Бабушкин Андрей Владимирович

Председатель межрегиональной общественной благотворительной организации «Комитет за гражданские права»

Доклад «Общие задачи правозащитников и уголовно-исполнительной системы. Методика проверки жалоб на нарушения прав человека в специальных приемниках для содержания административно арестованных, специальных помещениях для задержанных в органах внутренних де

Выступление на семинаре Уполномоченных по правам человека 26 ноября 2020 года. 

30 ноября 2020 792 просмотра

1) Общие задачи правозащитников и ФСИН России.

Правозащитники, как представляющие гражданское общество, так и представляющие государственную правозащиту имеют 4 важные совместные задачи:

1. Сохранение ФСИН России, как самостоятельного ведомства, которое не будет ставить соблюдение прав человека в зависимость от интересов следствия.

2. Создание в структуре ФСИН России, как единственного заинтересованного федерального органа, Службы пробации для работы с обвиняемыми, не взятыми под стражу, осужденными к наказанию, альтернативному лишению свободы, освобожденными из мест лишения свободы.

3. Создание в учреждениях УИС условий, обеспечивающих достижение целей наказания, в первую очередь исправления человека, совершившего преступление.

4. Снижение численности тюремного населения до догулаговского уровня 1930 года – 115 человек человек на 100 тыс. жителей или 179 тысяч заключенных на 156 миллионов человек. Так, только в 1934 году количество заключенных достигло нынешнего уровня в 510 тыс. человек, правда, при населении в 159 млн. человек.

Представляется, что все эти задачи взаимообусловлены и вытекают одна из другой.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание на предложение нашего эксперта В.М. Гефтера о проведении амнистии, которая могла бы разгрузить наши тюрьмы от тех, кто уже не нуждается в отбытии наказания.

2. Методика проверки СПЗЛ (специальных помещений для задержанных лиц органов внутренних дел) и отделов МВД.

В рамках такой проверки необходимо проверить:

1.Предмет проверки:  

Соблюдение сотрудниками дежурной части требований о вежливом и культурном обращении с гражданами 

Способ проверки:

- изучение отзывов в сети Интернет;

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- изучение записей с камер видеонаблюдения

2.Предмет проверки

Сроки доставки граждан с места задержания

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- изучение соответствующих граф Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть

3. Предмет проверки:

Реализация права на телефонный разговор в течение не позднее 3 часов с момента доставления

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- изучение составленных в отношении доставленных протоколов

4. Предмет проверки:

Предоставление возможности пользоваться личным телефоном до вынесения решения суда о задержании или аресте

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- осмотр мест хранения личных вещей доставленных

5. Предмет проверки:

Обеспечение сохранности личных вещей и документов доставленных

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- осмотр мест хранения личных вещей доставленных (сейфа, ячеек для вещей, камеры хранения и т.д.)

6. Предмет проверки:

Обеспечение горячим питанием задержанных на срок более 3 часов

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- проверка книг выдачи питания;

- осмотр запаса сух пайков, проверка их срока годности, калорийности, условий хранения; либо проверка документации на поставку в СПЗЛ горячего питания;

- проверка того, не превышает ли отказ от получения питания 15-20 % от общего числа задержанных

7. Предмет проверки:

Доступ к питьевой воде

Способ проверки:

 - опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- наличие в отделе кулера с водой и стаканчиками

8. Предмет проверки:

Доступ адвокатов к задержанным

Способ проверки:

- опрос задержанных;

- опрос лиц, ранее находившихся в отделе и переведенных в ИВС, спецприемник, ЦВСИГ, СИЗО;

- личное наблюдение;

- опрос адвокатов;

- выезд сотрудников Аппарата УПЧ, общественных помощников УПЧ, членов ОНК на жалобы о недопуске адвокатов в отдел

9. Предмет проверки:

Состояние камер (СПЗЛ и бывших КАЗ) на предмет наличия запаха, влажности, мощности

освещения, работы вентиляции, увента стен, чистоты, отсутствия выступов

Способ проверки:

- личное наблюдение;

- измерение освещенности при помощи люксметра, движения воздуха,

- осмотр стен, пола, потолка

10. Предмет проверки:

Состояние туалета

Способ проверки:

- личное наблюдение;

- проверка исправности сантехнического оборудования, освещения, чистоты;

- проверка наличия туалетной бумаги, мыла, ершика

11. Предмет проверки:

Состояние спальных мест

Способ проверки:

- проверка являются ли скамьи по конструкции скамьями сплошного заполнения;

- проверка наличия матрасов, подушек, одеял, постельного белья;

- проверка их выдачи под роспись

12. Предмет проверки:

Наличие контактов ОНК, УПЧ, Общественных Советов

Способ проверки:

- осмотр стендов в уголке заявителей и в комнате процессуальных действий

13. Предмет проверки:

Состояние кабинета процессуальных действий

Способ проверки:

- наличие стенда и наличие на нем выписок из КоАП РФ, УПК РФ, приказа МВД №389, Федерального закона 3-ФЗ «О полиции»;

- наличие кушетки;

- наличие аптечки;

- наличие актуальных УПК РФ, КоАП РФ, Закона «О полиции»

14. Предмет проверки:

Состояние уголка заявителя

Способ проверки:

- проверка наличия столов, образцов документов, достаточного количества стульев;

- проверка наличия информации на стендах, в том числе контактов участковых уполномоченных полиции, контактов, ОНК, ОПЧ, ОС при ОВД и т.д.

15. Предмет проверки:

Проверка соответствия административной практики задаче обеспечения прав человека

Способ проверки:

- соотнесение записей в книге учета доставленных с книгой учета сообщений о происшествиях;

- соотнесение оснований доставления (распитие, мелкое хулиганство, употребление наркотиков, мелкая кража) с теми административными правонарушениями, которые на самом деле волнуют жителей

16. Предмет проверки:

Использование положительного опыта УВД по СВАО г. Москвы по выдаче лицам, задержанным на срок более 3 часов и помещенным в СПЗЛ тапочек

Способ проверки:

- проверка наличия 1-разовых или пластиковых и пригодных к обработке тапочек;

- проверка выдачи тапочек лицам, помещенным в камеры более, чем на 3 часа.

3. Методика проверки Спецприемников для лиц, подвергнутых административному аресту.

В рамках такой проверки необходимо проверить:

1.Предмет проверки

Соблюдение сотрудниками спецприемника требований о вежливом и культурном обращении с гражданами

Способ проверки:

- изучение отзывов в сети Интернет;

- опрос арестованных;

- опрос лиц, ранее находившихся в спецприемнике;

- личное наблюдение;

- изучение записей с камер видеонаблюдения

2. Предмет проверки:

Время приема прибывших лиц, повергнутых административному аресту

Способ проверки:

- опрос арестованных;

- личный контроль прибывших автомашин

3. Предмет проверки:

Предоставление свиданий

Способ проверки:

- наличие комнаты для свиданий;

- оборудована ли данная комната стульями и столом, информационными стендами, ее санитарное и эстетическое состояние

4. Предмет проверки:

Конструкция и состояние кроватей

Способ проверки:

- проверка устойчивости кроватей, при наличии 2-го яруса – расстояния между ярусами (не менее 90 см.), наличия подъемной лестницы и барьеров безопасности, состояния кроватницы;

- проверка того, имеются ли кровати для людей с ростом больше 180 см.;

- проверка состояния матрасов, подушек, одеял, постельного белья

5. Предмет проверки:

Выдача полотенец

Способ проверки:

Проверить, выдаются ли 2 полотенца – для лица и для тела

6. Предмет проверки:

Оборудование мест для ожидания граждан

Способ проверки:

- проверка того, имеется ли около входа место (скамейки с навесом), где могут подождать начала свидания или приема передачи прибывшие лица;

- проверка наличия стенда для посетителей, имеется ли на нем основная востребованная информация

7. Предмет проверки:

Реализация права на телефонные переговоры

Способ проверки:

- проверка того, имеется ли возможность подзарядки мобильных телефонов, оплаты мобильной связи;

- наличие доступных для арестованных стационарных телефонов

8. Предмет проверки:

 Состояние камер

Способ проверки:

- проверка освещения, вентиляции, возможности открытия окон;

- проверка состояния потолков и стен, цвета, используемого для покраски камер

9. Предмет проверки:

Реализация права на прием передач

Способ проверки:

- проверка наличия места для досмотра передач;

- проверка наличия в камерах и на стендах для посетителей информации о порядке приема передач, а также о том, что и в каком количестве можно передавать

10. Предмет проверки:

Выдача в камеры книг и настольных игр

Способ проверки:

- проверка наличия литературы, оказывающей воспитательное воздействие;

- проверка наличия юридической литературы;

- проверка наличия настольных игр и их выдачу в камеры

11.Предмет проверки:

Реализация права на прогулку

Способ проверки:

- проверка наличия прогулочного дворика, его санитарного и эстетического состояния;

- опрос арестованных на предмет их вывода на прогулку;

- проверка наличия у арестованных одежды и обуви по сезону для прогулки;

- проверка наличия в прогулочном дворе скамейки, навеса от непогоды, турника, дренажной системы для слива осадков;

- проверка наличие во дворике часов для контроля времени прогулки

12. Предмет проверки:

Отправка жалоб и заявлений

Способ проверки:

- проверка выдачи в камеры бумаги, ручек, необходимых для составления жалоб

нормативно-правовых актов;

- проверка своевременности регистрации жалоб и заявлений;

- проверка своевременности отправки жалоб и заявлений

4. Методика проверки Центра Временного содержания иностранных граждан.

ЦВСИГ были созданы на основании ст. 35.1 Федерального Закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

В рамках такой проверки представляется необходимым проверить:

1. Предмет проверки:

Соблюдение сотрудниками ЦВСИГ требований о вежливом и культурном обращении с гражданами

Способ проверки:

- изучение отзывов в сети Интернет;

- опрос содержащихся;

- опрос лиц, ранее находившихся в спецприемнике;

- личное наблюдение;

- изучение записей с камер видеонаблюдения

2. Предмет проверки:

Недопустимость содержания в ЦВСИГ лиц без гражданства, не имеющих вида на жительство в иностранных государствах.