Выездное заседание в Псковской области 17 - 18 июля 2017 года

В составе делегации СПЧ работали: председатель Совета Михаил Федотов, заместитель председателя Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены СПЧ Андрей Бабушкин, Мария Большакова, Раиса Лукутцова, Тамара Морщакова, Евгений Мысловский, Мара Полякова, Максим Шевченко.

Общее

17 - 18 июля 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провел выездное заседание в Псковской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, психоневрологический интернат, областную клиническую больницу и госпиталь для ветеранов войн, производственно-интеграционные мастерские для инвалидов, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, исправительные учреждения и следственные изоляторы, специализированный склад временного хранения устаревших пестицидов, встретились с ветеранскими организациями и семьями военнослужащих Псковской дивизии ВДВ, провели рабочее совещание с руководством и судьями Псковского областного суда, посетили памятники федерального значения "Псковский кремль", музей-заповедник "Изборск" и др., провели прием населения в г. Псков.

Итоги работы в Псковской области были подведены на расширенном заседании Совета с участием руководства органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебной власти и правоохранительных органов Псковской области, а также общественности.

В составе делегации СПЧ работали: председатель Совета Михаил Федотов, заместитель председателя Евгений Бобров, ответственный секретарь Яна Лантратова и члены СПЧ Андрей Бабушкин, Мария Большакова, Раиса Лукутцова, Тамара Морщакова, Евгений Мысловский, Мара Полякова, Максим Шевченко.

 

 

 

Рекомендации

a:2:{s:4:"TYPE";s:4:"HTML";s:4:"TEXT";s:94798:"

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го специального заседания в Псковской области 17 - 18 июля 2017 г.

17 - 18 июля 2017 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Псковской области.

В рамках выездного заседания члены Совета посетили несколько детских домов, психоневрологический интернат, областную клиническую больницу и госпиталь для ветеранов войн, производственно-интеграционные мастерские для инвалидов, центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, исправительные учреждения и следственные изоляторы, специализированный склад временного хранения устаревших пестицидов, встретились с ветеранскими организациями и семьями военнослужащих Псковской дивизии ВДВ, провели рабочее совещание с руководством и судьями Псковского областного суда, посетили памятники федерального значения "Псковский кремль", музей-заповедник "Изборск" и др., провели прием населения в г. Псков.

Итоги работы в Псковской области были подведены на расширенном заседании Совета с участием руководства органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебной власти и правоохранительных органов Псковской области, а также общественности.

По результатам выездного заседания Совет принял следующие Рекомендации.

1. В части проблем льготного лекарственного обеспечения
населения Псковской области

По информации Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации:

По высокозатратным нозологиям

Численность граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей – 843 чел., из них воспользовалось правом на льготное лекарственное обеспечение – 438 чел.

По состоянию на 17 июля 2017 г.:
- обслужено 2090 рецептов;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов – 101.591,3 тыс. руб.;
- средняя стоимость 1 рецепта – 48.608,3 руб.

По состоянию на 17 июля 2017 г. в Псковскую область поступило централизованно закупленных на 2017 г. лекарственных препаратов на сумму 106.129,7 тыс. руб.

На отсроченном обеспечении стоит один пациент на препарат леналидомид, который не был поставлен по заявке на 2017 год. В настоящее время организовано перераспределение данного препарата из другого субъекта (Астраханская область). Препаратов с напряженными сроками нет. Списаний препаратов по программе ВЗН не было.

Лекарственное обеспечение граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Консолидированный норматив финансирования, с учетом межбюджетного трансферта на 2017 г. составил 159.811,5 тыс. руб. Численность граждан, включенных в региональный сегмент лиц, сохранивших за собой право на получение набора социальных услуг в части льготного лекарственного обеспечения по состоянию на 17 июля 2017 г., составляет 14.478 человек, из них воспользовались этим правом 8.308 человек (57,4 %).

По состоянию на 17 июля 2017 г.:
- обслужено 129.366 рецептов;
- на отсроченном обеспечении 35 рецептов;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов – 140.121,3 тыс. руб., в том числе на 86.356,2 тыс. руб. отпущено за счет средств регионального бюджета;
Средняя стоимость 1 рецепта – 1083,2 руб.

Каждый из обратившихся за получением льготных лекарств получил в среднем лекарственных средств на сумму 16.865,8 руб. при консолидированном объеме федерального финансирования 1 федерального льготника, состоящего в региональном сегменте федерального регистра, 10.951,1 руб. на год.

Лекарственное обеспечение граждан регионального уровня ответственности, в том числе обеспечение граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности (орфанные заболевания)

По программе «Региональная льгота» на 2017 год в бюджете Псковской области первоначально выделено 528,4 млн. руб. Дополнительно выделено 20 млн. руб. для обеспечения детей тест-полосками и расходными материалами для инсулиновых помп, а также 100 млн. руб. в июне 2017 г. Итого консолидированный объем финансирования региональных льготников в 2017 г. составил 648,4 млн. руб. (из них 228,4 млн. руб. израсходовано на обеспечение региональных льготников в 2016 г.).

По состоянию на 17 июля 2017:
- обслужено 94.263 рецепта;
- на отсроченном обеспечении 33 рецепта;
- стоимость отпущенных лекарственных препаратов региональным льготникам (т.е. гражданам, не имеющим группы инвалидности) – 146.443,0 тыс. рублей;
- средняя стоимость 1 рецепта –1553,56 руб., при этом средняя стоимость 1 рецепта по заболеванию сахарный диабет – 1046,10 руб., по заболеванию бронхиальная астма – 1248,20 руб., а рецепта на лекарственный препарат детям в возрасте до 3-х лет – 182,80 руб.

Каждый из региональных льготников, обратившихся за получением льготных лекарств, получил в среднем лекарственных препаратов на сумму 5583,46 руб. Лекарственное обеспечение пациентов с орфанными заболеваниями дестабилизирует систему финансирования здравоохранения субъектов. Так, годовой курс лечения 5 пациентов Псковской области с заболеванием ночная пароксизмальная гемоглобинурия препаратом Экулизумаб (Солирис) сопоставим со средствами, необходимыми для оказания лекарственной помощи всем пациентам Псковской области, страдающим сахарным диабетом - около 150 млн. руб. Решением Псковского городского суда от 3 октября 2016 г. по делу № 2-4786/2016 на Комитет по здравоохранению и фармации Псковской области возложена обязанность обеспечить пациента солирисом.

Планируемый на 2017 год дефицит бюджетных средств на лекарственное обеспечение граждан (без учета расходов на снабжение медицинскими изделиями) составляет 479,8 млн. руб., в том числе – 87,7 млн. руб. по профилю онкологических заболеваний, 186,2 млн. руб. – по профилю орфанных заболеваний.

В бюджете Псковской области в 2017 г. также отсутствуют средства на обеспечение пациентов медицинскими изделиями. Для обеспечения пациентов, страдающих сахарным диабетом, только медицинскими изделиями необходимо 298,5 млн. руб.

В связи с недостатком финансирования программ льготного лекарственного обеспечения в июне 2017 г. Администрацией области выделено дополнительное финансирование в объеме 100 млн. руб. На все выделенные средства организованы закупки.

К сожалению, закупка лекарственных препаратов для государственных и муниципальных нужд, в том числе для обеспечения льготных категорий граждан, предполагает проведение регламентированных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) последовательных этапов процедуры закупок, каждый из которых должен осуществляться в соответствии с установленными временными рамками.

На практике процедура от момента внесения в план-график и до заключения Государственного контракта и начала поставок лекарственных препаратов составляет от 60 до 80 рабочих дней, из них самая длительная процедура – подписание контрактов не ранее, чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней после размещения протокола подведения итогов электронного аукциона.

Длительность проведения закупочных процедур делает практически невозможным оперативное проведение закупки лекарственных препаратов.

Ключевыми проблемами в сфере здравоохранения, сдерживающими развитие региона и требующими решения на федеральном уровне в части льготного лекарственного обеспечения, являются:

1. Дефицит федерального финансирования с учетом необходимости обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи в условиях массового предпочтения гражданами монетизации льгот;

2. Необходимость исключения дублирования мер государственной поддержки гражданам, отказавшимся от обеспечения лекарственными препаратами за счет средств федерального бюджета в пользу денежной компенсации, при этом получающим препараты за счет средств регионального бюджета;

3. Длительность проведения закупочных процедур лекарственных препаратов в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

4. Льготное лекарственное обеспечение лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими орфанными заболеваниями, за счет средств региональных бюджетов.

1 мая 2017 г. в Закон № 44-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок оплаты поставленного товара должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении принят проект федерального закона № 58940-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В связи с изменением законодательства возникают вопросы в части реализации переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжения о средствах, выделенных на лекарственное обеспечение федеральных льготников, поступают за 7 - 10 дней до начала периода предоставления льгот, а лимиты бюджетных обязательств на указанные цели доводятся в январе, предельные объемы финансирования – в феврале следующего года.

Так, средства на проведение закупок препаратов федеральным льготникам на 2017 г. выделены распоряжением Правительства РФ от 22 декабря 2016 г., а лекарства надо выдавать уже с 1 января. При этом, невозможно объявление закупочных процедур без доведения суммы декларированных обязательств федерального бюджета. Создание переходящего остатка лекарственных препаратов при текущем уровне финансирования из федерального бюджета практически неосуществимо.

Кроме того, приказ Минздрава России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» регламентирует сроки обеспечения льготных рецептов максимально в 15 рабочих дней, что противоречит нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Данная ситуация вызывает конфликт при обеспечении граждан лекарственными препаратами в случаях, если препарат вновь назначен или произведена смена терапии, а проведение закупки лекарственного препарата требует большого периода времени.

Отдельные положения вышеназванного приказа также не соответствует действующему порядку льготного лекарственного обеспечения, что требует издания нового приказа о порядке предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Учитывая изложенное, Совет рекомендует Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность отмены монетизации льготы на лекарственное обеспечение, установленной Федеральным законом № 178-ФЗ, либо обеспечить устойчивое финансирование федеральной программы обеспечения льготных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами в полном объеме и в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

2. Исключить дублирование источников для получения льготных препаратов в случае выбора пациентом денежного эквивалента при наличии права на получение набора социальных услуг (путём возможной отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890).

3. Для обеспечения равной доступности медицинской помощи для жителей всех субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части переноса финансового бремени по обеспечению пациентов, страдающих орфанными заболеваниями, с регионального на федеральный уровень.

4. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части:
- сокращения сроков проведения процедур закупки лекарственных препаратов;
- предоставления права государственным заказчикам заключать государственные контракты на поставку лекарственных препаратов в сентябре-декабре текущего года на планируемый год в объеме, не превышающем 1/2 объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в текущем году;
- установления срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта продолжительностью не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке при условии поступления финансирования из федерального бюджета.

Минздраву России:
привести приказ Минздрава России от 29 декабря 2004 г. № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в соответствие с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части максимального срока обеспечения льготных рецептов.

2. В части ремонта здания и прилегающей территории
ГБУЗ Псковской области «Противотуберкулезный диспансер»

Главный корпус противотуберкулезного диспансера представляет собой кирпичное здание с комбинированными межэтажными перекрытиями (в помещении рентген-кабинета перекрытия бетонные, в остальных - деревянные). Общая площадь – 2394 кв. м, рабочая площадь – 1083 кв. м, площадь палат – 631 кв. м.

Отделение для лечения МЛУ туберкулеза закрыто с 2012 г. из-за аварийного состояния. Главный корпус диспансера построен в 1958 г. лимитом в 60 коек и в настоящее время не соответствует Санитарным правилам и нормам: площадь на 1 больного составляет лишь 3 кв. м при нормативе 7,5 кв. м. Кроме того, площадь помещений, приходящаяся на 1 кабинет амбулаторного приема в амбулаторном отделении для взрослых, также не соответствует требованиям Санитарных правил и норм и составляет 9 кв. м вместо регламентированных 18 кв. м.

В 2007 г. в главном корпусе заменена кровля, окна и сделан косметический ремонт 2 отделения (2 этаж), на 1 и 3 этажах ремонт не проводился.

С учетом изложенного Совет рекомендует Администрации Псковской области:
- принять исчерпывающие меры к приведению условий оказания медицинских услуг в ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в соответствие с требованиями Санитарных правил и норм (в том числе: провести косметический ремонт здания, включая фасад; привести в надлежащее состояние электрические сети; отремонтировать и выборочно заменить изношенное сантехническое оборудование; заменить изношенную систему отопления; организовать в здании приточно-вытяжную вентиляцию; заменить устаревшую систему пожаротушения (пожарный водопровод, гидранты) и отремонтировать пожарно-охранную сигнализацию; восстановить демонтированные пассажирский и грузовой лифты; организовать на всех трех этажах дополнительно по две туалетные комнаты для «грязной» зоны; установить шлюзы на всех этажах; оборудовать пандус, туалеты и парковки для инвалидов-колясочников; отремонтировать подъездные пути и ограждение).
 

3. В части обеспечения прав сету –
коренного малочисленного народа Псковской области

Коренной малочисленный народ сету проживает в 2 странах мира: около 250 сету живет в Псковской области, и еще от 2 до 10 тыс. сету – в соседней Эстонской Республике. Но именно в Печорском районе Псковской области находится родина сету. В 2010 г. в России сету были признаны самостоятельным народом, хотя в Эстонии они таковым не признаны.  

В Печорском районе Псковской области создана этнографическая деревня сету, которая является филиалом Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск». В музее представлен традиционный хутор сету с кирпично-деревянным домом и каменным амбаром, в котором хранили все самое ценное, что могло пострадать во время пожара.

Вместе с тем, музей-заповедник «Изборск» имеет статус областного учреждения культуры. В штате музея – лишь 40 чел. (из них - только 15  научных сотрудников), еще 48 чел. находится за штатом. За 2016 г. музей принял порядка 420 тыс. посетителей. Руководитель общества сету - Хейле Маяк - заместитель директора музея по специальным программам.
Ежегодно при поддержке администрации Псковской области сету проводят лингвистический лагерь, в котором принимают участие около 50 детей.

В связи с изложенным Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:
- рассмотреть возможность придания музею «Изборск» статуса учреждения культуры федерального подчинения. Это, помимо прочего, позволит увеличить количество рабочих мест для русских и сету, проживающих в Печорском районе.

Минкультуры России совместно с Минсельхозом России:
- рассмотреть возможность создания этнографической усадьбы сету для поселения 10 молодых семей, готовых заниматься сельским хозяйством и традиционными промыслами, с возможностью последующего увеличения количества крестьянских дворов усадьбы в соответствии с пожеланиями молодых семей.

Администрации Псковской области:
- расширить поддержку лингвистического лагеря сету;
- ежегодно выделять по 5 - 7 грантов на развитие культуры сету, в т.ч. на издание букваря и учебника языка сету;
- предусмотреть квоту для учебы молодежи сету в высших учебных заведениях, исходя из потребности не менее 7 мест в год, включая привлечение сету, проживающих в Эстонии;
- оказать содействие в создании национально-культурной автономии сету.


4. В части решения проблем, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сфере организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

Псковская область располагает огромным потенциалом культурного наследия, в составе которого: особо ценные и уникальные памятники архитектуры, музеи-усадьбы выдающихся деятелей отечественной культуры: А.С.Пушкина, М.П.Мусогского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В Ковалевской, города – крепости русского северо-западного порубежья. Бережное сбережение и рачительное использование этого национального богатства напрямую связано с вопросами организации и осуществления ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, регулируемыми в т.ч. и Законом № 44-ФЗ.

Многолетняя и повсеместная практика осуществления реставрационной деятельности в рамках Закона № 44-ФЗ отчетливо демонстрирует ряд проблем, возникающих при его реализации в сфере организации конкурсов и проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Многочисленные нарушения требований Закона № 44-ФЗ, либо ситуации, невозможные к разрешению в его рамках, указывают не только на недобросовестность подрядчиков и недоработки заказчиков, но и на системные проблемы его реализации. Так например, становится неосуществимым один из основных принципов научной реставрации, предполагающий, что изучение и принятие проектных решений на памятнике может продолжаться и в ходе проведения самих работ. Выявление новых обстоятельств в ходе реставрации неизбежно. Например, при замене оконных заполнений в Соборе Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, на откосах были зафиксированы фрагменты стенописи XII в. Открытие привело к остановке контракта и продолжению работ только через год, после проведения консервации, и реставрации выявленной живописи. С учетом приоритета сохранности памятника  возможно было иное решение,  в рамках действующего договора с изменением видов работ и учетом позиции госзаказчика и подрядчика.  Также, с учетом сезонности реставрационных работ и особенностей финансирования, контракты, как правило, заключаются с большим отставанием от календарного начала года - такие жесткие сроки, в ряде случаев делают невозможным качественное исполнение работ. Существует целый ряд других значимых проблем и показательных ситуаций иллюстрирующих проблему.

Фактически, в сфере культурного наследия, Закон № 44-ФЗ не позволяет достигнуть целей, им же декларируемых, особенно в части «повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг».

Учитывая изложенное, Совет рекомендует Правительству Российской Федерации

- рассмотреть вопрос о разработке особого порядка определения исполнителей государственных заказов в сфере осуществления работ по сохранению объектов культурного наследия и последующего вывода этих работ из-под действия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 

5. В части недопустимости сноса построек граждан в охранной зоне (зоне минимально допустимых расстояний) магистральных трубопроводов

На личном приеме к членам Совета обратилась семья жителей Псковской области, приобретшая в 2009 г. по договору купли-продажи дачу в садовом товариществе "Факел" Ядровской волости Псковского района. В соответствии с требованиями законодательства была произведена государственная регистрация права частной собственности на земельный участок, жилое строение и баню - без каких-либо обременений. Аналогичные свидетельства ЕГРП на право собственности - без обременений - ранее были выданы предыдущему собственнику землевладения.

По словам заявителей, они узнали о прохождении в 60 - 70 м от земельного участка магистрального газопровода высокого давления лишь в 2012 г., когда были установлены на местности соответствующие опознавательные знаки. Зона особых условий использования вышеуказанной территории внесена в ЕГРП только в 2014 г. Решением районного суда все постройки заявителей, включая забор, признаны самовольно возведенными и их предписано снести до конца 2017 г. за счет заявителей (решение не вступило в законную силу).

Судебное решение основано на ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", согласно которой здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

У Совета не вызывает сомнений, что если в отношении соответствующих земельных участков не было ни обременений в документах государственной кадастровой регистрации прав, ни опознавательных знаков на местности, то приобретшие такие объекты недвижимости граждане являются добросовестными приобретателями и не должны нести ответственность за указанное многолетнее бездействие собственников газопроводов. Тем более, что по общему правилу закон, устанавливающий ответственность, обратной силы не имеет.

Совет отмечет, что перенос участков магистральных газопроводов за пределы зоны минимально допустимых расстояний по отношению к зданиям и сооружениям, а не самих этих построек, был запланирован Правительством РФ для ряда подлежащих реконструкции газопроводов (распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2015 г. № 816-р  "http://base.garant.ru/71018706/" О схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта))".

В своих рекомендациях, приятых по итогам предыдущих специальных заседаний, а также в обращениях к председателю правления ПАО "Газпром" А.Б. Миллеру и министру энергетики России А.В. Новаку Совет неоднократно подчеркивал, что избираемый подразделениями ПАО "Газпром" способ защиты своих прав - снос построек за счет граждан - является ненадлежащим и расходится с конституционными требованиями о защите права частной собственности, обеспечении права каждого на жилище, недопустимости его произвольного лишения и запрете собственнику безосновательно нарушать права и свободы других лиц (статьи 17, 25, 35 и 40 Конституции РФ). В указанном и им подобных случаях следует рассматривать возможность применения новых технологий реконструкции газопроводов, обеспечивающих сокращение охранной зоны, что гораздо менее социально опасно и затратно, чем снос домов и других построек с переселением жителей.

Поручением Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1329 (пункт 1 "а") Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до 31 декабря 2017 г. внесение изменений в законодательство Российской Федерации в целях создания правовых механизмов для возможного использования гражданами зданий и сооружений, не относящихся к магистральным трубопроводам и расположенных в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов, при соблюдении следующих условий:
- права собственности на объекты и земельные участки зарегистрированы гражданами в установленном порядке;
- собственниками объектов предоставлены письменные подтверждения об отсутствии претензий, в том числе материальных, к организациям – собственникам магистральных трубопроводов в случаях возникновения аварийных ситуаций.

С учетом изложенного, во избежание дальнейшей социальной напряженности и с целью обеспечения конституционных прав граждан на охрану частной собственности, неприкосновенности и сохранения жилища, помимо выполнения поручения Президента Российской Федерации от 9 июля 2017 г. № Пр-1329 (пункт 1 "а"), Совет рекомендует ПАО «Газпром» (а также ПАО "Транснефть") совместно с Министерством энергетики Российской Федерации:
- проработать возможность реконструкции трубопроводов вблизи населенных пунктов в указанных и в других спорных случаях, где построенные десятки лет назад отдельные дома и строения оказались на окраине границы охранной зоны трубопровода, с целью ее сокращения либо переноса части трубопровода за пределы территории населенного пункта. По судебным спорам целесообразно заключать мировое соглашение в апелляционной или кассационной инстанции либо на стадии исполнительного производства.
 

6. В части освобождения отдельных категорий граждан от платы
за капитальный ремонт занимаемых жилых помещений
в многоквартирных домах

На личном приеме к членам Совета обратилась 90-летняя жительница г. Псков, ветеран ВОВ и вдова ветерана ВОВ, инвалид 2-й гр., занимающая на праве собственности жилое помещение площадью 62 кв.м. В 2016 г. ей было отказано в освобождении от платы за капитальный ремонт занимаемого жилья в связи с превышением регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одного проживающего.
Согласно ч. 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, - в размере 50 процентов, 80 лет, - в размере 100 процентов.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ предусматривает возможность установления законом субъекта Российской Федерации льготы по уплате взноса на капитальный ремонт.

С учетом изложенного, Совет рекомендует Комитету по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
- рассмотреть вопрос о внесении дополнения в часть 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ в части возможности освобождения законом субъекта Российской Федерации от расходов на уплату взносов за капитальный ремонт неработающих одиноких и одиноко проживающих граждан, достигших возраста 70 лет (независимо от площади занимаемого ими жилого помещения).
 

7. В части исключения города Себеж (включая озеро Ороно)
из территории Национального парка "Себежский"

При создании Национального парка «Себежский» в 1996 г. в его границы вошли земельные участки, изъятые из хозяйственного использования и находящиеся федеральной собственности, и земельные участки, не изъятые из хозяйственного оборота, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов и землях водного фонда.

Согласно пункту 17 Положения о  национальном парке "Себежский", утвержденного приказом Минприроды России от 12 октября 2016 г. № 528, на территории национального парка строительство и реконструкция объектов капитального строительства допускаются по разрешениям, выдаваемым Минприроды России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время отсутствует порядок согласования режима использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, определяющий действия органов федеральной исполнительной власти, региональной исполнительной власти и дирекции национальных парков. Также отсутствует утвержденный Административный регламент на оформление разрешения на строительство в границах ООПТ.

Проблема заключается в том, что в границы Национального парка «Себежский» входят территории ряда муниципальных образований https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD o "Себежский район"Себежского района: двух городских поселений: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B6_%28%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29  "Себеж (городское поселение)"Себеж (7348 чел.), а также одного сельского поселения. В этой связи:

1. осуществление хозяйственной деятельности (в том числе и строительство граждан на собственных земельных участках и строительство юридическими лицами многоквартирных домов) на землях населенных пунктов, включенных в границы национального парка, необходимо согласовывать с Минприроды России;

2. муниципальному  унитарному предприятию «Райводоканал» Себежского района Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов отказано в регистрации Решения на право пользования водным объектом (озером Ороно) для целей сброса очищенных сточных вод.

По информации Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды в рамках работы по подготовке пакета документов, необходимых для решения вопроса об исключении из границ ФГБУ «Национальный парк «Себежский» населенных пунктов, комитетом подобраны компенсационные земельные участки для включения в территорию национального парка без изменения категории земель, земли лесного фонда и земли категории сельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 1284 га.
Между тем, Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусмотрено изменение границ национальных парков, в том числе путем замены на другие земельные участки взамен изымаемых.

В этой связи Совет обращает внимание на то, что в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в настоящее время на рассмотрении находятся два законопроекта:
- № 826412-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий)», предполагающий включение в состав ООПТ и исключение из них земельных участков и водных объектов, «если это исключение не влечет за собой угрозу для сохранения природных ландшафтов и культурных ландшафтов, представляющих собой особую экологическую, эстетическую, научную и культурную ценность, и сохранения биологического разнообразия».

По предложению Минприроды России изменение границ будет происходить в трех случаях: в отношении земельных участков, расположенных в границах поселений, территорий, необходимых для осуществления деятельности по обеспечению безопасности государства, и по отдельным решениям Президента Российской Федерации;
- № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации», внесенный Правительством РФ, который предлагает дополнить Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» статьей, предусматривающей возможность изменения границ особо охраняемых природных территорий в случае исключения из их состава земельных участков, использование которых в соответствии с разрешенным использованием невозможно ввиду утраты ими особого экологического, научного и иного особо ценного значения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ таких особо охраняемых природных территорий.

Указанные законопроекты включены в примерную программу законопроектной деятельности Государственной Думы на декабрь 2017 г.
Совет считает недопустимым внесение в законодательство подобных изменений, поскольку это может привести к изъятию из ООПТ ценных природных комплексов на значительных площадях и к утрате ООПТ своей ценности.

В то же время, имеются случаи неоправданного включения в границы национальных парков населенных пунктов, расположенных вблизи от границ парков, исключение которых не повлияет на целостность территории и функционирование парков.

В связи с этим, Совет считает целесообразным внесение изменений в законодательство, допускающее исключение из границ ООПТ земельных участков, расположенных в фактических границах поселений, прилегающих к внешним границам соответствующих особо охраняемых природных территорий, на дату издания соответствующего федерального закона. Такая формулировка позволит исключить г. Себеж из границ национального парка.

В качестве перспективных способов решения проблемы Совет рекомендует:

Правительству Российской Федерации:


1. Проработать возможность внесения изменений в законодательство в части исключения земельных участков, расположенных в фактических границах поселений на дату издания соответствующего фе