Михаил Федотов призвал судейское сообщество совместно совершенствовать общественный контроль в разных сферах

Выступая перед представителями судейского сообщества, глава СПЧ призвал совершенствовать общественный контроль, в том числе за деятельностью судей, а также обращать самое пристальное внимание на взаимодействие со средствами массовой информации, не забывать, что произвольное удаление журналистов или попытки их недопуска в залы заседаний недопустимы.

18 октября 2016

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов сегодня принял участие в пленарном заседании Совета судей Российской Федерации.

Выступая перед представителями судейского сообщества, он призвал его представителей к сотрудничеству с правозащитниками и общественниками в вопросах совершенствования общественного контроля за самыми разными сферами, в том числе за деятельностью судей.  По его словам, представляется принципиально важным сформулировать единый и понятный для всех сторон правовой статус общественных наблюдателей, которые смогли бы осуществлять общественный контроль за соблюдением права граждан на доступ к правосудию.

"Речь идет, подчеркиваю, не о вмешательстве в осуществление правосудия, а о контроле за соблюдением прав граждан на доступ к правосудия. Любая же попытка общественного наблюдателя вмешаться в судебный процесс должна являться основанием для его отстранения от осуществления общественного контроля", - заявил Федотов.

Также глава СПЧ отметил необходимость обращать самое пристальное внимание на взаимодействие со средставами массовой информации и не забывать, что произвольное удаление журналистов или попытки их недопуска в залы заседаний недопустимы.


Тезисы выступления на пленарном заседании
Совета судей Российской Федерации


18 октября 2016 г., Москва, ГК «Президент-отель»

1. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рад констатировать высокий уровень сотрудничества судейского сообщества с Советом и другими институтами гражданского общества. Все чаще в ходе выездных заседаний Совета в регионах России проводятся встречи с представителями судебной системы. Так было в Татарстане, Хакассии и Адыгеи, в Свердловской и Тверской областях и т.д. В середине ноября мы планируем посетить Мурманскую область. Если судьям, работающим в этом регионе, есть что обсудить с членами СПЧ, то мы готовы включить в наш рабочий график соответствующий круглый стол. Эти встречи всегда оказываются очень своевременными и полезными. Членам Совета они помогают лучше понять точку зрения судей по различным вопросам толкования и применения российского законодательства, а судьям – получить информацию о том, как Совету видятся перспективы судебной реформы.

2. Одной из проблем, над которыми работает СПЧ, является совершенствование законодательства об общественном контроле, в том числе за деятельностью судов. Сегодня подобный общественный контроль осуществляется в основном на основе 262-ФЗ, а в остальном протекает бессистемно, на основании неформальных договоренностей и практик. В худшем случае такой общественный контроль не осуществляется вовсе. Представляется принципиально важным сформулировать единый и понятный для всех сторон правовой статус общественных наблюдателей, которые смогли бы осуществлять общественный контроль за соблюдением права граждан на доступ к правосудию. Речь идет, подчеркиваю, не о вмешательстве в осуществление правосудия, а о контроле за соблюдением

прав граждан на доступ к правосудия. Любая же попытка общественного наблюдателя вмешаться в судебный процесс должна являться основанием для его отстранения от осуществления общественного контроля.

3. Необходимо также укреплять и развивать уже существующие механизмы общественного контроля. Действие 76-ФЗ необходимо распространить на конвойные помещения судов с тем, чтобы их могли посещать члены региональных Общественных наблюдательных комиссий. Совет получает сигналы о случаях нарушения прав человека в конвойных помещениях судов, выражающихся, как правило, в превышении разумных сроков содержания граждан в таких помещениях. Важно ориентировать органы судейского сообщества на взаимодействие с членами ОНК, которые являются для судов союзниками в деле соблюдения и защиты прав человека.

4. Деятельность членов ОНК по проверке Специальных учреждений МВД России для временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ, позволила выявить ряд проблем в сфере судебной практики по делам о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства. В ряде случаев решения, вынесенные судами, выглядят, мягко говоря, безосновательными: судами не принимаются во внимание семейное положение выдворяемого лица, возможность его самостоятельного выезда за пределы РФ под контролем ФССП и иные обстоятельства. Иностранным гражданам зачастую не предоставляется переводчик, а также возможность истребовать и представить в суд необходимые документы. Совет уже проводил совещание с участием представителей Верховного Суда РФ и предлагает совместно подготовить соответствующие разъяснения по делам о выдворении.

5. Также следует отметить, что деятельность журналистов по освещению судебных заседаний по своей сути также является механизмом

общественного контроля и в этой связи суды должны обращать самое пристальное внимание на взаимодействие со СМИ. Произвольное удаление журналистов или попытки их недопуска в залы заседаний недопустимы. Вопросы взаимодействия судов и СМИ нуждаются в глубоком обсуждении и, возможно, совершенствовании законодательства.

6. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ регулярно приглашает Совет к работе над проектами постановлений пленума. Складывается такая практика и с Судебной коллегией по гражданским делам. Надеемся, что сложится и с Судебной коллегией по административным делам. В работе Совета имеется немало острых сигналов, говорящих об отсутствии единой и адекватной судебной практики по ряду категорий гражданских и административных дел. В частности, это касается административного выдворения иностранных граждан и апатридов.

7. Считаем необходимым расширить полномочия советов судей, предоставив им право выступать в защиту судей в случае нарушения их прав и законных интересов, в том числе права на защиту чести и достоинства.

8. Хотел бы привлечь внимание судейского сообщества к эксперименту, который мы организовали в Тверской области - приглашение старшеклассников на судебные заседания по уголовным, гражданским и административным делам, по делам об административных правонарушениях.

9. В рамках Всероссийского фестиваля журналистов в Дагомысе прошло очередное заседание Дискуссионного клуба, созданного ещё в 2010 году по инициативе Совета и Президиума Совета судей. Завтра после завершения утреннего заседания Дискуссионный клуб соберётся снова, чтобы совместно с УПЧ из различных регионов РФ обсудить тему защиты прав человека при осуществлении правосудия. Приглашаем принять участие.