Я часто повторяю слова о том, что жизненный путь личности – это история отклоненных и сотканных альтернатив. Это высказывание в полной мере относится к человеку, без которого я не мыслю свою профессиональную жизнь, – Дмитрию Леонтьеву.
Библией педагогики достоинства была и остаётся книга гуманиста, педагога, врача и писателя Януша Корчака «Как любить ребёнка». В 1966 году эта книга вдохновила писателя Владимира Тендрякова выступить с полемической статьёй «Ваш сын и наследство Коменского», которая, по сути, стала для меня прообразом манифеста «Педагогика достоинства».
Алексей Воронцов рискнул усомниться в «очевидных очевидностях»?! И разбуженный разум спрашивает: знаем ли мы, что это за реальность – «знание»? Можно ли ставить знак тождества между «содержанием образования», «контентом», «учебным материалом»? Почему одни аналитики выбирают в качестве системного интегратора школьных знаний «ключевые идеи», другие – «фундаментальные ядра», а третьи – «универсальные действия» или даже «универсальные компетенции»?
Первое, что происходит с психологией людей в ситуации кризиса планетарной идентичности, независимо от того, какую бы из стран мы ни взяли (Германию, Францию, Норвегию, США или Китай), – это обретение нами синдрома, который назван утратой перспективы жизни.
Последние недели со спринтерской скоростью нарастает падение доверия различным уровням властной вертикали. За падением доверия проступает осознанная или неосознанная реакция по отстройке от оптимистических ожиданий и сценариев развития пандемии. Эта отстройка с особой рельефностью проявляется в том, что рапорты разных уровней управленческой вертикали превращаются в фабрику по производству фейков.
В 1990-е годы, когда рождалась идеология вариативного образования, появился так называемый Федеральный перечень учебников. Он появился тогда, когда между собой конкурировали множество новорождённых издательств, пришедших на место одному могучему издательству – «Просвещение». Именно тогда перед экспертным советом Министерства образования РФ и встала задача: каким образом отбирать наилучшие по качеству учебники и одновременно мотивировать в сложное время начала 90-х наиболее талантливых авторов к рождению новых учебников для наших школ. С тех пор прошло немало лет. Сегодня ситуация коренным образом изменилась.
В 1990-е годы, когда рождалась идеология вариативного образования, появился так называемый Федеральный перечень учебников. Он появился тогда, когда между собой конкурировали множество новорождённых издательств, пришедших на место одному могучему издательству – «Просвещение». Именно тогда перед экспертным советом Министерства образования РФ и встала задача: каким образом отбирать наилучшие по качеству учебники и одновременно мотивировать в сложное время начала 90-х наиболее талантливых авторов к рождению новых учебников для наших школ. С тех пор прошло немало лет. Сегодня ситуация коренным образом изменилась.
«Результаты ФГОС 4.0». Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Асмолов – о содержании и нормах будущего образовательного стандарта.
Все, наверное, мечтали, что когда-нибудь, когда у нас будет полно свободного времени, научимся рисовать, займемся спортом или программированием, прочтем отложенные на потом книги, и выучим, наконец, английский. Мечта сбылась: впереди целый месяц, который можно посвятить своим увлечениям и хобби, и научиться чему-то новому. Так почему же мы продолжаем спускать это время на сериалы, и никак не можем начать? Оказывается, все дело в стрессе.
На дворе коронавирус – чума ХХI в. Не хочется верить, что в этой ситуации планетарной катастрофы, о которой с грустью можно сказать: "это наш последний день на “Титанике”", продолжаются абсурдные аппаратные бои между различными ведомствами. В центре поединка вопрос − "чьих холопов будут" ректора педагогических вузов?
© 1993-2021 Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека