Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Отзывы на Рекомендации по итогам специального заседание "Собирание соотечественников во благо России"

Содержание
Документы
Рекомендации по итогам спецзаседания "Собирание соотечественников во благо России"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России»


 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) на своем 59-м специальном заседании на тему «Собирание соотечественников во благо России» 17 апреля 2018 г. обсудил проблемы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Госпрограмма), повышения миграционной привлекательности для соотечественников регионов Дальнего Востока, проблемы правового положения соотечественников с неурегулированным правовым статусом и переселенцев из юго-восточных областей Украины, а также вопросы жилищного обустройства вынужденных переселенцев.

По итогам обсуждения докладов руководителей Главного управления по вопросам миграции МВД России, Минвостокразвития России, представителей Минтруда России, Минздрава России, Минобрнауки России, Федерального агентства по делам национальностей, Пенсионного фонда Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, ученых и экспертов общественных организаций Совет принял настоящие Рекомендации.

В общественном мнении миграция продолжает рассматриваться в основном как миграция трудовая, что неоправданно затмевает системные проблемы переселения в Россию самых желанных для россиян мигрантов - соотечественников, оказавшихся после распада СССР за пределами своей исторической родины. С учетом естественной убыли населения и повышения темпов его старения в России пустеют стратегически важные местности (особенно дальневосточные регионы), усиливается нехватка трудовых ресурсов, прежде всего, молодежи и квалифицированных рабочих. Страна нуждается в переселении на Родину этнически и культурно близких россиянам соотечественников.

Несмотря на то, что создание условий и стимулов для переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, определено одним из важнейших приоритетов в принятой в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, существующие механизмы привлечения в Россию соотечественников недостаточно эффективны. Совет неоднократно проводил специальные заседания по теме миграции и принимал рекомендации по совершенствованию миграционного законодательства и гуманизации практики его применения, прежде всего, для исключения препятствий к переселению в Россию соотечественников.


 

  1. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РОССИИ ЛИЦ С НЕУРЕГУЛИРОВАННЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ ИЗ ЧИСЛА БЫВШИХ ГРАЖДАН СССР И ИХ ПОТОМКОВ

В Рекомендациях, принятых по итогам 24-го специального заседания Совета на тему: «Об обеспечении прав иностранных граждан в ходе процедур экстрадиции, депортации, выдворения и получения убежища в Российской Федерации», состоявшегося 4 февраля 2014 г., Совет обращал и вынужден вновь обратить внимание на то, что длительное время разрабатывается и так и не принят нормативный правовой акт об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства.

В связи с этим, указанные лица даже при подтверждении своей личности не могут получить соответствующий основной удостоверяющий личность документ, действующий до получения ими разрешения на временное проживание. В результате законно находящиеся на территории России лица без гражданства не могут реализовать ряд неотчуждаемых конституционных гражданских, социальных, политических и других прав, включая трудоустройство, медицинское и иное социальное обеспечение.

По результатам посещений Центров временного содержания иностранных граждан и домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства члены Совета свидетельствуют о нахождении недокументированных лиц без гражданства практически в каждом таком учреждении в разных субъектах Российской Федерации. Вынужденное многолетнее нахождение лиц без гражданства в положении недокументированных изгоев грубо нарушает их законные права, а также интересы общества и государства.

Остается нерешенной в полной мере проблема правового положения в России лиц с неурегулированным правовым статусом из тех, кто въехал в страну на постоянное проживание из стран ближнего зарубежья, а также их детей и внуков, проживающих в России длительное время (5 и более лет). В ноябре 2012 г. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - ФЗ «О гражданстве РФ») был дополнен новой главой 8.1, позволившей оформить гражданство тем, кто давно въехал в Россию, но по каким-либо причинам не приобрел гражданство Российской Федерации либо приобрел его с нарушением установленного порядка оформления. В декабре 2016 г. действие главы 8.1. было продлено до 1 января 2020 г. К этому времени многие оставшиеся старые «нелегалы» смогут пройти процедуру признания либо предоставления гражданства РФ.

Между тем, отдельные категории соотечественников не могут воспользоваться данной процедурой. Прежде всего, это тысячи соотечественников, в том числе выходцев из России, вернувшихся в Россию после ноября 2002 г., а также те, у кого из-за ошибок делопроизводства был изъят и признан недействительным российский паспорт, полученный после 1 июля 2002 г. Эти лица, проживающие в России в течение 10 - 15 лет, остаются нелегалами, причем многие из них - на своей родине. Дети соотечественников, приехавшие в Россию до ноября 2002 г., но родившиеся после 1991 г., также не подпадают под указанный упрощенный порядок восстановления российского гражданства.

Совет вынужден обратить внимание и на длительное проживание в Российской Федерации без определенного правового статуса граждан Республики Афганистан, прибывших на территорию РСФСР до 1991 г. Значительная их часть - это дети-сироты, вывезенные из Афганистана в советское время. Наша страна приняла на себя юридическую ответственность за их судьбы. Связь с Афганистаном у них давно утрачена, и они образовали семьи в России.

Легализация данных лиц не должна зависеть от того, как сложилась их судьба после 18 лет, когда они покинули детские дома, и государство сняло с себя обязанность по их социальному и жилищному обеспечению (т.к. они не имеют гражданства Российской Федерации). Совет считает оптимальным документирование граждан Афганистана указанной категории видами на жительство.

С учетом изложенного, Совет вновь рекомендует:

1. МВД России принять меры к ускорению разработки и принятия нормативного правового акта об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства;

2. Администрации Президента РФ, Государственной Думе ФС РФ и Правительству РФ рассмотреть возможность реализации, прежде всего, трех важнейших системообразующих преобразований:

- провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России в течение, например, пяти лет, ставших «нелегалами поневоле» из-за несовершенства законодательства, собственной неосведомленности или вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, выдав им в упрощенном порядке, без штрафов, вид на жительство либо предоставив право на приобретение гражданства Российской Федерации (эта акция не относится к трудовым мигрантам, пребывающим в России временно);

- отменить для соотечественников - переселенцев институт разрешения на временное проживание в Российской Федерации как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству;

- установить репатриационный характер порядка приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции.

На необходимость принятия указанных преобразований Совет обращал внимание в Рекомендациях по итогам 47-го специального заседания на тему «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики», состоявшегося 20 апреля 2016 г. Спустя
2 года Совет с сожалением вынужден констатировать, что ничего из этого не выполнено, несмотря даже на призывы Президента Российской Федерации к максимальному разбюрокрачиванию вопросов собирания народа, упрощению процедуры получения российского гражданства, особенно для выходцев из бывших республик СССР.

3. С целью исключения дальнейшего нелегального нахождения в Российской Федерации граждан Афганистана, прибывших (вывезенных) на территорию СССР до 1991 г., Совет рекомендует МВД России и Минюсту России принять меры к предоставлению вида на жительство либо иного официального правового статуса длительно проживающим в Российской Федерации фактически гражданам Республики Афганистан, прибывшим на территорию РСФСР до 1991 г., а также их потомкам.


 

II. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ

В 2012 году принята новая редакция Госпрограммы, которая приобрела бессрочный характер и расширила круг соотечественников, которые могут участвовать в ней. Позже в нее внесены дополнения, расширяющие возможности для ее участников: вступить в Госпрограмму могут переселенцы с Украины, прибывшие в массовом порядке в 2014 - 2015 годах; также они имеют право получить вид на жительство, минуя разрешение на временное проживание. В частности, Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2018 г. № 109 им дано право повторного участия в Госпрограмме, если что-то не сложилось с первого раза, а также урегулировано право на участие в Госпрограмме в случае расторжения брака между членами семьи в период ее действия.

На Госпрограмму возлагались большие надежды по улучшению демографической ситуации в России: считалось, что в год будет переселяться не менее 300 тыс. человек. Только за первые три года из бюджета было выделено 14 млрд. рублей. Однако за прошедшие 11 лет госпрограммой воспользовались около 700 тыс. человек (причём всплеск произошёл в 2014 - 2016 годах с прибытием украинских переселенцев).

Неоспоримым преимуществом участников Госпрограммы и членов их семей является возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Но для многих соотечественников сохраняется проблема воспользоваться этой возможностью из-за абсурдного требования о необходимости наличии регистрации по месту жительства в России. Главное несоответствие между заявленной в названии Госпрограммы целью: «содействие добровольному переселению соотечественников» и ее реальной направленностью в том, что Госпрограмма является фактически оргнабором культурно-адаптированной рабочей силы и не имеет репатриационного характера. Право на участие в ней жестко привязано к потребностям того или иного региона в трудовых ресурсах (что отражается во всех региональных программах, утверждаемых Правительством РФ).

К важнейшим проблемам реализации Госпрограммы относятся:

1. Увеличивающееся на стадии подачи заявлений количество отказов заявителям на участие в Госпрограмме по профессии, квалификации, стажу работы, возрасту и другим не предусмотренным законом основаниям;

2. Невыдача письменного отказа, выдача немотивированного отказа либо отказ в участии по несущественным основаниям (и это при существовании системы оказания коммерческих услуг по предоставлению возможности вступления в Госпрограмму). В регионах постоянно увеличивается количество незаконных оснований отказа в участии в Госпрограмме. Так, в Воронежской области требуется стаж работы по специальности не менее 6 мес. непосредственно перед обращением, а в Калужской области – не менее 1 года. В Курской области в Госпрограмму принимается только претендент, нашедший вакансию именно на сайте областного Комитета по труду и занятости населения. Совет вынужден обратить внимание на предусмотренное подпунктом «б» пункта 6 Госпрограммы понятие участника Госпрограммы – это соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Госпрограммой, а не субъектами Российской Федерации;

3. Отсутствие прозрачности в работе комиссий по согласованию и утверждению участников Госпрограммы, излишне субъективный подход при вынесении решений;

4. Нарушение прав переселенцев законодательным требованием иметь в России регистрацию по месту жительства (при массовых немотивированных отказах в регистрации, причем даже в собственном жилье; отказах в приеме документов на получение разрешения на временное проживание, вида на жительство в РФ, гражданства при отсутствии регистрации по месту жительства). В связи с тем, что участники Госпрограммы, как правило, не имеют принимающей стороны, они испытывают сложности даже при постановке на миграционный учет, в связи с чем нередко вынуждены вставать на миграционный учет и регистрироваться в «резиновых квартирах», за что впоследствии могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение режима пребывания с последующим отказом в продлении регистрации, оформлении разрешения на временное проживание, вида на жительство и гражданства Российской Федерации. Более того, даже купив собственное жильё, участник Госпрограммы может встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства по разрешению на временное проживание в нём только сам, остальных же членов семьи приходится регистрировать где придётся. Неудивительно, что при таком положении миграционные органы при проверке нередко не обнаруживают заявителя по указанному адресу, что часто становится основанием отказа участникам Госпрограммы в приобретении российского гражданства;

5. Применение к участникам Госпрограммы правила «90 на 180», по которому иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180-ти, с последующим выдворением в государство выезда и запретом на въезд;

6. Отказы в участии в Госпрограмме без разрешения на временное проживание украинским переселенцам, прибывшим в Россию позднее февраля 2016 г. (не в экстренном порядке), отказы им в квоте на выдачу разрешения на временное проживание;

7. Невыполнение государственных обязательств по финансированию Госпрограммы: задержки выплат, необоснованные отказы в отдельных видах выплат, невозможность из-за больших нерегулируемых очередей подать документы на выплаты;

8. Слабая организация работы миграционных структур и нехватка сотрудников, что приводит к большим очередям и нередко невозможности участникам Госпрограммы в требуемые сроки оформить установленный законом статус;

9. Проблемы оформления гражданства детям участников Госпрограммы, родившимся на территории России в период оформления гражданства родителей. Все чаще встречаются случаи отказов во внесении детей в заявление на приобретение российского гражданства одного из родителей, если у таких детей отсутствует разрешение на временное проживание;

10. Увеличивающееся количество претендентов на участие в Госпрограмме, слабо владеющих или вообще не владеющих русским языком, а также выезд участников Госпрограммы для проживания обратно в государство выезда;

11. Признание только тех переводов документов, которые сделаны в России;

12. Неоптимальный график работы подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России. Регистрация участника Госпрограммы производится всего 2 дня в неделю, а дактилоскопия – 1 день в неделю, что вызывает большие очереди;

13. Выдворение участников Госпрограммы за пределы Российской Федерации за два любых административных правонарушения с запретом на въезд. Такие случаи регулярно происходят в разных регионах. В результате проблем, возникающих при подаче документов для получения разрешения на временное проживание или гражданства РФ, участники Госпрограммы всё чаще получают отказы в получении статуса, попадая под действие нормы «90 на 180». Если участник Госпрограммы за 90 дней не успел подать документы для получения разрешения на временное проживание, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания (временной регистрации) в России. Необходимо исключить необоснованные административные барьеры и волокиту для участников Госпрограммы и установить четкие гарантии их невыдворения из-за проблем в организации работы ведомств и проволочками не по вине самих людей.

В части проблем пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации из числа участников Госпрограммы

Для назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы подразделения Пенсионного фонда России требуют наличие регистрации по месту жительства в России. Проживающим в съемном жилом помещении, но с регистрацией по месту пребывания, в назначении пенсии отказывают. Более того, отказывается в продолжении выплаты пенсии даже тем иностранным гражданам, которым до этого в России выплачивалась пенсия по виду на жительство.

Существуют и другие проблемы с начислением пенсий. Так, в ряде случаев не учитывается стаж, приобретенный после 1991 г. Подразделения Пенсионного фонда России не принимают справки от заявителя, поскольку сами направляют запросы и ждут ответы до 6 месяцев. В связи с отсутствием официальных ответов сотрудники Пенсионного фонда России не проверяют заранее (до получения вида на жительство или приобретения гражданства Российской Федерации) документы заявителей, чтобы указать на возможные неточности в целях их оперативного исправления.

Зачастую, после непоступления ответов из Узбекистана или Украины на запросы, даже при наличии трудовой книжки и необходимых справок подлежащий подтверждению трудовой период не включается в стаж. Законопослушные заявители не должны нести ответственность за бездействие органов власти государства его прежней гражданской принадлежности, включая возможные политические обстоятельства.

В части реализации права на обязательное медицинское страхование/

Согласно подпункту «г» пункта 19 Госпрограммы участник Госпрограммы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, до получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации участник Госпрограммы вынужден оплачивать оказание ему медицинской помощи (медобследование и сдачу анализов), что существенно затрудняет жизнеобеспечение малоимущих переселенцев из социально незащищенных категорий, составляющих значительную часть соотечественников, переселяющихся из государств СНГ.

В части разработки и реализации Федеральной миграционной программы

Миграционная ситуация в России на протяжении последних двух десятилетий продолжает ухудшаться. Сокращается миграционный прирост населения (целью является его рост), сохраняется стабильно высокий уровень нелегального привлечения и использования иностранной рабочей силы (цель – сокращение нелегальной миграции), процессы внутрироссийской миграции направлены с Востока на Запад (цель - сохранение населения в восточных регионах). Статистически отмечаемый миграционный прирост объясняется недоучетом эмиграционных процессов. Единственная федеральная программа в области миграции (Госпрограмма) показала себя неэффективной с точки зрения материальных и административных затрат и полученных результатов.

В связи с этим, учитывая многоаспектный характер причин, факторов, механизмов и инструментов миграционной политики, необходимость консолидированных действий органов законодательной и исполнительной власти экономического, социального и правоохранительного блоков, для достижения актуальных целей государственной миграционной политики предлагается возобновить разработку и реализацию Федеральной миграционной программы (далее в данном разделе - Программа).

Основными блоками Программы должны стать:

- нормативно-правовое обеспечение;

- мероприятия в области содействия переселению на территорию РФ;

- регулирование привлечения иностранной рабочей силы;

- инструменты и механизмы для сдерживания оттока и содействию заселения регионов Сибири и Дальнего Востока;

- информационное (включая статистическое) обеспечение реализации государственной миграционной политики, разработка и внедрение информационных платформ на базе современных IT-технологий.

Финансирование Программы должно осуществляться за счет средств федерального бюджета с привлечением материальных ресурсов, получаемых от отдельных мероприятий программы. Отдельные фрагменты, а также большая часть мероприятий могут осуществляться на принципах самоокупаемости (доходы от платы за отдельные процедуры и направляться на расходные части Программы).

Целесообразно закрепить функциональные обязанности по реализации Программы за профильными министерствами и ведомствами, а разработку Программы поручить профессионально подготовленной рабочей группе экспертов.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

1. Правительству РФ рассмотреть возможности:

- возобновления разработки Федеральной миграционной программы при ее финансировании из федерального бюджета с привлечением материальных ресурсов, получаемых от реализации отдельных мероприятий программы;

- модернизации Госпрограммы, включая оптимизацию расходов на государственные гарантии и меры социальной поддержки в зависимости от приоритетности выбранной территории вселения;

- усовершенствования оснований и процедуры миграционного учета участников Госпрограммы с учетом отсутствия у большинства переселенцев «принимающей стороны», а также обеспечить миграционный и регистрационный учет всех членов семьи участников Госпрограммы по адресу жилого помещения, правообладателем которого является любой из членов данной семьи;

- отмены установленного в части 7 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» требования об обязательности наличия в России регистрации по месту жительства для приобретения гражданства Российской Федерации участниками Госпрограммы, проживающих за рубежом, заменив наличием миграционного учета в регионе вселения;

- нормативно-правовой регламентации запрета предъявления к участникам Госпрограммы ограничительных требований по возрасту, уровню образования, специальности, квалификации и др., не предусмотренных и не вытекающих из Госпрограммы;

- выявления и анализа причин несвоевременной выплаты подъемных и возмещения затрат, связанных с переездом участников госпрограммы, а также несоблюдения 60-дневного срока оформления и выдачи свидетельств участников Госпрограммы;

- разработки и внедрения цифровой миграционной платформы в целях упорядочения миграционных потоков, упрощения миграционных процедур, снижения численности недокументированных мигрантов и обеспечения защиты прав мигрантов;

- разработки процедуры дистанционной подачи документов для участия в Госпрограмме через сеть Интернет;

- создания информационного раздела на портале Госуслуг в сети Интернет, посвященного Госпрограмме, возможностям участия в ней и актуальным и проблемным вопросам, сопровождающим переселение, включая формы и виды государственных гарантий и социальной поддержки в соответствующих территориях приоритетного заселения. Имея успешный опыт создания аналогичного раздела для украинских беженцев, Совет готов принять самое активное участие в разработке данного информационного раздела для участников Госпрограммы;

- размещения на официальном сайте МВД России или в Автоматизированной информационной системе «Соотечественники» (далее – АИС «Соотечественники») актуальной аналитической информации об итогах реализации Госпрограммы в разных субъектах Российской Федерации и лучших практиках, применяемых уполномоченными органами.

2. Главному управлению МВД России по вопросам миграции:

- обеспечить беспрепятственный прием изготовленных за пределами Российской Федерации переводов документов, при условии их легализации (в случае наличия условия такой легализации, в зависимости от государства выезда);

- рассмотреть возможность увеличения количества сотрудников в представительствах России за рубежом;

- увеличить количество дней для оформления регистрации участников Госпрограммы в подразделениях ГУВМ МВД России.

3. Пенсионному фонду РФ:

- проанализировать практику назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы;

- принять меры к недопущению отказов в ее назначении по основаниям, связанным с отсутствием у участника Госпрограммы регистрации в России по месту жительства, при условии прекращения выплаты ему пенсии в государстве прежнего проживания;

- совместно с Минтрудом России разработать упрощенный механизм подтверждения стажа работы, профессии, должности, размера заработной платы и др. в случае длительного неполучения подразделением Пенсионного фонда России ответа на запрос из иностранного государства.

4. Минздраву России рассмотреть возможность включения участников Госпрограммы и их детей в региональные территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе в период до выдачи им полисов обязательного медицинского страхования.

 

III. ПРОБЛЕМЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОЦЕДУРЕ НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

На необходимость серьезного упрощения системы приобретения гражданства Российской Федерации, прежде всего, молодыми, хорошо образованными людьми неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации в посланиях Федеральному Собранию РФ. В 2014 году появилась новая категория переселенцев - носители русского языка. Они получили право на упрощенное приобретение российского гражданства. Однако основным препятствием к его реализации является невозможность для граждан отдельных иностранных государств выполнить требования закона в части подтверждения выхода из прежнего гражданства. В 2017 году данное препятствие было снято только для граждан Украины. Между тем, граждане Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Молдовы не могут получить документы о выходе из имеющегося гражданства в сроки, установленные российским законом, что становится непреодолимым барьером к получению российского паспорта носителями русского языка.

Более того, иностранных граждан указанной категории лишают вида на жительство, если за два года с момента его получения носители русского языка не смогли получить справку от иностранного государства о том, что они вышли из имевшегося гражданства, и в связи с этим не смогли подать заявление на российское гражданство.

Еще один барьер перед носителями русского языка заключается в том, что данный статус не могут получить представители народов России, не способные документально подтвердить постоянное проживание своих прямых предков на территории в границах современной Российской Федерации. Учитывая, что во многих случаях соотечественники проживают в постсоветских государствах в трех и более поколениях и не имеют в России близких родственников, найти архивные документы о проживании на территории современной России их предка в четвертом колене для них практически невозможно.

Указанные проблемы частично разрешает проект Федерального закона № 69201-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка», внесенный в Госдуму 30 декабря 2016 г.

 

  1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕГИОНЫ ПРИОРИТЕТНОГО ЗАСЕЛЕНИЯ, ВКЛЮЧАЯ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одного из основных направлений государственной миграционной политики определено создание условий и стимулов для переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом. Эта работа строится на основе Госпрограммы, которая является одним из элементов, способствующих демографическому развитию отдельных субъектов России, а также нацелена на стимулирование процесса переселения в стратегически важные регионы России, испытывающие острый дефицит трудовых ресурсов (Байкальский регион и Дальний Восток).

Концепцией демографической политики на Дальнем Востоке на период до 2025 года к основным направлениям демографической политики на Дальнем Востоке относится содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ. Для этого необходимо: обеспечить создание дополнительных условий и стимулов для переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе старообрядцев, в регионы Дальнего Востока на постоянное место жительства.

Заслуживают внимания предложения по пилотной проработке в отдельных регионах Дальнего Востока дополнительных возможностей для привлечения в них участников Госпрограммы, которые затем могут быть распространены на другие субъекты Российской Федерации, включая остальные территории ДВФО.

Количество участников Госпрограммы, переселяющихся в субъекты Дальнего Востока, составляет всего 4 % от общего числа ее участников, причем за последние 2 года этот поток уменьшился на 1/3. Многие граждане переселяются на Дальний Восток транзитом, чтобы затем уехать в другой регион. Целесообразно сделать программы содействия переселению на Дальний Восток частью государственной миграционной политики субъектов Российской Федерации ДВФО.

В связи с выездом местных жителей из регионов Дальнего Востока, количество за последние годы снизилось с 8 до 6,5 млн. чел., и появилось много свободного муниципального жилищного фонда, часть которого нуждается в небольшом ремонте.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Правительству РФ рассмотреть возможности:

- переформатирования Госпрограммы на приоритетное переселение соотечественников в регионы Дальнего Востока, предусмотрев предоставление в данных регионах основных преференций (в сравнении с другими территориями заселения);

- разработки проекта Федерального закона, регулирующего вопросы предоставления земельных наделов участникам Госпрограммы переселения соотечественников на Дальнем Востоке;

- разработки и запуска интернет–платформы по информированию соотечественников о возможностях переселения на Дальний Восток, а также о наличии свободных земельных участков для занятия сельскохозяйственной деятельностью;

- в целях стимулирования процесса переселения соотечественников в регионы Дальнего Востока, в том числе активизации информационно-разъяснительной работы о преимуществах переезда на Дальний Восток, определить оператора по реализации Госпрограммы переселения соотечественников в регионы Дальнего Востока в лице Автономной некоммерческой организации «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке».

 

  1. ПРОБЛЕМА ЖИЛИЩНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ СТАТУС ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНЦА

Совет неоднократно обращал внимание Правительства Российской Федерации на необходимость скорейшего исполнения поручений Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № Пр-2736 и от 5 июля 2011 г. № Пр-1889 о необходимости подготовки нового порядка оказания государственной поддержки гражданам, утратившим жилье в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, и о разработке нового порядка государственной поддержки вынужденных переселенцев. Указанные поручения до настоящего времени не исполнены.

Вместо исполнения государством принятых на себя обязательств в 2015 году статья 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах», устанавливающая порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем, была дополнена пунктом 5, согласно которому срок действия статуса вынужденного переселенца теперь ежегодно продлевается лишь тем из вынужденных переселенцев, которые либо члены семьи которых (в т.ч. не имеющие статуса вынужденного переселенца) не имеют в России никакого жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, не получали денежную компенсацию за утраченное жилье, долговременную беспроцентную возвратную ссуду на строительство (приобретение) жилья, безвозмездную субсидию на строительство (приобретение) жилья, социальную выплату на приобретение (строительство, восстановление) жилья, бюджетные средства на строительство (приобретение) жилья или земельный участок от органов власти для строительства жилого дома.

Совет отмечает, что многие вынужденные переселенцы в конце 1990-х годов получили небольшую компенсацию за утраченное жилье и имущество во время военных действий в Чеченской Республике (в 120 тыс. руб. на семью) либо иную помощь от органов власти в размере, не соответствующем реальной стоимости жилья.

Получение гражданами компенсации за утраченное жилье является основанием прекращения нуждаемости в жилом помещении только при соответствии размера компенсации стоимости утраченного жилья, что давало бы возможность приобрести другое жилье по новому месту жительства с учетом установленных норм1.

Поскольку компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости, получившие компенсацию вынужденные переселенцы лишены возможности обеспечить себя жильем по установленным нормам на полученную сумму компенсации2. Более того, подтверждением жилищной необустроенности и нуждаемости в жилье являются многолетние продления государством срока действия статуса вынужденного переселенца и после получения указанной компенсации.

Во многих семьях вынужденных переселенцев их дети вступили в брак и имеют супруга (супругу), владеющих своим жильем на праве собственности либо пользования, которых закон не обязывает обеспечивать жильем родителей своего супруга (супруги), даже если эти родители становятся членами их семьи. К тому же, вышеназванное обстоятельство не снимает с государства обязанность обеспечить право на жилище вынужденного переселенца, лишившегося его по вине государства, и тем более, в случае прекращения семейных отношений с владеющим своим жильем свойственником.

Односторонний отказ в продлении статуса вынужденного переселенца, означающий его лишение, не соответствует положениям Конституции РФ, не допускающей произвольного лишения права на жилище; издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина; а также о недопустимости обратной силы закона, ухудшающего положения человека.

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

1. МВД России и Государственной Думе ФС РФ рассмотреть возможность разработки законопроекта, направленного на изменение части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» с целью недопустимости отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца гражданам, получившим от органов государственной власти или органов местного самоуправления компенсацию за утраченное жилье в размере, не соответствующем стоимости утраченного жилья, и не позволяющего приобрести другое жилье по новому месту жительства с учетом установленных законодательством норм;

2. МВД России рассмотреть возможность внесудебного восстановления статуса вынужденного переселенца у граждан, которым отказано в его продлении без учета изложенных выше обстоятельств.

3. Совет также обращает внимание Контрольного управления Президента РФ на длительное неисполнение поручений Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № Пр-2736 и от 5 июля 2011 г. № Пр-1889.

 

  1. ПРОБЛЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ ЮГО-ВОСТОЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ УКРАИНЫ

Отдельного внимания заслуживает проблема урегулирования правового статуса находящихся на территории России переселенцев, прибывших из юго-восточных областей Украины. Негласная отмена в 2017 году возможности продления им миграционного учета без необходимости выезда за пределы территории России поставила многих из них в нелегальное положение с последующим выдворением в зону военных действий.

Отсутствует ясная правовая регламентация требований в отношении переселенцев из Донбасса по ряду вопросов:

-законность нахождения на территории России в течение трех месяцев без регистрации;

- включение в Госпрограмму, минуя стадию получения разрешения на временное проживание;

- распространение нормы «90 на 180»;

- неучет оснований и обстоятельств выдворения с запретом на въезд при решении вопросов выдворения и депортации и др.

Граждане Украины указанной категории, являющиеся нетрудоспособными либо одинокими инвалидами, имея ограниченные способности к труду, по объективным причинам не могут воспользоваться возможностью пребывания в России на основании патента на право осуществления трудовой деятельности.

Остро стоит вопрос и о политических беженцах с Украины, т.к. действующее Положение о предоставлении политического убежища в Российской Федерации не распространяется на граждан государств, с которыми Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

С учетом продолжения военных действий на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, для обеспечения законности пребывания в России граждан Украины и лиц без гражданства, прибывших в Россию из указанных территорий (прежде всего, являющихся нетрудоспособными либо одинокими инвалидами),

С учетом изложенного, Совет рекомендует:

1. Правительству РФ рассмотреть возможности:

- упрощения оснований пребывания на территории Российской Федерации и установления льготного режима миграционного учета (отмены «правила 90 на 180»);

- разработки дополнительных преференций для граждан Украины при регистрации по месту жительства, получении вида на жительство и при приобретении гражданства Российской Федерации (в частности, целесообразно признавать носителем русского языка любого гражданина Украины вне зависимости от наличия проживавших в России его предков).

2. Правительству РФ совместно с Верховным Судом РФ принять меры к ограничению применения к жителям Донецкой и Луганской областей административного наказания в виде депортации и административного выдворения на территорию Украины за нарушение режима пребывания и трудовой деятельности на территории РФ.


 

Настоящие Рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «  18 » мая 2018 г.


 


 

Председатель Совета М.Федотов


 

1 См. решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2002 г. по делу № ГКПИ 02-109

2 См. решение Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 г. по делу № ГКПИ 2000-1224

К оглавлению ↑
Ответ МИД России

 

Уважаемый Михаил Александрович,

Рекомендации, принятые по итогам 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России», затрагивают важные проблемные вопросы, касающиеся привлечения соотечественников на постоянное место жительства в Россию и урегулирования их правового статуса после переезда. Они созвучны тем задачам, которые были поставлены Президентом Российской Федерации в ходе прямой линии 7 июня 2018 года, и представляются весьма актуальными в контексте дальнейшего поступательного развития страны. Речь идет, в том числе, о необходимости либерализации условий приобретения российского гражданства гражданами Украины и других стран, близкими по менталитету россиянам и желающими связать свое будущее с Россией.

МИД России готов участвовать в рамках своих полномочий в проработке инициатив, нацеленных на устранение имеющихся нормативноправовых и правоприменительных пробелов в этой сфере.

 

Министр иностранных дел Российской Федерации                       С. Лавров 

К оглавлению ↑
Ответ Минюста России

 

 

Уважаемый Михаил Александрович!

В Министерстве юстиции Российской Федерации рассмотрены Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России».

Пунктом 3 раздела 1 «Проблемы правового положения в России лиц с неурегулированным правовым статусом из числа бывших граждан СССР и их потомков» рекомендовано МВД России и Минюсту России принять меры к предоставлению вида на жительство либо иного официального правового статуса длительно проживающим в Российской Федерации фактически гражданам Республики Афганистан, прибывшим на территорию РСФСР до 1991 г., а также их потомкам, с целью исключения дальнейшего их нелегального нахождения в Российской Федерации.

Обозначенная Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проблематика, связанная с защитой прав и свобод иностранных граждан, заслуживает пристального внимания и, по нашему мнению, подлежит обсуждению с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи Минюст России выражает готовность принять участие в диалоге по данному вопросу, а также оказать правовое содействие в рассмотрении соответствующих законодательных инициатив.

Дополнительно сообщаем, что информационно-аналитические материалы, а также подготовленные проекты нормативных правовых актов по указанному вопросу от федеральных органов исполнительной власти или субъектов законодательной инициативы в Минюст России не поступали. 
 

Заместитель министра            Д.В. Новак 

К оглавлению ↑
Отзыв Минздрава России

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело в пределах компетенции рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» и сообщает в части включения участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальные программы), в том числе в период до выдачи им полисов обязательного медицинского страхования (пункт 4 раздела II рекомендаций).

Согласно подпункту г) пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289), (далее - Государственная программа) участник этой программы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С момента получения иностранным гражданином, лицом без гражданства, являющимся участником Государственной программы, и членами его семьи статуса «постоянно или временно проживающий в Российской Федерации», либо статуса «беженец» в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об  обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЭ) они являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.

До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику Государственной программы и членам его семьи медицинская помощь оказывается в рамках территориальной программы в соответствии с Программой, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) во исполнение части 4 статьи 80 Федерального закона № 326-ФЭ.

Согласно разделу V Программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492, финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, участникам Государственной программы и членам их семей до момента получения полиса обязательного медицинского страхования бесплатно предоставляется только скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь, при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В то же время пунктом 24 Государственной программы установлено, что субъект Российской Федерации вправе предусматривать в региональных программах переселения иные гарантии и меры, направленные на обеспечение жизнедеятельности, в том числе социальной поддержки и медицинского обеспечения, что позволяет расширять виды и объемы медицинской помощи, оказываемой участникам таких программ бесплатно.

С учетом изложеного, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению в территориальных программах дополнительных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи участникам Государственной программы, сверх определенных Программой, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены. 
 

Заместитель министра            Н.А. Хорова

К оглавлению ↑
Ответ Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрело Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» (далее - Рекомендации) и по компетенции сообщает.

В пункте 3 Рекомендаций Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) даны следующие рекомендации:

* проанализировать практику назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее - Г оспрограмма);

* принять меры к недопущению отказов в назначении пенсии по основаниям, связанным с отсутствием у участника Госпрограммы регистрации в России по месту жительства, при условии прекращения выплаты ему пенсии в государстве прежнего проживания;

* совместно с Минтрудом России разработать упрощенный механизм подтверждения стажа работы, профессии, должности, размера заработной платы и др. в случае длительного неполучения подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации ответа на запрос из иностранного государства.

1. По вопросу установления пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы отмечаем, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Госпрограммы ее участником является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Госпрограммой. Подтверждением участия соотечественника в Госпрограмме является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.

Поскольку участие в Госпрограмме не является юридически значимой информацией для принятия территориальным органом ПФР решения о назначении (отказе в назначении) пенсии, ПФР не осуществляет отражение и учет данного факта в своих информационных системах. В этой связи пенсионное обеспечение соотечественников осуществляется в общеустановленном порядке.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию, в том числе соотечественников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), а также с иными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений).

Согласно статье 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности граждан Российской Федерации, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Учитывая изложенное, пенсионное обеспечение лиц, имеющих пенсионные права, приобретенные на территориях государств - бывших союзных республик СССР, осуществляется с применением положений следующих международных договоров Российской Федерации:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (его участниками являются: Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) (далее - Соглашение СНГ);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (далее — Соглашение с Молдовой);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (далее - Соглашение с Грузией);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (далее - Соглашение с Литвой);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.;

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г.

Соглашения СНГ, с Молдовой, Грузией и Литвой основаны на территориальном принципе. Главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте.

Иные из названных соглашений основаны на пропорциональном принципе, заключающемся в распределении расходов на выплату пенсий, исходя из величины пенсионных прав граждан, приобретенных на территории каждой из договаривающихся сторон.

2. По вопросу принятия мер по недопущению отказов в назначении пенсии рассматриваемой категории граждан следует отметить, что ПФР, являясь правоприменительным органом, осуществляет установление и выплату пенсий в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации и международных договоров (соглашений) Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации, заключенные с государствами - бывшими республиками СССР, из которых, в основном, переселяется рассматриваемая категория граждан, основаны на территориальном принципе.

В соответствии с данными соглашениями базовым правоустанавливающим фактом для назначения пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства является наличие места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Следовательно, реализовать право на назначение пенсии на территории Российской Федерации граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства могут при документальном подтверждении постоянного проживания на территории Российской Федерации (для граждан, являвшихся получателями пенсии, дополнительно истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии на территории государства прежнего проживания). Постоянное проживание граждан Российской Федерации подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства, проставляемой органом МВД России, иностранных граждан и апатридов - видом на жительство (пункты 57, 60 и 61 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 95 8н).

При этом граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, реализовать право на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации могут в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения норм международных соглашений при условии подтверждения регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое органом МВД) и снятия гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства. При этом дата приобретения гражданства Российской Федерации, день регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, дата снятия с регистрационного учета являются юридическими фактами, с которыми связываются определенные юридические последствия, влияющие на определение дня, с которого возникает право на пенсию по нормам законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям международных соглашений Российской Федерации, заключенных на основе принципа территориальности, при определении права на пенсию и исчислении ее размера учитывается стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников соглашений, а также на территории бывшего СССР. При этом его подсчет и подтверждение стажа производятся по национальному законодательству страны, назначающей пенсию. Также при назначении российской пенсии может учитываться заработок, полученный на территории государств-участников соглашений до 1 января 2002 года. После указанной даты размер страховой пенсии по законодательству Российской Федерации зависит исключительно от уплаты страховых взносов в ПФР, в связи с чем взносы, уплаченные в соответствующие органы другого государства, не учитываются при исчислении размера пенсии.

Необходимо отметить, что в соглашениях, основанных на территориальном принципе, закреплена норма о возможности продолжения пенсионного обеспечения лица тем государством, откуда выехал пенсионер, если законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по соответствующим основаниям, вплоть до возникновения права на пенсию по законодательству государства переселения. Иными словами, пенсионер, прибывший из указанных государств, у которого не определяется по каким-либо причинам право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, продолжает получать пенсию, назначенную государством прежнего места жительства, до возникновения права на пенсию по российскому законодательству.

С Республикой Беларусь, Латвийской Республикой и Эстонской Республикой заключены международные договоры о пенсионном (социальном) обеспечении, основанные на пропорциональном принципе, который предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. При этом договоры с Республикой Беларусь и Латвийской Республикой содержат механизм сохранения пенсионных прав, в соответствии с которым страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, рассматривается наравне со стажем того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает на момент обращения за пенсией.

При определении права на страховую пенсию в страховой стаж засчитываются периоды работы, имевшие место как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Беларусь, Латвийской Республики и Эстонской Республики, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Периоды работы на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой стаж не засчитываются. Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется согласно российскому пенсионному законодательству.

Следует отметить, что порядок взаимодействия компетентных органов государств-участников перечисленных «пропорциональных» договоров определен административными соглашениями о применении указанных договоров. В соответствии с данными соглашениями сведения, имеющие значение для целей пенсионного обеспечения, подтверждаются компетентными органами договаривающихся сторон путем обмена формулярами.

В отношении Азербайджанской Республики следует отметить, что в настоящее время действующий международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой отсутствует. В этой связи пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, прибывших на место жительства в нашу страну из Азербайджанской Республики, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В отношении подтверждения стажа и заработка при реализации территориальных соглашений, следует отметить, что Конвенция МОТ от 21 июня 1982 года № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация МОТ от

20 июня 1983 года № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» предусматривают, что государства оказывают друг другу административную взаимопомощь для подтверждения юридически значимых для пенсионного обеспечения обстоятельств.

Соглашения также содержат норму о том, что компетентные органы государств-участников соглашений принимают необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Обстоятельствами, имеющими решающее значение, являются стаж и заработок, уплата страховых взносов.

Это вызвано тем, что любой «иностранный» стаж и заработок, учитываемые при назначении пенсий в рамках международных соглашений, должны быть подтверждены соответствующим компетентным органом иностранного государства, поскольку в рамках законодательства Российской Федерации этот стаж и заработок фактически не проверяем. Подтверждение «иностранного» стажа и заработка компетентным органом государства- контрагента осуществляется в установленном порядке. В обратном случае граждане, прибывшие из соответствующих государств, будут находиться в более преимущественном положении, чем граждане, которые проживают в России, поскольку их пенсионные права подтверждаются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание положения соглашений, основанных на территориальном принципе, об установлении пенсии согласно законодательству государства проживания гражданина, территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении (пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н (далее - Правила № 884н)).

При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, представленных заявителем, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Ответ, полученный на соответствующий запрос территориального органа ПФР из компетентного органа государства-участника Соглашения, подтверждающий сведения, содержащиеся в документах, представленных лично гражданином, принимается территориальным органом ПФР к рассмотрению.

Учитывая изложенное, решения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальными органами ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации с применением норм международных договоров (соглашений) Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе с учетом подтвержденных компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории государства- участника договора (соглашения).

3. По вопросу разработки ПФР совместно с Минтрудом России упрощенного механизма подтверждения стажа и заработной платы сообщается, что данный вопрос может быть урегулирован путем заключения договоров, основывающихся на принципе пропорциональности распределения финансовых обязательств, предусматривающем назначение и выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из Договаривающихся Сторон.

Так, например, в настоящее время экспертами Российской Федерации и Республики Таджикистан обсуждается проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Также, экспертами государств - членов Евразийского экономического союза обсуждается проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (участниками которого являются - Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика Российская Федерация).

 

Статс-секретарь, заместитель министра   А.Н. Пудов

К оглавлению ↑
Ответ МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации рассмотрены рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России».

21 июня 2018 года на площадке МВД России на совещании, посвященном рассмотрению рекомендаций приняли участие представители Минтруда России, МИДа России, Минвостокразвития России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, а также Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом позиций указанных федеральных государственных органов подготовлены информационно-справочные материалы (прилагаются).

Одновременно полагаем целесообразным поддержать следующие предложения рекомендаций, требующие решения Правительства Российской Федерации:

- принять меры к ускорению подготовки нормативного правового акта об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- рассмотреть возможность снятия ограничения продолжительности непрерывного временного пребывания «90 на 180» в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Гоепрограмма), и членов их семей путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- принять меры к ускорению совершенствования механизма миграционного учета участников Госпрограммы с учетом отсутствия у большинства переселенцев «принимающей стороны» путем внесения изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»;

- активизировать разработку и внедрение цифровой миграционной платформы в целях упорядочивания миграционных потоков, упрощения миграционных процедур, путем развития системы «Мир» и активизации работы федеральных органов исполнительной власти по созданию и развитию своих ведомственных сегментов системы «Мир»;

- в целях повышения привлекательности субъектов Дальневосточного федерального округа включить Республику Саха (Якутия) в перечень территорий приоритетного заселения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 848-р.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

 

К оглавлению ↑
Ответ Полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе

Уважаемый Михаил Александрович!

Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» (далее - Рекомендации) рассмотрены.

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе проведена работа по определению уровня значимости проблем, изложенных в Рекомендациях, для территорий Дальнего Востока, реализующих Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Направляем Вам обобщенные результаты по обозначенным в Рекомендациях проблемам.

 


 

Информация по обозначенным в Рекомендациях проблемам

 

Обозначенная на заседании проблема

Ее проявление на территории ДФО

1. Увеличивающееся на стадии подачи заявлений количество отказов заявителям на участие в Госпрограмме по профессии, квалификации, стажу работы, возрасту и другим, не предусмотренным законом основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены. Удельный вес отказов от числа поданных анкет в среднем по ДФО был высок в 2016 (19,9 %), в 2017 г. доля отказов снизилась до 17,5 %.

2. Невыдача письменного отказа, выдача немотивированного отказа либо отказ в участии по несущественным основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

3. Отсутствие прозрачности в работе комиссий по согласованию и утверждению участников Госпрограммы, излишне субъективный подход при вынесении решений.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

4. Нарушение прав переселенцев законодательным требованием иметь в России регистрацию по месту жительства. Участник Госпрограммы, купив собственное жильё, может встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства по разрешению на временное проживание в нём только сам, остальных же членов семьи приходится регистрировать где придётся.

На территории ДФО выявлено три подобных факта - в Приморском, Хабаровском краях и Еврейской автономной области.

5. Применение к участникам Госпрограммы правила «90 на 180», по которому иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180-ти, с последующим выдворением в государство выезда и запретом на въезд.

На территории ДФО выявлен один факт - в Хабаровском крае.

6. Отказы в участии в Госпрограмме без разрешения на временное проживание украинским переселенцам, прибывшим в Россию позднее февраля 2016 г. (не в экстренном порядке), отказы им в квоте на выдачу разрешения на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

7. Невыполнение государственных обязательств по финансированию Госпрограммы: задержки выплат, необоснованные отказы в отдельных видах выплат, невозможностьиз-за больших нерегулируемых очередей подать документы на выплаты.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

8. Слабая организация работы миграционных структур и нехватка сотрудников, что приводит к большим очередям и нередко невозможности участникам Госпрограммы в требуемые сроки оформить установленный законом статус.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

9. Проблемы оформления гражданства детям участников Госпрограммы, родившимся на территории России в период оформления гражданства родителей. Все чаще встречаются случаи отказов во внесении детей в заявление на приобретение российского гражданства одного из родителей, если у таких детей отсутствует разрешение на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

10. Увеличивающееся количество претендентов на участие в Госпрограмме, слабо владеющих или вообще не владеющих русским языком, а также выезд участников Госпрограммы для проживания обратно в государство выезда.

На территории ДФО территориальными органами МВД России выявлено три подобных факта - в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях.

11. Признание только тех переводов документов, которые сделаны в России.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

12. Неоптимальный график работы подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России. Регистрация участника Госпрограммы производится всего 2 дня в неделю, а дактилоскопия - 1 день в неделю, что вызывает большие очереди.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

13. Выдворение участников Госпрограммы за пределы Российской Федерации за два любых административных правонарушения с запретом на въезд. В результате проблем, возникающих при подаче документов для получения разрешения на временное проживание или гражданства РФ, участники Госпрограммы всё чаще получают отказы в получении статуса, попадая под действие нормы «90 на 180». Если участник Госпрограммы за 90 дней не успел подать документы для получения разрешения на временное проживание, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания (временной регистрации) в России. Необходимо исключить необоснованные административные барьеры и волокиту для участников Госпрограммы и установить четкие гарантии их невыдворения из-за проблем в организации работы ведомств и проволочками не по вине самих людей.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

14. Для назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы подразделения Пенсионного фонда России требуют наличие регистрации по месту жительства в России. Проживающим в съемном жилом помещении, но с регистрацией по месту пребывания, в назначении пенсии отказывают. Более того, отказывается в продолжении выплаты пенсии даже тем иностранным гражданам, которым до этого в России выплачивалась пенсия по виду на жительство.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

15. При начислении пенсий гражданам из числа участников Госпрограммы в ряде случаев не учитывается стаж, приобретенный после 1991 г. Подразделения Пенсионного фонда России не принимают справки от заявителя, поскольку сами направляют запросы и ждут ответы до 6 месяцев. В связи с отсутствием официальных ответов сотрудники Пенсионного фонда России не проверяют заранее (до получения вида на жительство или приобретения гражданства Российской Федерации) документы заявителей, чтобы указать на возможные неточности в целях их оперативного исправления.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

16. Зачастую, после непоступления ответов из Узбекистана или Украины на запросы, даже при наличии трудовой книжки и необходимых справок, подлежащий подтверждению трудовой период не включается в стаж. Законопослушные заявители не должны нести ответственность за бездействие органов власти государства его прежней гражданской принадлежности, включая возможные политические обстоятельства.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

17. Согласно подпункту «г» пункта 19 Госпрограммы участник Госпрограммы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, до получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации участник Госпрограммы вынужден оплачивать оказание ему медицинской помощи (медобследование и сдачу анализов), что существенно затрудняет жизнеобеспечение малоимущих переселенцев из социально незащищенных категорий, составляющих значительную часть соотечественников, переселяющихся из государств СНГ.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

 

 

Численность соотечественников, родившихся после 1991 года и прибывших в Россию до ноября 2002 года, на территории Дальневосточного федерального округа

 

Субъект ДФО

на01.01.2017

на 01.01.2018

на 01.07.2018

 

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

Республика Саха (Якутия)

0

0

1

1

3

2

Камчатский край

6

6

5

5

5

5

Приморский край

4

4

7

7

5

5

Хабаровский край

11

11

9

9

7

7

Амурская область

13

13

17

17

16

16

Магаданская область

15

15

10

10

16

16

Сахалинская область

0

0

0

0

0

0

Чукотский АО

0

0

0

0

0

0

Еврейская АО

0

0

0

0

0

0

Итого по ДФО

49

49

49

49

52

51

 

К оглавлению ↑

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter