороны РФ, Главной военной прокуратуры РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ, правозащитных и иных общественных организаций, а также экспертов, отмечает, что проходящая в последние годы реформа Вооруженных сил Российской Федерации стала самым радикальным и масштабным их преобразованием с момента их создания.
По мнению Совета, реальное положение дел с обеспечением прав военнослужащих свидетельствует о необходимости продолжать военную реформу, уделив особое внимание совершенствованию нормативных и программно-уставных документов, а также неформальных практик. Целью такой работы должны стать: создание эффективных механизмов защиты прав военнослужащих и выявление причин неудачи попыток перехода армии на комплектование по контрактному принципу.
Совет считает необходимым внесение в Бюджетный кодекс РФ изменений, предусматривающих открытие информации о социально значимых расходах бюджета на военнослужащих, включая офицеров и военнослужащих-контрактников. Речь идет, прежде всего, о расходах на: строительство жилья; денежное содержание и материальное обеспечение; медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; пенсионные выплаты и медицинские услуги военным пенсионерам и т.д. Более детально все эти вопросы могли бы быть урегулированы федеральным законом «О порядке формирования военного бюджета и контроле за его исполнением», проект концепции которого Совет предлагает подготовить совместными усилиями специалистов и структур гражданского общества.
Одновременно необходимо и далее расширять информационную открытость Минобороны России, в частности: возобновить прерванные осенью 2009 года ежемесячные публикации на официальном сайте информации о количестве происшествий и преступлений в Вооруженных Силах РФ с разбивкой по типам; в полном объеме выполнить Указ Президента РФ от 10.08.2011 № 1063 "Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства обороны РФ, размещаемой в сети Интернет"; возобновить прерванную в 2007 году практику публикации ежегодных официальных отчетов о деятельности Минобороны России и т.д. Информационная открытость должна распространиться также на воинские подразделения и военкоматы.
Совет полагает, что система военной службы по контракту нуждается в развитии и дальнейшем совершенствовании. В частности, представляется необходимым привести армейские оклады в соответствие с окладами по званию и должности в других силовых структурах. В свою очередь, типовая форма контракта о прохождении военной службы должна стать полноценным нормативным документом, всеобъемлюще определяющим правоотношения, в которых состоят военнослужащий и его работодатель.
По мнению Совета, большой общественный интерес в контексте постепенного перехода к профессиональной армии, представляло бы комплексное исследование расходов государственного бюджета на подготовку и содержание призывного контингента, в сравнении с аналогичными расходами в отношении военнослужащих-контрактников. Такое исследование могло бы быть организовано по поручению Президента РФ силами Счетной палаты РФ и Совета в соответствием с Положением о взаимодействии между Палатой и Советом, датированным 18 февраля 2011 г.
Совет обращает внимание на многочисленные пробелы в российском законодательстве, препятствующие скорейшему решению многих социальных проблем военнослужащих. В связи с этим Совет полагает актуальным подготовку федерального закона «О военной службе», который установил бы особенности прохождения этого вида государственной службы и гарантировал каждому военнослужащему соблюдение его конституционных прав и свобод. В свою очередь, этот закон стимулировал бы приведение общевойсковых уставов и иных отраслевых нормативных актов в соответствие с потребностями формирования нового облика Вооруженных Сил. Одновременно следовало бы внести изменения в правоприменительную практику с тем, чтобы судебные решения, касающиеся нарушений прав военнослужащих, исполнялись в установленные сроки.
Совет обращает внимание на имеющиеся проблемы с получением удостоверений «Ветеран боевых действий» участниками боевых действий на территории Южной Осетии в августе 2008 года и предлагает возложить обязанность запрашивать и получать необходимые подтверждающие документы на соответствующие комиссии военных округов.
Совет выражает озабоченность сообщениями средств массовой информации об имеющихся случаях использования военнослужащих по призыву на погрузке-разгрузке боеприпасов, а также в работах на полигонах при уничтожении боеприпасов. Подобная практика представляется неприемлемой. Необходимы решительные усилия Минобороны России по скорейшему освоению безопасных технологий уничтожения боеприпасов.
В целом, Совет полагает важным ускоренными темпами развивать систему общественного контроля за прохождением военной службы, для чего подготовить законопроект, устанавливающий разветвленную систему общественного контроля за соблюдением основных прав и свобод военнослужащих во всех ведомствах, в которых существует военная служба, как по призыву, так и по контракту. При подготовке законопроекта следует учесть опыт создания механизмов общественного контроля в других сферах жизни общества, а также концепцию проекта Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации», разрабатываемого в настоящее время в рамках Совета.
Настоящие Рекомендации приняты на специальном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 27 марта 2012 г. и одобрены путем заочного голосования.

Председатель Совета М. Федотов

 

К оглавлению ↑
Предложения к рекомендациями Совета от Союза правозащитных организаций "Гражданин и Армия"

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам специального заседания на тему
«Новый облик Вооруженных Сил
и проблемы защиты прав военнослужащих»

Союз правозащитных организаций «Гражданин и Армия»

Рекомендации по итогам проведения специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих», состоявшегося 27 марта 2012 года.

1. Военная реформа 2008-2011 годов стала самым радикальным и масштабным преобразованием Вооруженных сил Российской Федерации за последние 20 лет. Если реформа не будет остановлена, то впервые за трехсотлетнюю историю российских вооруженных сил, военная служба может стать профессией, и перестанет быть налогом.

Важнейшей целью следующего этапа военной реформы должно стать изменение военно-служебных отношений, направленное на обеспечение за военнослужащими основных прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерацией и нормами международного права. В связи с этим возникает задача масштабной переработки законодательных, нормативных и программно-уставных документов, определяющих статус военнослужащих и эффективную защиту их прав, и обеспечивающих повседневную жизнедеятельность войск и сил.

2. В соответствии с принятой в Министерстве обороны РФ в 2008 году Стратегией социально-экономического развития Вооруженных Сил РФ, привлекательность службы по контракту должна, поддерживаться, в том числе, превышением денежного довольствия военнослужащего по контракту в 1,25 раза над средней заработанной платой (размер которой на конец 2011 года составлял почти 22 тыс. руб./мес.). Несмотря на изменения с 1 января 2012 года системы обеспечения военнослужащих РФ, денежное довольствие солдата-контрактника в первый период службы оказывается ниже средней заработной платы по стране. Представляется необходимым увеличение стартовой суммы денежного довольствия солдата-контрактника.

3. Типовую форму контракта о прохождении военной службы (приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы, утвержденному Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237) необходимо довести до полноценного нормативного документа, регулирующего в полном объеме договорные отношения военнослужащего и Министерства обороны РФ, и привести ее в соответствие с Федеральным законом № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Необходимо отказаться от смешанного комплектования воинских частей постоянной боевой готовности, комплектуя такие части исключительно военнослужащими, проходящими службу по контракту.

5. Необходимо отказаться от формирования плана призыва. Необходимо изменить предназначение и сократить срок военной службы по призыву до нескольких месяцев, достаточных для получения первичной военно-учетной специальности. Осуществлять прохождение военной службы по призыву исключительно в учебных воинских частях по территориальному принципу.

Законодательно зафиксировать недопустимость:
* участия военнослужащих по призыву в выполнении любых задач в условиях вооруженных конфликтов,
* направления военнослужащих по призыву в воинские части (военные базы), расположенные за пределами Российской Федерации,
* привлечения их к любым работам, за исключением работ, связанных с предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

В связи с тем, что для многих молодых людей в современных условиях социальное и психофизическое созревание наступает позже 18 лет, установить нижнюю границу обязательного призывного возраста – 21 год с сохранением верхней планки призывного возраста в 27 лет.

6. Необходимо восстановить систему отсрочек от военной службы, действовавшую до 2008 года. В частности – отсрочку молодым отцам, отсрочку по уходу за родителями-пенсионерами, отсрочку для получения среднего профессионального образования, учителям и врачам, работающим в сельской местности, отсрочки различным категориям талантливой молодежи.

7. Необходимо изменить процедуру определения категории годности граждан по состоянию здоровья к военной службе во время осуществления первоначальной постановки на воинский учет. В настоящий момент такая процедура проводится в военном комиссариате в год исполнения гражданам 17 лет, и не обеспечивает объективное исследование их состояния здоровья. В связи с тем, что с 2012 года для молодых людей продлен учет в детской поликлинике до 18 лет, для получения объективной картины состояния здоровья молодого поколения, предлагается проводить полное медицинское обследование молодых людей на базе детской поликлиники в 17 лет, результаты которого направлять в военно-врачебную комиссию военного комиссариата региона для определения их категории годности к военной службе.

8. Необходимо устранить дефекты правового регулирования системы определения категории годности по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу. Процедура медицинского освидетельствования должна стать одной из форм военно-врачебной экспертизы, которую должна проводить не группа врачей-специалистов, не имеющих никакого административного и правового статуса, а сформированная в соответствии с законом военно-врачебная комиссия.

9. В настоящее время Правительством Российской Федерации рассматривается новая редакция «Расписания болезней» (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждаемом Постановлением Правительства Российской Федерации). В силу чрезвычайной значимости данного документа, необходимо организовать его обсуждение с участием независимых экспертов, представителей правозащитных организаций, учесть при его подготовке требования Десятого международного классификатора болезней, национальных Стандартов оказания медицинской помощи (диагностики) по конкретным заболеваниям.

10. Президенту Российской Федерации дать поручение Министерству обороны совместно с Министерством здравоохранения и социального развития, при участии независимых экспертов, провести анализ:
* обеспечения военнослужащих надлежащей медицинской помощью,
* соответствия штатного расписание военно-медицинских учреждений требуемому объему медицинской помощи,
* обеспечения госпиталей и воинских частей реанимобилями и машинами скорой медицинской помощи, новейшими видами диагностического и лечебного оборудования, лекарственными препаратами.

11. Рекомендовать Комитету Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и Комитету Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности подготовить поправки в бюджетный кодекс, в стандартизованную структуру бюджетной классификации и ежегодно принимаемых законов о федеральном бюджете, в которых максимальным образом детализировать федеральный бюджет по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, направленным на обеспечение деятельности Вооруженных Сил и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Привести степень засекречивания военных расходов в полное соответствие с законом о государственной тайне.

12. В целях повышения информационной открытости Министерства Обороны РФ, направленной на соблюдение прав военнослужащих, представляется необходимым:
* возобновить прерванные осенью 2009 года ежемесячные публикации на сайте Министерства обороны информации о происшествиях и преступлениях в Вооруженных Силах РФ с разбивкой по типам;
* в полном объеме выполнить Указ Президента РФ от 10.08.2011 N 1063 "Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства обороны РФ, размещаемой в сети Интернет";
* возобновить прерванную в 2007 году публикацию ежегодных официальных отчетов о деятельности Министерства Обороны РФ.

13. В целях обеспечения должной системы защиты прав военнослужащих, подготовить законопроект, расширяющий систему общественного контроля за соблюдением основных прав и свобод военнослужащих в ведомствах, в которых существует военная служба по призыву. При подготовке законопроекта учесть опыт реализации Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".

14. Во всех воинских частях (подразделениях) разместить в общедоступных местах типовые стенды с информацией:
* о правах военнослужащих,
* о номерах телефонов горячих линий органов военной прокуратуры, Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного по правам человека соответствующего субъекта РФ, правозащитных организаций,
* о регламенте пользования мобильными телефонами и Интернетом.

Во всех отделах военных комиссариатов всех регионов разместить типовые стенды с информацией о правах призывников, о праве замены военной службы на альтернативную гражданскую службу.

15. Предлагается вернуться к практике утилизации боеприпасов на специализированных предприятиях или с помощью мобильных комплексов, прекратить уничтожение боеприпасов путём подрыва на полигонах кроме случаев крайней необходимости; законодательно запретить привлечение к опасным работам, требующим особой подготовки, военнослужащих, проходящих службу по призыву.

16. Необходимо возложить на формируемую структуру военной полиции, помимо прочих, функции осуществления дознания и профилактики правонарушений в воинских частях.

17. Министерству обороны Российской Федерации, в рамках происходящей в настоящее время масштабной передачи военных городков региональным органам власти и муниципалитетам, предусмотреть размещение на сайте министерства полного и актуального перечня информации о передаваемых объектах и их состоянии.

Ответственный секретарь Союза правозащитных организаций «Гражданин и Армия»
Кривенко С.В.
Апрель 2012 года

 

К оглавлению ↑
Рекомендации Союза комитетов солдатских матерей России (СКСМР) по итогам специального заседания Совета по теме «Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих»

Рекомендации
Союза комитетов солдатских матерей России (СКСМР)
по итогам специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по теме «Новый облик Вооруженных Сил и проблемы защиты прав военнослужащих»

Об открытости социально значимых расходов государственного бюджета и совершенствовании законодательства в сфере защиты прав военнослужащих

1. Обратиться к Президенту Российской Федерации, Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами, с предложением инициировать принятие закона о поправках в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих открытие (снятие грифа секретности) социально значимых расходов государственного бюджета для военнослужащих всех категорий (военнослужащих по призыву, военнослужащих по контракту, включая офицеров). Внести необходимые изменения в классификацию Бюджетного кодекса РФ, детализирующие целевое назначение расходных обязательств Российской Федерации, предназначенных для обеспечения социально-экономических прав военнослужащих. В том числе и прежде всего — расходов на строительство жилья; денежное содержание и материальное обеспечение; медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; пенсионные выплаты и медицинские услуги военным пенсионерам и др.

2. Принять федеральный закон «О порядке формирования военного бюджета и контроле за расходами» в целях совершенствование процедур и механизмов согласования усилий исполнительной и законодательной власти в определении приоритетов в системе расходных обязательств государства на национальную оборону, обеспечения открытости всех видов социально значимых расходов, развития общественного контроля в сфере защиты прав военнослужащих.

3. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о разработке нового федерального закона «О военной службе», соответствующего статье 6 ФЗ «О системе государственной службы» и определяющего военную службу как профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях. Правовой статус военнослужащего, в том числе солдата, должен исключать дискриминацию по условиям поступления на военную службу (призыв или контракт) и обеспечивать ему конституционные права на личную неприкосновенность, общение с семьей и участие в воспитании детей, охрану здоровья и отдых, самообразование, возможность вступать в военные профсоюзы и др. — по аналогии со статьями 22, 23, 30, 38, 41, 43, 48 Конституции Российской Федерации.

4. Обратиться к Президенту и Правительству Российской Федерации с предложением о необходимости разработки законодательных и нормативных положений, устраняющих многочисленные лакуны в российском законодательстве, препятствующие повышению эффективности затрат на строительство жилья, быстрейшему вводу в строй жилых домов и оформлению необходимых документов по передаче квартир в собственность военнослужащих, в части, касающейся механизмов согласования, взаимодействия и повышения ответственности подрядчиков, Министерства обороны РФ, а также федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

5. Дать указание Министерству обороны РФ ускорить доработку всех трех общевойсковых уставов и многочисленных нормативных и ненормативных актов, регламентирующих прохождение военной службы, необходимость которой обусловлена потребностями формирования нового облика Вооруженных Сил.

Об обеспечении открытости государственной политики, касающейся принципов комплектования Вооруженных Сил

6. Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением инициировать проведение исследовательской программы по анализу кумулятивных расходов государственного бюджета на обеспечение функционирования действующей системы комплектования Вооруженных Сил по призыву в целях установления реальной стоимости подготовки и содержания призывного контингента, которая в настоящее время фактически не определена государством и закрыта для обществ.
Реальные затраты в этой области распылены по различным статьям бюджетов десятков силовых ведомств, а также региональных бюджетов гражданских государственных органов, ответственных за организацию призыва и к тому же в значительной части засекречены и не детализированы. Все это создает искаженное восприятие о «дешевизне» призывной армии и возможностях финансирования модернизации Вооруженных сил в интересах укрепления национальной безопасности. В итоге страна не знает, сколько стоит солдат по призыву.

Предлагаемая исследовательская программа, с учетом ее демографической и общественно-политической значимости, могла бы быть выполнена по поручению Президента РФ силами Счетной палаты и Совета с участием экспертов Союза комитетов солдатских матерей России.

Примерный перечень расходов на функционирование призывной системы включает:
* Расходы на обеспечение процедуры призыва местных органов власти, Министерства обороны и других силовых ведомств (кадровое, инфраструктурное, медицинское и т. д.);
*Расходы МО РФ на оплату договоров с государственно-общественной организацией ДОСААФ по обучению молодежи востребованным на военной службе специальностям;
*Расходы на обязательное страхование военнослужащих по призыву;
*Расходы на обучение воинским специальностям и содержание Учебных центров, включая подготовку кадровых специалистов по обучению солдат;
*Расходы на боевую подготовку военнослужащих по призыву;
*Расходы на денежное, вещевое, продовольственное, жилищное, транспортное, культурное обеспечение, медицинское обслуживание военнослужащих по призыву;
*Расходы по договорам с гражданскими предприятиями по обслуживанию военнослужащих по призыву;
*Расходы, связанные с неправомерным призывом и досрочным увольнением военнослужащих в запас (транспортные, медицинские, вещевые, продовольственные, денежные и др.);
*Расходы на обслуживание персональных (в т. ч. биометрических) данных всех военнослужащих и отдельно — на финансирование банка идентификационных данных военнослужащих по призыву;
*Расходы на розыск пропавших без вести и погибших в боевых действиях военнослужащих по призыву, розыск захоронений, эксгумацию, опознание погибших, похороны погибших и др.;
*Расходы на проведение военных сборов в силовых ведомствах и на компенсацию затрат работодателей при призыве их работников на военные сборы;
*Расходы на медицинскую, психологическую, социальную реабилитацию военнослужащих по призыву-участников боевых действий;
*Расходы на пенсии и социальную помощь гражданам, потерявшим кормильца, социальных пособий беременным и имеющим малолетних детей женам военнослужащих по призыву;
*Расходы на пенсии гражданам, ставших инвалидами при прохождении военной службы по призыву, на похороны погибших военнослужащих по призыву, на пенсии родителям и детям погибших военнослужащих по призыву и др.;
*Расходы на проведение мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи, а также иные расходы, не детализированные в бюджетах и др.

7. Обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой дать поручение Правительству Российской Федерации обязать все ведомства и другие органы государственной власти, вовлеченные в подготовку молодежи к военной службе, проведение призыва и обеспечение военной службы по призыву, представить в Счетную палату перечень соответствующих расходов на эти цели. Адресовать это поручение Министерству обороны, другим силовым ведомствам, региональным и местным органам власти, ДОСААФ, страховым компаниям, Министерству социального обе