Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Информационное сообщение Президенту РФ о реализации прав граждан на добровольное отселение в с.Муслюмово Челябинской области
Информационное сообщение Президенту РФ о реализации прав граждан на добровольное отселение в с.Муслюмово Челябинской области

Содержание
Документы
Информационное сообщение Президенту РФ о реализации прав граждан на добровольное отселение в с.Муслюмово Челябинской области

Президенту
Российской Федерации

Медведеву Д.А.
Исх. № 913/04/12 «14» марта 2012г.

Информационное сообщение
по реализации прав граждан
на добровольное отселение  
в с.Муслюмово Челябинской области

 

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

В адрес Национального антикоррупционого комитета и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее Совет) поступила информация о возможных фактах нарушений прав граждан при исполнении программы добровольного переселения граждан из с. Муслюмово Кунашакского района Челябинской области. В публичных заявлениях, в том числе переданных Вам, было высказано предположение о хищениях представителями ГК «Росатом» более 500 млн. рублей при реализации данной программы.

В период с декабря 2011 года по февраль 2012 года нами, совместно с «Гринпис» России, проведены проверочные мероприятия в порядке, установленном законами Российской Федерации. На заключительном этапе осуществлен выезд в с. Муслюмово членов Совета совместно с экспертами-юристами для изучения ситуации на месте и встречи с жителями.
В ходе работы установлено следующее.

1. Реализованный ГК «Росатом» механизм добровольного отселения граждан не несет в себе коррупционной составляющей:
- определены параметры (593 домовладения), лимиты обязательств (1 млн. на 1 домовладение);
- реализован принцип разделения полномочий: перечень лиц, имеющих право в участии в программе, отнесен к компетенциям органов МСУ, заключение договоров и осуществление выплат отнесено к компетенции  Фонда содействия отселению жителей села Муслюмово Кунашакского района Челябинской области (далее Фонд);
- ГК «Росатом» и Фонд не участвовали ни прямо, ни через аффилированых лиц, ни в деятельности по строительству с. Новомуслюмово, ни в подборе нового места проживания граждан, ни в выборе и включении в программу других контрагентов, задействованных в отселении граждан;
- компании, осуществляющие строительство домов в с.Новомуслюмово, были представлены с использованием административного ресурса должностных лиц региональных и муниципальных органов власти;
- при осуществлении строительных работ указанными компаниями осуществлялись хищения, что сказалось на качестве работ (в настоящий момент устанавливается ответственность лиц в рамках расследования уголовного дела. Кроме этого, выявлены признаки обналичивания денежных средств на сумму 69,7 млн. рублей, за счет которых оплачивались за наличный расчет строительно-монтажные работы и приобретение материалов для строительства домов, что сформировало риск совершения налоговых преступлений).
 
2. Заявления о хищениях представителями ГК «Росатом» более 500 млн. руб. не соответствуют действительности:
- выкуплено 603 домовладения, израсходовано 579 млн.руб., в т.ч. у собственников, проживавших в выкупаемых домах выкуплено 550 домовладений (расход 550 млн.руб.),  у собственников, проживавших в других местах – 53 домовладения (расход 29 млн. руб., оплата по оценочной стоимости);
- предварительным следствием установлено 8 эпизодов, сумма ущерба 2,1 млн.руб. По данным проверок, проведенных  Фондом, большинство граждан согласно условий выкупа, могли претендовать на возмещение оценочной стоимости имущества. Фонд признан потерпевшим по уголовному делу, готовится гражданский иск.

3. Цели, на которые выделялось финансирование, достигнуты, право на добровольное отселение реализовали более 1 тыс. человек.
Инициативное вхождение ГК «Росатом» в ситуацию, сложившуюся в с. Муслюмово, позволило решить проблему проживания в районе загрязненной поймы р.Течи граждан, до этого решаемую региональными властями десятилетиями.

4. В момент начала программы существовали условия сформировавшие кризис:
- отсутствие реального утвержденного федеральными НПА порядка реализации права гражданина на добровольное отселение (действующий порядок, скорее, декоративный и декларативный, особенно в части возможностей отселения за пределы субъекта РФ). Как следствие, возможность произвольного применения и реализации региональными и местными властями;
- не скоординированность и не синхронность финансирования отселения двух категорий граждан: федеральных льготников по ФЦП «Жилище» и лиц, имеющих право на добровольное отселение;
- неготовность местных властей к реализации масштабной программы добровольного отселения (отсутствие актуального списка проживающих на территории и домовладений, а также сведений о реальном состоянии жилых домов на территории поселения). Данные условия впоследствии позволили осуществлять местными администрациями манипуляции со списками, увеличением списка отселяемых домовладений с 741 до 856, появлением новых адресов и т.д.;
- практическое самоустранение местных властей от реализации имеющихся полномочий, предусмотренных Законом о МСУ,  Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ (в части организации эксплуатационного обслуживания  домов ИЖС в новом квартале жилой застройки), Законом о защите прав потребителей. При этом ответственность перекладывается на Фонд (являющийся финансовым оператором) и на ГК «Росатом», не обладающий законными полномочиями в решении вопросов, связанных с  отселением;
- механизм льгот, предусмотренных законодательством, в ряде случаев способствует закреплению граждан на территории, подлежащей отселению (например, льготы для детей при поступлении в ВУЗы).

5. Предложения:
- опыт ГК «Росатом» по реализации прав граждан на добровольное отселение признать успешным;
- ГК «Росатом», Министерству регионального развития РФ,  Министерству обороны РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ внести предложения (базис концепции) о механизме реализации прав граждан на добровольное отселение граждан с территорий, подвергшихся радиационному загрязнению, включая механизмы финансирования из различных источников;
- Министерству регионального развития РФ, Министерству обороны РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ актуализировать перечень территорий, отнесенных к различным зонам отселения.

Работа, проведенная Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Гринпис России во взаимодействии с ГК «Росатом» является примером эффективного применения функции общественного контроля и, по нашему мнению, подобного рода механизмы должны осуществляться в аналогичных общественно-значимых, экологических, в первую очередь, проектах.

Руководитель рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека,

Председатель Национального антикоррупционного комитета


Кабанов К.В.

 

К оглавлению ↑

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter