Предлагаемые депутатами ограничения эвакуации транспорта увеличат смертность и погрузят в пучину пробок Москву - Ликсутов

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов представил СПЧ позицию правительства столицы в отношении предлагаемых депутатами Госдумы ограничений на эвакуацию неправильно припаркованных машин. В департаменте транспорта уверены, что это приведет к росту смертности, ДТП, значительному увеличению пробок и заторов.

16 апреля 2015

Заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов объяснил, что предлагаемые депутатами Государственной Думы изменения законодательства, ограничивающие эвакуацию автомобильного транспорта, приведут к тому, что на дорогах Москвы увеличится смертность, вернутся заторы и пробки, наземный транспорт потеряет популярность и негативные последствия от этого каждый день на себе будут ощущать 7,5 миллионов человек.

Такая позиция изложена в его заключении на проект федерального закона №648313-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и предлагаемые к нему поправки.

Законопроект, внесенный в Госдуму заместителем председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеславом Лысаковым, изначально предусматривал только два изменения: 1) обязанность прекратить процесс задержания транспорта до момента начала движения эвакуатора, если водитель прибыл на место и нарушение правил парковки устранено и 2) наложение ответственности на граждан и должностных лиц за незаконное ограничение прав на управление транспортом в ходе его задержания. Однако после того, как проект прошел первое чтение, к нему были разработан целый комплекс поправок.

Так, исходя из заключения столичного департамента транспорта, поступившего в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Правительство Москвы поддерживает меры, усиливающие ответственность и расширяющие возможность привлечения к административным взысканиям нарушителей, и выступает категорически против ограничения возможности эвакуации транспорта и передачи права определять порядок перемещения машин на спецстоянку, хранения и оплаты расходов на это от субъектов Российской Федерации Правительству.

Полный текст заключения представлен ниже. Напомним также, что разные позиции по вопросам реализации транспортной политики на федеральном и региональных уровнях будут представлены на специальном заседании СПЧ "Защита прав автомобилистов и других участников дорожного движения", которое состоится 21 апреля. В мероприятии примут участие  заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов, главы Краснояска и Екатеринбурга, депутаты Государственной Думы, представители Генеральной прокуратуры и МВД, члены Совета, руководители ассоциаций и объединений автомобилистов и других общественных организаций.

 

Заключение Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на проект федерального закона №648313-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

 

Председателю Совета
при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
М.А.Федотову

 

Уважаемый Михаил Александрович!

По итогам рабочего совещания в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 07.04.2015 г., направляем Вам заключение на проект федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный В.И.Лысаковым и рядом иных депутатов.

Первоначально внесенный законопроект предусматривал только возможность прекращения задержания ТС до начала движения эвакуатора при условии устранения причины задержания, а также предусматривал ответственность за незаконное ограничение прав на управление транспортным средством в ходе задержания ТС.

К указанному законопроекту подготовлены поправки, существенно влияющие на его содержание.

Поправки, которые поддерживаются Правительством Москвы, включают:

1) установление ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;
2) усиление ответственности за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов;
3) расширение возможностей привлечения к административной ответственности лиц, нарушающих установленный порядок осуществления процедуры задержания транспортных средств.

К законопроекту предлагается также ряд поправок, которые Правительством Москвы не поддерживаются, а именно:

1) Исключение возможности применения такой обеспечительной меры как задержание («эвакуация») транспортного средства при совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 12.16 КоАП РФ (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге).
Необходимо отметить, что ежедневное число автомобилей на УДС города в марте 2015 г. так же как и в марте 2014 г. составляет более 3,5 млн.

В то же время на наземном транспорте (автобусы, трамваи, троллейбусы) ежедневно совершается около 6,5 млн. поездок в сутки (не включая метрополитен 8,5 млн., пассажирское ж/д 1,8 млн, такси 0,3 млн.). Необходимо отметить, что пассажиропоток на наземном транспорте с 2012 года вырос на 21%.

Для обеспечения транспортного спроса необходимо принятие мер в сфере организации дорожного движения, направленных на улучшение транспортной ситуации. В том числе, запрет остановки на УДС в местах прохождения общественного транспорта или на наиболее загруженных участках и администрирование УДС, в том числе эвакуация.

Ежедневно в городе происходит эвакуация порядка 900 автомобилей, что составляет 0,02% от общего числа автомобилей на дорогах города, эвакуация относительно небольшой доли транспортных средств обеспечивает безопасность пешеходов и свободное движение наземного транспорта.

Таким образом, в первую очередь эвакуация направлена на улучшение условий движения наземного городского пассажирского транспорта. Основные улицы где происходит задержание автотранспортных средств - это магистрали с интенсивным движением наземного городского транспорта.

Данные меры также повышают безопасность дорожного движения, что подтверждается статистикой аварийности - среднесуточное число ДТП с пострадавшими в марте 2015 года сократилось примерно на 134 происшествий по сравнению с периодом прошлого года.
Предлагаемые депутатами Государственной Думы поправки были рассмотрены Минтрансом России (письмо от 25.03.2015 г. №НА-13/3267) и признаны нецелесообразными.
По оценке Министерства, прекращение практики задержания транспортных средств (особенно в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург и др.) серьезно ухудшит и без того непростую транспортную ситуацию в них, негативно отразится на безопасности дорожного движения, а также будет способствовать нарушению прав пешеходов как участников дорожного движения.

Свою позицию изложило МВД России, ведомство также не поддерживает поправки к проекту федерального закона в данной части.

Изменения к законопроекту были рассмотрены ведущим в Российской Федерации учебным заведением высшего профессионального образования в области автомобильного транспорта - Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ).

В своем заключении (№01-15/48-15 от 24.03.2015 г.) МАДИ указывает, что размещение автомобилей с нарушением требований дорожных знаков и дорожной разметки непосредственно влияет на состояние безопасности дорожного движения, и может привести к увеличению количества ДТП, в том числе с летальным исходом, увеличению случаев травматизма и гибели несовершеннолетних пешеходов. В этой связи необходимо сохранить возможность применения задержания транспортных средств при совершении правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 12.16 КоАП РФ.

2) Предоставление Правительству РФ права определять порядок перемещения на специализированную стоянку, хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных на основании ст.27.13 КоАП РФ транспортных средств - в настоящее время указанными полномочиями наделены субъекты РФ.

Принятие поправок в этой части негативно отразится на проделанной субъектами РФ работе по организации процесса перемещения и хранения транспортных средств, не позволит учесть региональные особенности реализации данной процедуры.

Более того, при рассмотрении проекта федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» МВД России указало на нецелесообразность поправок о возврате Правительству РФ права определять порядок перемещения на специализированную стоянку, хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных на основании ст.27.13 КоАП РФ транспортных средств. Как указывает МВД России, Федеральной службой по тарифам РФ подготовлен законопроект, сохраняющий данное право за субъектами РФ, но предусматривающий, что установление тарифов будет осуществляться на основании методических указаний ФСТ России.
Уверен, что те результаты, которые удалось достичь в Москве за последние годы: снижение смертности на дорогах, в том числе детской смертности, увеличение количества экономически активных пассажиров на городском общественном транспорте, значительные улучшения движения для автомобилистов, будут перечеркнуты, и, как следствие, на дороги Москвы вернуться пробки и заторы, повысится смертность при ДТП, при этом наземный городской общественный транспорт потеряет свою возросшую популярность и более 7,5 миллионов пассажиров каждый день, будут на себе ощущать последствия инициатив предложенных Депутатом Государственной Думы В.И. Лысаковым.


Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы,  
руководитель Департамента транспорта и развития
дорожно-транспортной инфраструктуры
города Москвы                                                                                                           М.С. Ликсутов