Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Верховный суд Российской Федерации обобщил практику применения судами закона об "иностранных агентах"

13 Декабря 2016 Проблемы НКО 

Верховный суд Российской Федерации в целях информирования Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека предоставил справку по итогам обобщения судебной практики по делам, возникающим из публичных правоотношений, связанным с применением законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента").

Так, согласно официальным данным, в 2014-2015 годах количество рассмотренных судами общей юрисдикции дел было незначительным - всего 73 дела, и большинство из них возникло в связи с реализацией Минюстом России полномочия по государственной регистрации по собственной
инициативе НКО "иностранным агентом" в случае неподачи им соответствующего заявления.

Обращение в суд некоммерческих организаций было обусловлено их несогласием с принятыми решениями или об отказе в исключении из реестра. Чаще всего НКО указывали, что не получали иностранного финансирования или не занимались политической деятельностью.

По статье 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента") за 2014-2015 годы мировыми судьями было рассмотрено 70 дел.

Статья выделяет два состава административных правонарушений:
1) осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1);
2) издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 2).

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 КоАП РФ, подвернуто администратавному наказанию 70 лиц.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, возбуждались должностными лицами Минюста России (его территориального органа),  а частью 2 - должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (его территориального органа).

В большинстве случаев дела данной категории возбуждались только в отношении юридического лица, но имели место и случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 КоАП РФ, как в отношении юридического лица, так и в отношении должностного лица этого юридического лица.

Проведенное обобщение показало, что в целом суды правильно применяют законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Допущенные в отдельных случаях нарушения норм материального или процессуального права, устранялись по результатам пересмотра судебных постановлений вышестоящими судебными инстанциями, в том числе и Верховным Судом.

Ознакомиться со справкой можно в материалах постоянной комиссии по развитию НКО.


Содержание
Документы
Письмо из Верховного суда Российской Федерации

К оглавлению ↑
Справка Верховного суда Российской Федерации

Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2014 - 2015 годах дел, возникающих из публичных правоотношений, связанных с применением законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента).

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, в том числе право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

В развитие названных конституционных положений статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года No 82-ФЗ «Об общественных объединениях» также обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами общественного объединения.

Основы правового статуса некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности, при осуществлении их финансирования из иностранных источников, особенности создания и функционирования таких организаций закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 года No 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Одним из методов государственного регулирования деятельности некоммерческих организаций является осуществление государственного контроля в отношении тех из них, которые вовлечены в систему связанных с получением денежных средств и иного имущества от иностранных источников.

В целях идентификации таких организаций в качестве специфических субъектов политической деятельности, а также обеспечения публичности и открытости их деятельности Федеральным законом от 20 июля 2012 года No 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», вступившим в силу с 21 ноября 2012 года, было введено понятие некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (далее также - НКО), определены ее признаки (пункт 6 статьи 2 Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), установлен уведомительный порядок государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) (пункт 7 статьи 32 указанного выше Федерального закона).

Федеральным законом от 4 июня 2014 года No 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» полномочия Минюста России в сфере деятельности НКО были расширены путем предоставления права самостоятельно осуществлять государственную регистрацию таких организаций в случае нарушения ими уведомительного порядка государственной регистрации в этом качестве и неподачи заявления о включении в соответствующий реестр.

Следует отметить, что положения пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.

 

К оглавлению ↑

 


 

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2016 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter

 

Предыдущая версия сайта