Нормотворческие инициативы

Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий

Rasporjayhenie Pravitelstva.pdf посмотреть 179 КБ Verordnung_DEUTSCH.pdf посмотреть 261 КБ

Электронная версия

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации от 15 августа 2015 г. № 1561-р




К О Н Ц Е П Ц И Я
государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий


 

I. Общая характеристика и современное состояние правоотношений в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ведущая роль в инновационном развитии страны отводится формированию человеческого капитала, а значит - созданию такой социально-культурной среды, в которой четко обозначены цели развития общества, а также сформулированы такие задачи построения национальной идентичности, как:
- формирование правового государства, в основе которого заложено соблюдение прав человека, социальных и этнических групп населения страны;
- гармонизация межэтнических отношений внутри страны и укрепление ее позитивного образа за рубежом;
- поддержание нравственных ориентиров развития общества, включающих формирование деятельного патриотизма.

Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых:
- гонения на представителей религиозных конфессий;
- послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России;
- коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков;
- связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей;
- массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации.

В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955 - 1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными.

В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались нереабилитированными миллионы жертв репрессий.

28 сентября 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов. 4 июля 1988 г. было принято решение "О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий".

16 января 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 - 40-х и начала 50-х годов". Подлежали отмене внесудебные решения "троек" и "особых совещаний". Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.

14 ноября 1989 г. и 7 марта 1991 г. были признаны незаконными и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению. 13 августа 1990 г. репрессии середины 1920 - 1950-х годов были признаны незаконными, а права всех жертв политических репрессий - подлежащими восстановлению.

В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты, Левашово, Бутово, Коммунарка. Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

После событий августа 1991 г. Правительство Российской Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта политических репрессий в досталинское и послесталинское время. 18 октября 1991 г. был принят и действует до настоящего времени Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий". Был установлен День памяти жертв политических репрессий - 30 октября.

В 1992 году были созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и приняты следующие нормативные правовые акты по указанным вопросам:
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. № 2822-1 "О событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 65 "О событиях в г. Кронштадте весной 1921 года";
- Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 63 " О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период";
- Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. № 378 " О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий";
- Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 931 "О крестьянских восстаниях 1918 - 1922 годов";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 1996 г. № 1247 "О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан - жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)".

Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 г. № 1537 день 7 ноября был объявлен Днем согласия и примирения.

После 1996 года из важных событий можно отметить реабилитацию в 2008 году членов императорской фамилии.

Были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

В 1991 - 2014 годах были реабилитированы 3510818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264085 человек (детей репрессированных лиц).
В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" издан Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития", в соответствии с которым прогнозируется увеличение количества заявлений о предоставлении государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий от лиц из числа этих народов.

За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории.
 

II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При подготовке настоящей Концепции учтены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российский Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315, а также Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и ряда программных выступлений Президента Российской Федерации.

Настоящая Концепция предусматривает основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей Концепции являются:
- разработка и реализация эффективной государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, а также деятельного патриотизма;
- создание необходимых социальных условий для инновационного развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества;
развитие интеллектуального и духовного потенциала личности.

Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей Концепции должны быть решены следующие задачи:
- создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма в партнерстве с религиозными и другими общественными объединениями;
- создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и иным материалам, связанным с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти жертв политических репрессий, и использование ее в качестве ресурса развития территорий;
- обеспечение доступности для населения мемориальных объектов, посвященных памяти жертв политических репрессий;
- создание образовательных и просветительских программ по указанной проблематике.

Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
- признание преемственности исторического развития Российской Федерации;
- осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии;
- необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий;
- осуждение идеологии политического террора.
 

III. Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий

В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия:
- мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий;
- обеспечение для пользователей доступности архивных документов и иных материалов, связанных с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- разработка образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и в сетку теле- и радиовещания страны;
- проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий;
- укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной, образовательной и просветительской работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий, а также для патриотического воспитания молодежи;
- обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях экспозиций, отражающих историю советского периода в соответствии с принципами, изложенными в разделе II настоящей Концепции;
- археологические и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий;
- создание общероссийской информационной системы для музейно-мемориальной сети, единой мультимедийной книги памяти, а также баз данных в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий;
- обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации;
- разработка учебных пособий и программ.


IV. Этапы реализации настоящей Концепции

Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 2015 - 2019 годах.

В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены следующие этапы выполнения работ:

I этап (2015 - 2016 годы) - этап, предполагающий проведение основных мероприятий,  связанных с  созданием  основных музейно-мемориальных комплексов и тематических экспозиций по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также разработку методических материалов по формированию учебных пособий образовательных программ, создание баз данных, книжно-журнальной и аудиовизуальной продукции, проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и иных мероприятий;

II этап (2017 - 2019 годы) - этап, предусматривающий завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий. Особенно важным представляется реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017 год приходятся сразу две памятные даты - 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения. Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского общества.

 

V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

 

VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции


В ходе реализации настоящей Концепции предполагается достижение следующих результатов:
- укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при многообразии населяющих ее народов;
- создание благоприятных условий для социокультурной, научно-исследовательской и просветительской деятельности;
- увеличение доступности предлагаемых населению услуг по архивному и музейному направлениям, а также информации, связанной с политическими репрессиями, с учетом норм законодательства Российской Федерации;
- активизация социально-экономических процессов, способствующих развитию музейно-мемориальной инфраструктуры федерального и регионального уровней;
- повышение конкурентоспособности молодых специалистов в области музееведения, архивного дела и информационных технологий;
- увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Достижение экономического эффекта от реализации настоящей Концепции предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Формирование музейно-мемориальной среды приведет к расширению разнообразия инфраструктуры паломнического, познавательного и событийного туризма, увеличению посещаемости мемориальных мест, а также позволит создать дополнительные рабочие места. Направленность настоящей Концепции на создание и сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.

Реализация настоящей Концепции позволит:
- сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий;
- обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию политики страны по увековечению памяти жертв политических репрессий;
- создать условия для продвижения ценностей, направленных на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
- разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии для решения вопросов увековечения памяти жертв политических репрессий.

Эффективность достижения целей настоящей Концепции по годам ее реализации определяется исходя из увеличения:
- количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- количества созданных передвижных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- численности работников организаций социокультурной сферы всех организационно-правовых      форм,      получивших      дополнительное профессиональное образование по тематике сохранения исторической памяти;
- количества публикаций в федеральных печатных средствах массовой информации и научных трудов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов просветительских программ (сюжетов, фильмов) по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов социальных роликов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- количества пользователей интернет-ресурсами по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- количества проведенных научных и культурно-просветительских мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
- численности студентов, аспирантов и молодых исследователей, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, форумах, конференциях и вебинарах, проводимых по теме увековечения памяти жертв политических репрессий.

GEBILLIGT
durch die Verordnung der Regierung der Russischen Foderation
vom 15. August 2015 Nr. 1561-r

 

KONZEPT
Der staatlichen Politik zur Verewigung des Andenkens Der Opfer der politischen Repressalien


I.       Allgemeine Charakteristik und gegenwartiger Zustand der Rechtsverhaltnisse auf dem Gebiet der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien

Charakteristisch fur die Entwicklung der Russischen Foderation in der gegenwartigen Etappe ist die erhohte Aufmerksamkeit der Gesellschaft fur solche wichtigen Faktoren der nachhaltigen Entwicklung des Landes wie die Hebung des Wohlstandes der Burger und die Vervollkommnung der gesellschaftlichen Verhaltnisse. In diesem Zusammenhang ergibt sich die Notwendigkeit, eine effektive Staatspolitik zu entwickeln, damit die Gesellschaft zu einem Konsens bei der Gestaltung der wichtigsten sozialen Werte findet. Dabei geht es um die Schaffung notwendiger sozialer und okonomischer Voraussetzungen fur eine innovative Entwicklung des Landes und ein konstruktives Zusammenwirken der staatlichen Verwaltungsstrukturen mit den Institutionen der Zivilgesellschaft.

Im Konzept der langfristigen sozialokonomischen Entwicklung der Russischen Foderation im Zeitraum bis 2020, das durch die Verordnung der Regierung der Russischen Foderation vom 17. November 2008 Nr. 1662-r gebilligt wurde, wird die fuhrende Rolle bei der innovativen Entwicklung des Landes dem Humankapital zugewiesen, es soll also solch ein sozialkulturelles Milieu geschaffen werden, in dem die Entwicklungsziele der Gesellschaft exakt umrissen und folgende Aufgaben beim Aufbau der nationalen Identitat formuliert werden:

Der Aufbau eines Rechtsstaates, dem die Einhaltung der Menschenrechte, der Rechte der sozialen und ethnischen Bevolkerungsgruppen zu Grunde liegen;
- die Harmonisierung der interethnischen Beziehungen innerhalb des Landes und Starkung seines positiven Bildes im Ausland;
- die Starkung der sittlichen Anhaltspunkte fur die Entwicklung der Gesellschaft und insbesondere die Herausbildung eines aktiven Patriotismus.

Russland kann nicht in vollem MaBe Rechtsstaat werden und eine fuhrende Rolle in der Weltgemeinschaft einnehmen, ohne das Andenken vieler Millionen seiner Burger, die politischen Repressalien zum Opfer fielen, verewigt zu haben. Besonders wichtig ist in diesem Zusammenhang die Bewaltigung der tragischen Erfahrungen Russlands, die das Land und seine Burger nach den Oktoberereignissen 1917 erlebten und die mit dem Bruch der Traditionen, dem Verlust der Kontinuitat der kulturellen Erfahrungen und der Zerstorung der Bande zwischen den Generationen zu tun hatten. Als Folge der Repressalien musste das Land massive soziale Erschutterungen uber sich ergehen lassen. AuBer den kolossalen Verlusten wahrend des Burgerkrieges und des GroBen Vaterlandischen Krieges erlebte Russland eine ganze Reihe anderer Tragodien:

Die Verfolgungen von Vertretern religioser Konfessionen;
- die postrevolutionare Auswanderung des gebildetsten Teils der Bevolkerung und die langjahrige Diskriminierung jener Vertreter der vorrevolutionaren Elite, die es vorzogen in Russland zu bleiben;
- die Kollektivierung, die zahlreiche Opfer unter den deportierten und „entkulakisierten" Bauern forderte und zur Zerstorung der individuellen Bauernwirtschaften fiihrte, die seit Jahrhunderten die Grundlage der nationalen Wirtschaft gebildet hatten;
- die mit der gewaltsamen Kollektivierung verbundene Hungersnot, die Millionen Menschenleben dahinraffte;
- die Massenrepressalien, bei denen Millionen von Menschen getotet, ins GULAG geschickt, ihrer Habe beraubt und deportiert wurden.

1953 hat die Fuhrung der UdSSR die Rehabilitierung der Opfer der politischen Repressionen eingeleitet. Sie wurde auf Antrag der Geschadigten sowie ihrer Angehorigen durchgefuhrt. 1955 bis 1962 handigten die Standesamter den Angehorigen der Hingerichteten auf Empfehlung der entsprechenden Behorden Sterbeurkunden mit frei erfundenen Daten bezuglich des Todesdatums und der Todesursache der Hingerichteten aus. Seit 1963 stellten die Standesamter Sterbeurkunden aus, in denen exakt das Datum der ErschieBung angegeben war, unter „Todesursache" aber einfach ein Strich gezogen wurde. Dabei wurden die Orte der MassenerschieBungen und Massengraber nicht bekannt gegeben, die entsprechenden Papiere blieben geheim.

1987 wurde der Prozess der Rehabilitierung wiederaufgenommen. Bis dahin harrten in der UdSSR noch Millionen von Repressalienopfern ihrer Rehabilitierung. Am 28. September 1987 wurde die Kommission des Politburos des ZK der KPdSU fur zusatzliche Untersuchung der Unterlagen im Zusammenhang mit den Repressalien der 30er, 40er und Anfang der 50er Jahre gebildet. Am 4. Juli 1988 wurde die Verordnung „Uber die Errichtung eines Denkmals fur die Opfer der Gesetzlosigkeit und der Repressalien" erlassen.

Am 16. Januar 1989 verabschiedete das Prasidium des Obersten Sowjets der UdSSR den Erlass „Uber zusatzliche MaBnahmen zur Wiederherstellung der Gerechtigkeit fur die Opfer der Repressalien, die es im Zeitraum der 30er, 40er und Anfang der 50er Jahre gegeben hat". Die auBergerichtlichen Urteile der „Troikas" und „besonderen Konferenzen" sollten aufgehoben werden. Man unterstutzte die Initiativen zur Errichtung von Denkmalern fur die Opfer der Repressalien und zur Pflege ihrer Graber.

Am 14. November 1989 und am 7. Marz 1991 wurden die Repressionen gegen die Volker, die gewaltsam umgesiedelt worden waren, fur gesetzwidrig erklart und aufgehoben. Am 13. Marz 1990 wurden die Repressalien der 20er bis 50er Jahre als gesetzwidrig qualifiziert, wobei die Rechte aller Opfer der politischen Repressalien wiederherzustellen waren.

1989 begann der massive Rehabilitierungsprozess. Die Orte der Massengraber wurden gefunden und bekannt gegeben, darunter Kuropaty, Lewaschowo, Butowo und Kommunarka. Es erschienen die ersten Bucher uber die Toten und Vermissten im Zusammenhang mit den Repressionen.

Nach den Ereignissen vom August 1991 setzte die Regierung der Russischen Foderation das Rehabilitierungsprogramm fort und unterstutzte es auch durch Rechtsakte. Grundsatzlich neu war die Anerkennung der Tatsache, dass es auch vor und nach Stalin politische Repressionen gegeben hat. Am 18. Oktober 1991 wurde das Gesetz der Russischen Foderation „Uber die Rehabilitierung der Opfer der politischen Repressalien" verabschiedet, das bis heute Geltung hat. Es wurde der Tag des Gedenkens an die Opfer der politischen Repressalien am 30. Oktober installiert.

1992 grundete man Kommissionen zur Wiederherstellung der Rechte der rehabilitierten Opfer der politischen Repressalien und verabschiedete folgende Rechtsakte auf diesem Gebiet:
- Verordnung des Obersten Sowjets der Russischen Foderation vom 22. Mai 1992 Nr. 2822-I „Uber die Ereignisse in der Stadt Nowotscherkassk im Juni 1962";
- Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 10. Januar 1994 Nr. 65 „Uber die Ereignisse in Kronstadt im Fruhjahr 1921";
- Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 24. Januar 1995 Nr. 63 „Uber die Wiederherstellung der legitimen Rechte der russischen Burger: der ehemaligen sowjetischen Kriegsgefangenen und Zivilisten, die wahrend des GroBen Vaterlandischen Krieges und in der Nachkriegszeit repatriiert wurden";
- Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 14. Marz 1996 Nr. 378 „Uber die MaBnahmen zur Rehabilitierung der Geistlichen und Glaubigen, die Opfer unbegrundeter Repressalien wurden";
- Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 18. Juni 1996 Nr. 931 „Uber die Bauernaufstande 1918 bis 1922";
- Verordnung der Regierung der Russischen Foderation vom 10. Oktober 1996 Nr. 1247 „Uber die Errichtung von Gedenkkomplexen an den Grabstatten der sowjetischen und polnischen Burger, die den totalitaren Repressalien in Katyn (Gebiet Smolensk) und Mednoje (Gebiet Twer) zum Opfer fielen".
Durch den Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 7. November 1996 Nr. 1537 wurde der 7. November zum Tag der Eintracht und Versohnung erklart.

Unter den wichtigen Ereignissen nach 1996 ist die Rehabilitation der Mitglieder der Zarenfamilie im Jahre 2008 zu erwahnen.

Es erschienen Hunderte von Gedenkbuchern mit den Namen der GemaBregelten, Tausende von Forschungen und Sammelbanden mit Dokumenten uber die Repressionen, man stellte Gedenksteine und Denkmaler fur die Repressalienopfer auf, man bearbeitete weiter die Archivunterlagen und richtete thematische Ausstellungen in Museen ein.

1991 bis 2014 wurden 3.510.818 Personen rehabilitiert. 264.085 Personen (Kinder der GemaBregelten) wurden als politisch GemaBregelte anerkannt und rehabilitiert.


Im Zusammenhang mit dem Inkrafttreten des Foderalen Verfassungsgesetzes vom 21. Marz 2014 Nr. 6-FKS „Uber die Aufnahme der Republik Krim in die Russische Foderation und die Bildung neuer Subjekte - der Republik Krim und der foderalen Stadt Sewastopol im Bestand der Russischen Foderation" wurde der Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 21. April 2014 Nr. 268 „Uber die MaBnahmen zur Rehabilitierung der Volker der Armenier, der Bulgaren, der Griechen, der Krimtataren und der Deutschen und die staatliche Unterstutzung ihrer Wiedergeburt und Entwicklung" herausgegeben, laut welchem ein Anstieg der Anzahl der Antrage von Vertretern dieser Volker auf die staatliche Dienstleistung zur Aushandigung von Bescheiden uber die Rehabilitation von Opfern der politischen Repressalien zu erwarten ist.

In der Zeit seit 1953 ist der Rehabilitierungsprozess in Russland nicht abgeschlossen worden. Die genaue Zahl der gemaBregelten Personen bleibt unbekannt. Es gibt immer noch kein nationales Denkmal fur die Opfer der politischen Repressalien. Die notwendige Arbeit zur Feststellung der Grabstatten der Repressalienopfer ist nicht geleistet worden. In einigen Regionen (Region Altai, Republik Komi, Republik Tatarstan, Gebiete Pskow, Samara u.a.m.) sind fast alle politisch GemaBregelten namentlich in die herausgegebenen Gedenkbucher eingetragen worden. In einigen Subjekten der Russischen Foderation aber gibt es solche Bucher immer noch nicht. Unzulassig sind die fortdauernden Versuche, die Repressionen durch die Besonderheiten jener Zeit zu rechtfertigen oder sie als Fakt unserer Geschichte ganzlich zu negieren.

 

II.      Allgemeine Thesen, Ziele und Aufgaben des vorliegenden Konzepts


Das vorliegende Konzept ist auf Grund der Bestimmungen entwickelt worden, die im Konzept der langfristigen sozialokonomischen Entwicklung der Russischen Foderation im Zeitraum bis 2020 enthalten sind. Bei der Erarbeitung des vorliegenden Konzepts berucksichtigte man die Bestimmungen der Strategie der nationalen Sicherheit der Russischen Foderation bis 2020, die durch den Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom 12. Mai 2009 Nr. 537 „Uber die Strategie der nationalen Sicherheit der Russischen Foderation bis 2020" bestatigt worden ist, der Strategie der staatlichen Nationalitatenpolitik der Russischen Foderation fur den Zeitraum bis 2025, gebilligt durch den Erlass des Prasidenten der Russischen Foderation vom   19.  Dezember 2012 Nr.   1666  „Uber die  Strategie  der  staatlichen Nationalitatenpolitik der Russischen Foderation fur den Zeitraum bis 2025", des Staatlichen Programms der Russischen Foderation „Entwicklung von Kultur und Tourismus" fur 2013 bis 2020, bestatigt durch die Verordnung der Regierung der Russischen Foderation vom 15. April 2014 Nr. 315, sowie der Haushaltsbotschaft des Prasidenten der Russischen Foderation uber die Haushaltspolitik 2014 bis 2016 sowie die Bestimmungen einiger Programmreden des Prasidenten der Russischen Foderation.

Das vorliegende Konzept beinhaltet die Hauptschwerpunkte, die Formen und Methoden der MaBnahmen zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien. Die wichtigsten strategischen Ziele des vorliegenden Konzepts sind folgende:
- Entwicklung und Umsetzung einer effektiven Staatspolitik zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien sowie eines aktiven Patriotismus;
- Schaffung notwendiger sozialer Voraussetzungen fur die innovative Entwicklung des Landes, die auf der Grundlage eines aktiven Zusammenwirkens mit den Institutionen der Zivilgesellschaft zu gestalten sind;
- Weiterentwicklung des intellektuellen und geistigen Humanpotentials.

Damit diese Ziele erreicht werden, mussen bei der Umsetzung dieses Konzepts folgende Aufgaben gemeistert werden:
- Schaffung von Voraussetzungen fur die Starkung der moralischen Gesundheit der Gesellschaft, insbesondere durch die Herausbildung von Grundsatzen des aktiven Patriotismus in Partnerschaft mit religiosen und anderen Verbanden;
- Schaffung von Voraussetzungen fur einen freien Zugang der Burger zu Archivdokumenten und anderen Unterlagen, die mit den politischen Repressalien verbunden sind, in Ubereinstimmung mit den Anforderungen des Rechtes der Russischen Foderation;
- Aufbau einer Infrastruktur im Zusammenhang mit der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien, die als Entwicklungsressource der jeweiligen Regionen zu nutzen ist;
Gewahrung des Zugangs zu den Gedenkobjekten, die dem Andenken der Opfer der politischen Repressalien gewidmet sind, fur die Bevolkerung;
- Entwicklung von Bildungs- und Aufklarungsprogrammen zu diesem Thema.

Die Umsetzung des vorliegenden Konzepts muss in Ubereinstimmung mit folgenden Prinzipien erfolgen:
- Anerkennung der Kontinuitat der historischen Entwicklung der Russischen Foderation;
- Bewaltigung der Tragik der Gesellschaftsspaltung, die die Ereignisse von 1917, den Burgerkrieg und die massiven politischen Repressalien nach sich gezogen hat;
- Notwendigkeit einer objektiven Analyse sowohl der Errungenschaften der Sowjetzeit als auch ihrer tragischen Kapitel, darunter auch der politischen Massenrepressalien;
- Verurteilung der Ideologie des politischen Terrors.



III.    Hauptschwerpunkte der MaOnahmen zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien


Im Rahmen der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien werden folgende MaBnahmen geplant:
- Memorialisierung, d.h. der Aufbau und Weiterentwicklung von Gedenkstatten an den Grabern der Opfer der politischen Repressalien, die ihr Andenken verewigen;
- Gewahrleistung des Zugangs zu den Archivdokumenten und anderen Unterlagen, die mit der Problematik der politischen Repressalien verbunden sind, in Ubereinstimmung mit dem Recht der Russischen Foderation;
- Erarbeitung von Bildungs- und Aufklarungsprogrammen zu diesem Thema mit nachfolgender Aufnahme in die Unterrichtsprogramme der allgemeinbildenden Haupt- und Mittelschulen und in die Sendeprogramme des nationalen Rundfunks und Fernsehens;
- Durchfuhrung von Forschungen und Veranstaltungsreihen, die der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien dienen;
- Festigung der Basis der Museen, Archive, Bildungs- und anderen Einrichtungen, die in Archiven, Bibliotheken, Museen, Gedenkstatten und anderen Einrichtungen Forschungs-, Bildungs- und Aufklarungsarbeit im Zusammenhang mit der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien leisten sowie die Jugend im patriotischen Geist erziehen;
- Bemuhung um die Unterbringung von Ausstellungen, die die Geschichte der Sowjetzeit widerspiegeln, in den entsprechenden musealen Einrichtungen in Ubereinstimmung mit den Grundsatzen, die in Teil II des vorliegenden Konzepts dargelegt worden sind;
- archaologische und wissenschaftliche Forschungsarbeiten zur Entdeckung der Grabstatten der Opfer der politischen Repressalien;
- Aufbau eines gesamtnationalen Informationssystems fur die Museen und Gedenkstatten, eines einheitlichen multimedialen Gedenkbuches sowie von Datenbanken zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien;
- Gewahrleistung des Zugangs zu den Archivunterlagen mit Berucksichtigung der Bestimmungen des Rechtes der Russischen Foderation;
- Entwicklung von Lehrbuchern und Unterrichtsprogrammen.


IV.     Etappen der Umsetzung des vorliegenden Konzepts


Die Umsetzung des vorliegenden Konzepts ist fur den Zeitraum 2015 bis 2019 vorgesehen. Im Rahmen der Umsetzung dieses Konzepts werden folgende Umsetzungsetappen angedacht:

Etappe I (2015 bis 2016): Die Umsetzung der HauptmaBnahmen, die mit dem Aufbau der Museen- und Gedenkstattenkomplexe und der thematischen Ausstellungen zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien verbunden sind, sowie die Erarbeitung methodischer Unterlagen fur die Entwicklung von Lehrbuchern und Lehrprogrammen, der Aufbau von Datenbanken, die Entwicklung von Buch-, Magazin- und audiovisuellen Produkten, die Durchfuhrung von Forschungen, Konferenzen, Workshops und anderen Veranstaltungen;

Etappe II (2017 bis 2019): Die Vollendung der Arbeiten zur Umsetzung der wichtigsten Projekte auf dem Gebiet der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien. Als besonders wichtig wird die Abschlussetappe angesehen, weil zwei Jahrestage in das Jahr 2017 fallen: der 100. Jahrestag der revolutionaren Transformationen 1917, die die Spaltung der Gesellschaft und die immensen Bevolkerungsverluste nach sich gezogen haben, und der 80. Jahrestag der Ereignisse von 1937, als die politischen Repressalien gegen die zivile Bevolkerung ihren Hohepunkt erreichten. Der Abschluss der MaBnahmen zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien soll den Aufbau der Grundlagen fur das weitere partnerschaftliche Zusammenwirken des Staates und der Zivilgesellschaft fordern.

 

V.      Finanzielle StUtzung der Umsetzung des vorliegenden Konzepts


Das vorliegende Konzept soll von Mitteln der entsprechenden Haushalte des Haushaltssystems der Russischen Foderation sowie aus auBerbudgetaren Quellen finanziert werden.
 


VI.     Bewertung der erwarteten Effizienz und der Ergebnisse der Umsetzung des vorliegenden Konzepts


Durch die Umsetzung dieses Konzepts sollen folgende Ergebnisse erzielt werden:
- Festigung des einheitlichen Kulturraums des Landes als Voraussetzung fur den Erhalt der staatlichen Integritat Russlands mit seinen zahlreichen Volkern;
- Schaffung gunstiger Bedingungen fur die sozialkulturellen, wissenschaftlichen und Bildungsaktivitaten;
- Verbesserung des Zugangs der Bevolkerung zu den Dienstleistungen der Archive und Museen sowie zu den Informationen, die mit den politischen Repressalien verbunden sind, mit Berucksichtigung der Normen des Rechtes der Russischen Foderation;
- Aktivierung der sozialokonomischen Prozesse, die zur Weiterentwicklung der Museen- und Gedenkstatteninfrastruktur auf foderaler und regionaler Ebene beitragen;
- Starkung der Wettbewerbsfahigkeit junger Fachleute im Bereich der Museumskunde, des Archivwesens und der Informationstechnologien;
- Steigerung des Umfangs von nichtstaatlichen Ressourcen, die fur diesen Bereich akquiriert werden.
Der Wirtschaftseffekt als Folge der Umsetzung des vorliegenden Konzepts soll erzielt werden durch die Akquisition zusatzlicher Investitionen im Rahmen der staatlich-privaten Partnerschaft. Der Aufbau der Museen- und Gedenkstatteninfrastruktur soll die Vielfalt des Pilger-, Erkenntnis- und Erlebnistourismus bereichern, die Frequentierung der Gedenkstatten erhohen und zusatzliche Arbeitsplatze schaffen. Die Orientierung des vorliegenden Konzepts an Aufbau und Erhalt von Objekten des Kulturerbes soll erlauben, eine Erhohung der zukunftigen Ausgaben fur diese Zwecke zu verhindern.

Die Umsetzung des vorliegenden Konzepts soll erlauben:
- Ein einheitliches Gedenkstattennetz zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien aufzubauen;
- zu gewahrleisten, dass die Investition offentlicher Mittel in die Umsetzung der nationalen Politik zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien zweckgebunden, konsequent, kontinuierlich und unter Kontrolle erfolgt;
- Bedingungen zu schaffen, dass die Werte, die der Weiterentwicklung der Zivilgesellschaft in der Russischen Foderation dienen, gestarkt werden;
- innovative Informations- und Kommunikationstechnologien, die der Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien dienen, zu entwickeln und einzufuhren.

Die Effizienz der etappenweisen Umsetzung des vorliegenden Konzepts wird bemessen an der Steigerung folgender Faktoren:
- Anzahl der Gedenkobjekte (standige Ausstellungen, monumentale Kunstwerke u.a.m.) zur Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien, Anzahl der geschaffenen Expositionen zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien;
Anzahl der geschaffenen Wanderausstellungen zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien;
- Anzahl der Mitarbeiter von Einrichtungen aller Rechtsformen im sozialkulturellen Bereich, welche zusatzliche Ausbildung auf dem Gebiet der historischen Erinnerung genossen haben;
- Anzahl von Veroffentlichungen in foderalen Printmedien und von wissenschaftlichen Studien zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien;
- Anzahl von Bildungsprogrammen (Sendungen, Filmen) zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien, die erstellt und von foderalen Rundfunk- und Fernsehkanalen ubertragen wurden;
- Anzahl von sozialen Werbespots zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien, die erstellt und von foderalen Rundfunk- und Fernsehkanalen ubertragen wurden;
- Anzahl der Besucher der Internet-Ressourcen zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien;
- Anzahl der durchgefuhrten wissenschaftlichen, kulturellen und Bildungsveranstaltungen zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien auf interregionaler, nationaler und internationaler Ebene;
- Anzahl der Studenten, Doktoranden und jungen Forschern, die an den Olympiaden, Wettbewerben der Forschungsarbeiten, Konferenzen und Webinaren zum Thema Verewigung des Andenkens der Opfer der politischen Repressalien teilnehmen.