Точенов Александр Сергеевич

Ответственный секретарь СПЧ. Президент автономной некоммерческой организации "Центр прикладных исследований и программ"

Президентский Совет: от выборов-2023 – к выборам Президента

24 октября 2023 427 просмотров

  - Александр Сергеевич, в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека есть рабочая группа по мониторингу избирательных прав граждан (МРГ), которую Вы возглавляете. В этом году она работала в период Единого дня голосования, и у нас на портале «Выбор народа» публиковались интервью с некоторыми членами Совета, работавшими в её составе. Каков итог работы МРГ?

  - Да, в соответствии с Положением о рабочей группе по мониторингу избирательных прав граждан, утверждённым Советом, мы начали в этом году свою работу с момента объявления выборов в регионах. 
   В период до единого дня голосования члены МРГ с целью контроля и обсуждения подготовки к ЕДГ-2023 провели рабочие встречи с руководством общественных штабов по наблюдению за выборами и общественных палат регионов, Уполномоченными по правам человека в 16 субъектах Российской Федерации, это Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Владимирская область, Воронежская область, Запорожская область Московская область, Новосибирская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ульяновская область, Херсонская область, город Москва. 
   В состав РГ по мониторингу избирательных прав граждан вошли 14 членов Совета. В период проведения голосования с 8 по 10 сентября 2023 года члены РГ по мониторингу избирательных прав граждан работали в 12 субъектах Российской Федерации. В том числе осуществляли наблюдение в ТИК ДЭГ и в СИЗО Москвы. В ходе работы МРГ взаимодействовала с Общественной палатой России, Уполномоченным по правам человека РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, региональными общественными палатами, уполномоченными по правам человека в регионах, региональными избиркомами, а также с представителями партий и общественных организаций. 
   В период работы в регионах в дни голосования члены МРГ взаимодействовали с общественными штабами по наблюдению за выборами и центрами общественного наблюдения. В эти дни члены РГ по мониторингу избирательных прав граждан посетили около 200 избирательных участков в регионах страны.
   В соответствии с положением, члены МРГ проводили анализ и обобщение достоверной информации об имевших место конфликтах, связанных с предполагаемыми нарушениями избирательных прав граждан (далее – конфликты), поступающую от членов и экспертов МРГ, работающих в регионах в дни голосования, а также проводящих иной мониторинг хода избирательных кампаний и, в случае выявления, оказывали содействие в урегулировании конфликтов. Но должен отметить, что нарушений, повлиявших на избирательные права граждан или на их волеизъявление, нами зафиксировано не было.
   Конечно, 200 УИК, это небольшая выборка, но с учётом того, что работали в 12 субъектах и плотно взаимодействовали с центрами видеонаблюдения и общественными штабами, то это увеличивает репрезентативность наших выводов и рекомендаций. Как всегда, по итогам своей работы мы подготовили консолидированный доклад, содержащий выводы о причинах и условиях возникновения конфликтов в ходе избирательной кампании, пусть и не повлекших нарушений избирательных прав граждан, а также сформулировали свои предложения о путях их предупреждения и улучшения организации избирательных процессов, а также общественного контроля за ними.

  - Вот как раз второй наш вопрос – о содержании доклада МРГ. На что Вы в нём обращаете внимание?

  - Доклад основан на отчетах членов рабочей группы по мониторингу избирательных прав, осуществлявших его в субъектах Российской Федерации, и содержит обобщённую информацию о выявленных проблемах и недостатках, а также выводы и рекомендации по совершенствованию механизмов обеспечения избирательных прав граждан. Он прошёл обсуждение и принят всеми членами МРГ. В целом, мы в нём отмечаем, что соблюдение избирательных прав граждан в ходе кампании 2023 выполнялось. Нарушений, которые могли повлиять на волеизъявления граждан и результаты голосования нами не выявлено и выборы прошли в спокойной обстановке.
   В докладе отмечена активная работа по контролю и защите избирательных прав граждан общественными штабами по наблюдению за выборами. Вместе с тем мы выделили три группы проблем, которые требуют решения. 
   Во-первых, при положительной оценке проведения дистанционного электронного голосования, которое расширяет возможности избирателей, и они активно ими используются, мы отмечаем необходимость дальнейшего целенаправленного и доходчивого разъяснения гражданам порядка общественного наблюдения за ДЭГ, обеспечения безопасности и сохранения тайны голосования, защиты от влияния на результат волеизъявлений в ходе ДЭГ. Граждане должны быть уверены в надежности новых способов голосования. 
   Во-вторых, вопросы, связанные с работой института наблюдателей, как общественных, так от кандидатов и избирательных объединений. Мы обращаем внимание на необходимость их качественной подготовки и обеспечение им условий осуществления наблюдения. 
   В-третьих, вопросы, связанные с организацией выборов на местах. Мы отмечаем, что в регионах, где произошли укрупнения избирательных участков, имеются жалобы со стороны граждан о трудностях в определении своих участков для голосования, так как была слабо проведена работа по информированию граждан об адресах участков для голосования. Да, есть сервисы по поиску своего участка на сайте ЦИК и Госуслугах, но далеко не все знают об этих возможностях и по привычке ждут бумажное извещение в почтовом ящике. Не везде органами местного самоуправления решены вопросы предоставления корректных данных для формирования списков избирателей, в результате чего членам УИК приходится составлять дополнительные списки для голосования, а избиратели «теряют время и нервы». Также отметили необходимость продолжить работу по обеспечению доступности избирательных участков и удобства мест для голосования маломобильных категорий граждан. 
   В соответствии с этими блоками, нами сформулированы рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности по соблюдению избирательных прав граждан и организации общественного контроля.
   Традиционно доклад рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан направляется Президенту России и Председателю ЦИК РФ.

   - Будет ли МРГ Совета осуществлять мониторинг на предстоящих в марте 2024 года выборах Президента России?

   - В соответствии с законодательством, выборы Президента России должны состояться в воскресенье, 17 марта 2024 года и они должны быть назначены Советом Федерации РФ примерно в середине декабря (не ранее 100 и не позднее 90 дней до дня голосования). Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека – орган коллегиальный, будет такое решение Совета, значит МРГ будет работать и на выборах Президента, и в ЕДГ-2024. 
   Полагаю, что такое решение Совета состоится и после объявления выборов, мы активно включимся в мониторинг соблюдения избирательных прав граждан. Кстати, хочу напомнить, что независимое общественное наблюдение на выборах впервые применилось в 2018 году, на предыдущих выборах Президента России. В соответствии с Федеральным Законом от 7 декабря 2017 года общественные палаты регионов и ОП РФ получили право направлять наблюдателей для обеспечения контроля со стороны гражданского общества за ходом голосования и подсчётом голосов. Потом эту норму ввели на выборах всех уровней. 
   Хочу отметить, что коллеги в общественных палатах подходят к реализации этих задач весьма серьёзно и ответственно, как к подбору, так и к подготовке наблюдателей. Но палаты – это организаторы процесса и опираются в своей работе они как на активных граждан, так и на общественные организации. В общественном мониторинге и наблюдении за выборами задействованы разные институты гражданского общества. Конечно, и президентский Совет не останется в стороне от мониторинга работы организаторов выборов, институтов гражданского общества и соблюдения избирательных прав граждан в период большой федеральной избирательной кампании по выборам главы российского государства. 
   Обеспечение честных и чистых выборов, защита их от нарушений, фейков и провокаций – это важнейшие задачи в сохранении суверенитета России. 

Первоисточник: «Выбор народа»