Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Псковской области

Содержание
Документы
Рекомендации Совета


РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го специального заседания в Псковской области 17 - 18 июля 2017 г.

17 - 18 июля 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Псковской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, психоневрологический интернат, областную клиническую больницу и госпиталь для ветеранов войн, производственно-интеграционные мастерские для инвалидов, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, исправительные учреждения и следственные изоляторы, специализированный склад временного хранения устаревших пестицидов, встретились с ветеранскими организациями и семьями военнослужащих Псковской дивизии ВДВ, провели рабочее совещание с руководством и судьями Псковского областного суда, посетили памятники федерального значения "Псковский кремль", музей-заповедник "Изборск" и др., провели прием населения в г. Псков.

Итоги работы в Псковской области были подведены на расширенном заседании Совета с участием руководства органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебной власти и правоохранительных органов Псковской области, а также общественности.

По результатам выездного заседания Совет принял следующие Рекомендации.

1. В части проблем льготного лекарственного обеспечения
населения Псковской области

По информации Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации:

По высокозатратным нозологиям

Численность граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей – 843 чел., из них воспользовалось правом на льготное лекарственное обеспечение – 438 чел.

По состоянию на 17 июля 2017 г.:
- обслужено 2090 рецептов;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов – 101.591,3 тыс. руб.;
- средняя стоимость 1 рецепта – 48.608,3 руб.

По состоянию на 17 июля 2017 г. в Псковскую область поступило централизованно закупленных на 2017 г. лекарственных препаратов на сумму 106.129,7 тыс. руб.

На отсроченном обеспечении стоит один пациент на препарат леналидомид, который не был поставлен по заявке на 2017 год. В настоящее время организовано перераспределение данного препарата из другого субъекта (Астраханская область). Препаратов с напряженными сроками нет. Списаний препаратов по программе ВЗН не было.

Лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Консолидированный норматив финансирования, с учетом межбюджетного трансферта на 2017 г. составил 159.811,5 тыс. руб. Численность граждан, включенных в региональный сегмент лиц, сохранивших за собой право на получение набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения по состоянию на 17 июля 2017 г., составляет 14.478 человек, из них воспользовались этим правом 8.308 человек (57,4 %).

По состоянию на 17 июля 2017 г.:
- обслужено 129.366 рецептов;
- на отсроченном обеспечении 35 рецептов;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов – 140.121,3 тыс. руб., в том числе на 86.356,2 тыс. руб. отпущено за счет средств регионального бюджета;
Средняя стоимость 1 рецепта – 1083,2 руб.

Каждый из обратившихся за получением льготных лекарств получил в среднем лекарственных средств на сумму 16.865,8 руб. при консолидированном объеме федерального финансирования 1 федерального льготника, состоящего в региональном сегменте федерального регистра, 10.951,1 руб. на год.

Лекарственное обеспечение граждан регионального уровня ответственности, в том числе обеспечение граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности (орфанные заболевания)

По программе «Региональная льгота» на 2017 год в бюджете Псковской области первоначально выделено 528,4 млн. руб. Дополнительно выделено 20 млн. руб. для обеспечения детей тест-полосками и расходными материалами для инсулиновых помп, а также 100 млн. руб. в июне 2017 г. Итого консолидированный объем финансирования региональных льготников в 2017 г. составил 648,4 млн. руб. (из них 228,4 млн. руб. израсходовано на обеспечение региональных льготников в 2016 г.).

По состоянию на 17 июля 2017:
- обслужено 94.263 рецепта;
- на отсроченном обеспечении 33 рецепта;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов региональным льготникам (т.е. гражданам, не имеющим группы инвалидности) – 146.443,0 тыс. рублей;
- средняя стоимость 1 рецепта –1553,56 руб., при этом средняя стоимость 1 рецепта по заболеванию сахарный диабет – 1046,10 руб., по заболеванию бронхиальная астма – 1248,20 руб., а рецепта на лекарственный препарат детям в возрасте до 3-х лет – 182,80 руб.

Каждый из региональных льготников, обратившихся за получением льготных лекарств, получил в среднем лекарственных препаратов на сумму 5583,46 руб. Лекарственное обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями дестабилизирует систему финансирования здравоохранения субъектов. Так, годовой курс лечения 5 пациентов Псковской области с заболеванием ночная пароксизмальная гемоглобинурия препаратом Экулизумаб (Солирис) сопоставим со средствами, необходимыми для оказания лекарственной помощи всем пациентам Псковской области, страдающим сахарным диабетом - около 150 млн. руб. Решением Псковского городского суда от 3 октября 2016 г. по делу № 2-4786/2016 на Комитет по здравоохранению и фармации Псковской области возложена обязанность обеспечить пациента солирисом.

Планируемый на 2017 год дефицит бюджетных средств на лекарственное обеспечение граждан (без учета расходов на снабжение медицинскими изделиями) составляет 479,8 млн. руб., в том числе – 87,7 млн. руб. по профилю онкологических заболеваний, 186,2 млн. руб. – по профилю орфанных заболеваний.

В бюджете Псковской области в 2017 г. также отсутствуют средства на обеспечение пациентов медицинскими изделиями. Для обеспечения пациентов, страдающих сахарным диабетом, только медицинскими изделиями необходимо 298,5 млн. руб.

В связи с недостатком финансирования программ льготного лекарственного обеспечения в июне 2017 г. Администрацией области выделено дополнительное финансирование в объеме 100 млн. руб. На все выделенные средства организованы закупки.

К сожалению, закупка лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, в том числе для обеспечения льготных категорий граждан, предполагает проведение регламентированных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) последовательных этапов процедуры закупок, каждый из которых должен осуществляться в соответствии с установленными временными рамками.

На практике процедура от момента внесения в план-график и до заключения Государственного контракта и начала поставок лекарственных препаратов составляет от 60 до 80 рабочих дней, из них самая длительная процедура – подписание контрактов не ранее, чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней после размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.

Длительность проведения закупочных процедур делает практически невозможным оперативное проведение закупки лекарственных препаратов.

Ключевыми проблемами в сфере здравоохранения, сдерживающими развитие региона и требующими решения на федеральном уровне в части льготного лекарственного обеспечения, являются:

1. Дефицит федерального финансирования с учетом необходимости обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в условиях массового предпочтения гражданами монетизации льгот;

2. Необходимость исключения дублирования мер государственной поддержки гражданам, отказавшимся от обеспечения лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в пользу денежной компенсации, при этом получающим препараты за счет средств регионального бюджета;

3. Длительность проведения закупочных процедур лекарственных препаратов в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

4. Льготное лекарственное обеспечение лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими орфанными заболеваниями, за счет средств региональных бюджетов.

1 мая 2017 г. в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок оплаты поставленного товара должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении принят проект федерального закона № 58940-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с изменением законодательства возникают вопросы в части реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжения о средствах, выделенных на лекарственное обеспечение федеральных льготников, поступают за 7 - 10 дней до начала периода предоставления льгот, а лимиты бюджетных обязательств на указанные цели доводятся в январе, предельные объемы финансирования – в феврале следующего года.

Так, средства на проведение закупок препаратов федеральным льготникам на 2017 г. выделены распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2016 г., а лекарства надо выдавать уже с 1 января. При этом, невозможно объявление закупочных процедур без доведения суммы декларированных обязательств федерального бюджета. Создание переходящего остатка лекарственных препаратов при текущем уровне финансирования из федерального бюджета практически неосуществимо.

Кроме того, приказ Минздрава России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» регламентирует сроки обеспечения льготных рецептов максимально в 15 рабочих дней, что противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Данная ситуация вызывает конфликт при обеспечении граждан лекарственными препаратами в случаях, если препарат вновь назначен или произведена смена терапии, а проведение закупки лекарственного препарата требует большого периода времени.

Отдельные положения вышеназванного приказа также не соответствует действующему порядку льготного лекарственного обеспечения, что требует издания нового приказа о порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Учитывая изложенное, Совет рекомендует Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность отмены монетизации льготы на лекарственное обеспечение, установленной Федеральным законом № 178-ФЗ, либо обеспечить устойчивое финансирование федеральной программы обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами в полном объеме и в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

2. Исключить дублирование источников для получения льготных препаратов в случае выбора пациентом денежного эквивалента при наличии права на получение набора социальных услуг (путём возможной отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890).

3. Для обеспечения равной доступности медицинской помощи для жителей всех субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части переноса финансового бремени по обеспечению пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, с регионального на федеральный уровень.

4. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части:
- сокращения сроков проведения процедур закупки лекарственных препаратов;
- предоставления права государственным заказчикам заключать государственные контракты на поставку лекарственных препаратов в сентябре-декабре текущего года на планируемый год в объеме, не превышающем 1/2 объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в текущем году;
- установления срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта продолжительностью не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке при условии поступления финансирования из федерального бюджета.

Минздраву России:
привести приказ Минздрава России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в соответствие с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части максимального срока обеспечения льготных рецептов.

2. В части ремонта здания и прилегающей территории
ГБУЗ Псковской области «Противотуберкулезный диспансер»

Главный корпус противотуберкулезного диспансера представляет собой кирпичное здание с комбинированными межэтажными перекрытиями (в помещении рентген-кабинета перекрытия бетонные, в остальных - деревянные). Общая площадь – 2394 кв. м, рабочая площадь – 1083 кв. м, площадь палат – 631 кв. м.

Отделение для лечения МЛУ туберкулеза закрыто с 2012 г. из-за аварийного состояния. Главный корпус диспансера построен в 1958 г. лимитом в 60 коек и в настоящее время не соответствует Санитарным правилам и нормам: площадь на 1 больного составляет лишь 3 кв. м при нормативе 7,5 кв. м. Кроме того, площадь помещений, приходящаяся на 1 кабинет амбулаторного приема в амбулаторном отделении для взрослых, также не соответствует требованиям Санитарных правил и норм и составляет 9 кв. м вместо регламентированных 18 кв. м.

В 2007 г. в главном корпусе заменена кровля, окна и сделан косметический ремонт 2 отделения (2 этаж), на 1 и 3 этажах ремонт не проводился.

С учетом изложенного Совет рекомендует Администрации Псковской области:
- принять исчерпывающие меры к приведению условий оказания медицинских услуг в ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (в том числе: провести косметический ремонт здания, включая фасад; привести в надлежащее состояние электрические сети; отремонтировать и выборочно заменить изношенное сантехническое оборудование; заменить изношенную систему отопления; организовать в здании приточно-вытяжную вентиляцию; заменить устаревшую систему пожаротушения (пожарный водопровод, гидранты) и отремонтировать пожарно-охранную сигнализацию; восстановить демонтированные пассажирский и грузовой лифты; организовать на всех трех этажах дополнительно по две туалетные комнаты для «грязной» зоны; установить шлюзы на всех этажах; оборудовать пандус, туалеты и парковки для инвалидов-колясочников; отремонтировать подъездные пути и ограждение).
 

3. В части обеспечения прав сету –
коренного малочисленного народа Псковской области

Коренной малочисленный народ сету проживает в 2 странах мира: около 250 сету живет в Псковской области, и еще от 2 до 10 тыс. сету – в соседней Эстонской Республике. Но именно в Печорском районе Псковской области находится родина сету. В 2010 г. в России сету были признаны самостоятельным народом, хотя в Эстонии они таковым не признаны.  

В Печорском районе Псковской области создана этнографическая деревня сету, которая является филиалом Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». В музее представлен традиционный хутор сету с кирпично-деревянным домом и каменным амбаром, в котором хранили все самое ценное, что могло пострадать во время пожара.

Вместе с тем, музей-заповедник «Изборск» имеет статус областного учреждения культуры. В штате музея – лишь 40 чел. (из них - только 15  научных сотрудников), еще 48 чел. находится за штатом. За 2016 г. музей принял порядка 420 тыс. посетителей. Руководитель общества сету - Хейле Маяк - заместитель директора музея по специальным программам.
Ежегодно при поддержке администрации Псковской области сету проводят лингвистический лагерь, в котором принимают участие около 50 детей.

В связи с изложенным Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть возможность придания музею «Изборск» статуса учреждения культуры федерального подчинения. Это, помимо прочего, позволит увеличить количество рабочих мест для русских и сету, проживающих в Печорском районе.

Минкультуры России совместно с Минсельхозом России:
- рассмотреть возможность создания этнографической усадьбы сету для поселения 10 молодых семей, готовых заниматься сельским хозяйством и традиционными промыслами, с возможностью последующего увеличения количества крестьянских дворов усадьбы в соответствии с пожеланиями молодых семей.

Администрации Псковской области:
- расширить поддержку лингвистического лагеря сету;
- ежегодно выделять по 5 - 7 грантов на развитие культуры сету, в т.ч. на издание букваря и учебника языка сету;
- предусмотреть квоту для учебы молодежи сету в высших учебных заведениях, исходя из потребности не менее 7 мест в год, включая привлечение сету, проживающих в Эстонии;
- оказать содействие в создании национально-культурной автономии сету.


4. В части решения проблем, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

Псковская область располагает огромным потенциалом культурного наследия, в составе которого: особо ценные и уникальные памятники архитектуры, музеи-усадьбы выдающихся деятелей отечественной культуры: А.С.Пушкина, М.П.Мусогского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В Ковалевской, города – крепости русского северо-западного порубежья. Бережное сбережение и рачительное использование этого национального богатства напрямую связано с вопросами организации и осуществления ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, регулируемыми в т.ч. и Законом № 44-ФЗ.

Многолетняя и повсеместная практика осуществления реставрационной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ отчетливо демонстрирует ряд проблем, возникающих при его реализации в сфере организации конкурсов и проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Многочисленные нарушения требований Закона № 44-ФЗ, либо ситуации, невозможные к разрешению в его рамках, указывают не только на недобросовестность подрядчиков и недоработки заказчиков, но и на системные проблемы его реализации. Так например, становится неосуществимым один из основных принципов научной реставрации, предполагающий, что изучение и принятие проектных решений на памятнике может продолжаться и в ходе проведения самих работ. Выявление новых обстоятельств в ходе реставрации неизбежно. Например, при замене оконных заполнений в Соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, на откосах были зафиксированы фрагменты стенописи XII в. Открытие привело к остановке контракта и продолжению работ только через год, после проведения консервации, и реставрации выявленной живописи. С учетом приоритета сохранности памятника  возможно было иное решение,  в рамках действующего договора с изменением видов работ и учетом позиции госзаказчика и подрядчика.  Также, с учетом сезонности реставрационных работ и особенностей финансирования, контракты, как правило, заключаются с большим отставанием от календарного начала года - такие жесткие сроки, в ряде случаев делают невозможным качественное исполнение работ. Существует целый ряд других значимых проблем и показательных ситуаций иллюстрирующих проблему.

Фактически, в сфере культурного наследия, Закон № 44-ФЗ не позволяет достигнуть целей, им же декларируемых, особенно в части «повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг».

Учитывая изложенное, Совет рекомендует Правительству Российской Федерации

- рассмотреть вопрос о разработке особого порядка определения исполнителей государственных заказов в сфере осуществления работ по сохранению объектов культурного наследия и последующего вывода этих работ из-под действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 

5. В части недопустимости сноса построек граждан в охранной зоне (зоне минимально допустимых расстояний) магистральных трубопроводов

На личном приеме к членам Совета обратилась семья жителей Псковской области, приобретшая в 2009 г. по договору купли-продажи дачу в садовом товариществе "Факел" Ядровской волости Псковского района. В соответствии с требованиями законодательства была произведена государственная регистрация права частной собственности на земельный участок, жилое строение и баню - без каких-либо обременений. Аналогичные свидетельства ЕГРП на право собственности - без обременений - ранее были выданы предыдущему собственнику землевладения.

По словам заявителей, они узнали о прохождении в 60 - 70 м от земельного участка магистрального газопровода высокого давления лишь в 2012 г., когда были установлены на местности соответствующие опознавательные знаки. Зона особых условий использования вышеуказанной территории внесена в ЕГРП только в 2014 г. Решением районного суда все постройки заявителей, включая забор, признаны самовольно возведенными и их предписано снести до конца 2017 г. за счет заявителей (решение не вступило в законную силу).

Судебное решение основано на ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которой здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

У Совета не вызывает сомнений, что если в отношении соответствующих земельных участков не было ни обременений в документах государственной кадастровой регистрации прав, ни опознавательных знаков на местности, то приобретшие такие объекты недвижимости граждане являются добросовестными приобретателями и не должны нести ответственность за указанное многолетнее бездействие собственников газопроводов. Тем более, что по общему правилу закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

Совет отмечет, что перенос участков магистральных газопроводов за пределы зоны минимально допустимых расстояний по отношению к зданиям и сооружениям, а не самих этих построек, был запланирован Правительством РФ для ряда подлежащих реконструкции газопроводов (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р  "http://base.garant.ru/71018706/" О схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта))".

В своих рекомендациях, приятых по итогам предыдущих специальных заседаний, а также в обращениях к председателю правления ПАО "Газпром" А.Б. Миллеру и министру энергетики России А.В. Новаку Совет неоднократно подчеркивал, что избираемый подразделениями ПАО "Газпром" способ защиты своих прав - снос построек за счет граждан - является ненадлежащим и расходится с конституционными требованиями о защите права частной собственности, обеспечении права каждого на жилище, недопустимости его произвольного лишения и запрете собственнику безосновательно нарушать права и свободы других лиц (статьи 17, 25, 35 и 40 Конституции РФ). В указанном и им подобных случаях следует рассматривать возможность применения новых технологий реконструкции газопроводов, обеспечивающих сокращение охранной зоны, что гораздо менее социально опасно и затратно, чем снос домов и других построек с переселением жителей.

Поручением Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1329 (пункт 1 "а") Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до 31 декабря 2017 г. внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий и сооружений, не относящихся к магистральным трубопроводам и расположенных в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов, при соблюдении следующих условий:
- права собственности на объекты и земельные участки зарегистрированы гражданами в установленном порядке;
- собственниками объектов предоставлены письменные подтверждения об отсутствии претензий, в том числе материальных, к организациям – собственникам магистральных трубопроводов в случаях возникновения аварийных ситуаций.

С учетом изложенного, во избежание дальнейшей социальной напряженности и с целью обеспечения конституционных прав граждан на охрану частной собственности, неприкосновенности и сохранения жилища, помимо выполнения поручения Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1329 (пункт 1 "а"), Совет рекомендует ПАО «Газпром» (а также ПАО "Транснефть") совместно с Министерством энергетики Российской Федерации:
- проработать возможность реконструкции трубопроводов вблизи населенных пунктов в указанных и в других спорных случаях, где построенные десятки лет назад отдельные дома и строения оказались на окраине границы охранной зоны трубопровода, с целью ее сокращения либо переноса части трубопровода за пределы территории населенного пункта. По судебным спорам целесообразно заключать мировое соглашение в апелляционной или кассационной инстанции либо на стадии исполнительного производства.
 

6. В части освобождения отдельных категорий граждан от платы
за капитальный ремонт занимаемых жилых помещений
в многоквартирных домах

На личном приеме к членам Совета обратилась 90-летняя жительница г. Псков, ветеран ВОВ и вдова ветерана ВОВ, инвалид 2-й гр., занимающая на праве собственности жилое помещение площадью 62 кв.м. В 2016 г. ей было отказано в освобождении от платы за капитальный ремонт занимаемого жилья в связи с превышением регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одного проживающего.
Согласно ч. 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ предусматривает возможность установления законом субъекта Российской Федерации льготы по уплате взноса на капитальный ремонт.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Комитету по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
- рассмотреть вопрос о внесении дополнения в часть 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ в части возможности освобождения законом субъекта Российской Федерации от расходов на уплату взносов за капитальный ремонт неработающих одиноких и одиноко проживающих граждан, достигших возраста 70 лет (независимо от площади занимаемого ими жилого помещения).
 

7. В части исключения города Себеж (включая озеро Ороно)
из территории Национального парка "Себежский"

При создании Национального парка «Себежский» в 1996 г. в его границы вошли земельные участки, изъятые из хозяйственного использования и находящиеся федеральной собственности, и земельные участки, не изъятые из хозяйственного оборота, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов и землях водного фонда.

Согласно пункту 17 Положения о  национальном парке "Себежский", утвержденного приказом Минприроды России от 12 октября 2016 г. № 528, на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время отсутствует порядок согласования режима использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определяющий действия органов федеральной исполнительной власти, региональной исполнительной власти и дирекции национальных парков. Также отсутствует утвержденный Административный регламент на оформление разрешения на строительство в границах ООПТ.

Проблема заключается в том, что в границы Национального парка «Себежский» входят территории ряда муниципальных образований https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD o "Себежский район"Себежского района: двух городских поселений: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6_%28%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29  "Себеж (городское поселение)"Себеж (7348 чел.), а также одного сельского поселения. В этой связи:

1. осуществление хозяйственной деятельности (в том числе и строительство граждан на собственных земельных участках и строительство юридическими лицами многоквартирных домов) на землях населенных пунктов, включенных в границы национального парка, необходимо согласовывать с Минприроды России;

2. муниципальному  унитарному предприятию «Райводоканал» Себежского района Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов отказано в регистрации Решения на право пользования водным объектом (озером Ороно) для целей сброса очищенных сточных вод.

По информации Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в рамках работы по подготовке пакета документов, необходимых для решения вопроса об исключении из границ ФГБУ «Национальный парк «Себежский» населенных пунктов, комитетом подобраны компенсационные земельные участки для включения в территорию национального парка без изменения категории земель, земли лесного фонда и земли категории сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 1284 га.
Между тем, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусмотрено изменение границ национальных парков, в том числе путем замены на другие земельные участки взамен изымаемых.

В этой связи Совет обращает внимание на то, что в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в настоящее время на рассмотрении находятся два законопроекта:
- № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий)», предполагающий включение в состав ООПТ и исключение из них земельных участков и водных объектов, «если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия».

По предложению Минприроды России изменение границ будет происходить в трех случаях: в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений, территорий, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства, и по отдельным решениям Президента Российской Федерации;
- № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», внесенный Правительством РФ, который предлагает дополнить Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» статьей, предусматривающей возможность изменения границ особо охраняемых природных территорий в случае исключения из их состава земельных участков, использование которых в соответствии с разрешенным использованием невозможно ввиду утраты ими особого экологического, научного и иного особо ценного значения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ таких особо охраняемых природных территорий.

Указанные законопроекты включены в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы на декабрь 2017 г.
Совет считает недопустимым внесение в законодательство подобных изменений, поскольку это может привести к изъятию из ООПТ ценных природных комплексов на значительных площадях и к утрате ООПТ своей ценности.

В то же время, имеются случаи неоправданного включения в границы национальных парков населенных пунктов, расположенных вблизи от границ парков, исключение которых не повлияет на целостность территории и функционирование парков.

В связи с этим, Совет считает целесообразным внесение изменений в законодательство, допускающее исключение из границ ООПТ земельных участков, расположенных в фактических границах поселений, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий, на дату издания соответствующего федерального закона. Такая формулировка позволит исключить г. Себеж из границ национального парка.

В качестве перспективных способов решения проблемы Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:


1. Проработать возможность внесения изменений в законодательство в части исключения земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания соответствующего федерального закона, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий;

2. Рассмотреть возможность и целесообразность внесения в Водный кодекс РФ изменений, позволяющих осуществлять сброс очищенных до соответствующих нормативов сточных вод в водные объекты, расположенные в границах ООПТ, примыкающие к населенным пунктам;
Минприроды России:
- Разработать и в установленном порядке утвердить Административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство в границах особо охраняемых природных территорий.

 

8. В части соблюдения прав человека в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Псковской области

В ведении УМВД России по Псковской области находится 15 изоляторов временного содержания, 1 спецприемник, 1 центр временного содержания иностранных граждан и 1 центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

В Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ) имеется 101 место и 8 коек в 2 изоляторах. Среднесуточная наполняемость - 60 человек. На момент посещения членами Совета в ЦВСИГе содержалось 75 человек. Свыше полугода содержится 20 человек.

Существует проблема документирования иностранных данных, подлежащих выдворению по решению суда. Хуже всего исполняют запросы на подтверждающие документы посольства Узбекистана и Молдовы (нередко вводят в заблуждение, утверждая, что материалы направлены). В 2017 г. 3 иностранца были освобождены судами по причине затягивания с получением ответов от посольств, еще у 3 истекает срок содержания в ЦВСИГ. Следует отметить положительную практику поддержки руководством ЦВСИГ ходатайств содержащихся иностранных граждан об освобождении из Центра.

В Центре имеется 3 фельдшера. За 2017 г. стоматологическая помощь оказана 2 чел. Выдворяемые проживают в комнатах на 3 и 2 человека. В каждой комнате есть табуретки, телевизор, электрочайник, холодильник, телефоны, розетки, тумбочка. В комнатах чисто, обеспечены надлежащие материально-бытовые условия. Кровати имеют деревянные основания.
В ходе посещения ЦВСИГ были получены жалобы от следующих иностранных граждан:

- С. является ВИЧ-инфицированным; иммунный статус снизился с 375 до 200 единиц; находится в Центре 2 мес., однако ВААРТ не принимает. Несмотря на то, что в справке на С. были указаны рекомендованные ему препараты антиретровирусной терапии, ему отказано в лечении со ссылкой на отсутствие лекарств.

- К. родился в Эстонии в 1986 г., однако гражданства Эстонии не имеет. В России проживает с 1994 г. В 2007 - 2016 гг.. отбывал наказание в исправительном учреждении. Находился под опекой бабушки-россиянки, которая умерла в 2005 г. Получил российский военный билет. Минюст России признал пребывание К. на территории России нежелательным, Псковский городской суд вынес решение о его выдворении, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ. Находится в Центре с 12 октября 2016 г.

- К. помещен в ЦВСИГ 15 июня 2017 г. Решение суда о помещении в ЦВСИГ ему на руки не выдано. Судебное решение опирается на решениеМинюста России о признании К. нежелательным иностранцем до 2024 г. Заявление о выдаче разрешения на временное проживание в России подано 25 апреля 2017 г. Находится в браке с гражданкой России К., проживающей в г. Белгород. В создавшейся ситуации К. не может быть выдворен за пределы России без ущерба для исполнения международных обязательств нашей страны.

- К. был признан нежелательным иностранцем 2,5 года назад при освобождении из исправительной колонии. Выехал из России в апреле 2015 г. и вновь въехал в конце мая 2015 г., после чего вновь был осужден. Просит быстрее отправить на Родину.

- П. был помешен в ЦВСИГ 14 февраля 2017 г. как гражданин Узбекистана. Имеется ответ Посольства Узбекистана о том, что данное лицо гражданином Узбекистана не является. В сложившейся ситуации его выдворение противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ.

- Ш., сын ветерана войны в Афганистане, гражданин Узбекистана поехал на родину, но был задержан на границе с Казахстаном по той причине, что не выплатил штраф в 27 тыс. руб., и отправлен в Псковскую область. Когда он пришел в миграционную службу в г. Пскове, чтобы уточнить про штрафы, его задержали и направили в суд как нарушителя миграционного законодательства. Переводчиком в суде обеспечен не был.

- П. просит ускорить выдворение; находится в ЦВСИГ 4 мес.

- К., уроженец г. Няндома Архангельской области; был прописан на Украине 6.02.1992 г., но гражданство Украины не принимал; постоянно проживает в России с 1992 г.

- К., гр. Молдовы, просрочил регистрации в России на 18 дней; добровольно возвращался в Молдову на автобусе, но был снят с автобуса полицией.

- Б., уроженец Латвийской ССР, проживал в России с 1993 года, служил в Псковской дивизии ВДВ с 1999 по 2001 гг.; освободился из УИС 18.11.2016; был помещен в ЦВСИГ для выдворения; является лицом без гражданства;

- Т., гражданин Украины, глухой, инвалид 3 гр., находится в ЦВСИГ 7 мес., проживал в г. Красный Лиман Донецкой области; просит проверить законность его выдворения на Украину;

- А. просит ускорить направление в Узбекистан;

- Г., является лицом без гражданства, помещен в ЦВСИГ 31.01.2017 г., на 4 запроса в Консульство Молдовы ответа нет. Вызывает сомнение законность его выдворения.

В изложенной части Совет рекомендует:

УМВД России по Псковской области и прокуратуре Псковской области:
- устранить отмеченные выше недостатки по делам перечисленных граждан.
- проверить сведения о нарушениях в работе ОМВД: З. г. Пскова – Ш. З. находился 16 часов, питания не получил; был выдан грязный матрас; ЛО полиции станции Псков - Пардаев Гайрат находился в отделе 10 часов, включая ночь, спальные принадлежности не были выданы; ОМВД Псковского района – К., инвалид 3-й группы, находился 3 суток в отделе полиции.

УМВД России по Псковской области, прокуратуре Псковской области, Псковскому областному суду:
- не допускать выдворения лиц без гражданства либо иностранных граждан, которые имеют близких родственников - граждан Российской Федерации;
- не допускать помещения в ЦВСИГ иностранных граждан, просрочивших срок действия миграционных документов, если те сами выезжают или готовы выехать в государство исхода.

УМВД России по Псковской области и Комитету по здравоохранению и фармации Псковской области:
- взять под контроль оказание медицинской помощи выдворяемым иностранным гражданам и лицам без гражданства.


9. В части посещения изолятора временного содержания при отделе полиции № 2 по г. Пскову УМВД России по Псковской области

17 июля 2017 г. члены Совета А.В. Бабушкин и М.Л. Шевченко при участии представителя ОНК Псковской области И.П. Матвеева, сотрудников прокуратуры и УМВД России по Псковской области посетили отдел полиции № 2 г. Псков и находящийся здесь же изолятор временного содержания (далее - ИВС). В ходе проверки установлено следующее.

Лимит наполнения изолятора – 11 мест. На момент посещения содержится 2 чел. В связи с ремонтом спецприемника ИВС используется также и как спецприемник, как место отбытия административного ареста.

Ведутся журналы вызова скорой помощи и первичного осмотра. Анализ записей в журнале показывает, что отсутствуют подразделения, в которых количество лиц, получивших травмы, слишком велико. Вместе с тем, представляется ошибочной практика направления материалов о получении травм до поступления в ИВС в адрес участковых уполномоченных полиции того же отдела, откуда поступили травмированные граждане.

Изучение накладных показывает, что 10 июля 2017 г. на завтрак на человека было выдано яйцо, чай с сахаром, хлеб пшеничный, 9 июля – то же самое, 7 июля – то же самое, 6 июля – то же самое. Настолько одинаковое меню недопустимо.

Кровати имеют деревянную основу. Имеется 1 комната свиданий. Свидания производятся через прозрачное стекло при помощи переговорного устройства. Данное устройство исправно.
Оборудованы ячейки для хранения вещей, в т.ч. для хранения документов. Имеется запас из более чем 10 настольных игр для выдачи в камеры. Заслуживает поддержки положительная практика ИВС по составлению каталога книг, имеющихся в библиотечке ИВС (листы описи заламинированы).

В изложенной части Совет рекомендует УМВД России по Псковской области:
- в книге первичного осмотра, кроме отсутствия жалоб на состояние здоровья, отмечать наличие или отсутствие видимых телесных повреждений и болезненных состояний;
- разнообразить меню и увеличить рацион питания на завтрак;
- в следственных кабинетах установить стул и столик для адвоката (следователя) и столик для допрашиваемого лица;
- обеспечить в душе регулировку температуры воды изнутри и установить полки для мыла и мочалок;
- обеспечить кровати второго яруса подъемными ступеньками и барьером безопасности;
- обеспечить возможность включать и регулировать радиоточку изнутри камеры;
- обеспечить наличие в камерах для административно арестованных информации о праве административно арестованных на свидание, прием передач и телефонные переговоры;
- провести проверку информации о том, что арестованный Я.  находился в отдел полиции Псковского района в течение 11 часов без матраса;
- установить в прогулочном дворе урны;
- установить 2 кровати для лиц, имеющих рост более 190 см.


10. В части решения проблем уголовно-исполнительной
системы Псковской области

В ходе выездного заседания члены Совета посетили ИК-2 УФСИН России по Псковской области, встретились с членами региональной общественной наблюдательной комиссии (ОНК), руководством УФСИН России по Псковской области.

В результате Совет считает возможным дать следующие рекомендации:
ФСИН России и УФСИН России по Псковской области:
- увеличить количество инфекционных коек в больнице ФКУЗ МСЧ № 78 (г. Псков);
- принять меры к сокращению нехватки конвойных сотрудников, что препятствует своевременному вывозу осужденных и заключенных под стражу лиц в медицинские учреждения;
- в медсанчастях ИК № 3, ИК № 5 и ИК № 6 ввести в штат врачей УЗИ и приобрести оборудование для проведения ультразвуковых исследований;
 - переводить больничные учреждения на новые стандарты площади, только если они расположены во вновь построенных либо реконструированных зданиях, т.к. иной подход приведет к сокращению количества коек;
- шире применять премирование аттестованных сотрудников УИС;
- в ИК-2 обеспечить замену пришедших в негодность матрацев новыми;
- оказывать всемерную помощь членам ОНК Псковской области в реализации их полномочий по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания;
- обратить внимание на повышенную влажность в СИЗО № 1 на посту, где находятся женщины;
- провести дезинсекцию камер СИЗО № 1.

Администрации Псковской области:
- для повышения занятости осужденных размещать заказы на производство товаров для государственных и муниципальных нужд на предприятиях УФСИН России по Псковской области;
- восстановить работникам школ, работающим в учреждениях уголовно-исполнительной системы, надбавки и доплаты за особые условия труда и напряженность, сниженные постановлениями Правительства Псковской области от 19 октября 2010 г. № 389 с 90 до 40 % от размера должностного оклада или нагрузки и от 23 марта 2015 г. № 161 (в действующей редакции)  до 20 %  без учета званий и заслуг педагогов (данные изменения затрагивают примерно 30  педагогов).

Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации:
- предоставлять МСЧ ФКУЗ № 78 пять паллиативных коек в год для лечения освобожденных по болезни лиц;
- провести проверку смерти обвиняемого Филиппова, у которого врачами МСЧ ФСИН был выявлен милиарный туберкулез в сочетании со СПИДом; однако врач городской больницы не согласился с компьютерной томограммой, признав диагноз недоказанным; между тем, после смерти Филиппова его диагноз подтвердился.

ФКУЗ МСЧ № 78 ФСИН России:
- в стоматологической практике неукоснительно обеспечивать приоритет зубопломбирования в сравнении с удалением зубов, не допуская удаления зубов, подлежащих лечению и тем самым сохранению;
- отметить положительную работу МСЧ № 78 по приобретению и использованию многофункционального прибора по контролю за микросредой в камерах и иных жилых помещениях ТКА-24;
- приобрести газоанализатор для анализа удельного веса в воздухе жилых помещений кислорода и углекислого газа.

Общественной наблюдательной комиссии Псковской области:
- принять меры, по возможности, к ежеквартальному осуществлению общественного контроля в отношении всех мест принудительного содержания, относящихся к ведению органов внутренних дел и УФСИН России по Псковской области;
- при наличии на то оснований активнее поощрять грамотами сотрудников ФСИН России и МВД России за содействие в обеспечении прав человека.


11. В части укрепления нормативно-правовой базы
развития гражданского общества

В целях дальнейшего развития гражданского общества в Псковской области, повышения гражданской активности, вовлечения населения в управлении делами государства Совет рекомендует:

Губернатору Псковской области:
1. Рассмотреть вопрос о создании Совета при губернаторе Псковской области по развитию гражданского общества и правам человека.
2. Рассмотреть вопрос о создании при Губернаторе Псковской области межведомственной рабочей группы – с участием представителей профильных общественных объединений – по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Администрации Псковской области:
- проанализировать сложившуюся в Псковской области практику привлечения негосударственных некоммерческих организаций к оказанию общественно полезных услуг и подготовить соответствующие предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства.

Псковскому областному Собранию депутатов:
- Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Псковской области от 15 декабря 2015 г. № 1605-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Псковской области" в части детализации правового статуса общественных инспекций и групп общественного контроля, а также особенностей осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в региональных социальных, медицинских и образовательных учреждениях закрытого типа;
- проработать вопрос о внесении изменений в региональное законодательство о порядке формирования состава мировых судей, предусмотрев их выборность населением;
- рассмотреть вопрос о законодательном закреплении участия представителей общественных организаций в наблюдении за выборами в органы местного самоуправления и Законодательное собрание Псковской области.

МИД России, ФСБ России:
- проработать вопрос об открытии пограничного перехода в Себежском районе, в месте пересечения государственных границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Латвийской Республики.

Настоящие Рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования  « _25_ »  октября 2017 г.

 

Председатель Совета                        М.Федотов


 Аналогичные проблемы вхождения населенных пунктов в границы национальных парков СЗФО существуют в Смоленской области, в которой в границы Национального парка «Смоленское поозерье» входит 80 % лесной территории, две деревни и п.г.т. Пржевальский (население 1.500 чел.); а также в Калининградской области, в которой в границы Национального парка «Куршская коса» входят три поселка: Лесной, Рыбачий и Морское.

 

 

 

 

 

 

К оглавлению ↑
Отзыв Минфина России

Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 14.11.2017 № П12-59162 рассмотрело рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го специального заседания в Псковской области 17-18 июля 2017 г. (далее - рекомендации), и сообщает следующее.

В части рекомендаций Правительству Российской Федерации по проблемам лекарственного обеспечения:

1. Минфин России поддерживает пункт 1 рекомендаций об отмене монетизации льготы на лекарственное обеспечение, установленное Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и сообщает о готовности рассмотреть соответствующие предложения Минтруда России с проектами нормативных правовых актов при их поступлении в установленном порядке.

2. Минфин России поддерживает пункт 2 рекомендаций об исключении дублирования источников для получения льготных препаратов в случае выбора пациентом денежного эквивалента при наличии права на получение набора социальных услуг (путём возможной отмены постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890) и сообщает о готовности рассмотреть соответствующие предложения Минздрава России с проектами нормативных правовых актов при их поступлении в установленном порядке.

3. В соответствии с пунктом 3 рекомендаций предлагается перенести финансовое бремя по обеспечению пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, с регионального на федеральный уровень.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий в области лекарственного обеспечения населения между уровнями публичной власти предусмотрено Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Установленное разграничение указанных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, направлено на совершенствование организационно-правового механизма государственного гарантирования права на охрану здоровья граждан, учитывает ранее сложившиеся подходы, связанные с распределением ответственности и взаимодействием органов различных территориальных уровней государственной власти применительно к данным отношениям, и тем самым обеспечивает основанную на принципе поддержания доверия населения к действиям публичной власти разумную стабильность и предсказуемость законодательной политики в области охраны здоровья граждан.

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов исходя из приоритетности расходных обязательств.

Следует отметить, что в целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая предназначена для обеспечения равных возможностей регионов по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики каждого региона с учетом социально-экономических, географических, климатических и иных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных (муниципальных) услуг в расчете на одного жителя.

Вместе с тем согласно протоколу совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 08.09.2017 № ДК-П12-238пр Минфину России совместно с Минздравом России поручено предусмотреть с 2019 года бюджетные ассигнования федерального бюджета на софинансирование расходов по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения редких (орфанных) заболеваний с учетом предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденного в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999.

4. В части вопросов по пункту 4 рекомендаций, которыми предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон о контрактной системе) следует отметить следующее:
- по вопросу сокращения сроков проведения процедур закупки лекарственных препаратов следует отметить, что указанное предложение реализовано статьей 83 Закона о контрактной системе в части возможности выбора в качестве способа определения поставщика запроса предложений (частью 3 статьи 83 Закона о контрактной системе устанавливается минимально возможный срок подачи заявок, составляющий пять календарных дней);
- вопросы предоставления государственным заказчикам права заключать государственные контракты на поставку лекарственных препаратов в сентябре-декабре текущего года на планируемый год в объеме, не превышающем Уг объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в текущем году требуют всесторонней проработки совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации и будут дополнительно рассмотрены в рамках работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закупок;
- предложение по установлению срока оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной слуги, отдельных этапов исполнения контракта продолжительностью не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке реализовано частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В части рекомендаций Правительству Российской Федерации по решению проблем, связанных с применением Закона о контрактной системе в сфере организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия предлагается рассмотреть вопрос о разработке особого порядке определения исполнителей государственных заказов в сфере осуществления работ по сохранению объектов культурного наследия и последующего вывода этих работ из-под действия Закона о контрактной системе.

Вместе с тем следует отметить, что в целях всестороннего качественного и полного исполнения условий контракта статьей 31 Закона о контрактной системе устанавливаются единых требований к участникам закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, принятым в развитие статьи 31 Закона о контрактной систем, установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, в том числе работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

К оглавлению ↑

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter