Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Отзывы на Рекомендации по итогам выездного заседания Совета в Тверской области

Содержание
Документы
Рекомендации Совета

РЕКОМЕНДАЦИИ

Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 16-го выездного специального заседания в Тверской области 27 - 29 июля 2016 г.

 

27 - 29 июля 2016 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Тверской области. В рамках заседания члены Совета посетили места принудительного содержания и социально значимые учреждения региона, изучили экологические нарушения и провели встречи с трудовыми коллективами, гражданами и представителями региональной власти. Члены СПЧ, в частности, встретились с инициативными группами жителей города Кимры, выступающими против строительства автозаправочной станции в центре города, требующими устранения несанкционарованных свалок ТБО, благоустройства территории возле домов для переселенцев из аварийного жилья и т.д. Все эти проблемы были обсуждены на совещании с руководством администрации города. Группа правозащитников также провела встречу с жителями Бежецкого района области, жалующимися на загрязнения земли, воды и воздуха. В рамках подведения итогов были заслушаны выступления представителей Минобрнауки России, Минтруда России, Минздрава России, Минсельхоза России, Россельхознадзора России, органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления, а также экспертного сообщества.

По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.

 

I. В части совершенствования системы обеспечения прав детей

и их защиты в Тверской области

 

1. В части обеспечения прав молодых мам (в том числе несовершеннолетних) и женщин с детьми, подвергающихся насилию в семье, а также их детей.

Несовершеннолетние девочки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в период обучения в профессиональных образовательных учреждениях, а также сразу по их окончании нередко становятся мамами. При этом в силу жизненной незрелости, отсутствия жилья и возможности самостоятельно ухаживать за новорожденным, молодые мамы вынуждены отдавать малышей в дома ребенка до окончания обучения в системе начального и среднего профессионального образования, трудоустройства, получения жилья. Как следствие, контакта с ребенком у матери нет, материнские чувства не формируются, навыки совместного проживания и родительская ответственность отсутствуют. Это приводит к воспроизведению социального сиротства.

В связи со снижением численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях, а также высвобождением помещений педагогического и обслуживающего персонала, в 2014 г. Правительству Тверской области предлагалось рассмотреть возможность создания стационарного кризисного центра для малолетних беременных и молодых мам с целью предотвращения абортов, отказов от новорожденных в медицинских учреждениях, социально опасного положения молодых матерей.

Между тем, до настоящего времени ни одного государственного или негосударственного кризисного центра для молодых мам (в том числе несовершеннолетних) и женщин с детьми, подвергающихся насилию в семье, в Тверской области не создано.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Правительству Тверской области рассмотреть возможность создания в Тверской области стационарного кризисного центра для молодых (в том числе несовершеннолетних) мам и женщин с детьми, подвергшихся насилию в семье.

 

2. В части лечения и реабилитации наркозависимых несовершеннолетних.

Родители подростков, употребляющих наркотики и иные психоактивные вещества, в большинстве случаев не могут вылечить своих детей. Причина – в необходимости добровольного информированного согласия подростка на медицинское вмешательство, начиная с 15-летнего возраста, предусмотренном Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее – Закон № 323-ФЗ). Очевидно, что несовершеннолетние далеко не всегда могут оценить последствия своих действий, считают употребление одурманивающих курительных смесей и других психоактивных веществ безобидной забавой, и своего согласия на медицинское вмешательство не дают.

В соответствии с положениями Семейного кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка до его совершеннолетия. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Однако полноценное исполнение родителями или иными законными представителями своих обязанностей по соблюдению прав, защите законных интересов несовершеннолетних детей и обеспечению всестороннего физического, психического и нравственного развития ребенка в части принятия решений о медицинской или психиатрической помощи, существенно ограничено ст. 54 Закона № 323-ФЗ, разрешающей несовершеннолетнему в возрасте 15 лет и старше самостоятельно принимать решения, касающиеся его здоровья. Представляется, что данная норма не в полной мере позволяет обеспечивать осуществление родителями своих родительских прав, возложенных на них ст. 64 Семейного Кодекса РФ, в связи с чем нуждается в корректировке.

Кроме того, в настоящее время отсутствует федеральная целевая программа создания межрегиональных реабилитационных центров для разных категорий граждан, в т.ч. для несовершеннолетних, а также реабилитационных центров закрытого типа для осуществления принудительного лечения от алкогольной и наркотической зависимости по решению суда.

Вся реабилитационная работа по данному направлению сейчас возложена на субъекты РФ, значительная часть которых в силу ограниченности имеющихся средств, а главное - небольшого количества нуждающихся в таком лечении пациентов, не считают реабилитационную работу целесообразной и ограничиваются оказанием медицинской помощи на добровольной основе. Лечение же без последующей реабилитации зачастую неэффективно.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Минздраву России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по охране здоровья рассмотреть вопросы:

- увеличения до 18 лет возраста добровольного информированного согласия на оказание медицинской помощи несовершеннолетними, страдающими социально опасными и инфекционными заболеваниями (наркомания, токсикомания, шизофрения и иные психиатрические расстройства, туберкулез, ВИЧ, гепатит В) путем внесения поправок в ст. 54 Закона № 323-ФЗ и в ст.ст. 4, 7, 11, 12 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

- возможности принятия федеральной целевой программы, предусматривающей создание межрегиональных реабилитационных центров для разных категорий граждан, в том числе - для несовершеннолетних, а также реабилитационных центров закрытого типа для осуществления принудительного лечения от алкогольной и наркотической зависимости по решению суда.

 

3. В части проблем злоупотребления правами недобросовестными опекунами.

Вследствие отсутствия базы недобросовестных усыновителей и приемных родителей как на федеральном, так и на региональном уровне, органы опеки не могут объективно рассматривать каждого кандидата в приемные родители.

Так, в 2014 г. в отдел опеки одного из районов г. Тверь обратилась гражданка В. Собранные ею документы позволили получить положительное заключение на право быть приемным родителем. Лишь случайно сотрудникам органов опеки удалось идентифицировать личность В. как ранее уже бывшей приемным родителем. Причем договор с ней был расторгнут в 2009 г. по причине жестокого обращения с подопечным ребенком. В. поменяла место регистрации и даже сменила фамилию и имя, что позволило ей вновь взять на воспитание ребенка. В рамках проверки стандартного пакета документов, предоставляемого кандидатом в приемные родители, эти факты установить было невозможно.

Аналогичные ситуации могут произойти в случае переезда недобросовестного опекуна (приемного родителя) в другой регион.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Минобрнауки России рассмотреть вопросы:

- создания региональных (а в перспективе – федеральной) информационных баз недобросовестных усыновителей, опекунов и приемных родителей;

- внесения дополнения в п. 4 «Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423, наделив органы опеки и попечительства полномочием самостоятельно запрашивать из органов ЗАГС сведения о возможной смене персональных данных (фамилии, имени, отчества) кандидата в опекуны, попечители или приемные родители несовершеннолетних граждан.

4. В части права на выбор имени (изменение отчества) детей-сирот, не достигших 14 лет.

От Уполномоченного по правам человека в Тверской области Л.Мосолыгиной в Совет поступило обращение по системной проблеме права сирот на выбор имени.

Так, при рассмотрении обращения опекуна несовершеннолетнего Н. Уполномоченным был выявлен пробел в Федеральном законе от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», который не дает права на изменение отчества ребенку-сироте. Мать Н. указала в его свидетельстве о рождении вымышленное отчество, затем была лишена родительских прав. Ребенка воспитывает дедушка, которого Н. считает своим отцом. Ребенок испытывает дискомфорт от того, что отчество у него чужое. Однако федеральный закон предусматривает изменение имени, фамилии и отчества с возраста 14 лет. Дети, не достигшие возраста 14 лет, могут на основании решения органа опеки и попечительства изменить лишь имя и фамилию, причем только на фамилию другого родителя. И с такой просьбой могут обращаться только родители, но не опекуны. Возможность смены отчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вообще не предусмотрена. В связи с чем, Н. сможет поменять свое отчество только по достижении совершеннолетия.

В целях обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Совет рекомендует Минобрнауки России и Комитету Государственной Думы ФС РФ по образованию рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и предусмотреть право несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, на изменение отчества путем обращения с соответствующей просьбой его законных представителей, включая опекунов.

 

II. В части нарушения права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением, гарантируется ст. 42 Конституции РФ.

В рамках выездного заседания Совета Постоянной комиссией по экологическим правам (далее - Постоянная комиссия) с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, жителей Тверской области и привлеченных экспертов, с посещением территорий и объектов в Бежецком, Конаковском и Калининском районах Тверской области и предварительным посещением привлеченными экспертами объектов в Торопецком районе, были рассмотрены следующие проблемы, прямо влияющие на экологические права граждан.

 

1. Проблемы сохранности лесов Тверской области

1.1. Массовое огораживание и застройка лесов и побережий в Конаковском районе.

Конаковский район представляет собой самый ближний к Московской агломерации район Тверской области. Наличие Волги (Иваньковского водохранилища), сосновых боров, грибные и ягодные места, хорошая транспортная доступность обуславливают высокую рекреационную ценность природных территорий района. Это обуславливает высокую стоимость земельных участков в границах Конаковского района, особенно вблизи Волги.

В рамках выездного заседания Совета была проведена встреча с жителями города Конаково, поселков Карачарово и Энергетик (в присутствии министра лесного хозяйства Тверской области М.Н.Козлова, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления), осмотрены лесные участки в границах квартала 99 Вяземского участкового лесничества. Кроме того, были осмотрены и проверены на предмет доступности для граждан участки побережья Иваньковского водохранилища в окрестностях населенных пунктов Энергетик, Карачарово, в границах Вахонинского сельского поселения (д. Плоски и др.), осмотрены расположенные на этой территории скотомогильники сибирской язвы, изучена относящаяся к лесным участкам и участкам побережья документация, включая данные Публичной кадастровой карты.

В результате перечисленных действий установлено следующее.

1) Вопреки ст. 6 Водного кодекса РФ, береговая полоса водного объекта общего пользования - Иваньковского водохранилища на реке Волге - на осмотренных участках преимущественно недоступна для общего пользования граждан, и отделена заборами и (или) постройками. В границах Вахонинского сельского поселения доступны лишь отдельные небольшие участки береговой линии, один из которых сохранился незастроенным благодаря расположенному вблизи уреза воды скотомогильнику сибирской язвы. Установленное ст. 6 Водного кодекса РФ право каждого гражданина на доступ к водным объектам общего пользования и на пользование береговой полосой в Конаковском районе фактически не соблюдается.

2) Вопреки ст. 11 Лесного кодекса РФ, некоторые лесные участки, входящие в состав Тверского лесничества, обнесены заборами с запирающимися воротами и калитками. В частности, представители Совета посетили лесной участок с кадастровым номером 69:15:0000020:234, относящийся и согласно лесохозяйственному регламенту Тверского лесничества, и согласно данным Публичной кадастровой карты, к кварталу 99 Вяземского участкового лесничества. Участок обнесен металлическим забором с воротами, на которых прикреплено объявление, что "проход свободный", и указан телефон для обращений. Во время посещения участка представителями Совета ворота были открыты, но местные жители пояснили, что обычно они закрыты, а дозвониться по указанному в объявлении телефону чаще всего невозможно, или, если получается дозвониться, дается отказ в открытии ворот. Публичная кадастровая карта показывает массовое наложение и других участков с признаками застройки и огораживания на лесные участки, учтенные лесохозяйственным регламентом Тверского лесничества. Таким образом, установленное ст. 11 Лесного кодекса РФ право граждан на свободное и бесплатное пребывание в лесах в Конаковском районе фактически не соблюдается.

3) В квартале 99 Вяземского лесничества выявлены земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2117 и 69:15:0000020:2118 площадью 7,14 га каждый, поставленные на государственный кадастровый учет как участки земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности (несмотря на то, что согласно лесохозяйственному регламенту Тверского лесничества они входят в состав этого лесничества, а согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности). Участки полностью заняты лесом, и на протяжении последних как минимум нескольких десятилетий для сельскохозяйственной деятельности не использовались. Такая же ситуация наблюдается в кварталах 95 и 96 Вяземского участкового лесничества (земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000020:2084 и 69:15:0000020:2083, площадью 14 и 32,66 га соответственно). Вывод этих участков из государственной собственности создает условия для вывода их и из общего пользования граждан, что ведет к нарушению их (граждан) законных прав и интересов, а также имущественных интересов собственника лесных участков - Российской Федерации. В настоящее время суды первой инстанции удовлетворили иски природоохранной прокуратуры по этим участкам, но постановка их на кадастровый учет как земель сельхозназначения пока не отменена.

4) Лесной участок, включающий в себя территорию квартала 99 Вяземского участкового лесничества, передан в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО "Заповедные угодья". Приказом Департамента лесного комплекса Тверской области от 27 декабря 2010 г. № 107-у утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов по этому участку. Проектом предусматривается возведение в границах участка более двадцати "деревянных строений на столбчатых фундаментах, необходимых для функционирования арендованного участка в качестве объекта рекреации"; кроме того, в выделе 7 квартала 99 предполагается строительство объекта, "совмещающего функции кафе и небольшого досугового центра", а также возможность строительства причала. Судя по приведенным в проекте освоения лесов изображениям, предполагаемые строения представляют собой коттеджи - деревянные постройки из оцилиндрованного бревна или аналогичного материала высотой в два этажа или в два этажа с надстройками. Таким образом, фактически предусматривается превращение территории квартала 99 в группу расположенных среди леса коттеджей. Поскольку данный квартал представляет собой один из очень немногих сохранившихся вблизи г. Конаково на берегу Волги свободных лесных участков, его застройка неизбежно нарушит право жителей г. Конаково, поселков Энергетик и Карачарово, а также других населенных пунктов Конаковского района на благоприятную окружающую среду. Поскольку вся территория квартала 99 Вяземского участкового лесничества представляет собой лес, возведение предполагаемых строений невозможно без вырубки этого леса на площадях, которые будут использоваться для застройки. Это является прямым нарушением Лесного кодекса РФ, поскольку согласно ст. 41 этого кодекса "на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты" (в данном случае строительство коттеджей и аналогичных им строений с сохранением природного ландшафта и объектов растительного мира невозможно).

5) На территории квартала 99 Вяземского участкового лесничества, в границах лесного участка, предоставленного в аренду ООО "Заповедные угодья", располагается скотомогильник сибирской язвы, сохранившийся с 30-х г.г. прошлого века. Скотомогильник обустроен, огорожен металлическим забором и рвом, закрыт монолитной бетонной плитой и снабжен предупредительными аншлагами по периметру. Однако на государственный кадастровый учет он не поставлен, в лесохозяйственном регламенте Тверского лесничества не отражен, проект освоения лесов составлен без учета его нахождения в границах арендного участка, охранная зона вокруг скотомогильника не установлена. Фактически рекреационную деятельность предполагается организовывать на территории, окружающей скотомогильник. Указанные действия являются нарушениями пунктов 7.4 и 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы", требующих установления санитарно-защитных зон вокруг сибиреязвенных скотомогильников и исключения в этих зонах деятельности, связанной в том числе с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений.

6) Несмотря на то, что предполагаемая деятельность арендатора в квартале 99 Вяземского участкового лесничества прямо затрагивает экологические права и законные интересы местного населения (жителей Конаковского района), с населением эта деятельность не обсуждалась, ключевые положения проекта освоения лесов до граждан не доводились и в открытом доступе в сети Интернет не размещались. Тем самым был нарушен установленный ст. 1 Лесного кодекса РФ принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите и воспроизводстве.

В связи с изложенным, с целью восстановления нарушенных экологических прав граждан РФ, проживающих или отдыхающих в Конаковском районе Тверской области, и предотвращения подобных нарушений в будущем, Совет рекомендует:

1. Постоянной комиссии по экологическим правам обеспечить повторную, не позднее чем через год после выездного заседания Совета, проверку обеспечения прав граждан на свободный и бесплатный доступ в леса и на береговые линии в Конаковском районе, в особенности вблизи береговой линии Иваньковского водохранилища на участке в границах Вахонинского сельского поселения, вблизи поселков Энергетик, Карачарово, г. Конаково. Особое внимание обратить на ситуацию с земельными участками 69:15:0000020:2117, 69:15:0000020:2118, 69:15:0000020:2084 и 69:15:0000020:2083 (кварталы 95,96, 99 Вяземского участкового лесничества), и с лесным участком, переданным в аренду ООО "Заповедные угодья" (квартал 99 Вяземского участкового лесничества).

2. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре проверить законность проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО "Заповедные угодья" в части, касающейся возведения строений на столбчатых фундаментах, а также иных сооружений (объекта, "совмещающего функции кафе и небольшого досугового центра", причала и др.), невозможного без вырубки участков леса как минимум под контуры этих строений и связанной с ними инфраструктуры, и принять меры по проведению повторной экспертизы. Кроме того, принять меры по понуждению уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления к принятию мер по приданию оставшимся незастроенными участкам береговой линии статуса общественных зон отдыха, не подлежащих застройке.

3. Министерству лесного хозяйства Тверской области провести повторную экспертизу проекта освоения лесов ООО "Заповедные угодья" (по лесному участку в кв. 99 Вяземского участкового лесничества), и обеспечить соблюдение требований ст. 41 Лесного кодекса РФ в части сохранения природных ландшафтов и объектов растительного мира при использовании лесного участка, исключив возможность расчистки участков под строительство рекреационных объектов и инфраструктуры, а также пунктов 7.4 и 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы".

4. Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре проверить законность возведения заборов и сооружений, препятствующих свободному проходу граждан, по береговой полосе Иваньковского водохранилища в границах Конаковского района, в частности, в населенных пунктах Плоски, Энергетик, Карачарово и окрестностях, а также принять меры по освобождению береговых полос от незаконно возведенных заборов и строений, и по обеспечению свободного доступа граждан к берегу водохранилища.

5. Правительству Тверской области в соответствии с пунктом 7.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 "Профилактика сибирской язвы" и пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установить санитарно-защитную зону шириной 1000 метров вокруг сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в квартале 99 Вяземского участкового лесничества, и обеспечить контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения хозяйственной деятельности.

 

1.2. Рубки лучших деревьев и здоровых насаждений под видом санитарных в Торопецком лесничестве.

Постоянная комиссия по экологическим правам получила сообщение из Торопецкого района Тверской области о подозрительных выборочных и сплошных санитарных рубках за две недели до выездного заседания Совета. Согласно этому сообщению, в Торопецком районе под видом санитарных рубок проводилась рубка лучших деревьев (выборочная) или здоровых насаждений (сплошная), в том числе в лесах, имеющих особое значение для местного населения как места сбора грибов и ягод. Сообщение было проверено экспертами Постоянной комиссии за несколько дней до выездного заседания Совета. Кроме того, экспертами была проверена аукционная документация на:

- выполнение работ по защите лесов, воспроизводству лесов и уходу за лесом на территории лесного фонда Торопецкого отдела лесного хозяйства государственного казенного учреждения Тверской области "Торопецкое лесничество Тверской области" - 2015 год;

- выполнение работ по защите, воспроизводству лесов, отводу и таксации лесосек на территории Торопецкого отдела лесного хозяйства ГКУ "Торопецкое лесничество Тверской области" - 2016 год.

Организатор аукционов в обоих случаях - Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, заказчик работ - ГБУ "Тверьлес". Поскольку итоги обоих аукционов по Торопецкому лесничеству (2015 и 2016 г.г.) вызвали подозрения (в части реалистичности итоговой цены и возможности качественного выполнения лесохозяйственных работ за эту цену), экспертами была проверена аукционная документация по аналогичным аукционам 2015 и 2016 г.г. и по другим лесничествам Тверской области.

В результате перечисленных действий установлено следующее.

1) На обследованных лесных участках (не арендованных) в Торопецком районе господствующим видом хозяйственных мероприятий в лесах являются выборочные и сплошные санитарные рубки. На обследованных участках отведенных сплошных санитарных рубок и проведенных выборочных рубок признаков наличия оснований для назначения и проведения этих рубок выявлено не было. Проведенные выборочные санитарные рубки (на обследованных участках в кварталах 52, 63, 65 Торопецкого участкового лесничества) фактически представляли собой выборку наиболее крупных деревьев, с наибольшим диаметром ствола на высоте пня и без признаков ослабления роста, с оставлением в насаждениях после рубки значительной части ослабленных, поврежденных и погибших деревьев, а также большого количества деревьев с задирами, оставленными техникой, использовавшейся при проведении рубок. Фактически обследованные выборочные санитарные рубки представляли собой совершенно иное хозяйственное мероприятие - приисковые рубки, возможность проведения которых в течение уже нескольких десятилетий не предусматривается действующим законодательством из-за их отрицательного влияния на леса. На участке, где была назначена сплошная санитарная рубка (квартал 98 того же участкового лесничества) признаков повреждения или ослабления насаждений, которые могли бы служить основанием для сплошной санитарной рубки, не обнаружено.

Таким образом, обследованные выборочные и сплошные санитарные рубки в Торопецком районе (представляющие собой лишь очень малую выборку из общего количества рубок, проводимых согласно аукционной документации в Тверской области) представляют собой коммерческую заготовку лучшей древесины, и никакого отношения к собственно санитарным рубкам не имеют. Это приводит как к снижению качества, устойчивости и продуктивности лесных насаждений, так и к потерям бюджетной системы - поскольку стоимость древесины лучших деревьев (наиболее крупных) существенно отличается от стоимости древесины ослабленных и поврежденных, которые должны рубиться при настоящих санитарных рубках.

Частично это может компенсироваться обязанностью исполнителя проводить в рамках того же контракта и чисто затратные лесохозяйственные мероприятия (обработку почвы, лесовосстановление, уход за молодняками и лесными культурами, отвод лесосек). Однако, одно из таких мероприятий (прочистка в квартале 63 того же участкового лесничества) показало очень невысокое качество их выполнения. Целесообразность и законность разрешения приисковых рубок ради обременения исполнителя проведением других лесохозяйственных мероприятий вызывает в такой ситуации как минимум самые серьезные сомнения.

2) При документальной проверке было обнаружено в общей сложности 105 аукционов, проведенных за 2015-2016 годы на проведение комплекса лесохозяйственных работ в различных лесничествах Тверской области (Приложение 4). При этом в 100 случаях из 105 победителем аукционов становилось ООО "Гарант Лес", зарегистрированное менее чем за два месяца до объявления первого аукциона (ООО было зарегистрировано 29 апреля 2015 года, извещение о проведении первых аукционов на выполнение лесохозяйственных работ было опубликовано 21 июня 2015 г.). В одном случае победителем стало ООО "Альберо", в четырех - индивидуальные предприниматели.

Расчеты, приводившиеся в аукционной документации в разделах "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" серьезных подозрений не вызывают, и выглядят вполне реалистичными. При этом цены, предложенные победителями аукционов, в подавляющем большинстве случаев составляют очень малую долю от начальной цены. В трех случаях они составляют 95, 49 и 15%; в 84 случаях - от 9 до 11%, и в 18 случаях - от 4 до 8%.

Таким образом, участники и победители аукционов в 103 случаях из 105 предлагали на порядок меньшую цену выполнения работ, чем та, которая была рассчитана заказчиком. Поскольку цены на чисто затратные мероприятия были рассчитаны вполне реалистично, и существенно сэкономить на их проведении вряд ли было возможно (при условии качественного, соответствующего правилам, проведения) - такое значительное снижение цен по итогам аукционов позволяет предположить, что у их участников была иная мотивация, чем зарабатывание денег выполнением лесохозяйственных работ. С учетом того, что в Тверской области существует большое количество разнообразных потребителей деловой древесины, преимущественно хвойной, можно предположить, что такой мотивацией является получение льготного доступа к высококачественной древесине. Обнаруженные при полевой проверке в Торопецком лесничестве факты проведения приисковых рубок под видом выборочных санитарных подтверждают справедливость этого предположения.

Единообразие результатов по подавляющему большинству проведенных в 2015-2016 годах аукционов и радикальное снижение цены по сравнению с расчетной позволяет предположить, что проведение приисковых рубок под видом выборочных санитарных и сплошных рубок здоровых насаждений под видом сплошных санитарных может иметь в Тверской области массовый характер. Учитывая масштабы и количество запланированных рубок, сохранение этой практики в течение нескольких лет может привести к значительному ухудшению состояния лесов региона, снижению их биологической устойчивости и продуктивности, росту потерь. В дальнейшем разоренность лесов будет создавать самые серьезные экономические препятствия для восстановления и развития полноценного лесного хозяйства.

В связи с вышеизложенным, с целью предотвращения деградации лесов и нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, Совет рекомендует:

Федеральному агентству лесного хозяйства провести в бесснежный период комплексную проверку исполнения переданных органам государственной власти Тверской области лесных полномочий в части качества, законности и осмысленности лесохозяйственных работ, выполняемых ООО "Гарант лес" по контрактам с ГБУ "Тверьлес" (не менее чем по пяти лесничествам, располагающимся в разных частях региона). Обеспечить участие в проверке представителей ФБУ "Рослесозащита", экспертов Совета, а также заинтересованных научных и природоохранных организаций. В ходе проверки оценить правильность назначения и выполнения выборочных и сплошных санитарных рубок, а также лесохозяйственных мероприятий, которые могли выполняться за счет дополнительных источников финансирования, обеспеченных этими рубками. В случае, если проверка выявит массовые нарушения действующего законодательства (Лесного кодекса, Правил санитарной безопасности в лесах, Правил заготовки древесины, Правил ухода за лесами, Правил лесовосстановления и др.) при выполнении работ ООО "Гарант лес", принять меры по установлению виновных, привлечению их к установленной действующим законодательством ответственности, возмещению причиненного ущерба и предотвращению подобных ситуаций в будущем.

 

2. Проблемы сохранности особо охраняемых природных территорий Тверской области.

2.1. Несоответствие системы региональных ООПТ Тверской области действующему законодательству.

В соответствии с Перечнем особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 18.01.16 №4-кв, на территории Тверской области находятся 998 региональных особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ), представленных государственными природными заказниками и памятниками природы. В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в Гринпис от 29 октября 2015 г. № 9394-05, в настоящий момент положения и паспорта региональных ООПТ, а также картографический материал по ним, не разработаны и не утверждены. Кроме того, исходя из сведений, размещённых на Публичной кадастровой карте, территории, на которых находятся ООПТ, не поставлены на государственный кадастровый учет. Таким образом, в настоящий момент практически все региональные ООПТ в Тверской области не имеют утверждённых границ и режимов особой охраны, что является серьёзной угрозой для сохранения ценных природных территорий в Тверской области. Аналогичная ситуация сложилась и с охранными зонами ООПТ.

Встреча представителей Постоянной комиссии по экологическим правам и экспертов Совета и выступления участников на выездном заседании Совета показали, что в Тверской области не налажено должное взаимодействие между органами государственной власти, в чьей компетенции находятся региональные ООПТ, научными, общественными организациями и населением. Все без исключения стороны имеют серьезные претензии друг к другу по разным аспектам развития и функционирования системы ООПТ, причем часть этих претензий не обоснована и вызвана недостаточным уровнем понимания сторонами мотивов и принципов действия оппонентов. Эффективное взаимодействие между органами государственной власти и институтами гражданского общества по вопросам, касающимся ООПТ, в Тверской области не налажено, причем усилий по его налаживанию недостаточно как со стороны органов государственной власти, так и со стороны институтов гражданского общества.

Отсутствие у абсолютного большинства ООПТ Тверской области установленных режимов особой охраны, утвержденных и поставленных на кадастровый учет границ, а также ясных планов действий по решению этой проблемы в обозримом будущем, фактически приводит к тому, что обширная система региональных ООПТ в Тверской области не работает. Ситуация усугубляется конфликтами между сторонами, заинтересованными в развитии и эффективном функционировании этой системы.

Отдельного внимания требует ситуация с региональным памятником природы "Конаковский бор", вызвавшая большой общественный резонанс и остро негативную реакцию жителей города Конаково на происходящее сейчас изменение границ этой территории. Совет отмечает отсутствие конструктивного взаимодействия между органами государственной власти Тверской области и инициативными группами граждан - жителей Конаковского р& К оглавлению ↑

Ответ Генеральной прокуратуры Российской Федерации


К оглавлению ↑
Ответ Роспотребнадзора


 

К оглавлению ↑

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter