Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Ответы на Рекомендации СПЧ по итогам специального заседания "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами"

Содержание
Документы
Рекомендации по итогам спецзаседания "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами"

Ответы на Рекомендации СПЧ по итогам специального заседания "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами"

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
65-го специального заседания Совета при Президенте
Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами"

28 ноября 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 65-е специальное заседание, посвященное проблемам с обеспечением ряда конституционных прав граждан, в первую очередь права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ), которые вызваны недостатками действующего российского лесного законодательства и в целом системы государственного управления лесами. В ходе заседания были рассмотрены пять основных тем, актуальных для всей территории страны:

  • леса, не имеющие ясного правового статуса, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения;
  • лесные пожары и неохраняемые от пожаров территории ("зоны контроля");
  • легализованные, в том числе через санитарно-оздоровительные мероприятия, незаконные рубки;
  • отсутствие эффективного воспроизводства лесов, господство экстенсивного лесопользования;
  • некачественный учет государственной лесной собственности, и грядущая земельная реформа, грозящая значительными потерями лесов и особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).

В ходе специального заседания были заслушаны выступления членов и экспертов Совета, руководителей и представителей профильных органов исполнительной власти, научных организаций. По итогам специального заседания Совет разработал настоящие рекомендации.

За время, прошедшее после специального заседания, произошли события, прямо относящиеся к проблемам, обсужденным в ходе специального заседания, в частности:

  • был принят федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий", внесший в числе прочего в Лесной кодекс РФ специальную статью о лесах на землях сельскохозяйственного назначения;
  • был разработан проект федерального закона (разработчик - Минэкономразвития России) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий в числе прочего отмену внесенной в Лесной кодекс РФ специальной статьи о лесах на землях сельскохозяйственного назначения;
  • было принято постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке".

Участники заседания также отмечали, что одним из важнейших источников проблем лесного сектора, в том числе в области охраны природы и обеспечения благоприятной окружающей среды, является тяжелая ситуация в лесной науке, лесном просвещении и системе подготовки профессиональных лесных кадров. Эта обширная и сложная тема крайне важна и требует специального рассмотрения.

Рекомендации, подготовленные по итогам специального заседания, учитывают эти события.

 

I. Леса, не имеющие ясного правового статуса, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения

Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, представляют собой одну из самых важных категорий лесов России. Как правило, они расположены на плодородных землях в районах с наиболее благоприятным для растениеводства климатом (именно такие в историческом прошлом в первую очередь осваивались для развития сельского хозяйства) - поэтому они более, чем другие леса, подходят для интенсивного лесовыращивания. Чаще всего эти леса располагаются ближе всего к людям, вблизи сравнительно развитой транспортной инфраструктуры, и во многих случаях непосредственно граничат с сельскими населенными пунктами. Ведение интенсивного лесного хозяйства в этих лесах создаст дополнительные рабочие места и возможности для социально-экономического развития села. Для многих жителей сельских населенных пунктов и некрупных городов именно такие леса формируют благоприятную окружающую среду. Большинство таких лесов требует особого внимания с точки зрения обеспечения пожарной безопасности - поскольку главным источником огня в лесах является человек, и именно в самых близких к нему лесах риск возникновения пожаров наиболее высок. Однако, действующее российское лесное и смежное законодательство не признает за этими лесами права на существование. По закону их как бы нет, никто не отвечает за их охрану, в том числе от пожаров, а собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам (до 700 тыс. руб.) и принудительному изъятию участка.

Отсутствие правовой возможности вести в этих лесах полноценное лесное хозяйство является одним из важнейших препятствий для социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Нечерноземье. Угрозы штрафов и изъятия земель сельскохозяйственного назначения за наличие на них не предусмотренного законом леса вынуждает собственников этот лес уничтожать, чаще всего самым простым и дешевым способом - выжиганием, что служит одной из важнейших причин пожаров на природных территориях России. Пустующие брошенные земли и пожары существенно снижают способность природных территорий к поглощению углекислого газа и накоплению связанного углерода. В целом из-за отсутствия правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, наша страна теряет один из важнейших ресурсов для сельского развития, для повышения качества окружающей природной среды, и для противодействия антропогенным изменениям климата. Перспективные направления развития сельских территорий - лесное фермерство, агролесоводство - оказываются заблокированными из-за отсутствия правовой возможности выращивать и использовать леса на землях сельхозназначения.

Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.

1 сентября 2013 г. Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации в срок до 1 января 2014 г. обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (подпункт «б» пункта 1 перечня поручений Пр-2039).  Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.

При этом, 28 декабря 2018 г. официально опубликован Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий"), который устанавливает, что леса могут произрастать на землях сельскохозяйственного назначения. Закон должен вступить в силу 1 июля 2019 года. Таким образом, первый важный шаг для исполнения указанного поручения предпринят.

Однако, 25 января 2019 г. Минэкономразвития России разместило на специализированном сайте regulation.gov.ru проект федерального закона, предусматривающий множество крайне опасных для лесов и ООПТ изменений, в том числе отмену статьи 123 Лесного кодекса РФ, внесенной вышеуказанным федеральным законом. То есть, Минэкономразвития России предпринимает действия, которые сделают невозможным исполнение указанного поручения.

Помимо этого, 20 июля 2018 г. Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития России, Минсельхозу России и Минприроды России представить до 10 октября 2018 г. предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.

Таким способом решить проблему в целом невозможно: перевод сельхозземель в земли лесного фонда автоматически подразумевает смену собственника (поскольку земли лесного фонда обязательно должны находиться в собственности Российской Федерации - ст. 8 Лесного кодекса РФ), а земли сельскохозяйственного назначения, как правило, находятся в иной собственности. Кроме того, процедура такого перевода, даже упрощенная, неизбежно будет дорогой, поскольку потребует межевания, изменения установленных границ лесничеств, лесохозяйственных регламентов и многих других документов - то есть в малолесных регионах ее нельзя будет применять массово и повсеместно. И, наконец, сосредоточение всех таких лесов на землях одной категории и в государственной собственности неизбежно будет способствовать монополизации хозяйственной деятельности - это не лучшее решение с точки зрения развития сельских территорий, и оно противоречит Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В ходе обсуждения этой темы участниками специального заседания было отмечено, что некоторые аналогичные проблемы связаны с существованием лесов и на землях некоторых других категорий, в частности, на землях запаса и на землях обороны и безопасности. Отсутствие ясного правового статуса у лесов, растущих на землях этих категорий, также может вести к значительным нарушениям права граждан на благоприятную окружающую среду и росту социальной напряженности.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1. Не допустить исключения из Лесного кодекса РФ статьи 123, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации и внесенной в Кодекс Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 538-ФЗ. Исключить из всех законопроектов, разрабатываемых Правительством Российской Федерации и Минэкономразвития России, положения, предусматривающие отмену этой статьи или противоречащие этой статье.

2. Внести в статью 78 Земельного кодекса РФ изменения, допускающие использование земель сельскохозяйственного назначения для лесного хозяйства, лесного фермерства и плантационного лесовыращивания:

- первый абзац части 1 изложить в следующей редакции:

"Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, лесоразведения, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства)";

- часть 4 изложить в следующей редакции:

"Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением лесоразведения в соответствии с частью 1 настоящей статьи и размещения линейных объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи".

Правительству Российской Федерации:

1. Приступить к разработке с обязательным представлением на  общественное обсуждение проекта "Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" в соответствии с новой статьей 123 Лесного кодекса РФ и обеспечить вступление в силу соответствующего нормативного правового акта не позднее 1 июля 2019 г. - даты вступления в силу этой статьи.

2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, установив, что применяться он может только в случае, если законных собственников у таких участков нет (рассматривать этот вариант только в качестве дополнительного механизма решения проблемы лесов на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных, в частности, с кадастровым учетом покрытых лесом участков).

Минэкономразвития России:

- исключить из проекта Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 31 статьи 34 и иные нормы, препятствующие лесоразведению на землях сельскозяйственного назначения.

Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

- провести проверку соблюдения действующего законодательства при вызвавших значительный общественный резонанс случаях заготовки древесины в больших объемах в лесах на землях сельскохозяйственного назначения (в Гагаринском районе Смоленской области, Шекснинском районе Вологодской области, Ирбейском районе Красноярского края, Турочакском районе Республики Алтай), а также планируемом размещении полигона захоронения твердых бытовых отходов на месте ценного в биологическом и социальном отношении леса на выбывших из использования для нужд обороны и безопасности землях на территории с.п. Филипповское Киржачского района Владимирской области.

II. Лесные пожары и неохраняемые от пожаров территории
(«зоны контроля»)

Катастрофические лесные пожары по-прежнему остаются важнейшей проблемой лесного сектора и важнейшим источником угроз жизни и здоровью людей (непосредственно и опосредованно, через задымление). Предпринимаемые меры по борьбе с лесными пожарами пока не дают должного эффекта - при больших различиях между отдельными годами, в долгосрочной перспективе площади пожаров и масштабы потерь лесов продолжают устойчиво расти. Главных причин несколько:

- продолжающийся организационно-управленческий кризис в лесном хозяйстве и невозможность его прекращения в рамках действующего лесного законодательства (Лесного кодекса РФ с многочисленными поправками и основанной на нем системы нормативных правовых актов);

-  наличие огромных фактически неохраняемых лесных территорий (так называемых "зон контроля лесных пожаров", занимающих почти половину российских лесов, где пожары разрешается не тушить - и где их фактически не тушат, за редчайшими исключениями);

- слабое соблюдение запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы, в особенности в ряде регионов юга Сибири и Дальнего Востока, где до сих пор сохраняется традиция выжигания огромных площадей сухой травы под видом "профилактических контролируемых выжиганий", но фактически без какого-либо контроля;

- нарастающие изменения климата, ведущие к увеличению продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух, а также ухудшению санитарного состояния лесов.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Минприроды России:

1. До начала пожароопасного сезона 2019 года утвердить приказом нормативный правовой акт, устанавливающий порядок  проведения профилактических контролируемых выжиганий (на основании приказа Рослесхоза от 24 марта 1999 г. № 68, который фактически был основан на лучшем советском и мировом опыте таких работ). До вступления в силу указанного акта - сократить объемы контролируемых выжиганий до абсолютного минимума.

2. Разработать и утвердить порядок принятия решений о прекращении или  приостановке работ по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров, с персональной ответственностью за последствия таких решений.

Федеральному агентству лесного хозяйства:

- при согласовании проектов лесных планов субъектов РФ на 2019-2028 гг. и впоследствии - вносимых в них изменений, контролировать, чтобы планируемы объемы и стоимость контролируемых профилактических выжиганий соответствовали, с учетом имеющихся ресурсов органов управления лесами субъектов РФ, ранее установленным требованиям безопасности.

Органам управления лесами субъектов РФ:

- исключить из "зон контроля лесных пожаров" все защитные (кроме притундровых) и эксплуатационные леса, а также населенные пункты и объекты инфраструктуры с прилегающими (ближе 5 км) территориями.

 

III. Легализованные, в том числе через санитарно-оздоровительные мероприятия, незаконные рубки

Проблема незаконных рубок в России по-прежнему остра, но сейчас наибольшую угрозу лесам представляют не классические "самовольные" рубки, а рубки незаконные, но легализованные, сопровождающиеся всеми необходимыми разрешительными документами. Главным видом таких рубок являются необоснованные санитарные рубки (коммерческие рубки, проводимые под видом санитарных), назначаемые или в здоровых насаждениях, или в насаждениях поврежденных, но на гораздо большей площади, чем реально требуется. Внесенные за последние годы изменения в законодательство, направленные на противодействие таким рубкам, привели к реальному улучшению ситуации лишь в отдельных регионах с наиболее развитым гражданским обществом и относительно низким спросом на древесину из сомнительных источников. В большинстве лесных регионов страны острота проблемы сохраняется.

Проблема также усиливается выявленным несовершенством нормативно-правовой базы.

Так, в частности, уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти имеет право выдать предписание об отмене или приостановлении действия акта лесопатологического обследования по результатам проведения контрольного мероприятия (в том числе с выездом на место) только в течение 20 дней с момента его опубликования. Фактически, это делает невозможным отмену указанных актов в случае выявления нарушений представителями общественности, поскольку у уполномоченного органа просто нет времени на проверку.

Помимо этого, отсутствие четкого разграничения организаций, осуществляющих государственный лесопатологический мониторинг и, проводящих лесопатологические обследования приводит к тому, что одни и те же организации (в основном филиалы ФБУ «Рослесозащита» проводит и ЛПО (в том числе по договорам с лесопользователями, и контролируют их проведение.

Это приводит к многочисленным злоупотреблениям в этой сфере. Так, в рамках уголовного дела о незаконных рубках в заказнике «Туколонь» (Иркутская область), арестован сотрудник Центра защиты леса Иркутской области. Сотрудники филиалов данного ФБУ были причастны к необоснованному назначению санитарных рубок в Ленинградской области, некоторых других регионов.

Проблема необоснованных санитарных рубок тесно связана с проблемой коррупции и или недобросовестного исполнения органами управления лесами субъектов РФ возложенных на них полномочий.

Необоснованные санитарные рубки, проводимые в густонаселенных регионах малолесной зоны России, и особенно - в окрестностях мегаполисов, ведут к серьезному росту напряженности в обществе, и часто - к острым социальным конфликтам.

В принятом Советом Федерации ФС РФ 30 января 2019 г. постановлении "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке" говорится, что "наибольшее распространение незаконные рубки лесных насаждений получили при освоении лесов, в том числе при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий - 7-8 миллионов кубометров". Таким образом, в настоящее время санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах (санрубки) официально рассматриваются как один из главных источников древесины незаконного происхождения.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

- внести в статью 60.7 Лесного кодекса РФ изменения, изложив пункт 2 части 4 в следующей редакции:

"2) в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проводятся мероприятия по контролю за достоверностью сведений и обоснованностью санитарно-оздоровительных мероприятий, или направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений".

Правительству Российской Федерации:

- в пункте 9 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1158 "Об утверждении Положения об осуществлении контроля за достоверностью сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами лесопатологических обследований, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений" исключить слова: "не позднее 20 дней со дня их получения".

Минприроды России:

- пункт 2 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного приказом Минприроды России от 16 сентября 2016 г.
№ 480 дополнить абзацем следующего содержания:

"Запрещается проведение ЛПО организациями, осуществляющими государственный лесопатологический мониторинг".

Генеральной прокуратуре Российской Федерации во взаимодействии с Минприроды России и Рослесхозом:

- провести выборочные проверки законности назначения и проведения санитарных рубок, вызвавших большой общественный резонанс, в том числе в республиках Алтай, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Ленинградской, Иркутской областях, Приморском крае, а также санитарных рубок, при которых проводилась заготовка древесины ценных лесных пород (дуба, бука, ясеня) и кедра (сосны сибирской и сосны корейской).

 

IV. Отсутствие эффективного воспроизводства лесов, господство экстенсивного лесопользования

Лесной сектор России в целом фактически представляет собой отрасль добывающей промышленности, ориентированной на использование запасов древесины естественного происхождения, а не отраслью растениеводства, обеспечивающей выращивание необходимой народному хозяйству древесины. Это не только делает лесной сектор России все менее и менее конкурентоспособным на мировом уровне, но и обуславливает две основные группы лесных проблем внутри страны:

  • во-первых, прогрессирующее истощение лесных ресурсов вынуждает лесозаготовителей продвигаться все дальше вглубь последних массивов неосвоенной дикой тайги, или всеми правдами и неправдами вовлекать в рубку леса наиболее высокой природоохранной или социальной ценности;
  • во-вторых, господствующая сейчас так называемая экстенсивная модель лесопользования дает в условиях таежной зоны примерно в 2,5-3 раза меньше рабочих мест с той же площади лесов, чем полноценное лесное хозяйство, причем часто эти рабочие места при экстенсивной модели лесопользования имеют временный характер.

Таким образом, абсолютно господствующая сейчас в России экстенсивная модель лесопользования является главным источником социальных и экологических проблем лесного сектора.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Перейти в нормативных правовых актах лесного хозяйства от регулирования процессов к регулированию результатов. В частности, переориентировать акты, относящиеся к воспроизводству лесов, и систему государственного мониторинга воспроизводства лесов с начальных и промежуточных стадий лесовосстановления на его итоговые результаты (получение молодых лесов оптимального состава и густоты к окончанию периода уходов за молодняками).

Минприроды России:

1. Внести соответствующие изменения в:

а) Правила лесовосстановления, утвержденные приказом Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375, или, если он будет зарегистрирован и вступит в силу, приказом Минприроды России от 10 декабря 2018 г. № 654;

б) Порядок отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, занятым лесными насаждениями, утвержденный приказом Минприроды России от 1 декабря 2014 г. № 529;

в) Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 19 февраля 2015 г. № 59.

2. Связать установленные объемы заготовки древесины с качеством лесного хозяйства. В частности, предусмотреть снижение разрешенных объемов заготовки по хвойному и твердолиственному хозяйствам в случае, если воспроизводство соответствующих лесов после рубок в границах лесничества или лесного участка не обеспечивается.

3. Обеспечить большее практическое значение целевых показателей по лесам национального проекта "Экология". В частности, по лесным пожарам, поскольку главный целевой показатель относится к ущербу, установить единую методику определения ущерба (сейчас он по-разному считается в зависимости от наличия установленной связи пожара с нарушениями лесного законодательства - и разница может составлять от пятидесяти до первых сотен раз). По воспроизводству лесов - установить иной целевой показатель, отражающий не начальную стадию процесса (лесовосстановление), а первые значимые результаты (образование ценных лесных насаждений к окончанию периода уходов за молодняками).

 

V. Некачественный учет государственной лесной собственности, и грядущая земельная реформа, грозящая значительными потерями лесов и особо охраняемых природных территорий

В настоящее время лишь чуть больше четверти лесов, растущих на землях лесного фонда и официально находящихся в собственности Российской Федерации, поставлено на государственный кадастровый учет. Большинство лесных ООПТ, особенно регионального уровня, также не учтено должным образом - не имеет четких кадастровых границ, не отнесено к соответствующей категории защитных лесов ("леса, расположенные на ООПТ"). В густонаселенных регионах страны имеют место многочисленные случаи двойного учета лесов (как лесов и как земель других категорий), причем разночтения сейчас в большинстве случаев трактуются не в пользу леса, согласно так называемому "закону о лесной амнистии" (Федеральному закону от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ).

На это накладывается готовящаяся сейчас крупномасштабная и всеобъемлющая земельная реформа, предусмотренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2018 г. № 2413-р (о  плане мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений), проектами федеральных законов "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)[1]" и "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроектами предлагается заменить существующее деление земель на категории по целевому назначение на деление на территориальные зоны.

При этом из лесного фонда должны быть исключены все земли, занятые промышленными и линейными объектами, месторождениями полезных ископаемых (в варианте второго из указанных законопроектов), населенными пунктами. Эти же объекты до 1 июля 2023 г. (по второму законопроекту – до 1 января 2025 г.) должны быть исключены и из всех ООПТ, включая государственные природные заповедники и национальные парки. Нет сомнений, что реализация этих норм приведет к фрагментации и быстрой деградации лесов (в первую очередь защитных, наиболее близких к людям и важных для обеспечения их конституционного права на благоприятную окружающую среду) и ООПТ.

За этим последуют массовый и бесконтрольный отстрел диких животных на исключенных территориях, в том числе редких и исчезающих, нарушение путей их миграции; застройка исключенных территорий любыми объектами без экологической экспертизы и общественных слушаний; загрязнение от разработки месторождений, нефтеразливы.

Кроме того, для многих ООПТ наличие в них линейных объектов (дороги), населенных пунктов, является важной составляющей выполнения ими основных задач - охрана территории, в том числе от пожаров, осуществление регулируемого туризма  отдыха, сохранение историко-культурного наследия.

По оценкам экспертов, только федеральные ООПТ в случае реализации указанной нормы потеряют более 1 миллиона га территорий - при том, что, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", площадь ООПТ должна быть к 2024 году увеличена на 5 млн. га.

В условиях усиливающегося антропогенного воздействия на природу, заповедные территории являются гарантом сохранения всего многообразия растительного и животного мира, поддержания стабильного состояния окружающей среды многих регионов России.

То есть, предусмотренная законопроектом возможность массового изъятия земель ООПТ может повлечь за собой непредсказуемые последствия для природы России.

Таким образом, указанные законопроекты прямо противоречат указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Кроме того, законопроекты жестко закрепляют нормы, уже определенные в законе 280-ФЗ («о лесной амнистии»), о том, что в случае пересечения границ лесов и земельных участков, предоставленных в пользование или собственность, земельный участок исключается из состава лесного фонда. Но если в законе 280-ФЗ были сделаны исключения для лесов в границах ООПТ, то в законопроекте эта норма распространяется на все земли, включая ООПТ. Кроме того, устанавливается однозначный приоритет правоудостоверяющих документов (сведения о внесении в государственный реестр недвижимости) над правоустанавливающими (например, решением о создании ООПТ). При том, что есть очень много случаев, когда права на земельный участок зарегистрированы незаконным путем, принятие этого законопроекта приведет к новому переделу (распилу) земель, наиболее ценных и важных как для людей, так и для сохранения биологического разнообразия страны.

Для улучшения ситуации Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:

При доработке проектов федеральных законов "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)" и "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключить нормы, предусматривающие возможность исключения земельных участков из границ ООПТ, а также запрет на нахождение в границах ООПТ линейных объектов, населенных пунктов, объектов недропользования.

Не допускать включения указанных норм в иные разрабатываемые законопроекты.

 

Настоящие рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 14 февраля 2019 г.

 

Председатель Совета                                                               М. Федотов 

К оглавлению ↑
Ответ Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры

Уважаемый Михаил Александрович!

Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с компетенцией проведена проверка соблюдения федерального законодательства при назначении и проведении в Приморском крае санитарных рубок, предусмотренная рекомендациями 65-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами».

Установлено, что Департаментом лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) в 2017 году утверждено 20 актов лесопатологических обследований на общей площади 2 121 га. с назначением санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Кавалеровского, Чугуевского и Тернейского лесничеств, в 2018 году утверждено 154 акта лесопатологических обследований на общей площади 11 140,2 га. из них 2 505,4 га. с назначением санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Дальнереченского Кавалеровского, Рощинского, Тернейского и Чугуевского лесничеств и 8 634,8 га. без назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Владивостокского, Верхне-Перевальнинского, Кавалеровского, Рощинского, Тернейского и Уссурийского лесничеств, в 2019 году утверждено 18 актов лесопатологических обследований на общей площади 20 291,1 га. из них 279,6 га. с назначением санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Тернейского лесничества, 20 011,5 га. без назначения санитарно-оздоровительных мероприятий на территории Рощинского, Сергеевского и Тернейского лесничеств.

12.12.2017 и.о директора Департамента утвержден акт лесопатологического обследования № 71 Кавалеровского лесничества.

Согласно заключению указанного лесопатологического обследования, по результатам обследования назначена санитарная рубка поврежденных в результате шквалистых ветров деревьев.

Согласно п. 8 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденного приказом Минприроды России от 16.09.2016 № 480 (далее - Порядок), лесопатологические обследования проводятся в лесных насаждениях во время вегетационного периода с момента распускания листвы (хвои) и до момента начала сезонной дехромации (изменения цвета хвои или листьев в результате воздействия неблагоприятных природных и антропогенных факторов). В Кавалеровском районе данный период начинается с середины мая и оканчивается в октябре.

В нарушение п. 8 Порядка указанное лесопатологическое обследование проведено 10.11.2017.
Аналогичные нарушения выявлены в актах лесопатологических обследований № 72 и № 73 от 10.11.2017 в Кавалеровском лесничестве.

Выявлен факт непроведения лесопатологического обследования, санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, расположенном в выделе 44 квартале 55 Центрального участкового лесничества Владивостокского лесничества.

10.04.2018 в результате лесного пожара повреждены лесные насаждения на участке находящимся в аренде ООО «Инвест-Актив» на основании договора аренды лесного участка от 17.10.2016 № 48/38-16.

В соответствии с п. 3, 30 Порядка сроки проведения лесопатологических обследований насаждений, поврежденных пожарами, проводятся через 1,5-2 месяца после его окончания.
ООО «Инвест-Актив» в нарушение п. 3, 30 Порядка не организовало проведение лесопатологического обследования и санитарно-оздоровительных мероприятий.

Департаментом в нарушение ст.ст. 60.2, 83 Лесного кодекса Российской Федерации не обеспечен контроль за исполнением арендатором лесного участка условий договора в части осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий.

19.06.2019 Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором директору Департамента внесено представление (на рассмотрении).

Прокуратурой Приморского края по поручению Генеральной прокуратуры Российской Федерации в соответствии с компетенцией проведена проверка деятельности лесничеств и лесопользователей, участвующих в проведении санитарных рубок.

Согласно данным Департамента в период с 2017 года по истекший период 2019 года санитарные рубки по государственным заданиям не проводились.

В то же время, на основании приказа Департамента от 09.01.2019 № 9 «Об утверждении государственного задания на выполнение работ КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» в 2019 году за счет субсидий» (в ред. от 21.03.2019 № 449) запланировано проведение КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» санитарных рубок на территории Кавалеровского лесничества на общей площади 112,2 га с объемом заготовки 5 915 куб. м. в период до 31.12.2019.

По состоянию на 17.04.2019 КГБУ «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» санитарные рубки в 2019 году не проводились.

Также установлено, что в 2017-2019 гг. 9 арендаторами лесных участков на территории Чугуевского, Кавалеровского и Тернейского лесничеств проводись санитарные рубки, по результатам которых заготовлено 119 191 куб. м древесины (в т.ч. в 2017 году - 36 931 куб. м, в 2018 году - 79 887 куб. м, в истекшем периоде 2019 года - 2 373 куб. м).

Государственными лесными инспекторами КГКУ «Приморское лесничество» в 2017-2018 гг. выявлено 17 фактов нарушений лесного законодательства при проведении санитарных рубок. По указанным фактам лесничими КГКУ «Приморское лесничество» виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа. В 2019 году нарушений в указанной сфере государственными лесными инспекторами не выявлялось.

По поручению прокуратуры края надзирающими прокурорами с выходом на место проведены проверки исполнения лесного законодательства при назначении и проведении санитарных рубок.

По результатам данных проверок фактов незаконных санитарных рубок лесных насаждений не установлено.

В то же время, прокурором Чугуевского района в ходе проверки деятельности ООО «Форест Стар», осуществлявшего в 2017-2019 гг. санитарные рубки лесных насаждений на территории Чугуевского лесничества, установлены нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 №607.
В частности, в ходе проверки установлено, что указанным обществом на отдельных лесных участках не в полной мере произведена отчистка лесосек от порубочных остатков, имеются зависшие деревья, сухостой.

С целью устранения выявленных нарушений 15.04.2019 прокуратурой Чугуевского района директору ООО «Форест Стар» внесено представление. Кроме того, инициировано привлечение ООО «Форест Стар» и виновных должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.

Помимо этого, установлено, что указанные нарушения при приемке лесосек ООО «Форест Стар» лесничим Березовского лесничества Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» не выявлялись, что свидетельствует о формальном характере исполнения полномочий в указанной сфере.

Учитывая изложенное, 15.04.2019 прокуратурой района директору Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» внесено представление.

Аналогичные нарушения при реализации контрольных полномочий при приемке лесосек выявлены в деятельности Кавалеровского и Тернейского филиалов КГКУ «Приморское лесничество», в связи с чем надзирающими прокурорами руководителям указанных филиалов 15.04.2019 внесены представления.

Первый заместитель
Амурского бассейнового природоохранного прокурора
старший советник юстиции

А. Абросимов

К оглавлению ↑
Ответ прокуратуры Ленинградской области

 

Уважаемый Михаил Александрович!

В дополнение к ранее направленной информации во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступившего по результатам рассмотрения рекомендаций 65-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Актуальные вопросы соблюдения прав граждан при управлении лесами» сообщаю, что прокуратурой области в первом полугодии 2019 года с привлечением территориальных прокуроров и природоохранной прокуратуры, а также органов контроля реализован комплекс надзорных мероприятий в сфере исполнения требований лесного законодательства, в том числе при назначении и проведении в регионе санитарных рубок, обоснованности лесопатологических обследований, а также законности действий (бездействия) органов лесного хозяйства.

Всего органами прокуратуры области в 1 полугодии 2019 выявлено 360 (по итогам 1 полугодия 2018 года - 268) нарушений закона в сфере лесопользования, в связи с чем принесено 12 (24) протестов, в суд направлено 11 (15) исковых заявления, внесено 200 (150) представлений, по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 84 (85) должностных лица, по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 9 (18) лиц, объявлено 8 (11) предостережений, направлено 2 постановления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ (9), по ним возбуждено 1 уголовное дело (9).

Прокуратурой области дана оценка состоянию законности при реализации основных направлений деятельности региональных органов власти в лесной сфере с учетом особенностей региона.

В частности, основанием для внесения 29.07.2019 представления в адрес Губернатора Ленинградской области послужили существенные нарушения и недостатки в деятельности профильных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, выявленные прокуратурой области по результатам проверки исполнения органами государственной власти Ленинградской области требований законодательства при реализации полномочий в области лесных отношений.

Так, несмотря на пресечение преступного хищения древесины, полученной при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, которое до 2018 гола происходило в регионе в особо крупном размере, эффективность реализации данной древесины остается на низком уровне. Причиной тому является несоблюдение участниками правоотношений порядка и сроков ее реализации, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2009 № 604.

В частности, Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее Комитет) не соблюдается 5-дневный срок направления в МТУ Росимущества по Ленинградской области информации, необходимой для публикации сообщений о продаже древесины. Указанные сведения направляются Комитетом через месяц, а в отдельных случаях через 3 месяца с момента получения информации о вырубаемой древесине от лиц, использующих леса.

Необоснованное нарушение сроков реализации древесины приводит к уменьшению ее товарной стоимости и расхищению, так как вопрос сохранности древесины в указанный период времени остается нерешенным.

Острой для региона проблемой является лесоустройство.

Высокая интенсивность использования лесов требует достоверной о них информации. Уровень экономики в регионе во многом зависит от эффективности хозяйственной деятельности лесопользователей.

Вместе с тем, при осуществлении Комитетом полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства допускается волокита.

В соответствии с п. 31 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122 периодичность проведения таксации лесов для лесов в Ленинградской области составляет 10 лет.

Ранее действовавшая лесоустроительная инструкция также устанавливала, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет. При сроках давности таксации лесов более 10 лег проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Материалы лесоустройства являются основой для разработки лесохозяйственного регламента.

Вместе с тем, по ряду лесничеств в Ленинградской области давность лесоустройства составляет более 20 лет (1 !% земель).

Такая ситуация сложилась, в том числе, по причине бездействия Комитета при реализации переданных полномочий.

В частности, материалы лесоустройства по Лужскому лесничеству выполнены по государственному контракту филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Севзаплеслроект», и принятые Комитетом 01.11.2018, до настоящего времени не введены в действие.

В 2014 году Комитетом заключен государственный контракт на выполнение работ по таксации лесов на землях лесного фонда Кировского лесничества. Закупка была осуществлена только на выполнение полевых работ.

Полевые материалы приняты Комитетом в 2016 году, закупка камеральных работ до настоящего времени не осуществлена. В результате бездействия Комитета полевые материалы утратили свою актуальность и потребуют актуализации, следовательно, дополнительных затрат.

16 ноября 2018 года Комитетом заключен государственный контракт на выполнение лесоустроительных работ по таксации лесов в Волосовском лесничестве.

Согласно условиям контракта первый этап работ должен быть выполнен до 05.12.2018 (за 20 календарных дней).

Состав работ по первому этапу, согласно государственному контракту, включает в себя: подготовку и проведение первого лесоустроительного совещания; подготовку сведений об обеспечении материалов ДЗЗ; закладку пробных площадей в период полного распускания листвы древесной, кустарниковой и травянистой растительности; сбор сведений об изменениях состояния лесов, произошедших в период между предыдущей и настоящей таксации; дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов; подготовку геодезической основы таксации лесов; оформление ортофотоплана с нанесением границ лесных кварталов и лесотаксационных выделов по каждому участковому лесничеству; анализ сведений о расположении лесных кварталов по муниципальным образованиям; подготовку предложений по их оптимизации; создание цифровой основы объекта работ и проч. (всего 19 пунктов видов работ).

Вместе с тем, только дешифрирование снимков с установлением границ лесотаксационных выделов является процессом, включающим в себя такие виды работ как: нанесение границ кварталов и границ категорий лесов в их пределах; нанесение в пределах категорий лесов границ особо защитных участков; отграничение участков нелесных и не покрытых лесной растительностью земель; разделение крупных участков на лесотаксационные выделы; сопоставление новых контуров лесотаксационных выделов с контурами выделов последнего лесоустройства; анализ причин расхождения; корректировку границ выделов.

Как видно из условий контракта, указанные работы не могли быть выполнены качественно не только исходя из установленных сроков их проведения, но и по естественным, природным причинам.

Несмотря на эго, указанные работы 05.12.2018 приняты Комитетом и оплачены в полном объеме.

Кроме того, при осуществлении Комитетом закупок лесоустроительных работ в период 2014-2018 г.г. допускались нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем установления требований к ее участникам, ограничивающим конкуренцию в пользу ФГЬУ «Рослесинфорг».

В частности, при осуществлении закупки на проведение работ по лесоустройству в Кировском лесничестве установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, а также лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Выполнение лесоусоустроительных работ в Волосовском лесничестве потребовало от участников закупки наличия лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При этом характер работ, согласно техническим заданиям, не требовал наличия специальных лицензий.

При осуществлении закупок аналогичных видов работ в Лужском и Лолейнопольском лесничестве требование о наличии лицензий не устанавливалось, что свидетельствует о выборочном изменении объема прав участников закупок, процедура реализации которых ставится в зависимость от Комитета.

Участие в закупке на выполнение лесоустроительных работ в Волосовском лесничестве приняли 2 организации: ФГБУ «Рослесинфорг» и ООО «Леспроект», однако заявка последней была признана Комитетом несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, по причине не представления Обществом копии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. По результатам проведенного аукциона государственный контракт заключен с ФГБУ «Рослесинфорг».

Отсутствие необходимости наличия у участников закупки обозначенной лицензии, исходя из характера предусмотренных технической документацией работ, подтверждено заключением У ФАС по Ленинградской области и иными материалами проведенной прокуратурой проверки.

В этой связи, прокуратурой области в арбитражный суд направлен иск о признании указанной сделки недействительной.

Председателю Комитета 17.05.2019 объявлено предостережение о недопуст имости нарушения закона.

Кроме того, несмотря на то, что действующая лесоустроительная инструкция предусматривает возможность проведения лесоустройства гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование, что существенно ускорило бы его проведение и сократило расходы бюджетных средств, Комитет своими действиями препятствует тгому процессу, диалог с лесопользователями по вопросам проведения ими лесоустройства не организован, порядок их действий и условия принятия подготовленных ими материалов, не разъяснен. Об этом свидетельствует характер обращений арендаторов лесного фонда, поступающих в органы прокуратуры Ленинградской области и иной информации, в том числе озвученной на IV Открытом лесном форуме прокуратуры области, прошедшем 05.04.2019.

Еще одной проблемой для региона является недоимка по платежам за использование лесов.

По состоянию на 01.06.2019 размер недоимки за использование лесов составляет 244,7 млн. рублей, в том числе по арендной плате - 186,7 млн. рублей по 180 договорам аренды.

Общий размер недоимки по договорам аренды лесных участков с начала года снижен на 21,7 млн. руб. При этом, снижения удалось добиться в основном за счет отнесения задолженности в размере 20 млн. рублей на забалансовый счет, что свидетельствует о недостаточности принимаемых Комитетом мер.

Администратором доходов, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, является Комитет, который своим распоряжением от 11.04.2018 № 562 об утверждении Порядка администрирования доходов (далее - Внутренний порядок администрирования доходов), определил единые требования для должностных лиц Комитета, ЛОГ КУ «Ленобллес» и его филиалов по начислению, учету и контролю за полнотой и своевременностью поступления доходов, оставив за собой, помимо прочего, осуществление контроля за принятием мер к организациям-недоимщикам.

Вместе с тем, Комитет реализует данные полномочия недостаточно эффективно и с нарушением закона, контроль за деятельностью учреждения и надлежащее оказание ему методической помощи, не осуществляется.

По информации Комитета, по состоянию на 01.06.2019 ЗАО «Тимберленд- Выборг» (ИНН 4704016910) имеет задолженность перед федеральным бюджетом за использование лесов в размере 6 269 859,84 руб., что подтверждается судебными решениями о взыскании (решение по делу № А56-69359/2009 от 30.09.2010. вступившее в законную силу 21.02.2011, № А56-91559/2009 от 01.09.2010, вступившее в законную силу 20.01.201 1).

По данным Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «Тимберленд-Выборг», является действующим.

С момента вступления решений суда в законную силу до настоящего времени, несмотря на ранее внесенное прокурором представление (исх. № 7-09-2019 от 02.11.2018), должностные лица Комитета и ЛОГКУ «Ленобллес» проявляют полное бездействие в отношении должника.

В связи с истечением установленного ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 3-летнего срока предъявления исполнительных документов к исполнению, принудительное взыскание задолженности Общества стало невозможным.

Бездействие должностных лиц Комитета и подведомственного ему ЛОГ'КУ «Ленобллес» повлекло причинение ущерба федеральному бюджету на указанную сумму, а также охраняемым законом интересам государства, выраженным в несвоевременном и не в полном объеме пополнении бюджета платой за пользование природными ресурсами.

Кроме того, Комитетом допускается непринятие либо несвоевременное принятие мер в отношении других должников.

В частности, в отношении ООО «АльфаИнвест», имеющего задолженность 1,5 млн. рублей, не направлены материалы в налоговый орган для привлечения лица к административной ответственности; в отношении ЗАО «Балтийский лесопромышленный холдинг», имеющего задолженность 232,7 тыс. рублей, заявление о включении в реестр требований кредиторов направлено через 2 года после признания должника банкротом; несвоевременно направлен иск о взыскании задолженности с индивидуального предпринимателя Пушковой И.И.; не приняты меры по взысканию задолженности ООО «Киркон» с его правопреемника; не списана безнадежная задолженность ликвидированного в 2015 году ЗАО «Любанский лес».

Сроки ознакомления с исполнительными производствами в отношении должников не соблюдаются, например: исполнительные производства № 112120/18/78004-ИП от 15.10.2018 в отношении ООО «Чистый Двор» (задолженность 1 млн. рублей), № 33788/18/47031-ИГ1 от 19.11.2018 в отношении ООО «Приозерская компания» (519,3 гыс. рублей), № 38760/18/47031-ИП от 20.12.2018 в отношении ООО «Приозерская компания» (350,2 тыс. рублей), № 126519/18/78004-ИП от 29.11.2018 в отношении ООО «СМУ-1» (116,9 тыс. рублей)и др.

Комитетом допускаются нарушения сроков оказания государственной услуги но предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в аренду без проведения торгов. С нарушением 30-дневного срока рассмотрены соответствующие заявления ООО «Приморский универсально-погрузочный Комплекс» от 07.03.2019, ООО «Новотранс Актив» от 26.02.2019, АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» от 14.02.2019, ПАО «Газпром» от 12.02.2019 и др. Через 5 месяцев с момента обращения, рассмотрено заявление ООО «Приморский универсально-погрузочный Комплекс» от 01.11.2018.

Комитетом не обеспечен надлежащий контроль за исполнением и иных условий договоров аренды лесных участков.

Проверкой установлено, что по 108 договорам аренды (5,7 % от общего числа заключенных) фактическая деятельность арендаторами не осуществляется, в отдельных случаях, с момента заключения договора (10 и более лет). Проекты освоений лесов, получившие положительное заключения государственной экспертизы, у арендаторов отсутствуют, следовательно, не выполняются мероприятия по охране и защите лесов, некоторые из них, допускают несвоевременную уплату арендных платежей (ООО «Озеро-2», ООО «Горнолыжная школа СКА», ООО «Основа»).

При этом, меры к расторжению договоров либо к понуждению арендаторов разработать проект освоения лесов и осуществлять деятельность в соответствии с ним, начали приниматься Комитетом и ЛОГ’КУ «Ленобллес» только после вмешательства прокуратуры.

Кроме того, в мае текущего года прокурором опротестованы Лесохозяйственные регламенты Гатчинского, Любанского, Подпорожского, Лужского, Кингисеппского. Киришского, Тихвинского, Ьокситогорского лесничеств Ленинградской области, утвержденные председателем Комитета в ноябре 2018 года. Указанные регламенты не соответствуют закону, в связи с одновременным отнесением лесных участков, относящихся к особо охраняемым природным территориям и к эксплуатационным лесам.

Необходимо отметить, что ранее действовавший Лесохозяйственный регламент Подпорожского лесничества, утвержденный приказом Комитета от 19.12.2008 № 166, решением Ленинградского областного суда от 23.04.2018 по делу № За-61/2018 по иску прокуратуры области, признан недействующим в части, по аналогичным основаниям.

Вместе с тем, конкретные меры по устранению нарушений закона, указанных в судебном решении и протестах прокурора, Комитетом до настоящего времени не приняты.

При этом одним из факторов низкой эффективности деятельности ЛОГКУ «Ленобллес» является совмещение в деятельности учреждения функций хозяйствующего субъекта и полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) путем проведения мероприятий по контролю в лесах (патрулирования лесов).

Указанные обстоятельства послужили основанием для принесения органами прокуратуры области в 2017 году протеста на устав учреждения, по результатам которого Правительством Ленинградской области инициировано рассмотрение вопроса о реорганизации ЛОГКУ «Ленобллес» и создании специализированного государственного учреждения по выполнению работ по охране, защите, воспрои зводству и использованию лесов.

Вместе с тем до настоящего времени указанная ситуация не получила своего разрешения.

Кроме того, без должного внимания Правительства Ленинградской области остается вопрос надлежащего учета 47 охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения.

Вопросы государственного управления в области охраны и использования ООПТ регионального значения находятся в ведении Комитета.

По результатам ранее проведенных надзорных мероприятий основанием для прокурорского вмешательства явилось отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРМ) описания местоположения границ зон с особыми условиями использования территории и содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий. Вместе с тем бездействие в части определения точных границ ООПТ создает благоприятную почву для злоупотреблений при выделении и освоении земельных участков, имеющих особый природоохранный статус.

В связи с изложенным, органами прокуратуры области инициировано судебное понуждение Комитета представить в органы кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы 41 ООПТ, для постановки их на государственный кадастровый учет.

В настоящее время указанные решения судов обращены к исполнению.

О состоянии законности в указанной сфере неоднократно информировался Губернатор Ленинградской области, однако исчерпывающих мер по устранению названных нарушений федерального законодательства до настоящего времени не принято.

Так, согласно представленной Комитетом информации, в 2018 году в ЕГРН внесены сведения о границах 6 ООПТ регионального значения, по 3 ООПТ регионального значения документы, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, направлены в ФГЬУ «ФКГI «Росрееетра» по Ленинградской области. По итогам рассмотрения документы в отношении 3 ООПТ регионального значения возвращены в связи с необходимостью устранения обнаруженной в них технической ошибки. В настоящее время осуществляется доработка названных документов.

В текущем периоде 2019 года уполномоченным органом осуществлена закупка работ по геодезическому сопровождению установления местоположения границ ООПТ регионального значения, в соответствии с которой планируется подготовить необходимые для внесения соответствующих сведений в ЕГРН документы лишь в отношении 9 ООПТ регионального значения и 2 охранных зон памятников природы. Срок исполнения обязательств по соответствующим муниципальным контрактам -01.1 1.2019.

Подобная низкая интенсивность работы является неприемлемой, противоречит основным требованиям законодательства, не обеспечивает должную защиту интересов общества и государства, нарушает права субъектов предпринимательской деятельности.

В настоящее время внесенное прокуратурой области 29.07.2019 представление в адрес Губернатора Ленинградской области находится на рассмотрении.

Исполнение требований лесного законодательства остается на особом контроле прокуратуры области.

И.о. прокурора области
государственный советник юстиции 3 класса  В.П. Ерофеев

К оглавлению ↑

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter