Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Совет запросил информацию о практике применения судами статей о государственной измене и шпионаже


Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека попросил Совет Федерации проинформировать о результатах изучения судебной практики в сфере применения ФЗ № 139314-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

В октябре 2012 года Совет обращался в Государственную Думу и Совет Федерации с просьбой отклонить законопроект, который, согласно экспертному заключению, многократно усиливает репрессивный характер статьи 275 УК РФ ("Государственная измена") и размывает содержания составов государственной измены и шпионажа.

В ноябре 2012 года Совет Федерации документ одобрил, критку СПЧ отверг, но сообщил, что подготовил протокольное поручение Комитету по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества и Комитету по обороне и безопасности  обратиться в Верховный суд с предложением изучить судебную практику в сфере применения данного закона и при необходимости, в целях обеспечения ее единства, дать соответствующие разъяснения судам общей юрисдикции.

Сейчас, в связи с уголовным делом против жительницы Смоленской области Светланы Давыдовой, обвиняемой в совершении государственной измены, вопросы правоприменительной практики в отношении данной статьи являются очень актуальными.

Напомним, что в экспертном заключении на Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Совет заявлял о многократном увеличении репрессивного характера ст. 275 и размытии содержания составов государственной измены и шпионажа.  Члены СПЧ также опасались, что замена формулировки "враждебная деятельность в ущерб безопасности" на "деятельность против безопасности" позволит обвинению  освободиться от необходимости доказывания как злого умысла в действиях подозреваемых, как и наличие причененного ущерба.

Сравнение предыдущей и ныне действующей редакций статьи 275 Уголовного кодекса свидетельствует о значительном расширении фактического и правового содержания признаков государственной измены, а именно:
- уголовно-наказуемой признается не враждебная деятельность, а любая направленная против безопасности, что заменяет ранее существовавшее требование прямого умысла объективным вменением;
- охраняемым объектом состава государственной измены провозглашается не только внешняя безопасность, предполагающая защиту суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности страны;
- под запрет поставлена помощь не только иностранному государству или организации, но и международным организациям, при этом не исключается ответственность за содействие таким организациям, в деятельности которых официально участвует Российская Федерация (ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ОДКБ, ШОС и т.д.);
- сохраняя открытый перечень видов уголовно-наказуемой помощи зарубежным инстанциям, проект конкретизирует их, называя в том числе финансовую, материально-техническую, консультационную или иную и тем самым расширяя возможности необоснованного применения состава государственной измены;
- при этом расширены также возможные обстоятельства, характеризующие условия противоправного завладения сведениями, составляющими государственную тайну, поскольку согласно проекту эти сведения могут быть почерпнуты из открытых источников.

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта