Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Информация Минстроя России о законопроекте, реформирующем процедуру общественных слушаний

Содержание
Документы
Письмо министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России

К оглавлению ↑
Доклад заместителя председателя Совета

Первому заместителю руководителя Администрации Президента

Российской Федерации

 

В.В. ВОЛОДИНУ

 

 

Уважаемый Вячеслав Викторович!

 

В связи с неконструктивным бездействием Правительства Москвы Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) вынужден обратиться к Вам за содействием в организации диалога с Правительством Москвы в целях выработки системных мер по прекращению массового нарушения прав и законных интересов населения в формировании и реализации градостроительной политики, обеспечении права на благоприятную окружающую среду, на жилище и др.

В результате состоявшихся за последние несколько месяцев выездных специальных заседаний Совета наши предложения по решению системных проблем в сфере защиты прав воспитанников детских и социальных учреждений, защиты права крестьян на земельные паи, предотвращения многоквартирного самостроя на землях ИЖС и др. нашли поддержку органов государственной власти Республики Адыгея, Краснодарского края, Забайкальского края, Свердловской области.

Системные проблемы мы прорабатываем досконально: каждому выездному заседанию предшествует неделя общественного контроля в соответствующем регионе предварительной группой членов Совета и экспертов с обязательным привлечением специалистов федеральных и региональных органов власти. Профильные тематики профессионально исследуются в результате плановых и внеплановых посещений социальных, пенитенциарных и других учреждений, приемов населения, встреч с активистами.

Продолжая работу по своим профильным тематикам, сейчас мы совместно с органами власти республик Северо-Кавказского округа готовим предложения по решению системных проблем в СКФО после выездного заседания там.

Несмотря на то, что б0льшая часть наиболее общественно важных системных проблем связана с г. Москвой, Правительство Москвы не признает наличия никаких проблем, в связи с чем Совет не может преодолеть неконструктивное бездействие Правительства Москвы в их совместном решении.

Руководством Правительства Москвы было проигнорировано заседание Совета по острейшим проблемам защиты права на благоприятную окружающую среду и учету мнения населения в сфере градостроительства 21 марта с.г. Несмотря на то, что заседание проходило в Москве, именно здесь сложилась наиболее острая и напряженная ситуация и обсуждались именно московские проблемы.

Необходимость срочной организации и проведения специального заседания по данной теме была вызвана поступлением в Совет огромного количества жалоб, прежде всего, москвичей на точечную застройку, масштабную вырубку зелёных насаждений, нецелевое использование природных и озеленённых территорий, ухудшение качества окружающей среды и отсутствие диалога органов власти с населением.

Причины этих проблем в следующем:

  1. Важнейшей причиной многочисленных социальных конфликтов является нецелевое использование и застройка городских природных и озеленённых территорий, сокращение их границ и вырубка зелёных насаждений.
  2. Это является следствием многолетнего неисполнения требований закона по инвентаризации и постановке на кадастровый учет земель, городских лесов и водных объектов, что позволяет их застраивать как пустоши. В целях недопущения эскалации социальных конфликтов Совет предлагает приостановить предоставление земельных участков до проведения в полном объеме переучета (инвентаризации) городских земель. На предложение Совета завершить внесение всех земельных участков под общедоступными природными объектами в г. Москве в Государственный кадастр недвижимости ответа не последовало.
  3. Запредельная коммерциализация градостроительной деятельности принуждает население привыкать к массовому и многократному попранию своих прав в угоду интересам крупного бизнеса, что дискредитирует власть и подрывает доверие населения.
  4. Отсутствие обязательности для органов власти заключения по результатам публичных слушаний позволяет полностью игнорировать мнение населения, его права и законные интересы.
  5. Передача полномочий представительного органа власти Правительству Москвы с последующим наделением полномочиями Правительства Москвы не предусмотренной законодательством Градостроительно-земельной комиссии, неподотчетной населению, все решения которой обязательны к исполнению.
  6. Надежным прикрытием и одним из средств реализации резонансных градостроительных проектов является повсеместное бездействие сотрудников правоохранительных органов в распространенных в Москве случаях недопустимого применения насилия к гражданам, защищающим своё право на благоприятную окружающую среду.
  7. В условиях полного бездействия правоохранительных органов недопустимая репрессивность законодательства о митингах и противодействии экстремизму не позволяет населению осуществить самозащиту своего права на благоприятную окружающую среду. Необходима скорейшая совместная работа по его изменению.
  8. Следствием отсутствия надлежащего диалога с населением, массового пренебрежения его интересами в градостроительной сфере и заталкивания социального протеста «внутрь» могут быть непредсказуемые формы развития ситуаций, вплоть до трагичных, чего нельзя допустить.

Ниже - некоторые примеры «взаимодействия» Совета с Правительством Москвы:

Поручением Президента Российской Федерации по результатам заседания Госсовета (от 11 июня 2016 г. № Пр-1138ГС, п. 2 «д») Правительству Российской Федерации предписано представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений в части совершенствования процедуры публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, включая повышение доступности для граждан информации о такой деятельности, учёт всех поступивших предложений граждан, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также размещение указанной информации в публичных информационных ресурсах.

Помимо детализации процедуры, Совет предлагает усовершенствовать и правовой статус публичных слушаний, установив обязательность проведения предварительных (так называемых «нулевых») публичных слушаний и результата публичных слушаний в случае выявления мнения квалифицированного большинства населения.

На эти предложения Совета Правительство Москвы отвечает тем, что по закону результат публичных слушаний необязателен, значит: их можно не проводить и соответственно - совершенствовать нечего.

На просьбу Совета мэру Москвы разъяснить причины озеленения озелененной территории вблизи со стадионом Лужники и начавшейся беспрецедентной вырубки там 2558 деревьев поступил ответ Правительства Москвы со ссылкой на требования …ФИФА по подготовке к чемпионату мира по футболу.

На предложение Совета мэру Москвы наладить диалог с жителями района Раменки, в непосредственной близости от ограды детского сада и школы которого проектируется автодорога с уничтожением мемориала героям Великой Отечественной войны (и еще на несколько аналогичных обращений Совета по другим районам), ГУ МВД России по г.Москве отвечает, что несанкционированные собрания и пикеты своевременно подавляются полицией, и активистов доставляют в полицейский участок для составления протоколов.

Предусмотренные федеральным законодательством публичные слушания в г. Москве нередко подменяются общественным обсуждением на портале «Активный гражданин». Вопросы там ставятся безальтернативные, и участие в голосовании невозможно проверить. При этом, участие в голосовании стимулируется присвоением различных «бонусов» в виде сумок, футболок, чехлов на телефоны, зонтиков и сувениров, скидками на билеты или бесплатными билетами в музеи, скидками на парковку и др. При таком положении очевидно, что для некоторых участников неважны правовые последствия некоего голосования – гораздо важнее получить приз.

Правительством Москвы немотивированно проигнорировано и предложение Совета провести полноценные публичные слушания по проекту генплана Москвы, т.к. на указанных слушаниях в Новой Москве была представлена лишь брошюра из пяти (!) страниц без выходных данных под названием «Пять причин поддержать Генплан» (представление документации в неполном объеме - нарушение ч. 8 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы).

Ситуация с вызвавшей широкий общественный резонанс вырубкой под строительство автодороги части памятника садово-паркового искусства - Лесопарк «Кусково» вообще криминальная. В связи с отсутствием ответа Правительства Москвы на вышеназванные рекомендации в части вырубки Лесопарка «Кусково» Совету пришлось несколько раз обратиться к Генпрокурору России по грубейшим нарушениям, представленным в приложении: работы ведутся в месте, не предусмотренном генпланом Москвы, без издания соответствующего правового акта, без проведения публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка под лесопарком, без проведения Государственной экологической и историко-культурной экспертиз оценки воздействия строительства на лесопарк Усадьбы «Кусково», а также на находящуюся в его границах и затрагиваемую строительством Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках 1644 г. (объект культурного наследия Российской Федерации) и др. Более подробно нарушения перечислены в приложении.

В результате в предвыборные месяцы мы входим с огромным количеством градостроительных конфликтов населения с застройщиками, бойцами ЧОПов и содействующих им сотрудников полиции, число которых растет, а шансов на цивилизованное разрешение нет никаких.

Поэтому Совет обращается к Вам с просьбой содействовать личному привлечению мэра Москвы С.Собянина к организации диалога с целью скорейшего урегулирования существующих в столице очагов градостроительных конфликтов и принятию системных мер по их предотвращению в дальнейшем.

 

Приложение: заключение Постоянной комиссии Совета по экологическим правам по ситуации с вырубкой под строительство автодороги части Лесопарка «Кусково».

                                                                  19 июля 2016 г.

С уважением,

заместитель председателя Совета                  Е.А. Бобров

К оглавлению ↑

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter