Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Дагестане

Копия Рекомендации Дагестан сайт.pdf посмотреть 363 КБ

Ответ Федеральной службы судебных приставов

Во исполнение Вашего запроса от 16.07.2018 № 04/93822-ВФ Федеральная служба судебных приставов сообщает следующее.

В Управлении ФССП России по Республике Дагестан (далее - Управление) в настоящее время на исполнении находятся 95 исполнительных производств о сносе 81 самовольно возведенного многоквартирного дома.

По 71 исполнительному производству о сносе 63 объектов взыскателями выступают органы муниципальной власти (в том числе Минстрой Республики Дагестан), по J 6 исполнительным производствам о сносе 14 объектов - органы прокуратуры субъекта, по 8 исполнительным производствам о сносе 6 объектов -физические лица.

В рамках указанных исполнительных производств судебными приставами-исполнителями приняты меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе за неисполнение решения суда в добровольный срок в отношении должников вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора на общую сумму 425 тыс. руб. (взыскано 60 тыс. руб.), составлено 286 протоколов об административном правонарушении в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ (взыскано 79 тыс. руб.), все должники-физические лица временно ограничены в праве выезда из Российской Федерации, вынесены постановления о запрете совершения регистрационных действий по земельным участкам.

На сегодняшний день у взыскателей, в том числе у муниципалитетов субъектов Российской Федерации, также имеется возможность обеспечивать исполнение требований исполнительных документов о сносе самовольно возведенных объектов путем реализации прав, предоставленных ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном   производстве»  (далее  -  Закон),   или  закрепления  в исполнительном документе права на проведение работ по сносу самостоятельно в случае неисполнения требований исполнительного документа должником.

Учитывая, что самостоятельно должниками не исполняются требования исполнительных документах о сносах многоквартирных домов, а меры, направленные на понуждение должника к фактическому исполнению требования исполнительных документов неимущественного характера ограничены применяемыми мерами административного характера, взыскателям было направлено 80 предложений об обеспечении сноса самовольно возведенных объектов в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскателями указанное право реализовано не было.

По предварительной оценке для сноса 82 многоквартирных домов в Республике Дагестан потребуется порядка 2 млрд. руб.

Кроме того, в Управлении в настоящее время на исполнении находятся 208 исполнительных производств о сносе самовольно возведенных домов, построенных в охранных зонах газопроводов.

В рамках указанных исполнительных производств судебными приставами-исполнителями приняты меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе за неисполнение решения суда в добровольный срок в отношении должников вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора на общую сумму 411 тыс. руб. (взыскано 46 тыс. руб.), составлено 278 протоколов об административном правонарушении в соответствии со ст. 17,15 КоАП РФ (взыскано 37 тыс. руб.).

По предварительной оценке для сноса 208 домов, построенных в охранных зонах газопроводов, в Республике Дагестан потребуется порядка 100 млн. руб.

В рамках Государственной программы Российской Федерации «Юстиция» на реализацию полномочий в установленной сфере деятельности в части осуществления сноса самовольно возведенных строений на 2018 год предусмотрено выделение денежных средств в размере 5 млн. руб.

В соответствии с протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 06.07.2018 № ВМ-П4-43пр с участием первого заместителя Министра Финансов Российской Федерации Л.В. Горнина, выделение дополнительных бюджетных ассигнований на исполнение судебных решений о сносе незаконно возведенных объектов противоречит установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации принципу равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в 22 многоквартирных домах, подлежащих сносу, проживают граждане, в том числе 9 домов полностью заселены. Также в 3 многоквартирных домах имеются квартиры, право собственности граждан на которые признаны решением суда. Полагается, что исполнение решения судов о сносе указанных домов повлечет за собой негативную социальную реакцию.
По нашему мнению, каждый вопрос о сносе многоквартирного дома с проживающими (имеющими собственность) в нем гражданами, должен рассматриваться в индивидуальном порядке. В связи с указанным на встрече с первым заместителем временно исполняющего обязанности Главы Республики Дагестан детально обсуждена сложившаяся ситуация, рабочей группе по обеспечению деятельности Межведомственной комиссии по оценке юридических действий, связанных со сносом многоквартирных домов в Республике Дагестан и поиску путей выхода из сложившейся ситуации рекомендовано проведение обследования объектов, подлежащих сносу, на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к объектам этой категории, и рассмотрение возможности введения указанных домов в эксплуатацию
В целях проведения обследования объектов, подлежащих сносу, в целях исключения негативных последствий для жильцов домов, связанных с отключением от систем энергоснабжения, полагается целесообразным обращение взыскателя в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда или о приостановлении исполнительного производства. При принятии положительного решения по вопросу ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, взыскателю должна быть разъяснена возможность отзыва исполнительного документа.
Дополнительно сообщаем, что исполнительные документы о взыскании компенсации, в связи с затоплением сельскохозяйственных угодий из-за строительства Ирганайской ГЭС, на исполнение в структурные подразделения Управления не поступали.

По указанным фактам непринятия всего комплекса мер при взыскании задолженности по заработной плате с ООО «Дагагрокомплекс» установлено, что на исполнении в структурных подразделениях Управления с января 2015 года по текущий период 2018 года на исполнении находилось 34 исполнительных производства о взыскании задолженности по заработной плате, возбужденных в отношении должника ООО «Дагагрокомплекс», на общую сумму 12,1 млн. руб.
За указанный период фактическим исполнением окончено одно исполнительное производство на сумму 400 тыс. руб. Частично взыскано 3,8 млн. руб.

В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.10.2017 о признании ООО «Дагагрокомплекс» банкротом 33 исполнительных производства окончены по основаниям, предусмотренным п. 7 п. 1 ст. 47 Закона.

Также в настоящее время на исполнении в Управлении находится два исполнительных производства в отношении должника К. 3. Д., в частности исполнительное производство от 06.02.2018 Jfe 9395/18/05021-ИП о взыскании задолженности в размере 115 462,76 руб. в пользу ПАО Московский банк Сбербанк России и исполнительное производство от 11.07.2016 № 91366716/05021-ИП о взыскании страховых взносов, включая пени, в размере 82 193,32 руб. в пользу государства.

В рамках указанных исполнительных производств принимаются меры принудительного исполнения. Согласно актам совершения исполнительных действий от 05.102016, 16.05.2018, 20.03.2018 и от 07.07.2018 должник по указанному в исполнительном документе адресу не проживает. Имущество, зарегистрированное на праве собственности, на которое возможно обратить взыскание, у должника отсутствует.

Согласно информации, представленной Центром по выплате пенсий Отделения ПФР по Республике Дагестан от 06.04.2018 сведения о должнике К. З.Д. в базе данных получателей пенсии отсутствуют, в связи с чем удержание из пенсии не производилось.

Дополнительно сообщаем, что в отношении К. З.Д. 23.03.2016     было      возбуждено     два     исполнительных     производства № 20570/1670502 ЬИП о взыскании задолженности в размере I млн. 060 тыс. рублей и № 23001 /16/05021 -РЩ о взыскании задолженности в размере 100 тыс. рублей в пользу одного взыскателя Х. М.Х.

Указанные исполнительные производства окончены 31.03.2016 и 07.06.2016 по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 46 Закона, в связи с отзывом исполнительных документов взыскателем.

В настоящее время исполнительные производства о взыскании задолженности с К. З.Д. в пользу Х. М.Х. находятся на исполнении в Управлении ФССП России по Москве, из пенсии должника производятся удержания.

Дополнительно сообщаем, что в текущем году в Управлении на исполнении находилось 12 исполнительных производств о восстановлении прав взыскателей в сфере долевого строительства (как имущественного, так и неимущественного характера).

Из указанного количества 3 исполнительных производства окончены фактическим исполнением.
В остатке по состоянию на 01.07.2018 находятся 9 исполнительных производств указанной категории.

Из них по 6 исполнительным производствам имеется информация о том, что требования исполнительных документов должниками исполнены в полном объеме. В настоящее время проводится проверка представленных должниками сведений об исполнении, по результатам которой будет принято соответствующее процессуальное решение. В рамках 3 исполнительных производств судебными приставами-исполнителями принимаются меры, направленные на фактическое исполнение требований исполнительных документов.

Федеральной службой судебных приставов будет продолжен контроль за соблюдением прав сторон исполнительного производства и недопущением социальной напряженности при исполнении решений суда о сносе самовольно возведенных домов, а также исполнительных производств о восстановлении прав взыскателей в сфере долевого строительства в Республике Дагестан.

 

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - заместитель главного судебного пристава Российской Федерации    OA. Помигалова

Ответ ФСИН России

Информационный материал
по рекомендациям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 23-го выездного заседания в Республике Дагестан 19-22 февраля 2018 г.


1) В настоящее время в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Дагестан (далее - ФКУ ИК-2) содержится 993 осужденных. Питание осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-2, организовано в соответствии с Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 02.09.2016 №696. Пища доводится до осужденных в готовом виде согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», и приказу Минюста России от 25.02.2016 №48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Прием пищи осужденными производится в строго установленное распорядком дня время. Продолжительность приема пищи осужденными составляет 20 минут. Согласно утвержденному распорядку дня ФКУ ИК-2 завтрак проводится с 6:30 до 7:30, обед с 12 до 13:30, ужин с 18:10 до 19:10. Количество посадочных мест в столовой ФКУ ИК-2 составляет 360 мест. Установлено 36 столов по 10 мест. По объяснениям осужденных, случаев оплаты родственниками за питание не было.

2) Фактов вымогательства и моральных пыток в отношении осужденных за 2017 год и истекший период 2018 года в учреждениях УФСИН России по Республике Дагестан (далее - УФСИН) не зарегистрировано, по подобным фактам обращений к руководству ФКУ ИК-2 со стороны осужденных не имеется.

3) В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Дагестан (далее -ФКУ СИЗО-3) подозреваемые, обвиняемые и осужденные содержатся в камерах режимного корпуса. Режимный корпус состоит из трехэтажного и примыкающих к нему одноэтажных зданий в которых размещены камеры, карантинное отделение, специальный блок, пищеблок, помещение санобработки, помещения медицинской части, следственных кабинетов, комнат краткосрочных и длительных свиданий, сборного отделения и помещения для проведения досмотров и обысков. В камере № 26 ФКУ СИЗО-3 подозреваемые и обвиняемые не содержатся в связи с тем, что окно данной камеры по размерам не соответствует предъявляемым требованиям законодательства Российской Федерации, соответственно запланированы ремонтные работы по реконструкции окна данной камеры, то есть увеличение его в размерах. Все помещения режимного корпуса, в том числе камера № 26 ФКУ СИЗО-3, оборудованы принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, которая находится в исправном состоянии и эффективно используется.

По поводу плесени на стенах камеры № 9 ФКУ СИЗО-3 сообщаем, что данная камера отвечает всем предъявленным санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Кроме того в данной камере произведен косметический ремонт по нормативам и стандартам СНиП и ГОСТ. Также, в соответствии с требованиями ведомственных нормативно-правовых актов ФСИН России, все жилищно-бытовые помещения проходят комиссионные обследования на предмет выявления нарушений требований норм СНиП и ГОСТ, о чем составляются акты обследования.

Подследственный М.Д.А. содержался в ФКУ СИЗО-3 в период с 25.02.2017 по 10.10.2017. В указанный период в отношении Мирзаева Д.А. физическая сила или специальные средства не применялись. Согласно амбулаторного журнала приема больных филиала ФКУЗ МСЧ-5 ФСИН России (далее - МСЧ-5), за период содержания в ФКУ СИЗО-3, М.Д.А. с жалобами на гематому, полученную вследствие применения в отношении него электрошокера, не обращался. Также Мирзаев Д.А. с жалобой о применении к нему физической силы или специальных средств к сотрудникам ФКУ СИЗО-3 или к иным лицам не обращался.

4) Посещение членами общественной наблюдательной комиссии Республики Дагестан (далее - ОНК) учреждений У ФСИН организовано в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» и приказом ФСИН России от 28.11.2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий». Так, за первое полугодие 2018 г. случаев недопуска членов ОНК в учреждения УФСИН не допущено.

5) С целью искоренения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных ФСИН России осуществлен ряд мероприятий:

инициировано рассмотрение вопроса о противодействии распространению криминальной субкультуры среди несовершеннолетних на постоянно действующих координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации (указанные совещания проведены в 33 территориальных органах ФСИН России);

во всех территориальных органах ФСИН России с целью организации взаимодействия между уголовно-исполнительными инспекциями, следственными изоляторами, воспитательными колониями и исправительными колониями в части обеспечения преемственности и непрерывности процесса | исправления осужденных организованы и проведены совещания по теме «Организация работы в учреждениях УИС с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также лицами, переведенными из ВК в ИК»;

проведен конкурс профессионального мастерства среди работников психологических подразделений учреждений и органов УИС на лучшую работу по теме «Лучшая программа по профилактике распространения криминальной субкультуры Среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных», которая распространена в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

ФСИН России регулярно проводится анализ криминальной зараженности среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по итогам которого выявляются причины, условия и места заражения несовершеннолетних криминальной субкультурой, с целью выработки действенных мер, направленных на снижение криминальных традиций среди указанной категории лиц.

В рамках совершенствования работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних ФСИН России направлены в Минобрнауки России предложения по организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием технологии «единого окна». Это позволит более предметно отражать и отслеживать алгоритм работы специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с каждой категорией несовершеннолетних и их семей. В соответствии с выявленными проблемами проводится анализ работы сотрудников, ответственных за исполнение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, и совершенствуется информационно-консультативная и психологическая помощь детям и их родителям.

6) Руководством территориальных органов ФСИН России и следственных изоляторов, в которых имеется переполнение, на регулярной основе осуществляется информирование судей, следственных органов и органов прокуратуры, о количестве подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях, а также о длительных периодах содержания под стражей подсудимых. Администрацией учреждений организовано взаимодействие с судами по вопросу своевременного получения судебных решений для направления осужденных к месту отбывания наказания.

С судами проводятся совместные совещания, на которых рассматриваются вопросы возможности снижения количества лиц, содержащихся в следственных изоляторах, за счет сокращения сроков направления в учреждение ! судебных решений, а также доводится информация о проблемах переполнения мест содержания под стражей.

Территориальными органами ФСИН России, в следственных изоляторах которых имеется переполнение, осуществляется перезакрепление административно-территориальных единиц, из которых доставляются лица, содержащиеся под стражей.

Кроме того организована работа по направлению осужденных, уголовные дела которых рассмотрены судом апелляционной инстанции, ожидающих вступления приговора суда в законную силу, а также числящихся за судами апелляционной инстанции для последующего рассмотрения апелляционных! жалоб в режиме видеоконференцсвязи, в распоряжение других территориальных органов ФСИН России, в которых имеются условия для их размещения.
Так, за первое полугодие 2018 года из следственных изоляторов г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Республики Крым и Республики Татарстан, а также Краснодарского, Ставропольского краев и Курганской, Московской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было конвоировано 5 298 человек.

В результате проведенных мероприятий по сравнению с 2012 годом количество следственных изоляторов, в которых имелось переполнение, сократилось в два раза и по состоянию на 19.07.2017 составляло 34 следственных изолятора. Численность лиц, содержащихся в следственных изоляторах Курганской, Сахалинской, Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, которые длительное время функционировали при переполнении, не превышала установленного лимита, а количество подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах Московской области снизилось на 8,5%, г. Москвы - на 4,4%, Ростовской области - на 2,7%, Республики Крым - на 1,5%, Республики Татарстан и Ставропольского края - на 1,0%.

7) Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за объектами УФСИН осуществляется филиалом ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-5 ФСИН России (далее - ЦГСЭН) в соответствии с Комплексным планом проведения контрольных мероприятий за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, утверждаемым ежегодно заместителем директора ФСИН России, курирующим вопросы медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Внеплановые проверки объектов УИС с целью контроля соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, осуществляются в связи с обращениями граждан,   по  эпидемиологическим  показаниям,   с  целью  проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз.

За истекший период 2018 года в учреждениях УФСИН России по Республике Дагестан (далее - УФСИН) должностными лицами ЦГСЭН проведено 37 мероприятий по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, из них 13 плановых и 24 внеплановых проверок, в том числе 1 плановая и 5 внеплановых в ФКУ СИЗО-3, 2 плановые и 7 внеплановых в ФКУ ИК-2. В адрес руководителей учреждений УФСИН вынесено 14 предписаний.

По фактам нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации главным государственным санитарным врачом -начальником ЦГСЭН за истекший период 2018 года в отношении должностных лиц учреждений УФСИН возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых 7 должностных лиц привлечены к ответственности.

МСЧ-5 осуществляет медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в учреждениях УФСИН, имеет в своем составе 10 филиалов, в том числе «Больница» и «Туберкулезная больница». Медицинская помощь лицам, содержащимся в учреждениях УФСИН, организована в соответствии с перечнем видов помощи, определяемым лицензией на право осуществления медицинской деятельности, Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Порядком организации медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285. При невозможности оказания какого-либо вида медицинской помощи в условиях филиалов МСЧ-5, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Республики Дагестан.

В целях реализации прав лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения доступности и качества оказания им медицинской помощи, УФСИН заключено Соглашение с Министерством здравоохранения Республики Дагестан о взаимодействии в сфере охраны здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных, одним из направлений которого является оказание специализированной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями.

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в учреждениях УФСИН в целом характеризуется как стабильная и контролируемая. Улучшение показателей заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях стало результатом реализации комплекса мероприятий:
- укрепление материально-технической базы филиалов МСЧ-5 в части обеспечения рентген-диагностической техникой и лабораторным оборудованием;
— бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами;
- повышение уровня реализации мероприятий по обеспечению производственного контроля на объектах УФСИН и выполнения требований санитарных правил СП ЗЛ.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза».


Организация помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, осуществляется при поддержке и сотрудничестве с Минздравом Республики Дагестан, региональным центром профилактики ВИЧ (СПИД). В учреждениях УФСИН реализуются мероприятия, предусмотренные Государственной стратегией противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.

Индикаторами эффективности лечения, диагностики, профилактических мероприятий и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных являются такие показатели, как смертность, в том числе от заболеваний, уровень и структура заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, результаты государственного контроля, проводимого надзорными органами в части оценки качества оказания медицинской помощи. По итогам 2017 года и первого полугодия 2018 года по учреждениям УФСИН отмечается динамическое улучшение данных показателей.

Показатель освобождения от отбывания наказания и из-под стражи в связи с наличием тяжелого заболевания по учреждениям УФСИН стабильно высокий, что стало результатом эффективной реализации мероприятий по диспансеризации больных, страдающих тяжелой хронической патологией, своевременное представление их в суды, а также совершенствование работы с судебными органами в части освобождения в связи с заболеванием.

Организация оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в учреждениях УИС, являющимся инвалидами, осуществляется в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава России.

Во всех учреждениях УФСИН реализуется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых, осужденных, являющихся инвалидами. В филиалах МСЧ-5 созданы необходимые условия для своевременного и эффективного проведения комплекса экстренных и неотложных мероприятий в рамках оказания первичной доврачебной и врачебной помощи, а также для проведения профилактических и диспансерных осмотров.

Ответ Минюста России

Информация Министерства юстиции Российской Федерации о результатах рассмотрения Рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 23-го выездного заседания в Республике Дагестан, состоявшегося 19-22 февраля 2018 г.


Министерству юстиции Российской Федерации рекомендовано рассмотреть вопрос о перспективах использования такой меры наказания, как ограничение свободы в отношении осужденных из числа лиц, имеющих инвалидность.

Следует учитывать, что в соответствии с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) назначение уголовного наказания, в том числе в виде ограничения свободы, относится к компетенции суда.

В соответствии со статьей 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Частью 2 статьи 53 УК РФ установлено, что ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В силу положений действующего законодательства Российской Федерации уголовное наказание в виде ограничения свободы может быть назначено любым категориям осужденных, в том числе лицам, имеющим инвалидность, за исключением военнослужащих, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также лиц, не имеющих места постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» на основании части 2 статьи 61 УК РФ в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, суд вправе признать, в том числе наличие инвалидности.

Наряду с этим Минюсту России рекомендовано разработать комплексную программу преодоления превышения лимита в следственных изоляторах, предусмотрев, в том числе внесение изменений в уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство.
В этой связи отмечаем, что согласно подпункту 1 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах.

Частью первой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Кроме того, стоит отметить, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в отношении подозреваемых или обвиняемых по решению суда могут быть применены также и иные меры пресечения, например, запрет определенных действий, домашний арест, залог.

В целях приведения условий содержания подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами в ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420, в ряде субъектов Российской Федерации планируется строительство новых следственных изоляторов.

Помимо этого сообщаем, что в целях восстановления прав и законных интересов лиц, осужденных к лишению свободы, нарушенных во время их содержания под стражей, Федеральным законом от 03.07.2018 № 186-ФЗ в статью 72 УК РФ внесены изменения, предусматривающие при зачете времени содержания в следственном изоляторе в срок отбывания наказания в виде лишения свободы учитывать повышенные коэффициенты кратности в зависимости от назначаемого судом вида исправительного учреждения.

Ответ МВД России

Приложение

 

 

Раздел II. О соблюдении права на жизнь жителей Республики Дагестан.

К вопросу о безвестных исчезновениях граждан на территории Республики Дагестан.

В истекшем периоде 2018 года на территории республики по признакам преступления, предусмотренного статьей 126 (Похищение человека) Уголовного кодекса Российской Федерации, возбуждено 8 уголовных дел, 5 направлены в суд.

В 2018 году сотрудниками МВД России осуществлялись выезды в служебные командировки в МВД по Республике Дагестан, в рамках которых проводились мероприятия, направленные, в том числе на раскрытие преступлений, связанных с исчезновением граждан.

В целях активизации работы по расследованию преступлений указанной категории образована совместная межведомственная комиссия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан и МВД по Республике Дагестан.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что в отдельных случаях организуется инсценировка похищения либо в правоохранительные органы подается заведомо ложное сообщение о похищении граждан сотрудниками правоохранительных органов. Подобные действия совершаются, в том числе родственниками участников незаконных вооруженных формирований.

В 2018 году установлены факты, когда лица, объявленные в розыск как без вести пропавшие, являются активными участниками террористических групп.

Так, 10 февраля текущего года в ходе боестолкновения с участниками незаконных вооруженных формирований из двух уничтоженных лиц одним являлся без вести пропавший А. СМ., 1995 года рождения.

Уроженцы и жители села Эндирей Хасавюртовского района Б. М.А., 1989 года рождения и Г. Д.М., 1999 года рождения, находящиеся в розыске как без вести пропавшие, по имеющимся сведениям, вступили в ряды диверсионно-террористической группы «Хасавюртовская».

В 2016 году МВД России проведен анализ оперативно-служебной деятельности МВД по Республике Дагестан, направленный на выявление причин и условий, оказывающих негативное влияние на состояние работы по борьбе с преступностью, в том числе по линии раскрытия противоправных деяний, связанных с безвестным исчезновением граждан, и преступлений террористического характера.

Результаты анализа свидетельствовали, что одной из причин, негативно влиявших на результаты оперативно-служебной деятельности, является отсутствие на территории республики ДНК-лаборатории. Соответствующие исследования   проводились   в   экспертном   учреждении   Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу на территории г. Кисловодска Ставропольского края. В результате экспертизы ДНК назначались только по особо тяжким и резонансным преступлениям, сроки их производства достигали пяти-шести месяцев, причем число проведенных экспертиз на протяжении 2014-2016 годов сокращалось, что также негативно отражалось на состоянии идентификационной работы. О сложившейся ситуации доложено Министру внутренних дел Российской Федерации. По результатам доклада ФГКУ «ЭКЦ МВД России» поручено проработать создание на базе МВД по Республике Дагестан экспертно-криминалистического центра (лаборатории), располагающего возможностями проведения всех видов экспертиз, в том числе геномной. Указанная лаборатория сформирована и успешно функционирует на базе МВД по Республике Дагестан, что создает условия, в том числе для повышения эффективности розыскной и идентификационной деятельности, а также противодействия преступлениям террористического характера.

К вопросу о совместной деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия терроризму.

В рамках антитеррористической деятельности МВД по Республике Дагестан осуществляется взаимодействие с федеральными и региональными правоохранительными органами.

Так, совместно с Оперативным штабом в Республике Дагестан, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Дагестан и Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан осуществляется комплекс совместных антитеррористических мероприятий по нейтрализации угроз терроризма на территории республики, противодействию деятельности международных террористических организаций, недопущению вовлечения жителей Дагестана в террористическую и экстремистскую деятельность, в том числе для участия в деятельности международных террористических организаций в странах Ближнего Востока.

В настоящее время координацию правоохранительных органов и ведомств осуществляет Комиссия Национального антитеррористического комитета по Республике Дагестан в рамках целевых планов, разрабатываемых на постоянной основе.

Организация совместной работы правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и законности на территории Республики Дагестан регулярно обсуждается на заседаниях координационного совещания правоохранительных органов в Республике Дагестан, координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Дагестан, Оперативного штаба в Республике Дагестан, Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан.

Осуществляется комплекс профилактических мер в рамках реализации Плана мероприятий Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан по реализации «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы».

К вопросу контрольного отстрела огнестрельного оружия, находящегося на вооружении в МВД по Республике Дагестан.

Порядок проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами.

Подпункт 3.1 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118, предусматривает, что огнестрельное оружие с нарезным стволом, находящееся на вооружении МВД России, отстреливается один раз в десять лет.

В соответствии с приказом МВД по Республике Дагестан от 25 июня 2013 г. № 875 в 2013 - 2014 гг. проводился контрольный отстрел табельного оружия.

При этом в соответствии с подпунктом 2.1 указанной Инструкции оружие, поступавшее на вооружение в МВД по Республике Дагестан, в 2015-2017 гг. отстреливалось на заводе-изготовителе, контрольные пули и гильзы направлялись в Федеральную пулегильзотеку МВД России.

К вопросу о постановке граждан на профилактический учет.

Компетенция Министерства в сфере профилактического учета регламентируется статьей 21 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», предусматривающей возможность осуществления профилактического учета как формы профилактического воздействия.

Данный учет осуществляется субъектами профилактики правонарушений, указанными в части 2 статьи 17 указанного Федерального закона, в частности должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что полиция осуществляет формирование и ведение банков данных в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете, и в отношении которых заведены дела оперативного учета. Положения Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» допускают возможность создавать и использовать информационные системы.

Вместе с тем в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» данные подлежат уничтожению по достижении целей или в случае утраты необходимости.

Вопросы постановки граждан на профилактические учеты находятся на контроле МВД России.

К вопросу об ответственности должностных лиц за нарушение сроков розыска по «горячим следам».

Пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает, что полиция незамедлительно пребывает на место совершения преступления. При этом полномочия органов внутренних дел Российской Федерации в сфере раскрытия преступлений в различной степени детализированы в ведомственных нормативных правовых актах, в том числе ограниченного распространения.

В частности, пункт 39 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешении в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, предусматривает, что оперативный дежурный при регистрации заявлений и сообщений принимает меры неотложного реагирования, направленные на раскрытие преступления.

Подпункт 37.5 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» устанавливает, что участковый уполномоченный полиции незамедлительно прибывает на место совершения преступления.

Также, подпунктом 7.3 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции», предусмотрено, что задачами службы являются пресечение противоправных деяний и задержание лиц, совершивших преступления, по «горячим следам».

Статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливается, что уполномоченные лица обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток.

Инструкция по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденная приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495дсп, регламентирует вопросы совместной деятельности участников следственно - оперативной группы при осуществлении полномочий по раскрытию и расследованию уголовных дел.

Таким образом, вопросы раскрытия преступлений по «горячим следам» в достаточной степени регламентированы нормативными правовыми актами.

При этом в случае ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации может быть привлечен к дисциплинарной, административной, уголовной либо иным видам ответственности в зависимости от тяжести последствий.

К вопросу о предотвращении дорожно-транспортных происшествий с участием детей, а также таксомоторных транспортных средств.

На территории Республики Дагестан в результате дорожно-транспортных происшествий в 2016 году пострадало 30 детей в возрасте до 16 лет, в 2017 - 33, в первом полугодии 2018 года - 18.

В этой связи принимаются дополнительные меры, направленные на снижение аварийности с участием несовершеннолетних.

В текущем году УГИБДД МВД по Республике Дагестан организовано проведение проверок эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения и обустройства пешеходными переходами образовательных учреждений дошкольного и школьного образования, по результатам которых должностным лицам выдано

73 предписания по устранению недостатков, к административной ответственности привлечено 2 юридических и 38 должностных лиц, в органы прокуратуры направлено 12 информации, 4 представления главам муниципальных образований и 1 информация в Министерство образования и науки Республики Дагестан.

По результатам проведенных проверок условий технического состояния транспортных средств, используемых для перевозки организованных групп детей, в том числе «школьными» автобусами, к административной ответственности привлечено 48 водителей автобусов и 8 должностных лиц. В Министерство образования и науки Республики Дагестан, муниципальные образования для устранения недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения направлено 49 представлений.

Осуществляя надзор за дорожным движением, и при проведении специальных контрольно-профилактических мероприятий, в том числе в городах Махачкале, Дербенте, Избербаше, Кизляре и Кизилюрте, сотрудниками УГИБДД пресечено более 18 тыс. нарушений Правил дорожного движения, допущенных водителями пассажирских транспортных средств, задержано 7 нетрезвых водителей автобусов, отстранено 26 лиц, управлявших автобусами без соответствующей категории, пресечено 34 факта выезда на полосу встречного движения, 228 проездов на запрещающий сигнал светофора, более 3 тыс. фактов перевозки пассажиров на технически неисправных транспортных средствах.

За нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, к административной ответственности привлечено более 257 должностных лиц автопредприятий и 20 юридических лиц, выдано 105 предписаний и представлений.

В целях усиления ответственности водителей, индивидуальных предпринимателей и должностных лиц за эксплуатацию транспортных средств с техническими неисправностями Госавтоинспекцией активно используется практика сбора материалов для возбуждения уголовных дел по статье 238 УК России (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Так, по фактам перевозок пассажиров на автобусах с техническими неисправностями или в конструкцию которых внесены несанкционированные изменения, угрожающие безопасности дорожного движения, сотрудниками ГИБДД собрано и передано в следственные органы 278 материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, а также прекращена регистрация более 350 переоборудованных автобусов (установка спальных мест, дополнительных сидений, газобалонного оборудования).

 

Раздел VIII. Защита прав журналистов и обеспечение свободы слова в Республике Дагестан.

К вопросу о доступе к информационным базам МВД России. Непосредственное обращение к учетам Интегрированного банка данных федерального уровня предоставлено 7 пользователям Следственного комитета

Российской Федерации и 228 пользователям МВД по Республике Дагестан, которые имеют возможность самостоятельно осуществлять проверки по имеющимся учетам.

 

МВД России

 

Ответ Министерства по делам Северного Кавказа

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:65535:"

 

ИНФОРМАЦИЯ

по рассмотрению рекомендаций, разработанных и утвержденных на 23 выездном заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшемся с 19 по 22 февраля 2018 года в Республике Дагестан

 

На настоящий момент информация о рассмотрении Рекомендаций поступила от МЧС России, МВД России, Минтруда России, Минприроды России, Минюста России, Минздрава России, Минсельхоза России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Минстроя России, Росприроднадзора, Рослесхоза, ФСИН России, ФССП России и ФАС России.

Раздел I «О соблюдении жилищных прав жителей Республики Дагестан».

По пункту 1 («Проблемы дольщиков многоквартирного «самостроя» и длительного недофинансирования программ предоставления жилья нуждающимся очередникам») МЧС России письмом от 13 августа 2018 г. № 42-6200-19 сообщило, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор осуществляется при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление указанного вида надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В этой связи МЧС России предлагает исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Дагестан при выявлении объектов, построенных без разрешения на строительство и с видимыми нарушениями противопожарных требований, немедленно информировать органы прокуратуры и государственного строительного надзора с целью инициирования проверок таких объектов на соответствие требованиям действующих норм и правил, а также прекращения строительства и эксплуатации незаконно возводимых строений.

Кроме того, МЧС России полагает целесообразным подготовку исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Дагестан и направление в судебные органы информационного письма с предложением об обязательном привлечении представителей государственного строительного надзора, инспекторов государственного пожарного надзора и иных ведомств в качестве специалистов (экспертов) к участию в судебных заседаниях, касающихся узаконивания «самостроев», а также о назначении экспертиз в целях всесторонней проверки указанных объектов на соответствие требованиям противопожарной безопасности.

Минстрой России по данному вопросу письмом от 28 августа 2018 г. № 36105-НС/07 сообщил, что 19 июля 2018 года в Минстрое России было проведено совещание с участием уполномоченных представителей органов государственной власти Республики Дагестан, в том числе представителей ФССП России, в ходе которого были рассмотрены вопросы, связанные с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности при возведении многоквартирных жилых домов.

В настоящее время Правительством Республики Дагестан ведется системная работа, направленная на выявление, проработку и принятие исчерпывающих мер к устранению нарушений градостроительного законодательства Российской Федерации, при строительстве объектов на территории республики.

Наиболее распространенными являются нарушения, связанные с самовольным строительством объектов капитального строительства, возведенных при отсутствии необходимых разрешений, в том числе отклонением от предельно допустимых параметров разрешенного строительства, реконструкцией объектов капитального строительства или нарушением градостроительных норм и правил.

В соответствии с решениями, принятыми по итогам совещания, в целях проведения комплексной оценки сложившейся ситуации в Республике Дагестан формируется рабочая группа с участием уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти и Правительства Республики Дагестан для проведения выездного совещания с осмотром объектов капитального строительства.

Кроме того, в целях совершенствования правового регулирования вопросов, касающихся признания зданий, строений и сооружений самовольными постройками, принятия решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 301924-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)» (далее - законопроект).

Учитывая, что большинство самовольных построек являются таковыми ввиду несоответствия требованиям застройки, законопроектом предлагается ввести в действие механизм привидения объектов самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства.

При этом законопроектом предусматривается, что такие решения в случаях несоответствия объектов постройки установленным параметрам будут приниматься судами. Предполагается, что органами местного самоуправления такие решения будут приниматься только в случаях, если постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми зонами, условиями использования территории, и при условии, что режим указанной зоны не допускает строительство такого объекта, либо в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство при условии, что границы указанной зоны и необходимость наличия указанного разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта. Таким образом, законопроектом предполагается, что каждый объект будет оцениваться индивидуально и при возможности приведения его в соответствие с установленными требованиями органом местного самоуправления может быть принято указанное решение, а не решение о сносе.

Законопроект в случае его принятия позволит, с одной стороны, в значительной степени пресечь наиболее распространенные нарушения в области градостроительной деятельности, окажет благоприятное влияние на развитие строительной отрасли без установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять на увеличение срока строительства, а с другой - позволит в большей степени защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

По вопросу изыскания необходимых средств для ускорения предоставления жилья гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, Минстрой России сообщил, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии со статьей 14 ЖК РФ и статьей 14 Федерального закона от 16 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Также отмечается, что выделение средств федерального бюджета для ускорения предоставления жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в Республике Дагестан, нарушает принцип равенства граждан в зависимости от места жительства на территории Российской Федерации.

В части правовой оценки соблюдения антимонопольного законодательства при строительстве жилых домов в Республике Дагестан ФАС России письмом от 22 августа 2018 г. № РП/68446-ПР/18 сообщила, что в Управление ФАС России по Республике Дагестан с 2010 года по настоящее время поступило 26 заявлений о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации и жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), при строительстве жилых домов в Республике Дагестан.

По результатам рассмотрения указанных заявлений и жалоб выдано 10 предписаний об устранении выявленных нарушений и принято 8 решений об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, 4 заявления оставлены без рассмотрения на основании статьи 44 Закона о защите конкуренции.

Правовая оценка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации при строительстве жилых домов в Республике Дагестан за указанный период в письме не представлена.

По пункту 2 («Обеспечение права на землю многодетных семей и инвалидов») Минтруд России письмом от 30 июля 2018 г. № ВМ-П-16-4762 сообщил, что согласно подпункту 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» вопросы социальной поддержки многодетных семей относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей, может быть предоставлен бесплатно в собственность земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация прав инвалидов или семей, имеющих детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, в том числе и решение вопроса о возмездном или безвозмездном характере предоставления данных участков, также относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

На основании указанной нормы и подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены случаи бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям гражданам, в том числе инвалидам и гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность.

В части улучшения жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, Минтруд России подчеркивает, что вопросы предоставления жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относятся к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок и условия предоставления жилых помещений, в том числе бесплатно, на льготных условиях, получение субсидий (государственного жилищного сертификата), устанавливаются также указанными органами в соответствии с нормативными правовыми актами конкретного субъекта Российской Федерации.

Минтруд России сообщает о готовности принять участие в решении поставленных вопросов после их предварительной проработки Минэкономразвития России и Минстроем России, реализующими функции по выработке государственной политики в сфере земельных и жилищных отношений соответственно.

По вопросу внедрения жилищно-земельного сертификата Минтруд России считает целесообразным осуществлять его наравне с действующим механизмом предоставления земельных участков гражданам, имеющим право первоочередного предоставления земельных участков в соответствии с нормами, установленными подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 16 статьи 17 Закона № 181-ФЗ.

По пункту 6.5 в части сохранения, обустройства Эльтавского леса и придания ему защитного статуса парковой зоны Минприроды России сообщило, что согласно статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. № 122, леса, расположенные на землях населенных пунктов, относятся к городским лесам; в населенных пунктах на территориях городских лесов осуществляется проектирование лесопарков.

При этом границы лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации.

Рослесхоз, к полномочиям которого в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2010 г. № 736, относится определение количества лесничеств и лесопарков, а также установление их границ, полагает целесообразным в целях сохранения Эльтавского леса создание городского лесопарка.

Во исполнение подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № Пр-2563 по итогам пленарного заседания Общественного народного фронта «Форум действий» (поручение Правительства Российской Федерации от 12 января 2017 г. № ДМ-П9-72) в субъекты Российской Федерации, включая Республику Дагестан, Рослесхозом направлены обращения о предложениях по образованию лесничеств (лесопарков) в городских лесах с учетом сведений о таких лесах, содержащихся в государственном лесном реестре, документах территориального планирования, градостроительного зонирования, а также Едином лесном реестре.

Рослесхоз сообщил о готовности рассмотреть обоснованные предложения администрации города Махачкалы по созданию лесничеств (лесопарков) при их поступлении в установленном порядке.

Раздел II «О соблюдении права на жизнь жителей Республики Дагестан».

По пункту 1 («Проблема безвестных исчезновений и нерасследованных убийств граждан на территории Республики Дагестан») МВД России письмом от 22 августа 2018 г. № 3/187711275429 сообщило следующее.

В истекшем периоде 2018 года на территории республики по признакам преступления, предусмотренного статьей 126 Уголовного кодекса Российской Федерации (похищение человека), возбуждено 8 уголовных дел, из которых 5 направлены в суд. В 2018 году сотрудниками МВД России осуществлялись выезды в Республику Дагестан, в рамках которых проводились мероприятия, направленные, в том числе на раскрытие преступлений, связанных с безвестным исчезновением граждан. В целях активизации работы по расследованию преступлений указанной категории образована совместная межведомственная комиссия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Дагестан и МВД России по Республике Дагестан.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что в отдельных случаях организуется инсценировка похищения либо в правоохранительные органы подается заведомо ложное сообщение о похищении граждан. Подобные действия совершаются, в том числе родственниками участников незаконных вооруженных формирований. Установлены факты, когда лица, объявленные в розыск как без вести пропавшие, являются активными участниками террористических групп.

Так, 10 февраля текущего года в ходе боевого столкновения с участниками незаконных вооруженных формирований из двух уничтоженных лиц одним оказался без вести пропавший АСМ., 1995 года рождения. Уроженцы и жители села Эндирей Хасавюртовского района Б.М.А., 1989 года рождения, и Г.Д.М., 1999 года рождения, находящиеся в розыске как без вести пропавшие, по имеющимся оперативным данным, вступили в ряды диверсионно-террористической группы «Хасавюртовская».

В 2016 году МВД России был проведен анализ оперативно-служебной деятельности МВД России по Республике Дагестан, в том числе по линии раскрытия противоправных деяний, связанных с безвестным исчезновением граждан, и преступлений террористического характера. По мнению МВД России, одной из причин, препятствующих эффективному раскрытию подобных преступлений, является отсутствие на территории республики ДНК лаборатории. Соответствующие исследования проводились в экспертном учреждении Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу на территории города Кисловодска Ставропольского края. Соответственно экспертизы ДНК назначались только по особо тяжким и резонансным преступлениям, сроки их производства достигали 5-6 месяцев, причем число проведенных экспертиз на протяжении 2014-2016 годов сокращалось, что также негативно отражалось на состоянии идентификационной работы.

По результатам доклада ФГКУ «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» МВД России было поручено проработать вопрос создания на базе МВД России по Республике Дагестан экспертно-криминалистического центра (лаборатории), располагающего возможностями проведения всех видов экспертиз, в том числе геномной. Указанная лаборатория к настоящему времени создана функционирует, что создает условия для повышения эффективности разыскной и идентификационной деятельности, а также противодействия преступлениям террористического характера.

По вопросу обеспечения координации между федеральными и региональными правоохранительными органами в сфере антитеррористической деятельности МВД России сообщило, что совместно с Оперативным штабом в Республике Дагестан, Управлением ФСБ России по Республике Дагестан и Управлением Росгвардии по Республике Дагестан осуществляется комплекс совместных антитеррористических мероприятий по нейтрализации угроз терроризма на территории республики, противодействию деятельности международных террористических организаций, недопущению вовлечения жителей Дагестана в террористическую и экстремистскую деятельность, в том числе для участия в деятельности международных террористических организаций в странах Ближнего Востока. Осуществляется также комплекс профилактических мер в рамках реализации плана мероприятий Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы. Координацию правоохранительных органов и ведомств осуществляет комиссия Национального антитеррористического комитета по Республике Дагестан в рамках целевых планов, разрабатываемых на постоянной основе.

По вопросу проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия правоохранительных органов Республики Дагестан МВД России указало, что согласно подпункту 3.1 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118 (далее - Инструкция), огнестрельное оружие с нарезным стволом, находящееся на вооружении МВД России, отстреливается один раз в десять лет. В соответствии с приказом МВД России по Республике Дагестан от 25 июня 2013 г. № 875 контрольный отстрел огнестрельного оружия проводился в 2013-2014 годах. В соответствии с подпунктом 2.1 Инструкции оружие, поступавшее на вооружение в МВД России по Республике Дагестан в 2015-2017 годах, отстреливалось на заводе-изготовителе, контрольные пули и гильзы направлялись в Федеральную пулегильзотеку МВД России.

Законодательную и нормативную правовую регламентацию ответственности должностных лиц органов внутренних дел за нарушение сроков розыска по «горячим следам» (предусматриваемой, в том числе, соответствующими положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешении в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736; Уставом патрульно-постовой службы полиции, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 и Инструкцией по организации совместной оперативно-служебной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, утвержденной приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495дсп) МВД России считает достаточной.

По пункту 2 («О предотвращении дорожно-транспортных происшествий с участием детей, а также таксомоторных транспортных средств») МВД России сообщило о мерах, принимаемых УГИБДД МВД России по Республике Дагестан, в том числе о проверках эксплуатационного состояния улично-дорожной сети, технических средств, организации дорожного движения и обустройстве пешеходными переходами образовательных учреждений дошкольного и школьного образования, по результатам которых должностным лицам выдано 73 предписания по устранению недостатков, к административной ответственности привлечены 2 юридических и 38 должностных лиц, в органы прокуратуры направлено 12 сообщений, 4 представления главам муниципальных образований и 1 сообщение в министерство образования и науки Республики Дагестан.

По результатам проведенных проверок условий технического состояния транспортных средств, используемых для перевозки организованных групп детей, в том числе школьными автобусами, к административной ответственности привлечено 48 водителей автобусов и 8 должностных лиц. В министерство образования и науки Республики Дагестан и муниципальные образования для устранения недостатков в обеспечении безопасности дорожного движения направлено 49 представлений.

По пункту 3 («О возмещении ущерба З.К, выкупившей на свои средства российских солдат из плена чеченских боевиков») в части вопроса возмещения ущерба К.З.Д. ФССП России (письмо Минюста России от 13 августа 2018 г. № 04/107815-ОП) сообщает, что в настоящее время на исполнении в Управлении ФССП России по Республике Дагестан находятся два исполнительных производства в отношении должника К.З.Д., в частности, исполнительное производство от 6 февраля 2018 г. № 9395/18/0502 ПИП о взыскании задолженности в размере 115 462,76 руб. в пользу ПАО «Московский банк Сбербанка России» и исполнительное производство от 11 июля 2016 г. № 91366/16/05021-ИП о взыскании страховых взносов, включая пени, в размере 82 193, 32 руб. в пользу государства.

В рамках указанных исполнительных производств принимаются меры принудительного исполнения. Согласно актам совершения исполнительных действий от 5 октября 2016 г., от 16 мая 2018 г., от 20 марта 2018 г. и 7 июля 2018 года должник по указанному в исполнительном документе адресу не проживает. Имущество, зарегистрированное на праве собственности, на которое возможно обратить взыскание, у должника отсутствует.

Согласно информации, представленной Центром по выплате пенсий Отделения ПФР по Республике Дагестан от 6 апреля 2018 г., сведения о должнике К.З.Д. в базе данных получателей пенсии отсутствуют, в связи с чем удержание из пенсии должника не производилось.

Дополнительно ФССП России сообщает, что в отношении К.З.Д. 23 марта 2016 года были возбуждены два исполнительных производства: № 20570/16/05021-ИП о взыскании задолженности в размере 1 млн 060 тыс. рублей и № 23001/16/05021-ИП о взыскании задолженности в размере 100 тыс. рублей в пользу одного взыскателя – Х.М.Х. Указанные исполнительные производства окончены 31 марта 2016 года и 7 июня 2016 года по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с отзывом исполнительных документов взыскателем.

Раздел III «О водоснабжении населенных пунктов Республики Дагестан».

По пункту 2 («Проблемы водоснабжения города Дербента») сообщаем, что в ходе совещаний под председательством первого заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О. С. (протоколы от 25 сентября 2017 г. № 698-ПРМ-ЛС и от 15 ноября 2017 г. № 845-ПРМ-ЛС) Минкавказ России предложил Правительству Республики Дагестан представить актуализированную гидрологическую модель дополнительной оценки гидрологической обстановки в районе государственного природного заказника федерального значения «Самурский». Было принято решение, что единственным методом оценки масштабов и степени воздействия отбора подземных вод на Самурский реликтовый комплекс является проведение комплекса геологоразведочных и эксплуатационных работ, включающих бурение разведочно-эксплуатационных и наблюдательных скважин, опытно-фильтрационные работы, гидрологические и лабораторные исследования, математическое моделирование и другие мероприятия.

По итогам совещаний администрации городского округа «город Дербент» поручено выполнить условия лицензионного соглашения на геологическое изучение.

Однако в связи с тем, что лицензия на добычу 20 тыс. куб. метров подземных пресных вод на Тагиркентском участке № 1 приказом Кавказнедра от 30 января 2018 г. № 16 отозвана, администрацией городского округа «город Дербент» в соответствии с приказом Минприроды России от 26 февраля 2018 г. № 64 направлена заявка на получение лицензии на геологическое изучение и добычу пресных подземных вод на Тагиркентском участке № 1 в объеме 10% от утвержденных запасов. Кроме того, направлена заявка на получение лицензии на пользование недрами в целях геологического изучения «Поиски и оценка запасов подземных вод на Тагиркентском участке № 2, Самур-Гюльгерычаевского МППВ № 3 в Магарамкентском районе Республики Дагестан для водоснабжения города Дербента и прилегающих населенных пунктов».

Проведение комплекса геологоразведочных и эксплуатационных работ, включающих в себя бурение разведочно-эксплуатационных и наблюдательных скважин, опытно-фильтрационные работы, гидрогеологические и лабораторные исследования, математическое моделирование, мониторинг режимных работ, будет выполнено незамедлительно после получения лицензии на геологическое изучение и добычу пресных подземных вод на Тагиргентском участке № 1 и участке Самур-Гюльгерычаевского МППВ № 3.

Минприроды России по данному вопросу письмом от 15 августа 2018 г. № 0416-32/21117 сообщило, что Росводресурсами в рамках федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» завершается строительство объекта «Водохранилище на балке «Шурдере» в Сулейман-Стальском районе на землях Хивского района Республики Дагестан».

Основной целью строительства данного водохранилища является покрытие рисков для гарантированного водообеспечения Южного Дагестана. В этой связи представляется целесообразным рассматривать водные ресурсы строящегося водохранилища на балке «Шурдере» в качестве дополнительного источника водоснабжения города Дербента.

Минкавказ России совместно с Минприроды России, Росводресурсами и Роснедрами поддерживают инициативы, направленные на устойчивое развитие водоснабжения населенных пунктов Республики Дагестан, и сообщают о готовности оказать необходимое содействие в разработке альтернативных способов организации сбора воды и снабжения пресной водой города Дербента.

Минстрой России по данному вопросу сообщил, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в настоящее время проводится работа по разработке федерального проекта «Чистая вода» в рамках национального проекта «Экология», предусматривающего реализацию комплекса мероприятий по модернизации систем централизованного водоснабжения на территории всех субъектов Российской Федерации в целях обеспечения городского населения качественной питьевой водой.

Реализацию указанных мероприятий предполагается осуществлять с использованием финансовой поддержки, в том числе из федерального бюджета. Правила оказания федеральной поддержки субъектам Российской Федерации будут утверждены Правительством Российской Федерации.

Минстрой России полагает возможным предложения о реализации мероприятий в сфере водоснабжения рассмотреть в рамках федерального проекта «Чистая вода».

Раздел IV «О соблюдении трудовых прав жителей Республики Дагестан».

По вопросу невыплаты заработной платы в течение от полутора до трех лет работникам ООО «Дагагрокомплекс» Минтруд России письмом от 5 августа 2018 г. № 14-1 /10/П-5745 сообщил, что направил запрос в Роструд, являющийся уполномоченным федеральным органом государственной власти по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, для рассмотрения и проведения в случае необходимости соответствующих надзорно-контрольных мероприятий.

По данному вопросу ФССП России (письмо Минюста России от 13 августа 2018 г. № 04/107815-ОП) проинформировало, что в период с января 2015 года по настоящий момент в Управлении ФССП России по Республике Дагестан на исполнении находились 34 исполнительных производства о взыскании задолженности по заработной плате, возбужденных в отношении должника ООО «Дагагрокомплекс», на общую сумму 12,1 млн руб. За указанный период фактическим исполнением окончено одно исполнительное производство на сумму 400 тыс. руб. Частично взыскано 3,8 млн руб.

В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18 октября 2017 г. по делу № А15-1168/2016 о признании ООО «Дагагрокомплекс» банкротом 33 исполнительных производства окончены по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Раздел V «О соблюдении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания в Республике Дагестан».

Минюст России, ФСИН России и Управление ФСИН России по Республике Дагестан (письма Минюста России от 13 августа 2018 г.

№ 04/Ю7815-ОП и от 13 августа 2018 г. № ШХ-09-57673) сообщили следующее.

В ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Дагестан (далее - ФКУ СИЗО-3) подозреваемые, обвиняемые и осужденные содержатся в камерах режимного корпуса, состоящих из трехэтажного и примыкающих к нему одноэтажных зданий, где размещены камеры, карантинное отделение, специальный блок, пищеблок, помещение санобработки, помещения медицинской части, следственные кабинеты, комнаты краткосрочных и длительных свиданий, сборное отделение и помещения для проведения досмотров и обысков. В камере № 26 ФКУ СИЗО-3 подозреваемые и обвиняемые не содержатся в связи с тем, что окно камеры по размерам не соответствует предъявляемым нормативным требованиям; запланированы ремонтные работы по реконструкции окна данной камеры для увеличения его размера. Все помещения режимного корпуса, в том числе камера № 26 ФКУ СИЗО-3, оборудованы принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, которая находится в исправном состоянии и эффективно используется.

Камера № 9 ФКУ СИЗО-3, по данным УФСИН по Республике Дагестан, отвечает всем предъявленным санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; в ней произведен косметический ремонт по нормативам и стандартам СНиП и ГОСТ. Согласно ведомственным нормативным правовым актам ФСИН России все жилищно-бытовые помещения проходят комиссионные обследования на предмет выявления нарушений требований норм СНиП и ГОСТ, о чем составляются акты обследования.

Питание 933 осужденных, отбывающих в настоящее время наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Дагестан (далее - ФКУ ИК-2), организовано в соответствии с Порядком организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. № 696, согласно нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время», и приказом Минюста России от 25 февраля 2016 г. № 48 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Прием пищи осужденными производится в строго установленное распорядком дня время. Продолжительность приема пищи осужденными составляет 20 минут. Согласно утвержденному распорядку дня ФКУ ИК-2 завтрак проводится с 6 часов 30 минут до 7 часов 30 минут, обед с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут, ужин с 18 часов 10 минут до 19 часов 10 минут. По объяснениям осужденных, случаев внесения оплаты родственниками за питание не фиксировалось.

Фактов вымогательства и моральных пыток в отношении осужденных за 2017 год и истекший период 2018 года в учреждениях УФСИН России по Республике Дагестан не зарегистрировано, соответствующих обращений к руководству ФКУ ИК-2 со стороны осужденных не поступало.

Подследственный М.Д.А. содержался в ФКУ СИЗО-3 в период с 25 февраля 2017 года по 10 октября 2017 года. В указанный период в отношении М.Д.А. физическое воздействие или специальные средства не применялись. Согласно амбулаторному журналу приема больных филиала ФКУЗ МСЧ-5 ФСИН России за период содержания в ФКУ СИЗО-3 М.Д.А. с жалобами на гематому, полученную вследствие применения в отношении него электрошокера, не обращался, также не обращался он к сотрудникам ФКУ СИЗО-3, иным лицам с жалобой о применении к нему физической силы или специальных средств.

В

Ответ ФСБ России

Ответ Минкультуры России

Отзыв Минкомсвязи