Верховский Александр Маркович

Директор Информационно-аналитического центра «Сова»

Без привычной статьи: Государство против возбуждения ненависти и политической активности националистов в России в 2019 году. Резюме к докладу

Появившаяся в Кодексе об административных правонарушениях новая статья о возбуждении ненависти применяется все шире, но пока еще не достигла масштабов былого применения ст. 282 УК, и количество уголовных и административных судебных решений с формулировкой "возбуждение ненависти" в 2019 году в целом сократилось.

28 февраля 2020 870 просмотров

Еще с начала 2018 года наметилось, впервые в этом десятилетии, снижение масштабов уголовного преследования за публичные высказывания. А в 2019 году частичная декриминализация привычной для правоохранителей ст. 282 Уголовного кодекса буквально обрушила статистику приговоров за высказывания: их количество сократилось минимум вдвое.

Законной наследницей популярной статьи стала статья о публичных призывах к экстремистской деятельности (ст. 280 УК), и количество осужденных по этой статье выросло. Также выросло и число осужденных за призывы к террористической деятельности. Обе эти статьи находятся в ведении ФСБ. И в целом, по нашим наблюдениям, вмешательство ФСБ в расследование уголовных дел увеличивается уже третий год. Наказания по уголовным делам за высказывания преимущественно не связаны с лишением свободы, но мы знаем нескольких человек, приговоренных к лишению свободы «только за слова»; доля таковых растет.

Появившаяся в Кодексе об административных правонарушениях новая статья о возбуждении ненависти применяется все шире, но пока еще не достигла масштабов былого применения ст. 282 УК, и количество уголовных и административных судебных решений с формулировкой «возбуждение ненависти» в 2019 году в целом сократилось.

Однако рост административных наказаний по антиэкстремистским статьям КоАП в целом резко ускорился, что наводит на подозрения во внедрении автоматических механизмов поиска. В целом наказания по административным делам мягче, чем по статьям УК, но настораживают их количество и широкие возможности для манипулирования материалами обвинения. Да и конфискация компьютеров и других дорогостоящих «орудий преступления» является весьма серьезным дополнением к небольшим штрафам.

Рост Федерального списка экстремистских материалов в 2019 году замедлился, зато приобретают монструозные размеры реестры блокировок в интернете. Особенно впечатляют практика и масштаб внесудебных блокировок, непрозрачных как по процедуре, так и по результатам, и поэтому закрывающих всякую возможность открытой публичной дискуссии по этой теме.

Таким образом, несмотря на частичную декриминализацию ст. 282 УК, тренды антиэкстремистского правоприменения прошедшего года вызывают озабоченность. Количество осужденных за публичные высказывания остается слишком высоким, и при этом размер и порой даже сам факт наказания часто непропорциональны общественной опасности содеянного. Еще более проблематичным представляется преследование за участие в экстремистских и террористических сообществах и организациях. Антиэкстремистское правоприменение в целом становится более непрозрачным, что повышает риск произвола и злоупотреблений.

"Без привычной статьи: Государство против возбуждения ненависти и политической активности националистов в России в 2019 году"