Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Глава СПЧ Михаил Федотов призвал к "обновлению духа" Хельсинкских соглашений и международному диалогу

17 Ноября 2015

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов призвал к объединению правозащитного движения и широкому диалогу на международной арене для поиска решений таких острых проблем, как терроризм, экстремизм, беженцы, миграция, безгражданство, ксенофобия, защита прав женщин, инвалидов, детей, меньшинств, жертв преступлений.

Обновить дух Хельсинкских соглашений, развивать дух общеевропейской солидарности ради сотрудничества и безопасности от Ванкувера до Владивостока - главный призыв, который глава СПЧ адресовал сегодня участникам конференции в Брюсселе "Европа в кризисе: призыв к новому диалогу", посвященной 40-летию с момента подписания Хельсинкского заключительного акта в рамках ОБСЕ в 1975 году.

"Сегодня в особенно после террористических атак в Париже, нам нужно отказаться от блокового мышления, от черно-белого понимания мира и объединиться для решения общих проблем и, прежде всего, ради защиты прав человека, заявил на международной конференции "Европа в кризисе: призыв к новому диалогу", - заявил Михаил Федотов.

Международная конференция в Европейском парламенте рассматривает перспективы восстановления связей между Россией и ЕС. В составе делегации Российской Федерации также находятся председатель комитета Госдумы по международным делам, член СПЧ Алексей Пушков, глава департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин, директор Института Европы РАН Алексей Громыко и постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

 

Выступление М.А. Федотова на международной конференции
"Европа в кризисе: призыв к новому диалогу"  в рамках панельной дискуссии "Продвижение духа Хельсинки: права человека по всей Европе"
(Европейский парламент, Брюссель, 17.11.2015)

 

Уважаемые коллеги!

Хельсинкский заключительный акт до сих пор остаётся символом исторического триумфа духа сотрудничества и принятия ответственности за сохранение мира на пространстве от Ванкувера до Владивостока. При этом, как неоднократно отмечалось здесь сегодня, Заключительный акт базировался на балансе сил биполярного мира. По сути, это было сотрудничество, основанное на взаимном сдерживании. Но сегодня, особенно после террористических атак в Париже, этого недостаточно: нам нужно отказаться от блокового мышления, от черно-белого понимания мира и объединиться для решения общих проблем и, прежде всего, ради защиты прав человека. Если сорок лет назад нашим странам удалось найти консенсус при том понимании, что мы друг друга "держим за бороду" и можем несколько ослабить хватку с помощью политики разрядки, то теперь важно усвоить, что нас всех "держит за бороду" глобальный террористический интернационал.

Когда мы говорим о продвижении духа Хельсинки, мы предполагаем, что это глобальный дух уважения к правам и свободам человека, поскольку только в условиях безопасности и международного сотрудничества может быть обеспечено уважение прав человека. В этой связи хотел бы напомнить о таком фундаментальном праве человека, как право на мир. Хотя этого права нет ни в одном пакте или конвенции, но вся система прав человека лишается смысла, если не гарантировано право на мир.

Несмотря на национальные различия, Хельсинкский заключительный акт установил для всех высокие стандарты в области прав человека. Для России и ряда других стран данное событие стало отправной точкой для формирования национальных хельсинкских групп и способствовало расширению правозащитного движения в мире.

Но хочу заметить, что за 40 лет мир ушёл значительно дальше в этой области, и ОБСЕ в своей деятельности столкнулось с новыми вызовами и конфликтами, разрешить которые данной организации оказалось не так-то просто. Поэтому ради продвижения духа Хельсинки очень важно обновить этот дух и дополнить Акт новыми положениями.

Основополагающим элементом Хельсинкского Заключительного акта является седьмой принцип, в названии которого уже заложена вся его суть – «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений».

С одной стороны, данный принцип провозгласил соблюдение прав человека не только внутренним делом государств, но и предметом международного сотрудничества. Но при этом свобода мысли и совести попали как бы в «первый эшелон», а остальные права и свободы остались как бы "прицепным вагоном", в общем контексте Всеобщей декларации прав человека и международных пактов 1966 года. При таком подходе была потеряна универсальность и взаимозависимость всех прав и свобод человека, а в дальнейших положениях Акта правозащитная тема и вовсе не нашла своего отражения.

Поэтому, если мы хотим усилить роль ОБСЕ в сфере защиты прав человека, то должны пересмотреть так называемую "третью корзину", существенно дополнив её положениями, касающимися, во-первых, сотрудничества в области миграционной политики, оказания гуманитарной помощи, обеспечения прав человека в условиях внутреннего вооруженного конфликта и так далее, а во-вторых, касающимися социальных, культурных, информационных и иных прав и свобод, в том числе права на мир, права на доступ к интернету, права на неприкосновенность генома человека и так далее.

Если мы хотим развивать международную систему защиты прав человека, необходимо переосмыслить дух Хельсинки, поскольку это, помимо прочего, дух биполярного мира и блокового сдерживания. Сегодня нам нужно развивать дух общеевропейской солидарности ради сотрудничества и безопасности от Ванкувера до Владивостока.

Не стоит забывать, что все мы ученики в школе прав человека, и никто из нас другому не учитель, но может быть добрым товарищем, который помогает решить сложную задачку, заданную на дом. Мы должны помогать друг другу идти по пути уважения прав человека, обмениваться лучшими практиками, объединять усилия и ресурсы. Только на путях сотрудничества мы сможем решить наши общие острые проблемы такие как терроризм, экстремизм, беженцы, миграция, безгражданство, ксенофобия, защита прав женщин, инвалидов, детей, меньшинств, жертв преступлений и так далее.

При этом огромная роль в обновлении духа Хельсинки принадлежит гражданскому обществу. Например, здесь сегодня неоднократно упоминались Минские соглашения. Мы знаем, что смогли сделать правительства стран нормандской четверки, а также ОБСЕ для реализации Минских соглашений. Есть определенное продвижение, но оно могло бы быть больше, если бы гражданское общество Европы подталкивало участников Соглашения к его скорейшему выполнению. Вот почему в городе Новочеркасске (Ростовская область) родилась инициатива создания международной диалоговой площадки "Гражданский Минск". Её предложила Валентина Череватенко, глава женской правозащитной организации "Союз "Женщины Дона", имеющей многолетний опыт работы по направлению миротворчества. Она уже нашла единомышленников в разных регионах России и Украины, в том числе на Донбассе, в Киеве, Харькове и так далее. Она рассказала о своей инициативе на недавнем форуме "Петербургского Диалога" в Потсдаме. Она рассчитывает вовлечь в этот процесс гражданское общество Франции и Германии. Если это получится, то может ускорить реализацию Минских соглашений.

Что же касается Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на Украине, то наш Совет по правам человека ещё 7 мая прошлого года предложил ей свою помощь. Я направил соответствующие письма в ОБСЕ, но ответа до сих пор не получил. Впрочем, это тоже можно рассматривать как ответ, свидетельствующий о том, что в Организации не относятся серьёзно к инициативам гражданского общества. А зря: правозащитники, входящие в наш Совет, выполняют огромную работу на востоке Украины: вывозят на лечение в Россию больных и раненных детей, везут в больницы медикаменты, детское питание, хирургические инструменты, помогают налаживать правозащитный мониторинг. И все это с опасностью для жизни, преодолевая косность и холодность бюрократии.

Полагаю, что в рамках процесса "Хельсинки плюс 40" должно быть достигнуто понимание того, что безопасность и сотрудничество в Европе не могут быть обеспечены без активнейшего участия гражданского общества. Обеспечение безопасности и полноценного общеевропейского сотрудничества слишком серьёзная вещь, чтобы отдавать его политикам.

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter