Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Поездка Андрея Бабушкина в Крым для проверки соблюдения прав человека в местах принудительного содержания

24 Ноября 2016
Итоги

Отчет по итогам проверки соблюдения прав граждан в деятельности мест принудительного содержания и правоохранительных органов Республики Крым.

21-22 ноября 2016 года член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека А.В. Бабушкин вместе с представителями МВД России и МВД Республики Крым посетил правоохранительные органы городов Симферополь, Ялта и Алушта Республики Крым.

Член Общественного Совета при МВД Республики Крым М.В. Гарда к участию в проверке допущен не был в связи с неисполнением своих обязанностей по уведомлению территориального органа полиции председателем Общественного Совета при МВД Крыма, который в нарушение п. 5.2 приказа МВД России № 754 категорически отказался направить уведомление о посещении Гардой М.В. намеченных к посещению учреждений.

Вместе с тем следует отметить открытость, хорошую организацию и доброжелательное отношение к посещениям заместителя начальника отдела ГУОООП МВД России Ю.С.Петухова, начальника отдела спецучреждений и конвоирования МВД Республики Крым А.А. Кандобко, старшего инспектора по особо важным поручениям МВД России А.С. Таврова.

 

Справка по посещению Управления МВД по г. Симферополю.

В г. Симферополе работает городское УВД и 3 районных отдела МВД. При населении обслуживаемой территории в 330 тыс. человек данную территорию обслуживают 110 участковых уполномоченных полиции. Нагрузка на них составляет около 50 материалов в месяц.

Средний стаж работы участковых – 3 года. После перехода в МВД России из МВД Украины значительное число сотрудников со стажем работы вышли на пенсию

На ночь на обслуживаемой территории выставляется 6 нарядов ППС, 6 нарядов ОВО, наряды ДПС. Вместе с ППС на службу заступают члены организации «Народная самооборона», которая ежедневно выставляет 2 автопатруля и 15 пеших сотрудников. Последние несут службу по 2 человека вместе с одним сотрудником ППС.

Численность дежурной смены отдела составляет 2 аттестованных сотрудника, а также неаттестованный инженер-электронщик. Профсоюза сотрудников полиции в УВД нет. При УВД работает Общественный совет, однако совместный прием членов Общественного совета с руководством УВД города и районных отделов не практикуется.

На стенде для посетителей вывешена устаревшая информация о публичном обсуждении приказа МВД России № 707 от 2013 года. Размещена также устаревшая информация об Уполномоченном по правам человека. Образцов заявлений и информации об Общественных Советах при УМВД и МВД РК на стендах для посетителей нет. Возможность для посетителей подойти к окошку дежурной части не используется. В связи с этим сотрудники дежурной части вынуждены выходить к посетителям на пост № 1 и либо приглашать их в кабинет, либо работать с ними в холле.

Имеется место для приема и досмотра передачи в ИВС, однако информационного стенда для родных и близких подозреваемых и обвиняемых нет. Перечень разрешенных к передаче продуктов, имеется, но висит в месте, не доступном для посетителей. Кабинета для дежурного по разбору с кушеткой и стендом для доставленных в Управлении не оборудовано.

Входная группа здания грязная. Вместе с тем после вхождения в состав РФ был оборудован подъем для маломобильных групп населения.

Рекомендуется:

1) Устранить отмеченные недостатки.

2) Ввести практику совместного приема руководства Управления с членами Общественного совета при УВД.

3) Оборудовать стенд для родных и близких лиц, прибывших в ИВС.

4) Оценить работу Общественного совета при МВД Республики Крым по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в дежурной части УВД г. Симферополь, как крайне неудовлетворительную.

 

Справка по посещению ИВС УВД по г. Симферополь.

Лимит наполнения ИВС составляет 20 человек. Фактическое наполнение на момент посещения – 8 человек, из них 2 находилось на судебно-следственных действиях и в ИВС отсутствовало. ИВС является одним из 15 ИВС, расположенных на территории Республики Крым, и обслуживает г. Симферополь и Симферопольский район.

После присоединения Крыма к России подозреваемым и обвиняемым стали выдаваться предметы личной гигиены, стали использоваться видеорегистраторы. Вместе с тем перестала работать система навигационного контроля местонахождения конвойных автомашин.

При осмотре ИВС установлено следующее. Значительная часть подушек на складе и часть подушек, выданных в камеры, свалялись и не пригодны для использования. Необходимо указанные подушки заменить и списать, либо выдавать в качестве дополнительных.

В библиотечке ИВС – более 100 книг. Фельдшера в ИВС нет, однако работает инспектор конвоя, имеющий образование медицинской сестры. В ИВС имеется 2 следственных кабинета, обеспеченных сидениями и столиками, удобными для записей. Имеется 2 бойлера для подогрева воды.

На дверях установлены розетки с 3 гнездами, питание которых может быть отключено инспектором из коридора. Данная практика введена в украинский период и заслуживает распространения. В камере № 1 влажно. В камере № 4 стоит запах, виднеются следы протечки, возникшей боле года назад из-за аварии в кабинетах УЭП и ПК. В камере № 5 стоит запах гнили. В камере № 8 очень темно и влажно. В бане отсутствует полка для мыльных принадлежностей и и вешалка. Радиоточек в камерах нет. Водопроводные краны нуждаются в ремонте.

В качестве положительной практики следует отметить выдачу тапочек всем подозреваемым и обвиняемым, проведение ежедневной прокурорской проверки.

Выявлены случаи нарушения прав человека в дежурных частях органов МВД по Республике Крым. Так, гр. Р., который 17 ноября 2016 г. с 12.00 до 20.00 часов находился в Киевском районном ОВД г. Симферополя, питания не получил, позвонить ему не дали.

Имеется прогулочный двор, оборудованный сотрудниками за счет собственных средств. Необходимо перенести навес от непогоды от входа к скамейке

Рекомендуется:

1) Устранить отмеченные недостатки.

2) Ускорить строительство нового ИВС УВД г. Симферополя.

3) Взять на работу в ИВС и спецприемник УВД Симферополя одного фельдшера.

4) Использовать опыт ИВС г. Симферополя по размещению электрических розеток.

5) Оценить работу Общественного совета при МВД Республики Крым по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в ИВС УВД г. Симферополь, как крайне неудовлетворительную.

 

Справка по посещению спецприемника УВД по г. Симферополь.

Лимит наполнения спецприемника составляет 26 человек. Фактическое наполнение на момент посещения – 15 человек. Спецприемник является единственным учреждением такого типа в Республике Крым и обслуживает г. Симферополь, Симферопольский район, а также г. Севастополь. В других районах Крыма административно арестованные отбывают административный арест в ИВС.

Опрос арестованных показал, что они не информированы о том, что закон предусматривает для них право на свидание. Из 15 опрошенных лиц свидания не получил ни один. За 4 месяца, начиная с 1 августа 2016 г. из примерно 200 арестованных свидание получили только 3 человека. Комнаты свиданий нет. Информации об использовании одного из помещений в качестве такой комнаты на дверях помещений не имеется.

Информация о праве на свидание и иных правах арестованных внутри камеры не вывешены. Предельного веса передач арестованные не знают. Порядок выдачи иголок и ниток для ремонта одежды арестованным также не известен. В камерах №№ 1 и 4 – следы от старых протечек, которые следует устранить. Большая часть обследованных подушек не пригодны для сна.

В отличие от ИВС г. Симферополя, тапочки арестованным не выдаются, в связи с чем 7 человек из 15 находились в теплых помещениях в зимней обуви. Ни в одной из 5 камер, где находились арестованные, не имелось настольных игр. Радиоточки в камерах отсутствовали.

Арестованный К. сообщил о том, что находился в Гагаринском ОВД г. Севастополя в течение суток, какого-либо питания не получал.

В помещении для досмотра вновь поступивших арестованных следует уложить напольный коврик. Несмотря на наличие в спецприемнике 15 арестованных, в помещении для разогрева пищи обнаружено только 23 тарелки вместо 30. Холодильник для размещения продуктов арестованных имеется. В холодильнике хранятся продукты в пакетах, снабженных надписями о принадлежности продуктов арестованным. Из журнала учета передач видно, что в ноябре 2016 года передачи весом от 1, 4 кг до 8 кг получило 39 человек. Журнал учета звонков позволяет сделать вывод, что ежедневно возможность позвонить родным и близким получает от 6 до 16 человек. Вместе с тем время выдачи телефонов следует увеличить с 10 до 20 минут.

Обеспечено разнообразие питания. Затраты на питание одного арестованного составляют 289 руб. В спецприемнике имеется более 100 книг, которые следует систематизировать, распределить по рубрикам, внести в каталог.

За 2016 года в книгу жалоб и предложений внесено 12 записей, которые носят благодарственный характер. Записи текстуально не совпадают. «Отношение к задержанным удивительно вежливое», - говорится в одной из записей.

Несмотря на общую положительную оценку работы спецприемника г.Симферополя, следует отметить, что Общественный совет при МВД Республики Крым не посетил данное учреждение ни разу.

Рекомендуется:

1) Устранить отмеченные недостатки.

2) Оценить работу Общественного совета при МВД Республики Крым по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в спецприемнике УВД г. Симферополь, как крайне неудовлетворительную.

 

Справка по посещению УВД г. Ялты.

УВД обслуживает территорию с населением 150 тыс. человек в осеннее-зимний период, до 2 млн. человек – в курортный сезон. В курортный период к личному составу УВД прикомандировываются сотрудники из других регионов РФ. Помещений для задержанных нет. ИВС при УВД ликвидирован в 2014 году в связи с невозможностью соблюдения в нем прав человека. Прокуратура подала в суд административный иск к МВД РК об открытии ИВС вновь. Однако позиция прокуратуры в данной части подержана быть не может.

Столика и стула для заявителей при входе в дежурную часть нет. Стенда с порядком подачи заявлений, контактами прокуратуры на стендах для граждан также нет. Заявители обращаются к сотруднику на посту № 1, который приглашает дежурного и тот направляет заявителя к уполномоченному сотруднику полиции. Вместе с тем в 10 метрах от входа в дежурную часть имеется общественная приемная УВД, имеющая отдельный вход, открытый для граждан. Приемная расположена по пути следования граждан с набережной в центр города. В приемной дежурят 2 сотрудника пресс- службы, имеющие опыт работы в других службах, а по их вызову приходят сотрудники правовой группы. Количество посетителей по профильным вопросам составляет в пиковое время около 35 человек в сутки, во внепиковое – 20 человек. Такая практика позволяет сотрудникам пресс-службы и правовой группы быть в курсе запросов и забот граждан, информировать о настроениях, соблюдении прав и законных интересов граждан руководство УВД, предупредить отвлечение сотрудников дежурной части на обращения по незначительным или посторонним вопросам.

В составе Общественного совета УВД города – 9 человек. Председатель ОС при УВД - директор городского театра им Чехова. Под эгидой Общественного совета при МВД РК проводятся совместные акции с сотрудниками ГАИ по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рекомендуется:

1) Установить кулер с водой для посетителей и сотрудников (данная рекомендация касается также других подразделений, где таких кулеров нет).

2) Разместить необходимую информацию для заявителей.

3) Использовать опыт организации общественной приемной для посетителей около дежурной части в других органах внутренних дел на территории России.

 

Справка по посещению УВД г. Алушта.

УВД по г. Алушта обслуживает территорию, на которой проживает 150 тыс. жителей. В восточной и западной частях данной территории находятся отделения милиции, которые своей дежурной части не имеют. Наиболее отдаленная точка обслуживаемой территории находится в 65 км от УВД. Несмотря на это в составе дежурной смены работает всего лишь 2 аттестованных сотрудника и инженер-электронщик. Освобожденного начальника дежурной части нет. Подменного состава сотрудников нет ни в УВД города, ни в МВД Республики. При этом количество сообщений о происшествиях, регистрируемых в КУСП, составляет не менее 60 в дежурные сутки.

Имеется комната для посетителей, однако специальные сотрудники в ней не дежурят. Несмотря на наличие трех образцов заявлений о добровольной дактилоскопизации, образца заявлений о совершении преступления нет. Контактов Общественных советов при органах внутренних дел и прокуратуры также обнаружить не удалось. Стенд для посетителей ИВС не оборудован.

Специального помещения для содержания задержанных лиц при дежурной части не оборудовано. Заявка на его оборудование сделана. В связи с этим за неполные 11 месяцев 2016 года в управление было доставлено только 400 задержанных. Жалоб на длительное содержание, неполучение питания, отказа в предоставлении права на телефонные переговоры при их нахождении в УВД от лиц, находящихся в ИВС, не поступило.

Заработная плата сотрудников ниже, чем в других регионов РФ. Так, оперативный дежурный и участковый при значительной выслуге лет, получают около 35 тыс. руб.

 

Справка по посещению ИВС г. Алушты.

ИВС обслуживает Большую Алушту и Большую Ялту. Лимит наполнения составляет 29 человек. На момент посещения в изоляторе находилось 12 человек, из которых 2 человека были за пределами ИВС в связи с судебно-следственными действиями.

Имеется комната свиданий, разделенная стеклянной перегородкой. Переговорное устройство работает. Имеется 2 следственных кабинета, столы стены в которых грязные. Книг в ИВСе мало, иногда в камеры выдается 1 книга на двоих. Руководство ИВСа к решению данной проблемы приступило на месте.

Фельдшера в штате ИВСа нет, так как ранее работавший фельдшер из-за низкой зарплаты неаттестованных сотрудников был вынужден аттестоваться в дежурные. Тем не менее он оказывает необходимую мед помощь, производит освидетельствование подозреваемых и обвиняемых при их поступлении и убытии. Во всех камерах крайне слабое освещение, связанное с тем, что лампа убрана в нишу и отгорожена металлическим коробом, в котором проделаны дырочки.

Окна камер ИВСа выходят на траншею, которые к тому сверху огорожена 2-метровой стеной, в связи с чем дневной свет в камеры попадает в незначительном объеме.

Во всех камерах вода в туалете спускается через раковину умывальника. Туалет отгорожен стеной в 1,5 метра с дверцей. После вхождения в состав РФ площадь туалета перестала учитываться в площади камер, что повлекло увеличение камерной площади и снижение количества мест в ИВС на 70 единиц. В камере № 1 грязные стены, дверца туалета сломана.

Выявлены случаи длительного содержания обвиняемых в органах внутренних дел, где нет камер СПЗЛ. Так, гр. В. 19 ноября 2016 г. не менее 12 часов находился в Ливадийском отделе УВД г. Ялты; следователь за свой счет кормил его бутербродами. Гр. Б. находился в данном отделе в течение 10 часов. Следователь также кормил его за свой счет.

Питьевая вода имеется не во всех камерах. При этом емкости для питьевой воды имеются и выставлены в коридоре перед дверями камер. Информацию о правах и обязанностях подозреваемых и обвиняемых целесообразно разместить внутри камер. Некоторые одеяла грязные. Полок в камерах нет, вместо них используются книжки, повешенные на какие-то тесемки.

Выявлено взятие под стражу гр. Д., который находился под подпиской о невыезде, которую нарушил в силу крайней необходимости – выездом в больницу к пасынку, который сломал руку и находился в больнице с остеомелитом кости руки. При этом следует иметь в виду, что единственный в Крыму СИЗО № 1 переполнен более, чем на 80 %.

В ИВС не принимают кетчуп и майонез, которые к категории скоропортящихся продуктов не относятся. В ИВС в момент посещения находился гр. В., который находится под стражей 2 года и обвиняется по ч. 4 ст. 159 УК РФ. В. просил взять его уголовное дело на контроль СПЧ.

Несмотря на отсутствие жалоб на качество питания заключенных под стражу лиц, изучение договора с ИП показывает, что на питание спецконтингента выделяется всего лишь 139 руб. в сутки. В связи с этим на завтрак лица, находящиеся в ИВС, получают «сладкую булочку с чаем», на обед - «суп из гречневой крупы» и «подливу куринную», которые самостоятельными блюдами не являются.

Рекомендуется:

1) Устранить отмеченные недостатки.

2) Оценить работу Общественного совета при МВД Республики Крым по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в спецприемнике УВД г. Симферополь, как крайне неудовлетворительную.

3) Повысить расходы на питание в ИВС МВД по Республике Крым, обеспечить полноценное питание спецконтингента.

4) Тщательно фиксировать в журнале оказания медпомощи всю оказываемую находящимся в ИВС медицинскую помощь, обеспечить описание выявление телесных повреждений (форма, локализация, размер, цвет, иные признаки телесных повреждений).

5) Восстановить действовавшие при Украине телефоны доверия в ИВС.

 

Справка по ситуации с учреждениями УИС России по Республике Крым.

На территории Крыма и г. Севастополь действуют одно СИЗО, построенное в конце 18 века, с лимитом наполнения 817 человек, имеющее почти 2-крастный перелимит (1460 человек при штате хозобслуги в 67 человек). В Керчи расположена колония-поселение на 120 мест и колония общего режима на 710 мест (наполнение составляет 623 человека). Запланировано строительство ее одного СИЗО в г. Симферополе, но только на 366 мест и, согласно информации, полученной от прокуратуры Крыма, без банного комплекса и пищеблока.

До строительства СИЗО и в связи со строительством Крымского моста необходима организация железнодорожных перевозок спецконтингента на территории РК. Ранее существовала схема перемещения спецконтингента из Керчи в Симферополь и Джанкой, что позволит улучшить условия перевозки и снизить расходы. Спецвагон находится на территории Крыма, но требует ремонта. Спецвагоны, по информации прокуратуры, имеются в распоряжении МВД России. Ранее, 15 лет назад, было начато строительство СИЗО в г. Керчи, однако строительство этого СИЗО приостановлено.

Рекомендуется:

1) Ускорить строительство СИЗО в г. Севастополь и в г. Симферополь.

2) Построить транзитно-пересыльный пункт в г. Керчь.

3) Произвести экспертизу недостроенного здания 1997 года постройки для размещения в транзитно-пересыльном пункте.

4) Провести совместное совещание с управлением ГУВМ под эгидой прокуратуры с участием представителей УФСИН России по вопросам легализации граждан Украины, постоянно проживающих в Крыму, освобождаемых из мест лишения свободы.

 

По результатам поездки считаю необходимым:

1) Проинформировать Министра внутренних дел РФ и директора ФСИН России о замечаниях и предложениях.

2) Предложить Министру внутренних дел РФ внести изменение приказ МВД России от 2 августа 2012 г. N 754 "О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту" в части передачи полномочий по направлению уведомления о посещении органа внутренних дел от председателя Общественного совета или лица его замещающего члену Комиссии.

3) Высказать благодарность за содействие заместителю начальника отдела ГУОООП МВД России Ю.С. Петухову, начальнику отдела спецучреждений и конвоирования МВД Республики Крым А.А. Кандобко, старшему инспектору по особо важным поручениям МВД России А.С. Таврову.

 

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ

А. В. Бабушкин

 

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта