Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Совет принял рекомендации по итогам специального заседания, посвященного протестам дальнобойщиков

11 Декабря 2015

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам специального заседания на тему:
«Протесты водителей-дальнобойщиков:
причины конфликта и пути его разрешения»


 

2 декабря 2015 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел специальное заседание на тему «Протесты водителей-дальнобойщиков: причины конфликта и пути его разрешения»». Заслушав выступления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Э.А.Памфиловой, Министра транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколова, руководителя Росавтодора Р.В.Старовойта, представителей МВД России, Минэкономразвития России, Минфина России, Генеральной прокуратуры России, представителей компании ООО "РТИТС" -оператора системы «Платон», а также представителей Ассоциации «Дальнобойщик», Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, других объединений водителей-дальнобойщиков, Совет констатирует следующее.
6 апреля 2011 г. был принят Федеральный закон № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязывающий водителей фур весом более 12 тонн платить новый сбор в Дорожный фонд за проезд по федеральным автодорогам. Мотивировка – большегрузы наносят ущерб трассам. Сбор компенсационного сбора должен происходить на основе концессионного договора с ООО «РТИТС» с использованием интерактивной системы «Платон», запуск которой состоялся 15 ноября 2015 года.

Система "Платон" отслеживает движение фуры и взимает с  дальнобойщика плату по тарифу. Для регистрации в системе "Платон" необходимо зайти на сайт ООО "РТИТС", отправить на указанную электронную почту сканы необходимых документов (ИНН, свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя, техпаспорт на машину, обычный паспорт) и ждать ответа в течение трех-пяти дней. Кроме того, необходимо обзавестись расчетным счетом в банке, посредством которого оплачиваются поездки. Варианты оплаты: а) с помощью установленного в автомобиле трекера, который через ГЛОНАСС отслеживает координаты машины, рассчитывает плату за пройденный путь и автоматически списывает деньги со счета; б) с помощью маршрутной карты – документа на разовую поездку, в котором указан адрес отправления и прибытия, время и маршрут (для получения маршрутной карты нужно оформить поездку на сайте «Платона» или через мобильное приложение и оплатить ее).

Запуск системы «Платон» и взимание компенсационного сбора вызвали резкий протест значительной части водителей-дальнобойщиков. Среди прозвучавших на специальном заседании Совета претензий выделяются следующие:

1) Система "Платон" несправедлива; это очередной побор и ее нужно отменить, поскольку ее введение означает фактически тройное обложение деятельности водителей-дальнобойщиков (транспортный налог, топливный акциз, компенсационный сбор по системе «Платон»).

2) Система "Платон" имеет многочисленные недостатки: бюрократические препоны в офисах регистрации, отдаленность офисов «Платона», отсутствие устойчивой интернет-связи во многих отдаленных территориях страны, нестабильная работа сайта системы "Платон", что приводит, в частности, к срыву товарных поставок в магазины розничной торговли. На момент запуска, отмечали некоторые участники заседания, в системе "Платон" зарегистрировалось только 30% участников рынка автомобильных перевозок (преимущественно - крупные транспортные компании), бесплатных трекеров не хватало.

3) Размеры компенсационного сбора таковы, что делают невозможным дальнейшую работу водителя-дальнобойщика как индивидуального предпринимателя, в то время как планируемая сумма сбора в общем объеме финансирования дорожного строительства сравнительно незначительна.
Начиная с первого дня работы системы «Платон», недовольство водителей-дальнобойщиков приобрело форму стихийного межрегионального протеста. При этом представители малого и, отчасти, среднего бизнеса выступают за отмену компенсационного сбора путем включения его в топливный акциз. Напротив, представители среднего и крупного бизнеса (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Московский транспортный союз, «Деловая Россия», «ОПОРА России», Объединение городских перевозчиков и поддерживающие их крупные торговые сети со своим автопарком) официально «признали обоснованным для целей государственного развития введение системы оплаты в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» (протокол совещания у Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей от 1 декабря 2015 г.).

Реагируя на протесты водителей-дальнобойщиков, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пошла на серьезные изменения в соответствующих законодательных актах, в частности, снизив размер административного штрафа за отсутствие трекеров или маршрутных карт в 100 раз. Однако значительная часть водителей-дальнобойщиков в качестве ближайшей цели рассматривает проведение представительного всероссийского съезда дальнобойщиков, который позволил бы выработать приемлемые для всех сторон конфликта решения.

Совет рассматривает данный конфликт в контексте защиты одного из основных прав человека – права свободно распоряжаться своими способностями к труду и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 34 и 37 Конституции РФ). Совет полагает также, что содержащиеся в президентских посланиях 2014 и 2015 годов требования не повышать нагрузку на бизнес, не вводить новые налоги и сборы, а, напротив, обеспечить простор для предпринимательской активности, должны стать дорожной картой для парламента и правительства. Необходимо  учесть  также высокую вероятность негативных социально-экономических последствий введения нового сбора: разорение большой части индивидуальных автоперевозчиков, рост цен на товары и услуги из-за роста транспортно-логистической составляющей и т.д.

С учетом изложенного Совет полагает возможным рекомендовать следующее:
    1)   Правительству Российской Федерации срочно озаботиться разрешением конфликта с водителями-дальнобойщиками, используя для этого все возможности равноправного и конструктивного многостороннего диалога, включая формат Открытого правительства, и избегая любых способов силового воздействия на протестующих.
    2)   Правительству Российской Федерации необходимо срочно провести и сделать публичным анализ эффективности механизма взимания налогов и сборов в этой сфере с учетом требований водителей-дальнобойщиков по его оптимизации и, в частности, рассмотреть возможность отмены компенсационного сбора и (или) транспортного налога с одновременным отнесением выпадающих доходов на цену топлива (топливный акциз). Необходимо рассмотреть возможность полной отмены системы «Платон», если иные механизмы взимания налогов и сборов для целей развития дорожной сети представят собой оптимальную альтернативу.
В любом случае, система налогов и сборов должна быть понятной, прозрачной и справедливой, а взимаемые суммы должны включаться в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу.
    3)    Совет рекомендует Министерству транспорта Российской Федерации в соответствии с протоколом совещания у Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей от 1 декабря 2015 г. срочно провести тщательный расчет среднего фактического ежедневного пробега одного многотоннажного транспортного средства по федеральным трассам и исходя из него определить обоснованный размер планируемых поступлений в бюджет в виде налогов и сборов.
    4)    Совет предлагает ООО «РТИТС», оператору системы «Платон», срочно представить общественности расчеты установленного тарифа компенсационного сбора, а также публично обосновать справедливость и юридическую корректность заключенного концессионного соглашения, согласно которому ООО «РТИТС» за осуществление функций оператора системы «Платон» до 2028 года получает ежегодно по 10,6 млрд. рублей.
    5)  Совет считает необходимым, чтобы Счетная палата Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации провели под общественным контролем проверку обоснованности и законности концессионного соглашения между Роставтодором и ООО «РТИТС» и публично огласили результаты проверки.
 

Настоящие Рекомендации приняты Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования «  11 » декабря 2015 г.

 

Председатель Совета                        М.Федотов

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter