Комиссия СПЧ по экологическим правам подготовила Рекомендации по итогам выездного заседания в Республике Татарстан

Поводом для выездного заседания послужили обращения в Совет жителей Татарстана с информацией о нарушении права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обусловленных существующей в республике и планируемой к введению системой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

15 июня 2018

РЕКОМЕНДАЦИИ

Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам выездного заседания в Республике Татарстан на тему соблюдения прав граждан при обращении с отходами потребления

 

17 – 18 мая 2018 г. в Республике Татарстан состоялось выездное заседание Постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее соответственно – Комиссия и Совет) в составе С.А. Цыпленкова - председателя Комиссии, Е.А. Боброва – заместителя председателя Совета, члена Комиссии, Н.Л. Евдокимовой – члена Комиссии и А.В. Киселева – эксперта Комиссии.

Члены Комиссии провели два совещания с участием соответственно представителей общественности и профильных органов исполнительной власти Республики Татарстан, посетили рекультивированный полигон твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) «Самосыровская свалка», полигон ТКО «Восточный», мусороперегрузочную (мусоросортировочную) станцию (г. Казань, ул. Васильченко 6), ознакомились с деятельностью пунктов сбора вторсырья «Чистая среда» и провели итоговое совещание с участием Уполномоченного по правам человека в Республики Татарстан, представителей органов власти, бизнеса, науки, общественных активистов и средств массовой информации.

Поводом для выездного заседания послужили обращения в Совет жителей г. Казань и районов Республики Татарстан с информацией о нарушении права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, обусловленных существующей в Республике Татарстан и планируемой к введению системой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.

Резкую критику и наибольшее беспокойство населения вызывают планы строительства на территории Осиновского сельского поселения вблизи г. Казань мощного мусоросжигательного завода (объекта по термическому обезвреживанию ТКО, далее - МСЗ), реализуемого ООО «АГК-2» в рамках приоритетного национального проекта «Чистая страна».

По мнению граждан, разработка системы обращения с отходами и, в частности, реализация проекта строительства МСЗ ведется в закрытом режиме, предложения со стороны общественности, науки не учитываются, принятые решения не доводятся до населения и не разъясняются. Активисты констатировали практически полное отсутствие диалога с республиканским уровнем власти, представители которого, более того, длительное время отказываются от общения с гражданами.

Так же представители общественности указывали на отсутствие со стороны органов власти системной деятельности по активному внедрению раздельного сбора мусора, его сортировки и переработки и, в частности, на недостаточно развитую сеть пунктов сбора вторсырья.

В поступивших в Совет обращениях и на совещаниях граждане приводили многочисленные примеры противодействия и давления на них со стороны различных структур.

Один из активистов общественного движения «Нет мусоросжигательному заводу», выступающих против строительства мусоросжигательного завода в Татарстане, за раздельный сбор, сортировку и переработку мусора, сообщил на совещании, что активистам не согласовывают митинги по различным формальным причинам, с гражданами несколько месяцев отказываются встречаться представители руководства республики. Руководство Общественной палаты республики не приняло участие ни в одном из круглых столов, которые организовывали активисты. «Поскольку мы не видим решения нашей проблемы, очень большое количество людей, недовольных строительством МСЗ, одобрили идею установки палаточного лагеря. Однако мы опасаемся преследования, в том числе уголовного», - сообщил он.

В то же время, граждане положительно оценили деятельность рабочей группы в сфере обращения с отходами при Исполнительном комитете г. Казань, возглавляемую заместителем руководителя исполкома г. Казани по вопросам жилищно-коммунального хозяйства И.А. Гиниятуллиным. Совещания указанной рабочей группы проводятся регулярно, и наряду с представителями органов власти в них участвуют и специалисты, и активисты. На одном из совещаний рабочей группы, в частности, обсуждалась ситуация с задержаниями активистов, к которым, по словам ее руководителя, власти Казани никакого отношения не имеют. Проблема заключается в том, что вопросы обращения с отходами относятся к региональному, а не муниципальному уровню власти.

По итогам выездного заседания Комиссия констатирует следующее.

 

  1. О системных нарушениях федерального законодательства об отходах производства и потребления в Республике Татарстан

Проблема строительства мусоросжигательного завода в Татарстане неразрывно связана с территориальной схемой обращения с отходами Республики Татарстан (далее – ТСО), которая не в полной мере соответствует требованиям федерального законодательства.

Позиция Комиссии и Совета об ошибочности и категорической неприемлемости способа решения проблемы утилизации ТКО путем фактически безальтернативного строительства мусоросжигательных заводов (4 в Московской области и 1 Татарстане) изложена в рекомендациях Совета по итогам специального заседания на тему «Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду при утилизации отходов потребления» от 25 октября 2017 г. http://president-sovet.ru/documents/read/571/ и в докладе Президенту от 30 октября 2017 г. http://president-sovet.ru/documents/read/573/ .

В нарушение требований пункта 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающего приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами, в ТСО Республики Татарстан приоритет отдан наименее предпочтительному методу - термическому обезвреживанию и отсутствует система реализации наиболее приоритетных способов обращения с отходами - предотвращения их образования, необходимости сортировки и переработки.

Учитывая очень высокий уровень экологической опасности деятельности по утилизации мусора, такое пренебрежение требованиями законодательства создает обоснованную социальную напряженность и оправданные протесты населения. В условиях отсутствия у общественности и экспертов возможности высказать и обсудить с представителями органов власти свои предложения, возможности опротестования территориальной схемы – это приводит к росту социальной напряженности и, зачастую, к ошибочным управленческим решениям с глубокими экономическими и социальными последствиями.

В частности, население Республики Татарстан беспокоит противоречие территориальной схемы «Перечню видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», утвержденному распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р. Им определено 182 вида отходов, разделенных на три группы, на полигонное захоронение которых вводится поэтапный запрет.

Тем самым в ТСО допускается реальная опасность сжигания значительной части или всех 182 видов отходов, захоронение которых запрещено, что и в дальнейшем будет противоречить установленным законом приоритетам государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, грубо нарушая права населения, и нанося серьезный экологический и экономический ущерб.

  1. О наличии в Республике Татарстан мощностей по сбору, сортировке и переработке твердых коммунальных отходов

Посетив мусоросортировочную станцию в г. Казань по ул. Васильченко, д. 6 и пункт сбора вторичного сырья ООО «Чистая среда», члены Комиссии отмечают следующее.

Мусоросортировочная станция введена в эксплуатацию в 2008 г., находится в собственности ООО «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства» и расположена в промышленном квартале вдали от жилья рядом с железнодорожным терминалом, оснащена современным оборудованием и ее деятельность отвечает предъявляемым законом требованиям.

Уровень отбора полезных фракций вторсырья из ТКО составляет пока 12 % от его объема, что значительно меньше существующего в государствах, накопивших длительных опыт совершенствования технологий переработки мусора.

Главная причина поступления на переработку лишь девятой части принимаемого станцией мусора – кризис перерабатывающей отрасли в стране, вызванный низким уровнем доступности для населения инфраструктуры раздельного сбора отходов, отсутствием действий со стороны государства по поддержке данной отрасли и мероприятий по предотвращению образования отходов, в том числе трудно перерабатываемых. Для решения данной проблемы следует безотлагательно приложить усилия на государственном уровне.

На станцию привозится почти половина ТБО, образующихся в г. Казань – она обслуживает Ново-Савиновский, Авиастроительный, Кировский и Московский районы. Наряду с данной станцией в собственности ООО «ПЖКХ» также находится мусоросортировочная станция на ул. Родины. Помимо этого, в Казани функционируют сортировочные станции компании КЭК и Поволжской экологической компании.

Мощность мусоросортировочной станции – 500 тонн в сутки при штатной работе. В настоящее время на станции функционирует одна линия, на которую принимается 200 тонн мусора в сутки. В ближайшее время планируется запустить вторую линию, что позволит принимать 400 - 500 тонн.

Работа станции построена следующим образом: мусоровозы на въезде на территорию предприятия взвешиваются, привезенные отходы выгружаются на специальной площадке. После этого с помощью фронтальных погрузчиков мусор подается на принимающие конвейеры, по которым поступает наверх в кабины сортировки. Мусор проходит через спецоборудование (т.н. «грохот»), благодаря чему отсеиваются мелкие фракции, в основном органика (она составляет  до 50 % от общей массы). Весь остальной мусор отправляется дальше, сортируется, прессуется (причем как вторичные фракции, так и «хвосты» - отходы, не подлежащие сортировке). Мусор, который не отправляется на переработку, вывозится на полигон «Восточный».

Члены Комиссии отмечают достаточно высокую организацию деятельности предприятия, имеющего значительный потенциал к росту в случае повсеместного внедрения сбора вторично используемого сырья и раздельного сбора ТКО от населения в г. Казань и других городах Татарстана.

При этом, по мнению Комиссии, технологически, экономически и экологически наиболее перспективно отделение пищевых от других видов отходов на этапе их сбора, например, путем использования в домохозяйствах специальных сепараторов-измельчителей пищевых отходов (диспоузеров) и последующего производства на очистных сооружениях из органических отходов биогаза и грунта, который может в дальнейшем стать основой для производства минеральных удобрений или, например, быть использован в качестве рекультиванта. Или, например, организация раздельного сбора органики у юридических лиц для последующего компостирования и производства органического удобрения, как начало реализации масштабной программы по обращению с отходами.

Отделение из общего объема мусора указанной влажной, наиболее зловонной и пачкающей остальные отходы фракции создает оптимальные условия для рассортировки сухих фракций с отдельным сбором опасных видов ТКО (электроламп, батареек, лекарств, отходов автопрома и др.).

Комиссия вновь указывает, что, реализуя стратегическое направление по полному отказу от полигонного захоронения, необходимо как можно быстрее создать наиболее привлекательные условия для становления деятельности по сбору и переработке ТКО как предпринимателями, так и населением.

На федеральном и региональном уровнях следует безотлагательно разработать и реализовать комплекс правовых и технологических мер по уменьшению образования отходов, сбору и переработке всех видов отходов, пригодных для вторичного использования.

В частности, необходимо скорейшее принятие проекта федерального закона № 1039273-6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры) и распространение освобождения от обложения НДФЛ доходов от реализации других перерабатываемых фракций ТКО.

Одной из ведущих организаций в области сбора вторсырья в г. Казань является ООО «Чистая среда», которое с 2008 г. принимает от населения за плату картон, макулатуру, пластик, полиэтиленовую пленку, полипропиленовые ящики и алюминиевые банки. В каждом из 10 ежедневно работающих и удобно расположенных пунктах сбора вторичного сырья в г. Казань имеются прессы для уменьшения объема принимаемого сырья. Организация имеет сайт в сети Интернет, в котором указаны в том числе виды принимаемого вторсырья и выплачиваемая клиенту стоимость. Имея свой автотранспорт, организация принимает вторсырье также и в месте его нахождения.

На совещании также был представлен положительный опыт сбора и переработки вторсырья в г. Набережные Челны (ООО «СПП ПромИндустрия»).

С учетом изложенного, Комиссия высоко оценивает деятельность мусоросортировочной станции в г. Казань по ул. Васильченко д. 6, ООО «Чистая среда» (г. Казань) и ООО «СПП ПромИндустрия» (г. Набережные Челны), направленную на реализацию приоритетов госполитики в области обращения с отходами.

  1. О давлении и преследованиях активистов

Активное давление правоохранительных органов на активистов - противников строительства мусоросжигательного завода началось после того, как 25 марта 2018 г. на сходе жителей в жилищном комплексе «Салават Купере» (Кировский район г. Казань) собралось около 500 человек. Активист Халилова Г. выступила со словами «Мы против строительства мусоросжигательного завода», «Мы хотим чистый воздух вокруг себя», «Это наш город». Данные высказывания легли в основу составления в отношении нее протокола об административном правонарушении по части 5 ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия), т.к. сотрудники полиции пришли к выводу, что из-за этих высказываний первоначальный сход превратился в «несогласованный митинг».

5 апреля 2018 г. на встрече мэра Казани Ильсура Метшина с жителями ЖК «Салават Купере», активисты Халилова Г. и Смирнова Г. выступили против строительства МСЗ. Утром 6 апреля 2018г. были проведены задержания Халиловой Г. и, находящейся в состоянии беременности, Смирновой Г., в этот же день Советский районный суд г. Казани привлек Смирнову Г. к административной ответственности и назначил ей штраф в размере 10 тыс. рублей, но 30 мая Верховный суд Татарстана удовлетворил апелляционную жалобу Смирновой Г., отменив решение суда первой инстанции и прекратив производство по административному делу.

Для строительства МСЗ предоставлен земельный участок площадью 11,3 га (кадастровый номер 16:20:080801:201) в Осиновском сельском поселении Зеленодольского муниципального района. В 5 км от него находится микрорайон Салават Купере (г. Казань), в котором проживает около 50 тыс. человек.

Одна из жительниц ЖК «Салават Купере» на совещании рассказала, что квартиры в данном микрорайоне приобрели в основном нуждающиеся в улучшении жилищных условий работники бюджетных учреждений по программе социальной ипотеки (по сниженной ставке). Учитывая небольшой размер заработной платы, они еще много лет будут выплачивать ипотечный кредит, а многие должны по условиям кредитных договоров отработать несколько лет в учреждении, предоставившем кредит.

Несколько участвовавших в совещании граждан подтвердили наличие угроз «социальным ипотечникам» увольнением с работы со стороны должностных лиц учреждений – их работодателей и вышестоящих органов власти, если они присоединятся к протесту. В случае увольнения граждане будут вынуждены выплачивать ипотечный кредит по рыночным расценкам.

Таким образом, существующее положение длительной социальной зависимости семей от органов власти значительно подавляет их гражданскую активность, фактически принуждая к пассивному восприятию любой ситуации вокруг строительства объекта 1 класса опасности.

Утром 7 апреля 2018 г. активист Никифорова И. с малолетней дочерью пришла по повестке в ОП «Япеева» УМВД России по г. Казань, где в отношении нее был составлен протокол об административном правонарушении. Затем Никифорову И. доставили в Вахитовский районный суд г. Казань, который назначил ей административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.

Смирнова и Никифорова И. обвинялась в том, что 3 апреля 2018 г. на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» сделала репост призыва приходить 7 апреля 2018г. на митинг против строительства МСЗ, который, по её мнению, являлся согласованным.

Ранее, 27 марта 2018 г., организатор данного митинга - один из активистов движения Елисеев И. подал в исполком Осиновского сельского поселения уведомление о проведении митинга 7 апреля 2018 г. На следующий день исполком Осиновского поселения попросил внести коррективы в обращение, а именно: указать адрес электронной почты Елисеева И., что и было сделано.

2 апреля 2018 г. тот же исполком потребовал уточнить место проведения акции. На следующий день Елисеев И. направил в исполком Осиновского сельского поселения письмо, в котором указал на истечение 3-х дневного срока для возражений со стороны исполкома по заявленному публичному мероприятию, и что, тем самым, по закону митинг является согласованным.

Тем не менее, 3 апреля 2018 г. исполком Осиновского сельского поселения отказал Елисееву И. в согласовании митинга, ссылаясь на нарушение срока на подачу уведомления.

Впоследствии, решением Зеленодольского городского суда от 22 мая 2018 г. отказ в согласовании митинга был признан незаконным.

31 мая 2018 г. при повторном рассмотрении административного дела Никифоровой И. (после отмены постановления о привлечении к административной ответственности Верховным судом Республики Татарстан и направления дела в суд первой инстанции) Вахитовский районный суд Казани полностью ее оправдал и прекратил производство по делу.

В апреле 2018 г. должностные лица органов власти продолжили чинить препятствия в проведении публичных мероприятий. Так, 15 апреля 2018 г. исполком Осиновского сельского поселения согласовал проведение митинга лишь на окраине поселка Осиново, в нескольких километрах от ближайшей автобусной остановки, по сути - на проселочной дороге.

Этой же ночью неизвестные проникли в гараж и разбили стекла в автомобиле, принадлежащем мужу активистки движения Гильмутдиновой Ф., жительницы Осиновского сельского поселения. Общественники расценили это как акт устрашения. Супруг Гильмутдиновой Ф., тяжело воспринявший происшествие, через несколько дней скончался.

10 мая 2018 г. активист Керпель В. провела одиночный пикет недалеко от здания Зеленодольского городского суда, где рассматривался административный иск Елисеева И. на отказ администрации Осиновского сельского поселения в согласовании акции 7 апреля 2018 г. Позднее Керпель В. была вызвана в отдел полиции Зеленодольска, сотрудники которого усмотрели в ее действиях признаки нарушения ст. 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). 23 мая 2018 г. полиция Зеленодольска сообщила Керпель В., что в ее действиях по проведению одиночного пикета не выявлено признаков административного правонарушения.

10 мая 2018г. возле здания Зеленодольского городского суда сразу после судебного заседания по рассмотрению административного иска по делу Елисеева И., юрист общественного движения Матыгуллин А. был окружен сотрудниками полиции. По их словам, в полицию поступил звонок о том, что в принадлежащем Матыгуллину А. автомобиле могут находиться запрещенные предметы (оружие, наркотики и др.). В ходе осмотра представители правоохранительных органов ничего подозрительного не обнаружили.

15 мая 2018 г. в отношении активиста Гайфуллиной А. был составлен протокол об административном правонарушении за призыв к участию в митинге 7 апреля 2018 г. через мессенджер WhatsApp.

17 мая 2018 г., в день первого рабочего совещания членов Комиссии с общественностью, Кировский районный суд г. Казани признал Халилову Г. (за выступление против строительства МСЗ 6 апреля 2018 г.) виновной по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и привлек к административной ответственности в виде штрафа в 10 тыс. рублей.

 

По итогам выездного заседания в Республике Татарстан, Комиссия рекомендует:

          Уполномоченному по правам человека в Республике Татарстан принять меры по восстановлению прав гражданских активистов и рассмотреть все произошедшие случаи давления на представителей общественности, выступающих за реализацию в республике приоритетов госполитики в области обращения с отходами и против строительства МСЗ, а также наладить диалог и взаимодействие с такими представителями общественности;

          Совету при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным государственным проектам приостановить реализацию приоритетного проекта «Чистая страна» в части строительства объектов по термическому обезвреживанию ТКО и инициировать внесение в него поправок с учетом прогнозов образования ТКО и морфологического состава ТКО, поступающих на термическое обезвреживание после реализации более приоритетных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами;

Правительству Российской Федерации:

  • поручить профильным органам исполнительной власти безотлагательно разработать приоритетный национальный проект по максимальному использованию исходных сырья и материалов, уменьшению образования отходов, раздельному сбору, сортировке и переработке ТКО во вторичное сырье в целях реализации первостепенных приоритетов государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления. Для каждого приоритетного направления государственной политики определить «дорожную карту» по его реализации, целевые показатели в разрезе по годам и регламентировать ответственность за достижение указанных показателей соответствующих должностных лиц профильных органов власти (прежде всего, губернаторов и глав муниципальных образований);
  • рассмотреть возможность установления запрета на сжигание (термическое обезвреживание) 182 видов отходов, в отношении которых распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1589-р введен запрет на захоронение;
  • рассмотреть возможность разработки законопроекта о внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации перерабатываемых фракций ТКО;

Государственной Думе ФС РФ рассмотреть возможность скорейшего принятия проекта Федерального закона № 1039273-6 «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об освобождении от обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных от реализации бытовой макулатуры) и распространение освобождения от обложения НДФЛ доходов от реализации других перерабатываемых фракций ТКО;

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации и Минстрою России изучить опыт деятельности мусороперегрузочных (мусоросортировочных) станций в г. Казань, пунктов сбора вторичного сырья ООО «Чистая среда» (г. Казань), ООО «СПП ПромИндустрия» (г. Набережные Челны) и разработать преференции для повышения рентабельности данного вида бизнеса, увеличения количества таких предприятий и системные предложения для распространения данной деятельности в других субъектах Российской Федерации;

Кабинету министров Республики Татарстан:

  • привести территориальную схему обращения с отходами Республики Татарстан в соответствие с приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления и на основании уточненных целевых показателей пересмотреть решение о необходимости реализации проекта по строительству мусоросжигательного завода в Республике Татарстан;
  • для актуализации и дополнения информации, содержащейся в территориальной схеме обращения с отходами Республики Татарстан, в том числе с твердыми коммунальными отходами, провести работу по их корректировке с учетом выявленных недостатков и полученных замечаний и приведению в соответствие с приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами в Российской Федерации согласно пункту 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • разработать альтернативные проекты с развитием инфраструктуры для раздельного сбора отходов и строительством мощностей вторичной переработки отходов в полезную продукцию в соответствии с действующими приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами, установив целевые показатели в динамике по годам и определив мероприятия по предотвращению образования отходов;
  • учитывая отнесение основных полномочий в сфере обращения с отходами к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, рассмотреть возможность преобразования рабочей группы в сфере обращения с отходами при Исполнительном комитете г. Казань в аналогичную рабочую группу при Правительстве Республики Татарстан, и помимо представителей профильных органов власти включить в ее состав специалистов из научной сферы, представителей гражданского общества и представителей Уполномоченного по правам человека Республики Татарстан.

 

Настоящие Предложения приняты Постоянной комиссией по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 8 июня 2018 г.

 

Председатель комиссии                                                    С.А. Цыпленков