Дело псковской журналистки Светланы Прокопьевой — это о «закручивании гаек». Не об «оправдании терроризма», а о государственном терроре и ответах общества на него — на исторических и ее личном примерах. В лице Прокопьевой совпал журналист, который обязан осмыслить явление террора, и пример, на котором оно осмысливается. Сейчас она не субъект «оправдания», а объект жесточайшей политики государственного террора: об этом заявил прокурор, попросивший для нее 6 лет лишения свободы.
Как сообщили "Новой" источники изнутри судебной системы, в пятницу, 26 июня, Комиссия по предварительному отбору кандидатур для назначения на должности федеральных судей ("кадровая комиссия президента") отклонила кандидатуру действующего зампредседателя Верховного суда — председателя Экономической коллегии ВС РФ (а это арбитражные споры на очень крупные суммы) Олега Свириденко.
Выступление Кирилла Серебренникова в прениях — еще и произведение искусства, а иначе художник обдуманно высказаться и не может. А речь очень хорошо обдумана, и приданная ей форма "акростиха" — сдержанно дерзкий, не хамский, но все же вызов, в первую очередь судье: "А вы думали, это только игра? Ну что ж — теперь ваше слово!"...
Давно хотелось сказать про Верховный суд РФ и что-то хорошее, и вот повод появился. Как уже сообщалось в новостях «Новой», ВС РФ поддержал требования родителей (законных представителей) детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, на получение за счет бюджета лекарств, хотя бы и не внесенных в соответствующие перечни в России, но назначенных этим детям консилиумами врачей как жизненно необходимые.
Пленум Верховного суда РФ 11 июня разъяснил всем судьям, что по так называемым предпринимательским делам «закрывать» обвиняемых в СИЗО можно лишь в крайних случаях. Впору бы радоваться, но мешает то, что это, наверное, уже двадцать какое-то постановление Пленума ВС об одном и том же — а последнее такое же уточнение в статью 108 УПК РФ, толкующее о заключении под стражу, было внесено в прошлом году.
Коронавирус наносит мощный удар по «обществу масс», которое было блестяще предсказано Хосе Артегой-и-Гассетом в 1929 году. «Человек массы», по мысли этого испанского философа (развитой затем всей философией ХХ века), чужд творчеству и познанию, он лишь использует созревшие плоды цивилизации, полагая их «природой», не интересуясь историей и не зная ее. Главное свойство «человека массы» (который при этом может стоять на высоких ступенях социальной лестницы) — это самодовольство, его-то пандемия и сокрушает сегодня прежде всего.
Бодрое сообщение пришло из Министерства юстиции РФ в пятницу, 5 июня, ближе к полуночи. На сайтах РИАН, ТАСС и «Российской газеты» оно появилось примерно в 23.30 и еще корректировалось. Пресс-служба Минюста (цитируем по «РИА-Новостям») сообщила: «В результате проведенного исследования Минюст РФ считает, что меры, введенные на территории РФ (в том числе указы мэра Москвы и нормативно-правовые акты правительства Москвы), приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти, безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан, соразмерны угрозе распространения эпидемии на территории Российской Федерации».
Семь пока нам известных однотипных уголовных дел за размещение фото нацистских преступников на сайте «Бессмертного полка онлайн» объясняются одной совершенно понятной общей причиной и многими, в которых надо еще разбираться и разбираться — для начала с юридической точки зрения.
Суды-то с эпидемией как раз не боролись и ничего нового, кроме того, что сделало их жизнь более удобной, не предложили. Например, судьям куда проще рассматривать дела в условиях карантина без публики, хотя это и противоречит принципу гласности и нарушает права обвиняемых и сторон, — но решительно ничего, чтобы обеспечить хоть какую-то публичность в новых условиях, сделано не было.
Когда моему сыну было 20, а мне соответственно 50, он мне как-то заметил (это был полувопрос): "Наверное, в 20 и в 50 мир представляется примерно одинаковым?". "Ну нет, — сказал я. — Когда тебе 20, трудно представить себе Пушкина как современника, а он жил-то тому назад всего еще три раза по стольку, сколько мне сейчас". А теперь и вовсе еще два раза по стольку — это практически здесь, за углом.
© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека