Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации по итогам специального заседание "Собирание соотечественников во благо России"

Рекомендации_соотечественники_2018.pdf посмотреть 140 КБ

Ответ Полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе

Уважаемый Михаил Александрович!

Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» (далее - Рекомендации) рассмотрены.

Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе проведена работа по определению уровня значимости проблем, изложенных в Рекомендациях, для территорий Дальнего Востока, реализующих Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Направляем Вам обобщенные результаты по обозначенным в Рекомендациях проблемам.

 


 

Информация по обозначенным в Рекомендациях проблемам

 

Обозначенная на заседании проблема

Ее проявление на территории ДФО

1. Увеличивающееся на стадии подачи заявлений количество отказов заявителям на участие в Госпрограмме по профессии, квалификации, стажу работы, возрасту и другим, не предусмотренным законом основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены. Удельный вес отказов от числа поданных анкет в среднем по ДФО был высок в 2016 (19,9 %), в 2017 г. доля отказов снизилась до 17,5 %.

2. Невыдача письменного отказа, выдача немотивированного отказа либо отказ в участии по несущественным основаниям.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

3. Отсутствие прозрачности в работе комиссий по согласованию и утверждению участников Госпрограммы, излишне субъективный подход при вынесении решений.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

4. Нарушение прав переселенцев законодательным требованием иметь в России регистрацию по месту жительства. Участник Госпрограммы, купив собственное жильё, может встать на миграционный учет и зарегистрироваться по месту жительства по разрешению на временное проживание в нём только сам, остальных же членов семьи приходится регистрировать где придётся.

На территории ДФО выявлено три подобных факта - в Приморском, Хабаровском краях и Еврейской автономной области.

5. Применение к участникам Госпрограммы правила «90 на 180», по которому иностранный гражданин, прибывший на территорию Российской Федерации, имеет право находиться в её пределах 90 дней из каждых 180-ти, с последующим выдворением в государство выезда и запретом на въезд.

На территории ДФО выявлен один факт - в Хабаровском крае.

6. Отказы в участии в Госпрограмме без разрешения на временное проживание украинским переселенцам, прибывшим в Россию позднее февраля 2016 г. (не в экстренном порядке), отказы им в квоте на выдачу разрешения на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

7. Невыполнение государственных обязательств по финансированию Госпрограммы: задержки выплат, необоснованные отказы в отдельных видах выплат, невозможностьиз-за больших нерегулируемых очередей подать документы на выплаты.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

8. Слабая организация работы миграционных структур и нехватка сотрудников, что приводит к большим очередям и нередко невозможности участникам Госпрограммы в требуемые сроки оформить установленный законом статус.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

9. Проблемы оформления гражданства детям участников Госпрограммы, родившимся на территории России в период оформления гражданства родителей. Все чаще встречаются случаи отказов во внесении детей в заявление на приобретение российского гражданства одного из родителей, если у таких детей отсутствует разрешение на временное проживание.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

10. Увеличивающееся количество претендентов на участие в Госпрограмме, слабо владеющих или вообще не владеющих русским языком, а также выезд участников Госпрограммы для проживания обратно в государство выезда.

На территории ДФО территориальными органами МВД России выявлено три подобных факта - в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях.

11. Признание только тех переводов документов, которые сделаны в России.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

12. Неоптимальный график работы подразделений Главного управления по вопросам миграции МВД России. Регистрация участника Госпрограммы производится всего 2 дня в неделю, а дактилоскопия - 1 день в неделю, что вызывает большие очереди.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

13. Выдворение участников Госпрограммы за пределы Российской Федерации за два любых административных правонарушения с запретом на въезд. В результате проблем, возникающих при подаче документов для получения разрешения на временное проживание или гражданства РФ, участники Госпрограммы всё чаще получают отказы в получении статуса, попадая под действие нормы «90 на 180». Если участник Госпрограммы за 90 дней не успел подать документы для получения разрешения на временное проживание, то свидетельство участника Госпрограммы не считается основанием для продления срока пребывания (временной регистрации) в России. Необходимо исключить необоснованные административные барьеры и волокиту для участников Госпрограммы и установить четкие гарантии их невыдворения из-за проблем в организации работы ведомств и проволочками не по вине самих людей.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

14. Для назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы подразделения Пенсионного фонда России требуют наличие регистрации по месту жительства в России. Проживающим в съемном жилом помещении, но с регистрацией по месту пребывания, в назначении пенсии отказывают. Более того, отказывается в продолжении выплаты пенсии даже тем иностранным гражданам, которым до этого в России выплачивалась пенсия по виду на жительство.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

15. При начислении пенсий гражданам из числа участников Госпрограммы в ряде случаев не учитывается стаж, приобретенный после 1991 г. Подразделения Пенсионного фонда России не принимают справки от заявителя, поскольку сами направляют запросы и ждут ответы до 6 месяцев. В связи с отсутствием официальных ответов сотрудники Пенсионного фонда России не проверяют заранее (до получения вида на жительство или приобретения гражданства Российской Федерации) документы заявителей, чтобы указать на возможные неточности в целях их оперативного исправления.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

16. Зачастую, после непоступления ответов из Узбекистана или Украины на запросы, даже при наличии трудовой книжки и необходимых справок, подлежащий подтверждению трудовой период не включается в стаж. Законопослушные заявители не должны нести ответственность за бездействие органов власти государства его прежней гражданской принадлежности, включая возможные политические обстоятельства.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

17. Согласно подпункту «г» пункта 19 Госпрограммы участник Госпрограммы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Между тем, до получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации участник Госпрограммы вынужден оплачивать оказание ему медицинской помощи (медобследование и сдачу анализов), что существенно затрудняет жизнеобеспечение малоимущих переселенцев из социально незащищенных категорий, составляющих значительную часть соотечественников, переселяющихся из государств СНГ.

На территории ДФО территориальными органами МВД России такие факты не выявлены.

 

 

Численность соотечественников, родившихся после 1991 года и прибывших в Россию до ноября 2002 года, на территории Дальневосточного федерального округа

 

Субъект ДФО

на01.01.2017

на 01.01.2018

на 01.07.2018

 

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

всего человек

в том числе не попадают под

упрощенный порядок восстановления гражданства в рамках главы 8.1 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ "О гражданстве РФ"

Республика Саха (Якутия)

0

0

1

1

3

2

Камчатский край

6

6

5

5

5

5

Приморский край

4

4

7

7

5

5

Хабаровский край

11

11

9

9

7

7

Амурская область

13

13

17

17

16

16

Магаданская область

15

15

10

10

16

16

Сахалинская область

0

0

0

0

0

0

Чукотский АО

0

0

0

0

0

0

Еврейская АО

0

0

0

0

0

0

Итого по ДФО

49

49

49

49

52

51

 

Ответ МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации рассмотрены рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России».

21 июня 2018 года на площадке МВД России на совещании, посвященном рассмотрению рекомендаций приняли участие представители Минтруда России, МИДа России, Минвостокразвития России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минюста России, а также Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом позиций указанных федеральных государственных органов подготовлены информационно-справочные материалы (прилагаются).

Одновременно полагаем целесообразным поддержать следующие предложения рекомендаций, требующие решения Правительства Российской Федерации:

- принять меры к ускорению подготовки нормативного правового акта об основном документе, удостоверяющем личность лица без гражданства, путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- рассмотреть возможность снятия ограничения продолжительности непрерывного временного пребывания «90 на 180» в отношении участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Гоепрограмма), и членов их семей путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

- принять меры к ускорению совершенствования механизма миграционного учета участников Госпрограммы с учетом отсутствия у большинства переселенцев «принимающей стороны» путем внесения изменений в Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»;

- активизировать разработку и внедрение цифровой миграционной платформы в целях упорядочивания миграционных потоков, упрощения миграционных процедур, путем развития системы «Мир» и активизации работы федеральных органов исполнительной власти по созданию и развитию своих ведомственных сегментов системы «Мир»;

- в целях повышения привлекательности субъектов Дальневосточного федерального округа включить Республику Саха (Якутия) в перечень территорий приоритетного заселения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 848-р.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ 

 

Ответ Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с письмом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрело Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» (далее - Рекомендации) и по компетенции сообщает.

В пункте 3 Рекомендаций Пенсионному фонду Российской Федерации (далее - ПФР) даны следующие рекомендации:

* проанализировать практику назначения пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее - Г оспрограмма);

* принять меры к недопущению отказов в назначении пенсии по основаниям, связанным с отсутствием у участника Госпрограммы регистрации в России по месту жительства, при условии прекращения выплаты ему пенсии в государстве прежнего проживания;

* совместно с Минтрудом России разработать упрощенный механизм подтверждения стажа работы, профессии, должности, размера заработной платы и др. в случае длительного неполучения подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации ответа на запрос из иностранного государства.

1. По вопросу установления пенсий гражданам Российской Федерации из числа участников Госпрограммы отмечаем, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Госпрограммы ее участником является соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Госпрограммой. Подтверждением участия соотечественника в Госпрограмме является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.

Поскольку участие в Госпрограмме не является юридически значимой информацией для принятия территориальным органом ПФР решения о назначении (отказе в назначении) пенсии, ПФР не осуществляет отражение и учет данного факта в своих информационных системах. В этой связи пенсионное обеспечение соотечественников осуществляется в общеустановленном порядке.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию, в том числе соотечественников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), а также с иными законодательными актами Российской Федерации, регулирующими пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 15 лет и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений).

Согласно статье 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности граждан Российской Федерации, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Учитывая изложенное, пенсионное обеспечение лиц, имеющих пенсионные права, приобретенные на территориях государств - бывших союзных республик СССР, осуществляется с применением положений следующих международных договоров Российской Федерации:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (его участниками являются: Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) (далее - Соглашение СНГ);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. (далее — Соглашение с Молдовой);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. (далее - Соглашение с Грузией);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 г. (далее - Соглашение с Литвой);

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.;

Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г.;

Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г.

Соглашения СНГ, с Молдовой, Грузией и Литвой основаны на территориальном принципе. Главной содержательной особенностью международных договоров, основанных на территориальном принципе, является осуществление пенсионного обеспечения лица по законодательству и за счет средств государства, на территории которого он проживает, с учетом пенсионных прав, приобретенных им в государстве-контрагенте.

Иные из названных соглашений основаны на пропорциональном принципе, заключающемся в распределении расходов на выплату пенсий, исходя из величины пенсионных прав граждан, приобретенных на территории каждой из договаривающихся сторон.

2. По вопросу принятия мер по недопущению отказов в назначении пенсии рассматриваемой категории граждан следует отметить, что ПФР, являясь правоприменительным органом, осуществляет установление и выплату пенсий в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации и международных договоров (соглашений) Российской Федерации.

Международные договоры Российской Федерации, заключенные с государствами - бывшими республиками СССР, из которых, в основном, переселяется рассматриваемая категория граждан, основаны на территориальном принципе.

В соответствии с данными соглашениями базовым правоустанавливающим фактом для назначения пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства является наличие места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Следовательно, реализовать право на назначение пенсии на территории Российской Федерации граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства могут при документальном подтверждении постоянного проживания на территории Российской Федерации (для граждан, являвшихся получателями пенсии, дополнительно истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии на территории государства прежнего проживания). Постоянное проживание граждан Российской Федерации подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства, проставляемой органом МВД России, иностранных граждан и апатридов - видом на жительство (пункты 57, 60 и 61 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. № 95 8н).

При этом граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, реализовать право на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации могут в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения норм международных соглашений при условии подтверждения регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации (свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое органом МВД) и снятия гражданина с регистрационного учета по прежнему месту жительства. При этом дата приобретения гражданства Российской Федерации, день регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, дата снятия с регистрационного учета являются юридическими фактами, с которыми связываются определенные юридические последствия, влияющие на определение дня, с которого возникает право на пенсию по нормам законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям международных соглашений Российской Федерации, заключенных на основе принципа территориальности, при определении права на пенсию и исчислении ее размера учитывается стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников соглашений, а также на территории бывшего СССР. При этом его подсчет и подтверждение стажа производятся по национальному законодательству страны, назначающей пенсию. Также при назначении российской пенсии может учитываться заработок, полученный на территории государств-участников соглашений до 1 января 2002 года. После указанной даты размер страховой пенсии по законодательству Российской Федерации зависит исключительно от уплаты страховых взносов в ПФР, в связи с чем взносы, уплаченные в соответствующие органы другого государства, не учитываются при исчислении размера пенсии.

Необходимо отметить, что в соглашениях, основанных на территориальном принципе, закреплена норма о возможности продолжения пенсионного обеспечения лица тем государством, откуда выехал пенсионер, если законодательством государства по новому месту жительства пенсионера не предусмотрено назначение пенсии по соответствующим основаниям, вплоть до возникновения права на пенсию по законодательству государства переселения. Иными словами, пенсионер, прибывший из указанных государств, у которого не определяется по каким-либо причинам право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации, продолжает получать пенсию, назначенную государством прежнего места жительства, до возникновения права на пенсию по российскому законодательству.

С Республикой Беларусь, Латвийской Республикой и Эстонской Республикой заключены международные договоры о пенсионном (социальном) обеспечении, основанные на пропорциональном принципе, который предусматривает распределение расходов на выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. При этом договоры с Республикой Беларусь и Латвийской Республикой содержат механизм сохранения пенсионных прав, в соответствии с которым страховой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, рассматривается наравне со стажем того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает на момент обращения за пенсией.

При определении права на страховую пенсию в страховой стаж засчитываются периоды работы, имевшие место как на территории Российской Федерации, так и на территории Республики Беларусь, Латвийской Республики и Эстонской Республики, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Периоды работы на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой стаж не засчитываются. Подсчет и подтверждение страхового стажа осуществляется согласно российскому пенсионному законодательству.

Следует отметить, что порядок взаимодействия компетентных органов государств-участников перечисленных «пропорциональных» договоров определен административными соглашениями о применении указанных договоров. В соответствии с данными соглашениями сведения, имеющие значение для целей пенсионного обеспечения, подтверждаются компетентными органами договаривающихся сторон путем обмена формулярами.

В отношении Азербайджанской Республики следует отметить, что в настоящее время действующий международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой отсутствует. В этой связи пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, прибывших на место жительства в нашу страну из Азербайджанской Республики, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В отношении подтверждения стажа и заработка при реализации территориальных соглашений, следует отметить, что Конвенция МОТ от 21 июня 1982 года № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» и Рекомендация МОТ от

20 июня 1983 года № 167 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» предусматривают, что государства оказывают друг другу административную взаимопомощь для подтверждения юридически значимых для пенсионного обеспечения обстоятельств.

Соглашения также содержат норму о том, что компетентные органы государств-участников соглашений принимают необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Обстоятельствами, имеющими решающее значение, являются стаж и заработок, уплата страховых взносов.

Это вызвано тем, что любой «иностранный» стаж и заработок, учитываемые при назначении пенсий в рамках международных соглашений, должны быть подтверждены соответствующим компетентным органом иностранного государства, поскольку в рамках законодательства Российской Федерации этот стаж и заработок фактически не проверяем. Подтверждение «иностранного» стажа и заработка компетентным органом государства- контрагента осуществляется в установленном порядке. В обратном случае граждане, прибывшие из соответствующих государств, будут находиться в более преимущественном положении, чем граждане, которые проживают в России, поскольку их пенсионные права подтверждаются в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание положения соглашений, основанных на территориальном принципе, об установлении пенсии согласно законодательству государства проживания гражданина, территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении (пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н (далее - Правила № 884н)).

При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ).

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, представленных заявителем, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом ПФР в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Ответ, полученный на соответствующий запрос территориального органа ПФР из компетентного органа государства-участника Соглашения, подтверждающий сведения, содержащиеся в документах, представленных лично гражданином, принимается территориальным органом ПФР к рассмотрению.

Учитывая изложенное, решения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальными органами ПФР в соответствии с законодательством Российской Федерации с применением норм международных договоров (соглашений) Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе с учетом подтвержденных компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории государства- участника договора (соглашения).

3. По вопросу разработки ПФР совместно с Минтрудом России упрощенного механизма подтверждения стажа и заработной платы сообщается, что данный вопрос может быть урегулирован путем заключения договоров, основывающихся на принципе пропорциональности распределения финансовых обязательств, предусматривающем назначение и выплату пенсий в зависимости от величины пенсионных прав, приобретенных гражданами на территории государства каждой из Договаривающихся Сторон.

Так, например, в настоящее время экспертами Российской Федерации и Республики Таджикистан обсуждается проект Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области социального обеспечения.

Также, экспертами государств - членов Евразийского экономического союза обсуждается проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза (участниками которого являются - Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика Российская Федерация).

 

Статс-секретарь, заместитель министра   А.Н. Пудов

Отзыв Минздрава России

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассмотрело в пределах компетенции рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России» и сообщает в части включения участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — территориальные программы), в том числе в период до выдачи им полисов обязательного медицинского страхования (пункт 4 раздела II рекомендаций).

Согласно подпункту г) пункта 19 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 1289), (далее - Государственная программа) участник этой программы и члены его семьи имеют право на получение медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - Программа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С момента получения иностранным гражданином, лицом без гражданства, являющимся участником Государственной программы, и членами его семьи статуса «постоянно или временно проживающий в Российской Федерации», либо статуса «беженец» в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об  обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЭ) они являются застрахованными по обязательному медицинскому страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.

До получения полиса обязательного медицинского страхования участнику Государственной программы и членам его семьи медицинская помощь оказывается в рамках территориальной программы в соответствии с Программой, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) во исполнение части 4 статьи 80 Федерального закона № 326-ФЭ.

Согласно разделу V Программы на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 1492, финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, оказываемой не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию лицам, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, участникам Государственной программы и членам их семей до момента получения полиса обязательного медицинского страхования бесплатно предоставляется только скорая, в том числе скорая специализированная медицинская помощь, при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

В то же время пунктом 24 Государственной программы установлено, что субъект Российской Федерации вправе предусматривать в региональных программах переселения иные гарантии и меры, направленные на обеспечение жизнедеятельности, в том числе социальной поддержки и медицинского обеспечения, что позволяет расширять виды и объемы медицинской помощи, оказываемой участникам таких программ бесплатно.

С учетом изложеного, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению в территориальных программах дополнительных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи участникам Государственной программы, сверх определенных Программой, за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены. 
 

Заместитель министра            Н.А. Хорова

Ответ Минюста России

 

 

Уважаемый Михаил Александрович!

В Министерстве юстиции Российской Федерации рассмотрены Рекомендации 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России».

Пунктом 3 раздела 1 «Проблемы правового положения в России лиц с неурегулированным правовым статусом из числа бывших граждан СССР и их потомков» рекомендовано МВД России и Минюсту России принять меры к предоставлению вида на жительство либо иного официального правового статуса длительно проживающим в Российской Федерации фактически гражданам Республики Афганистан, прибывшим на территорию РСФСР до 1991 г., а также их потомкам, с целью исключения дальнейшего их нелегального нахождения в Российской Федерации.

Обозначенная Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проблематика, связанная с защитой прав и свобод иностранных граждан, заслуживает пристального внимания и, по нашему мнению, подлежит обсуждению с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этой связи Минюст России выражает готовность принять участие в диалоге по данному вопросу, а также оказать правовое содействие в рассмотрении соответствующих законодательных инициатив.

Дополнительно сообщаем, что информационно-аналитические материалы, а также подготовленные проекты нормативных правовых актов по указанному вопросу от федеральных органов исполнительной власти или субъектов законодательной инициативы в Минюст России не поступали. 
 

Заместитель министра            Д.В. Новак 

Ответ МИД России

 

Уважаемый Михаил Александрович,

Рекомендации, принятые по итогам 59-го специального (119-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Собирание соотечественников во благо России», затрагивают важные проблемные вопросы, касающиеся привлечения соотечественников на постоянное место жительства в Россию и урегулирования их правового статуса после переезда. Они созвучны тем задачам, которые были поставлены Президентом Российской Федерации в ходе прямой линии 7 июня 2018 года, и представляются весьма актуальными в контексте дальнейшего поступательного развития страны. Речь идет, в том числе, о необходимости либерализации условий приобретения российского гражданства гражданами Украины и других стран, близкими по менталитету россиянам и желающими связать свое будущее с Россией.

МИД России готов участвовать в рамках своих полномочий в проработке инициатив, нацеленных на устранение имеющихся нормативноправовых и правоприменительных пробелов в этой сфере.

 

Министр иностранных дел Российской Федерации                       С. Лавров