Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Экспертное заключение на законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 13 Сентября 2018
Электронная версия

 

Экспертное заключение на проект Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о Совете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 (в ред. от 26.11.2015), организовал экспертизу подготовленного Минюстом России проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – законопроект), с точки зрения его соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Законопроектом вводятся специальные условия деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, если эта деятельность финансируется из иностранных источников. Предусматривается обязательное согласование программ и мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции с уполномоченным органом исполнительной власти. В случае отказа в согласовании таких программ и/или мероприятий организация обязана незамедлительно прекратить их реализацию. Несоблюдение такого запрета влечет ликвидацию НКО. При этом в законопроекте не определены основания, по которым уполномоченный орган исполнительной власти может принять решение о запрете осуществления указанных программ и/или мероприятий.

Оценивая законопроект с точки зрения его соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, Совет приходит к выводу о нецелесообразности его поддержки по следующим основаниям.

Во-первых, законопроект противоречит целям развития гражданского общества, поскольку создает неоправданные трудности для работы некоммерческих организаций (далее – НКО).

Во-вторых, законопроект противоречит целям защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку препятствует укреплению гарантий права на охрану здоровья, не стимулирует структуры гражданского общества к борьбе с ВИЧ/СПИД.

Российские НКО в течении десятилетий работают в области профилактики ВИЧ, в том числе при поддержке иностранных и международных организаций. Эта деятельность поддерживается государством как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В частности, Главным государственным санитарным врачом РФ в ежегодно издаваемых постановлениях о мерах по профилактике ВИЧ всегда отмечается необходимость поддержки НКО, работающих в этой сфере (см.: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2005 г. № 16, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2012 г. № 16 и др.).

В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 г. № 2203-р, констатируется, что ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита.

При этом в Государственной стратегии отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект же, напротив, ограничивает возможность участия некоммерческих организаций в противодействии эпидемии ВИЧ. Принятие законопроекта повлечет ухудшение положения больных ВИЧ-инфекцией и осложнение санитарно-эпидемиологической ситуации в стране.

В-третьих, законопроект объективно направлен на борьбу не с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и не с незаконными методами ее профилактики, а с НКО, получающими финансирование из иностранных источников, и со структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Именно этим объясняется тот факт, что законопроект разработан Минюстом России, а не Минздравом России. Из законопроекта следует, что те же самые программы и мероприятия, финансируемые из российских источников, не требуют согласования с уполномоченным органом исполнительной власти. Именно поэтому законопроект обходит молчанием вопрос о том, что может быть причиной отказа в согласовании. Тем самым нарушается не только конституционный принцип равенства общественных объединений и свободы их деятельности, но и причинно-следственная связь между характером финансирования и результатами деятельности.

В пояснительной записке к законопроекту не указывается, чем вызвана необходимость введения разрешительного порядка в отношении программ профилактики ВИЧ, осуществляемых НКО за счет средств иностранного источника. Если Минздрав России посчитает и обоснует, что какие-то программы профилактики ВИЧ/СПИД – вне зависимости от источников финансирования – наносят тот или иной вред интересам личности, общества или государства, то, безусловно, со стороны законодателя могут быть предприняты адекватные меры по предотвращению и пресечению такого вреда.

Такой подход вполне соответствовал бы статье 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако в законопроекте специальный разрешительный порядок ставится в зависимость не от содержания той или иной программы или мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИД, а от наличия или отсутствия иностранного финансирования, которое само по себе источником вреда быть не может.

Учитывая изложенные выше соображения, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендует Правительству Российской Федерации отклонить данный законопроект.

 

Экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 12 сентября 2018 года.

 

Председатель Совета   М.Федотов

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter