Экспертные заключения

Заключение постоянной комиссии по экологическим правам по ситуации с проектированием участка Северо-Восточной хорды по территории объекта культурного наследия "Государственный музей керамики и усадьба "Кусково" и лесопарка "Кусково" и вырубкой деревьев

Электронная версия

В связи с многочисленными жалобами граждан Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) рассмотрел на своем специальном заседании 21 марта 2016 г. на тему «Гражданское участие в формировании и реализации градостроительной политики в крупных городах» в т.ч. ситуацию с проектированием участка Северо-Восточной хорды по территории объекта культурного наследия «Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» и лесопарка «Кусково» и планируемой там вырубкой деревьев.

В рекомендациях по итогам специального заседания Совет выявил многочисленные нарушения в проектировании автомобильной дороги, предложив профильным органам власти воздержаться от реализации проекта до устранения нарушений.

30 июня и 13 июля 2016 г. и раньше Совет обращался к Генпрокурору России с предложениями о проверке выявленных нарушений, недопущении вырубки части парка «Кусково», принятии мер прокурорского реагирования по прекращению порочной практики игнорирования утвержденных ранее проектов планировок в угоду строительным интересам и недопущении строительства автомагистрали по указанному варианту.

Письмом первого заместителя Генпрокурора России А.Буксмана от 11 августа 2016 г. № 74/3-334-2016 (далее – Ответ) сообщается о проведении проверки и объявлении первому заместителю директора Департамента строительства г. Москвы П.Н. Аксенову предостережения о недопустимости нарушения закона лишь в части обеспечения сохранности объектов культурного наследия. В остальной части нарушений не выявлено, меры прокурорского реагирования не приняты.

По результатам правового анализа Ответа Генпрокуратуры России Постоянная комиссия Совета по экологическим правам (далее - Комиссия) вынуждена констатировать односторонность и существенную неполноту проведенной проверки, а также использование в значительной части недостоверной информации. Некоторые указанные в соседних абзацах сведения противоречат друг другу, значительная часть имеющих непосредственное отношение к ситуации юридически значимых обстоятельств не выявлена либо, к сожалению, проигнорирована.

1. В Ответе на стр. 1 сообщается: «Установлено, что Генеральным планом г. Москвы, утверждённым Законом города от 05.05.2010 № 17, предусмотрено строительство объекта улично-дорожной сети на участке от шоссе Энтузиастов до МКАД (от 4-го транспортного кольца до района Вешняки) (книга 3 лист 550). Согласно структуре магистралей Генерального плана на данном участке Северная рокада и Северо-Восточная хорда являются одним линейным объектом». Далее в Ответе содержится информация об имевшем место переименовании объекта «Северная рокада» в Северо-Восточную хорду.

Между тем, проигнорирована важнейшая информация относительно того, на какой именно территории, согласно Генеральному плану г. Москвы (далее – Генплан), предполагается разместить данный участок Северо-Восточной хорды.

Комиссия отмечает, что Генпланом действительно предусмотрено строительство магистральной улицы общегородского значения 1-го класса в районе от шоссе Энтузиастов до МКАД (книга 3, стр. 490, лист Е-11). Однако данная автомобильная магистраль, согласно Генплану, расположена с другой стороны железнодорожной линии Рязанского направления Московской железной дороги - по 1-му Вешняковскому проезду, а не с той, где строится сейчас данный участок Северо-Восточной хорды – по аллее Первой маёвки. По аллее Первой маёвки Генпланом строительство магистралей не предусмотрено.

Данное обстоятельство подтверждается и письмом Минэкономразвития России от 29 февраля 2016 г. № ОГ-Д 27-2283 (приложение 1), согласно которому: «На размещённой в ФГИС ТП карте территориального планирования города Москвы (книга 3, стр. 490) в составе Генплана Москвы участок автодороги отображён по 1 - Вешняковскому проезду Рязанского района ЮВАО г. Москвы и не проходит по территории Усадьбы «Кусково».

В Ответе, информируя о месте размещения данного участка Северо-Восточной хорды, заместитель Генпрокурора России ссылается не на лист 490, а на лист 550 Генерального плана г. Москвы.

Следует отметить, что на листе 550 Генплана месторасположение дороги идентично её месторасположению на листе 490 (приложение 2). В этом можно убедиться, если увеличить масштаб карты на стр. 550. В таком случае видно, что в районе Храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках хорда проходит по другой стороне ж/д линии Рязанского направления Московской железной дороги, а не вдоль ограды храма, как она строится в настоящее время. Далее трасса также идёт по другой стороне ж/д линии Рязанского направления Московской железной дороги, не затрагивая лесопарк «Кусково». Пересечение хорды с ж/д линией Горьковского направления Московской железной дороги на карте стр. 550, как и на карте стр. 490, проходит с противоположной от «Кусково» стороне ж/д линии Рязанского направления Московской железной дороги.

Нарушение Генплана г. Москвы при строительстве участка Северо-Восточной хорды по территории лесопарка «Кусково» подтверждено также и ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». На стр. 23 - 24 разработанных данным институтом материалов комплексного экологического обследования, обосновывающих создание ООПТ «ПиП «Кусково», в целях осуществления строительства части автомагистрали Северо-Восточной хорды (Северо-Восточной рокады), представлявшихся на общественных слушаниях в районе «Вешняки» 21 августа 2015 г., сказано:

«Участки территории Кусково, где предполагается строительство рокады ... входят в границы планируемой к образованию особо охраняемой природной территории. ... Учитывая вышеизложенное, капитальное строительство в пределах планируемой ООПТ не соответствует Закону города Москвы № 17 от 05.05.10 «О Генеральном плане города Москвы».

2. Далее в Ответе на стр. 1 содержится следующая информация об изменении названия объекта с «Северная рокада» на «Северо-Восточная хорда»: «Его название изменено постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408 «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012 – 2016 гг. и на перспективу до 2020 года» (пункт 7.5 приложения «Подпрограмма «Автомобильные дороги и улично-дорожная сеть»). Постановлением Правительства Москвы от 30.09.2015 г. № 630-ПП «Об адресной инвестиционной программе г. Москвы на 2015 – 2018 годы» объект включён в план реализации с названием «Северо-Восточная хорда».

Следует отметить, что данные акты Правительства г. Москвы не содержат указанной информации, и в них отсутствует информация о переименовании Северной рокады в Северо-Восточную хорду.

3. Далее в Ответе на стр. 1 сообщается: «В состав земельных участков, на которых предполагается строительство Северо-Восточной хорды, входят участки, поставленные на кадастровый учёт. Предметом договора безвозмездного пользования от 09.03.2016 г. № М-03-608913 являются земельные участки из категории земель населённых пунктов с условными обозначениями, которые конкретизированы в соответствии со схемами, являющимися неотъемлемой частью данного договора».

По мнению Комиссии, данная информация не соответствует действительности.

Схема (в которой, согласно информации в Ответе, конкретизированы земельные участки, выделенные под строительство (приложение 3)), не поддаётся идентификации на местности, т.к. местоположение указанных в п. 1.1 Договора (приложение 4) участков не определено в соответствии с требованиями земельного законодательства: участки, о которых идёт речь в Ответе, с «условными номерами», невозможно идентифицировать на местности в связи с отсутствием геодезических координат, а также отсутствием установленных границ.

Кроме того, указанные номера земельных участков не соответствуют номерам уже существующих участков, расположенных в границах указанного кадастрового квартала и находящихся на праве пользования у другого лица для другого вида использования.

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения должен быть образован земельный участок, при этом его образование осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории. Границы земельного участка устанавливаются в соответствии с требованиями земельного законодательства. Наличие договора безвозмездного пользования земельными участками «условными номерами» данного требования Земельного кодекса РФ не отменяют.

Законодательством Российской Федерации не допускается образование земельных участков с наложением границ поверх других - уже сформированных и существующих фактически на местности, переданных в пользование другому лицу.

Перечень участков для строительства Северной рокады указан в таблице 4 приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП (приложение 5). Данным приложением определён список участков, отведённых для строительства линейного объекта Северная рокада, с указанием их кадастровых номеров, среди которых отсутствуют земельные участки, на которых в настоящее время проводятся работы (осуществлена вырубка лесонасаждений, ведутся строительные, земляные и бетонные работы) - участки с номерами 77:03:0007001:16, 77:03:0007001:1415, 77:03:0007001:1416, 77:03:0007001:1417. При этом, в указанный перечень земельных участков, отведённых для строительства Северной рокады, включён участок с номером 77:03:0007010:49, который является территорией отвода железной дороги, и его границы отражены на схемах постановления № 218-ПП.

Перечисленные важнейшие обстоятельства, а также соответствующие требования закона в ответе Генпрокуратуры не учтены и, по всей видимости, не были предметом изучения при проведении проверки.

4. В Ответе также отсутствует информация о важном обстоятельстве, касающемся отведения земельных участков для строительства части Северо-Восточной хорды: несоответствие видов разрешённого использования земельных участков, отведённых для строительства хорды, предполагаемой деятельности.

В материалах комплексного экологического обследования, обосновывающих создание ООПТ «ПиП «Кусково», в целях осуществления строительства части автомагистрали Северо-Восточной хорды (Северо-Восточной рокады), представлявшихся на общественных слушаниях в районе «Вешняки» 21 августа 2015 г., сказано (стр. 24): «Земельные участки территории лесопарка Кусково, где планируется строительство Северо-Восточной рокады, входят в границы земельных участков с разрешённым использованием - «для размещения особо охраняемых природных объектов (территорий) и «для размещения объектов (территорий природного назначения», 77:03:0007001:1413, 77:03:0007001:1414».

Таким образом, виды разрешённого использования данных земельных участков не соответствуют планируемому использованию в целях строительства Северо-Восточной хорды.

5. В Ответе на стр. 1 указывается, что «Предусмотренная проектом автомагистраль граничит с территорией природного комплекса № 80-ВАО «Лесопарк Кусково», однако не затрагивает его». В следующем же абзаце написано: «Градостроительная документация на объект предусматривает проведение строительных, земляных, хозяйственных и иных работ, в том числе по вырубке зелёных насаждений на границе и в пределах территории усадьбы «Кусково» и Государственного музея керамики и усадьбы «Кусково», а также на планируемой в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 854-ПП «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий» к образованию особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кусково».

Таким образом, информация, содержащаяся в соседних абзацах, противоречит друг другу.

Градостроительная документация (схемы Генплана, проект планировки, утверждённый постановлением Правительства г. Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП) не предусматривает проведения каких-либо работ, в т.ч. строительных, а также вырубку зелёных насаждений на территории усадьбы «Кусково», так же как и на планируемой к образованию особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Кусково» (на территории объекта природного комплекса № 80-ВАО). Соответственно, уничтожение части лесопарка незаконно и не обосновано градостроительной документацией.

Проектная документация на строительство должна соответствовать градостроительной документации и разрабатываться исключительно в границах утверждённого проекта планировки, поэтому наличие в проектной документации каких-либо решений, выходящих за пределы установленных проектом планировки границ размещения объекта, недопустимо в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ при выдаче разрешения на строительство линейного объекта уполномоченным органом в обязательном порядке должна проводиться проверка проектной документации на соответствие требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае, если проектная документация не соответствует документации по планировке территории, уполномоченный орган должен отказать в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Тот факт, что земельные участки, на которых была уничтожена часть лесопарка, и ведётся строительство, расположены в границах ПК № 80-ВАО «Лесопарк Кусково, памятник садово-паркового искусства» подтверждается в том числе и распоряжением Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. № 237-РП (приложение 6), которое было издано значительно позже правовых актов по строительству Северо-Восточной хорды.

Таким образом, информация о том, что «предусмотренная проектом автомагистраль граничит с территорией объекта природного комплекса № 80-ВАО «Лесопарк Кусково», однако не затрагивает его», является недостоверной.

6. На стр. 2 Ответа изложена следующая информация: «Взамен планируемых к вырубке деревьев и кустарников проектной документацией предусмотрено проведение компенсационных работ по посадке новых и пересадке произрастающих на участке зелёных насаждений».

Указанная информация не соответствует действительности, поскольку проектом не предусмотрено никакой компенсации за уничтожаемые зелёные насаждения.

Соответствующее пояснение содержится в проектной документации, подготовленной в соответствии с Государственным контрактом № 0173200001412001717 (проектная документация: раздел 7, книга 2, альбом 1. 12-15-П-1э-ДП): «согласно п. 2.3 Постановления Правительства Москвы № 283-ПП от 30.04.13 «О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» при осуществлении строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства за счёт средств бюджета города Москвы, компенсационная стоимость и стоимость компенсационного озеленения за уничтожаемые зелёные насаждения не выплачиваются». При этом какое-либо упоминание в документации о компенсации в натуральной форме отсутствует (приложение 7).

Отсутствие компенсационного озеленения, то есть высадки деревьев и кустарников взамен вырубаемых, является нарушением ст. 4 Закона г. Москвы от 5 мая 1999 г. № 17 «О защите зелёных насаждений».

Кроме того, по мнению Комиссии, возможность какой-либо компенсации при уничтожении нескольких гектаров вековых деревьев, в том числе дубов, некорректна - компенсировать подобные ценные дендрологические объекты в силу их возраста невозможно. Ценность вырубаемых зелёных насаждений подтверждается в том числе материалами комплексного экологического обследования, обосновывающими создание ООПТ «ПиП «Кусково», в целях осуществления строительства части автомагистрали Северо-Восточной хорды (Северо-Восточной рокады), представлявшимися на общественных слушаниях в районе «Вешняки» 21 августа 2015 г. В данных материалах отмечается: «На исключаемом из границ ООПТ участке площадью 1,065 га, расположенном вдоль Аллеи Первой Маёвки, имеются возрастные деревья особо ценных пород (дуб и липа), которые можно отнести к ценным дендрологическим объектам».

7. Далее в Ответе на стр. 2 сказано: «В силу пункта 8.1.3. Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ г. Москвы, утверждённых постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. № 743-ПП, уничтожение зелёных насаждений, находящихся в границах участка, предоставленного для возведения объектов капитального строительства, производится без порубочного билета в соответствии с согласованной в установленном порядке проектной документацией, получившей положительное заключение Мосгосэкспертизы».

Комиссия полагает, что ссылка на п. 8.1.3 Правил создания, содержания и охраны зелёных насаждений и природных сообществ г. Москвы в данном случае является некорректной.

Указанная норма касается уничтожения зелёных насаждений, находящихся исключительно в границах земельных участков, предоставленных для целей строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства или находящегося в частной собственности в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

В данном же случае земельные участки, на которых осуществлена и предполагается вырубка зелёных насаждений, для целей осуществления строительства в установленном законодательством порядке не предоставлялись, вид разрешённого использования на этих земельных участках - «для размещения особо охраняемых природных объектов (территорий) и «для размещения объектов (территорий природного назначения».

8. Далее в Ответе сообщается: «Прокуратурой г. Москвы при осмотре объекта установлено, что вырубка зелёных насаждений и работы по строительству хорды в июне – июле 2016 года осуществлялись в соответствии с проектной документацией на участках с кадастровыми номерами 77:03:0007001:1415, 77:03:0007001:1416, 77:03:0007001:1417, не входящих в границы особо охраняемой природной территории».

Это утверждение, также, к сожалению, не соответствует действительности - в проектной документации нет упоминаний указанных кадастровых номеров.

Проект планировки линейного объекта (градостроительная документация), утверждённый постановлением Правительства г. Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП, не предусматривает строительство магистрали на непредназначенных для этой цели земельных участках, в том числе на земельных участках, расположенных на территории объекта природного комплекса № 80-ВАО «Лесопарк «Кусково». Для выдачи разрешения на строительство застройщиком к заявлению должны быть приложены реквизиты проекта планировки (в данном случае - постановление Правительства г. Москвы № 218-ПП от 9 апреля 2013 г., так как это указано в выданном разрешении на строительство).

Как уже отмечалось, согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный орган (в данном случае – Мосгосстройнадзор) должен проверить проектную документацию на соответствие проекту планировки.

По мнению Комиссии, требуется выяснить вопрос: было ли выявлено несоответствие проектной документации проекту планировки и документу территориального планирования (Генеральному плану) перед выдачей разрешения на строительство или такая проверка не проводилась уполномоченным органом вовсе. Если проектная документация была разработана вне границ утверждённого проекта планировки, то можно утверждать, что при осуществлении разработки проектной документации на строительство, последующей выдаче заключения Мосгосэкспертизы, выдаче разрешения на строительство и осуществлении строительных работ законодательство было нарушено.

Комиссия обращает внимание на то, что застройщик не мог представить в Мосгосстройнадзор правоустанавливающие документы на земельные участки с кадастровыми номерами 77:03:0007001:1415, 77:03:0007001:1416, 77:03:0007001:1417, а также на какие-либо другие участки, находящиеся в месте проведения работ в лесопарке Кусково (что также требуется для получения разрешения на строительство согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), так как участки с кадастровыми номерами 77:03:0007001:1415, 77:03:0007001:1416, 77:03:0007001:1417, в границах которых фактически проводилась вырубка, не были переданы для целей строительства, а находятся на праве у ГПБУ «Мосприрода» (приложения 8, 9, 10) и имеют природоохранное назначение (приложения 11, 12, 13), входят в состав объекта природного комплекса № 80 ВАО г. Москвы «Лесопарк «Кусково» (приложение 6).

Учитывая изложенное, а также требования о получении разрешений на вырубку лесных насаждений и пересадку деревьев с передачей этих документов подрядчику (п. 6.1.6 Государственного контракта №0173200001415001479 на выполнение подрядных работ по строительству и п. 7.1.4 Государственного контракта №0173200001415001276 на строительство с осуществлением функций технического заказчика), порубочный билет должен был быть оформлен и передан заказчиком подрядчику для осуществления им работ по вырубке зелёных насаждений в рамках исполнения указанных госконтрактов. Вырубка же на указанных участках вообще не могла проводиться. Однако порубочный билет не оформлялся, что является нарушением не только закона, но и условий государственных контрактов.

К сожалению, этим важнейшим обстоятельствам правовой оценки также не дано.

9. В Ответе на стр. 2 содержится также информация об отмене ранее установленных границ объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей керамики и усадьба «Кусково»» и регионального значения «Усадьба «Кусково» (памятник садово-паркового искусства) и утверждении «откорректированных» границ приказом Департамента культурного наследия г. Москвы от 26.08.2016 г. № 134 (данный приказ вступил в силу с момента издания приказа Минкультуры России 26 апреля 2016 г. № 916).

К сожалению, в результатах проверки не даётся оценки очевидному обстоятельству в том числе из изложенной в Ответе информации: на моменты разработки проектной документации (2012 – 2013 гг.), выдачи заключения Мосгосэкспертизы (27 декабря 2014 г. и 12 апреля 2016 г.) и разрешения на строительство (14 апреля 2016 г.) приказа об отмене или изменении границ не существовало.

При этом, необходимо учитывать, что изменение границ объекта культурного наследия не является изменением границ его охранной зоны, на территории которой не допускается строительство при отсутствии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия (в данном случае - Усадьба «Кусково», Музей керамики, объект природного комплекса «Лесопарк «Кусково» (памятник садово-паркового искусства), Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (1644 год)).

В п. 1.2.3 Технического задания (далее - ТЗ) от 2012 г. на проектирование Северо-Восточной хорды, имеющегося в документации по заключению Государственного контракта, границы объектов культурного наследия (ОКН) и природного комплекса (ПК) указаны как планировочные ограничения - определённые препятствия, которые требовалось учесть при проектировании и не затрагивать проектом территорию ОКН и ПК, не менять их границы (приложение 14).

10. Кроме того, в Ответе не дано правовой оценки следующим обстоятельствам.

В п. 4.5 Технического задания указаны требования по проектированию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», согласно которому «Раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должен содержать документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации (п. 32 постановления).

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Указанное требование закона было нарушено, т.к. до настоящего времени указанного раздела проекта об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, утверждённого уполномоченным органом, не имеется. Подтверждение этому содержится и в письме Генпрокуратуры России от 26 августа 2016 г. № 74/3-334-2016 в адрес Совета.

В данном письме сказано: «В ходе проверки, проведённой прокуратурой г. Москвы по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, филиалом АО «Мосинжпроект» 13.07.2016 в прокуратуру города направлено письмо о том, что организация гарантирует заказ раздела проектной документации с оценкой воздействия предполагаемых работ по строительству Северо-Восточной хорды на Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках в специализированной организации Мосгорнаследия и дополнительных разделов в случае выявления возможного воздействия предполагаемых работ по объекту «Северо-Восточная хорда. Участок от шоссе Энтузиастов до МКАД».

Таким образом, Генпрокуратура России сообщает о том, что в проектной документации уже после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство отсутствует раздел, необходимый согласно требованиям законодательства.

Градостроительным кодексом РФ предусмотрено проведение экспертизы по полному комплекту проектной документации (ст.ст. 48, 49). Направление на экспертизу документов, указанных в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», не в полном объёме, отсутствие обязательных разделов проектной документации является безусловным основанием для отказа в рассмотрении проектной документации Мосгосэкспертизой и делает невозможным получение разрешения на строительство (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В данном случае перечисленные требования закона были нарушены, положительное заключение Мосгорэкспертизы и разрешение на строительство были получены.

Учитывая, что раздела проектной документации, предусмотренного ст. 36 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», не было ни на момент получения заключения Мосгосэкспертизы и разрешения на строительство, ни в настоящее время, можно сделать однозначный вывод о том, что разрешительные документы на строительство выданы незаконно, строительные работы в настоящее время ведутся также незаконно.

Согласно Закону г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве», лесопарк «Кусково» является планируемой к созданию особо охраняемой природной территорией. Вырубка и строительство на территории, планируемой к образованию особо охраняемой природной территории, не соответствует её целевому назначению, нарушает прямой запрет на подобные действия (п. 7.3 Положения о порядке использования земельных участков, зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, утверждённого постановлением Правительства г. Москвы от 31 января 2006 г. № 50-ПП, п. 5 ст. 8 Закона г. Москвы от 26 сентября 2001 г. № 48 «Об особо охраняемых территориях в городе Москве»), и является незаконной.

Кроме того, следует учитывать, что по проекту Северо-Восточной хорды сначала было выдано отрицательное заключение Мосгосэкспертизы от 13 марта 2013 г. в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к проектной документации. Дата утверждения отрицательного заключения государственной экспертизы (13 марта 2013 г.) совпадает с датой заключения Государственного контракта на проектирование (№ 0173200001412001717 от 13 марта 2013 г.).

Поскольку отрицательное заключение было утверждено до утверждения проекта планировки Северной рокады (постановление Правительства г.Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП), то являющиеся основанием строительства правовые акты незаконно разрабатывались без заключения госконтракта и без утверждения проекта планировки.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об односторонности и существенной неполноте проведенной Генпрокуратурой России проверки и рекомендует провести проверку вновь, обеспечив надлежащее качество её проведения, выявление и правовую оценку всех юридически значимых обстоятельств.

Во избежание необратимых последствий уничтожения части лесопарка на время проведения проверки необходимо приостановить любые работы по строительству Северо-Восточной хорды на территории объекта культурного наследия «Государственный музей керамики и усадьба «Кусково» и лесопарка «Кусково».

 

Приложения:

1. Копия письма Минэкономразвития России от 29 февраля 2016 г. № ОГ-Д 27-2283;

2. Схемы Генерального плана (книга 3 лист 490 и 550);

3. Копия Схемы условных участков договора от 09.03.2016 № М-03-608913;

4. Копия договора от 9 марта 2016 г. № М-03-608913;

5. Копия таблицы 4 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 апреля 2013 г. № 218-ПП;

6. Выписка из распоряжения Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. № 237-РП;

7. Копия части проектной документации Моспроект-3 Раздел 7, Книга 2, Альбом 1. 12-15-П-1э-ДП (титульный лист и стр.6);

8. Копия выписки из ЕГРП на участок 77:03:0007001:1415;

9. Копия выписки из ЕГРП на участок 77:03:0007001:1416;

10. Копия выписки из ЕГРП на участок 77:03:0007001:1417;

11. Копия 1-й страницы кадастрового паспорта на участок 77:03:0007001:1415;

12. Копия 1-й страницы кадастрового паспорта на участок 77:03:0007001:1416;

13. Копия 1-й страницы кадастрового паспорта на участок 77:03:0007001:1417;

14. Копия части Технического задания на проектирование Северо-Восточной хорды.

 

Постоянная комиссия Совета 21 сентября 2016 г.

по экологическим правам