Проблемы НКО

Общественная палата Российской Федерации признала, что деятельность членов ОНК не может считаться политической

Об этом говорится в анализе законодательства, проведенном Общественной палатой по просьбе СПЧ из-за того, что  членство руководителей некоторых некоммерческих организаций в общественных наблюдательных комиссиях расценивается органами прокуратуры как политическая деятельность в контексте применения закона об "иностранных агентах".

28 апреля 2015

Общественная палата Российской Федерации по просьбе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провела анализ законодательства, который показал, что, исходя из существующих норм, деятельность членов общественных наблюдательных комиссий не может считаться политической. 

СПЧ обращался в связи с тем, что членство руководителей некоторых некоммерческих организаций в общественных наблюдательных комиссиях стало расцениваться органами прокуратуры как политическая деятельность в контексте применения закона об "иностранных агентах".
 

Анализ действующего законодательства для подготовки ответов на вопросы
Председателя Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

25 марта 2015 года в Общественную палату Российской Федерации поступило обращение Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Советника Президента Российской Федерации М.А. Федотова с просьбой дать разъяснение Общественной палаты Российской Федерации по следующим вопросам:

1. В каком качестве члены общественной наблюдательной комиссии входят в ее состав: в личном или же в качестве представителей соответствующих общественных организаций?

2. Является ли деятельность членов общественных наблюдательных комиссий политической деятельностью?

Для подготовки ответов на данные вопросы исследованы нижеприводимые федеральные законы.

1) В статьях 6, 10 и 14 Федерального закона Российской Федерации №76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» указано следующее:

- правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение;

- на основе заявления кандидата и указанных в законе документов, прежде всего, решения руководящего коллегиального органа общественного объединения, кандидата членом общественной наблюдательной комиссии назначает Совет Общественной палаты Российской Федерации;

- руководящий коллегиальный орган общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, или общественная наблюдательная комиссия имеют право внести представление в Совет Общественной палаты о прекращении полномочий члена общественной наблюдательной комиссии в случаях, указанных в п. 9 части первой статьи 14 упомянутого выше закона;

2) в статье 16 приведенного выше закона указано, что члены наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля, посещении мест принудительного содержания,  проведении бесед, принятии заявлений и жалоб от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, действуют в составе двух человек, но не индивидуально;

3) формирование заключений, предложений, обращений по результатам общественного контроля является задачей общественной наблюдательной комиссии, но не ее индивидуального члена;

- государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают заключения, предложения и обращения, направленные в их адрес общественной наблюдательной комиссией, но не материалы, представленные отдельным ее членом;

- при этом решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер (статьи 15, 19 упомянутого выше закона);

4) в соответствии с положениями, указанными в ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля лично или в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

однако в статье 14 приведенного закона указано, что полномочия общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и порядок их деятельности регулируются Федеральным законом Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;

таким образом, все, указанное в предыдущих пунктах заключения, является юридически обоснованным и не противоречит положениям приведенного в данном пункте закона «Об основах общественного контроля»;

5) анализ приведенных выше норм Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» позволяет сделать следующий вывод:

член общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в местах принудительного содержания лиц действует не в личном качестве, но в качестве представителя общественной наблюдательной комиссии и соответствующей общественной организации, которая выдвинула его кандидатуру на основании решения своего коллегиального органа и может принять меры к прекращению его полномочий при наличии оснований, предусмотренных законом;

6) Федеральный закон Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не содержит положений, позволяющих рассматривать деятельность общественных наблюдательных комиссий как политическую;

не содержит таких положений и Федеральный закон № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;

вместе с тем, политическая деятельность граждан, общественных объединений предусмотрена и регламентируется Федеральным законом Российской Федерации № 95-ФЗ от 11 июля 2001 года (в редакции закона от 15 февраля 2015 года) «О политических партиях»;

в данном законе, в частности, указано следующее:

право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя:

право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями,

право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии,

право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий (статья 2 закона);

политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством

формирования и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах,
в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 3 закона);

вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается (статья 10 закона);

вместе с тем, как выше отмечено, общественные наблюдательные комиссии имеют право на формирование заключений, предложений, обращений по результатам общественного контроля и направление их в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые обязаны данные документы рассмотреть;

данную деятельность общественных наблюдательных комиссий объективно следует рассматривать как предусмотренное законом воздействие на деятельность органов государственной власти, должностных лиц данных органов в целях соблюдения требований закона, прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания;

кроме того, различны порядок создания общественных наблюдательных комиссий и политических партий, их цели, задачи и порядок функционирования.

7) сравнительный анализ приведенных выше норм федеральных законов Российской Федерации позволяет сделать следующий вывод:

деятельность членов общественных наблюдательных комиссии не является политической деятельностью;

политическую деятельность осуществляют граждане, добровольно вступившие в существующую политическую партию (или создавшие политическую партию в предусмотренном законом порядке).

Документ в формате pdf