Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Рекомендации Совета по итогам выездного заседания в Челябинской области с 26 по 28 июня 2017 года

05 Сентября 2017

 

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 18-го выездного (104-го) заседания в Челябинской области
26-28 июня 2017 года

26-28 июня 2017 года Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел выездное заседание в Челябинской области. В рамках заседания члены Совета посетили места принудительного содержания, медицинские, образовательные и иные социальные учреждения региона, изучили проблемы экономического развития региона, а также ситуации, связанные с соблюдением экологического законодательства, провели ряд тематических круглых столов по актуальным проблемам соблюдения прав человека в различных сферах, осуществили прием граждан. В ходе итогового расширенного заседания члены Совета обсудили результаты своей работы в регионе с руководством Челябинской области, представителями профильных федеральных органов исполнительной власти, и некоммерческих организаций, экспертами.

По итогам выездного заседания в Челябинской области Совет принял настоящие Рекомендации.

1. В части совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан

1.1 Информация о деятельности отдельных социальных учреждений в Челябинской области

Члены Совета посетили государственные бюджетные учреждения здравоохранения и социальной защиты Челябинской области.

1.1.1. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат»

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат» (далее – «интернат») создано в 1967 г., руководитель учреждения – Игитов В.Н. Основной целью деятельности интерната является предоставление социальных услуг в стационарной форме гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами.

Объем субсидии из областного бюджета на содержание интерната в 2017 г. составляет 51 630 700,0 рублей. Средняя заработная плата сотрудников интерната за 2016 г. составила 23 737,6 рублей. В соответствии с нормативным штатным расписанием в интернате предусмотрено 225,5 штатных единиц, при этом занята 181 ставка.

Учреждение рассчитано на 211 койко-место. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 5 кв. м. (при нормативе для психоневрологических интернатов – не менее 4,5 кв. м.).

В структуру интерната входят 4 отделения милосердия, рассчитанные на 100 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью.

В интернате организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами по продуктам питания.
Для предоставления медицинских услуг в интернате имеются кабинеты: процедурный, физиотерапии, массажный, ЛФК, 4 кабинета круглосуточных медицинских постов, 2 кабинета врачей. К услугам проживающих открыты парикмахерская, библиотека, компьютерный и актовый зал. Для отправления религиозных обрядов предусмотрена молельная комната.

В интернате проводятся разнообразные культурно-досуговые мероприятия, организована кружковая работа по различным видам творчества (художественная самодеятельность, декоративно-прикладное творчество), занятия физкультурой. Клиенты учреждения ежегодно участвуют в областных конкурсах и фестивалях, спортивных мероприятиях.

1.1.2. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат № 2»

Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Челябинский психоневрологический интернат № 2» (далее – «интернат №2») было создано в 2013 г. в результате перепрофилирования государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Челябинское училище-интернат № 1 инвалидов». Руководитель интерната № 2 – Малыгин С.А.
Основная цель деятельности интерната № 2 – предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, страдающим психическими расстройствами, социальных услуг в стационарной форме.

Объем субсидии из областного бюджета на содержание интерната №2 в 2017 г. составляет 61 221 800,0 рублей. Средняя заработная плата сотрудников учреждения за 2016 г. составила 21 795,6 рублей. В соответствии с нормативным штатным расписанием в учреждении предусмотрено 278,25 штатных единиц. Занято 188,75 ставок.

Корпус № 1 построен в 1959 г., введен в эксплуатацию в 1965 г., капитальный ремонт корпуса был проведен в 2012-2013 гг. Корпус № 2 построен в 1959 году, введен в эксплуатацию в 1965 г., капитальный ремонт корпуса был проведен в 2014-2015 гг.

В учреждении предусмотрено 301 место. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 5,2 кв. м..

В структуру интерната № 2 входят два отделения милосердия, рассчитанные на 50 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью.

В учреждении организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами по продуктам питания.
Для предоставления медицинских услуг в учреждении имеются кабинеты: массажный, процедурный, кабинет врачей. К услугам проживающих – парикмахерская, библиотека, актовый зал, тренажерный зал. Предусмотрено место для отправления религиозных обрядов.

1.1.3. Информация о деятельности Государственного стационарного учреждения «Челябинский дом-интернат № 1 для престарелых и инвалидов»

Государственное стационарное учреждение «Челябинский дом-интернат № 1 для престарелых и инвалидов» (далее – «дом-интернат № 1») создано в 1956 г. Руководитель учреждения – Шевкунов В.В.

Основная цель деятельности дома-интерната № 1 – предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, социальных услуг в стационарной форме.
Объем субсидии из областного бюджета на содержание дома-интерната № 1 в 2017 г. составляет 23 134 600,0 рублей. Средняя заработная плата по учреждению за 2016 г. составила 17 103,3 рублей. В соответствии со штатным расписанием в учреждении предусмотрено 109 штатных единиц. Занято 66,75 ставок.

В доме-интернате № 1 предусмотрено 85 койко-мест. Площадь жилого помещения в расчете на одного получателя социальных услуг соответствует нормативам и составляет 6,0 кв. м..

В структуру учреждения входят 2 отделения милосердия, рассчитанные на 57 койко-мест – для получателей социальных услуг, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью. В отделениях милосердия предоставляется комплекс лечебно-профилактических, социально-реабилитационных и гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение обострений хронических заболеваний, проведение симптоматического лечения, обеспечение динамического наблюдения за состоянием здоровья престарелых и инвалидов, организацию квалифицированного ухода и рационального питания.

В доме-интернате № 1 организовано пятиразовое сбалансированное питание в соответствии с установленными нормативами.

Для предоставления медицинских услуг в доме-интернате № 1 имеются кабинеты: лечебной физкультуры, предрейсового и послерейсового осмотра, процедурный, массажный, врача, старшей медицинской сестры.
Учреждение гордится своей футбольной командой, которая в 2015 г. завоевала первое место в турнире по мини-футболу и представляла Уральский федеральный округ на соревнованиях Международной лиги мини-футбола «Seni Cup» среди лиц с ограниченными возможностями. В учреждении создаются необходимые условия для занятий инваспортом, что позволяет инвалидам добиваться больших результатов. Неоднократно клиенты учреждения занимали призовые места по армрестлингу, гонках на колясках, теннису.

1.1.4. Информация о Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2»

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная специализированная психоневрологическая больница № 2» находится в поселке Мирный Чебаркульского района Челябинской области.

По итогам посещения данного учреждения членам Совета удалось выявить ряд существенных проблем:

1. Отсутствие доступной подъездной дороги. Существующая дорога, состояние которой является неудовлетворительным, находится между двумя поселками. Проехать к больнице в дождливую погоду не представляется возможным, по причине чего родственники, а также жители поселка зачастую не могут привезти в больницу продукты и навестить близких. Отметим, что в районе существует железнодорожная станция, однако до станции необходимо идти несколько километров, ввиду чего родственникам, которые везут продукты, приходится преодолевать этот путь пешком.  

2. Материально-техническое состояние больницы является крайне неудовлетворительным. Здание больницы было построено в 1930-х годах, в настоящее время оно является ветхим и требует ремонта.

3. Кровати, а также спальные матрацы, очень старые. На кроватях установлена металлическая сетка, которая к настоящему времени износилась, в результате чего люди, которые вынуждены спать на таких кроватях, испытывают серьезные неудобства.

4. Около 20 лет назад в данной больнице имелись собственные мастерские, в которых протекал производственный процесс, однако впоследствии мастерские были переданы в аренду. В настоящее время мастерские данной больнице не принадлежат, поэтому производственный процесс в учреждении отсутствует.

5. У больных фактически отсутствует какой-либо досуг. По словам персонала, больные смотрят телевизор и иногда могут гулять на улице. Некоммерческие организации в настоящее время не оказывают содействие данной больнице, однако во время выездного заседания Совета были достигнуты договоренности с рядом волонтерских организаций Челябинской области о том, что они в ближайшее время разработают необходимую дорожную карту и будут курировать данное учреждение.

1.1.5. Также члены Совета посетили Челябинский областной центр социальной защиты «Семья», который представляет собой уникальное учреждение, с хорошими кадрами. В учреждении работает «горячая линия», которую ведут профессиональные психологи и педагоги.

1.2. Отдельные социальные проблемы в Челябинской области

1.2.1. Проблема обеспечения инвалидов санаторными путевками.

Проблема очередности на получение инвалидами возможности санаторного лечения является одной из самых острых и актуальных на сегодняшний день, требующей принятия действенных мер как организационного, так и финансового характера. Уполномоченным по правам человека в Челябинской области данная проблема регулярно освещается на мероприятиях различного уровня, ежегодных и специальных докладах о соблюдении прав человека на территории Челябинской области.

До июня 2015 г. при помощи органов прокуратуры, со стороны которой направлялись исковые заявления в суд в интересах граждан, обращающихся в адрес Уполномоченного, судебными органами требования об обеспечении инвалидов санаторным лечением удовлетворялись в полном объеме. Однако впоследствии судебная практика изменилась (см., напр., определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.09.2015 г. № 2-КГ15-12). В связи с изменившейся судебной практикой в настоящее время оказать реальную помощь в защите прав инвалидов на получение санаторного лечения не представляется возможным.

1.2.2. Проблема временной передачи в семьи недееспособных граждан, находящихся в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания.

Как следует из обращений граждан, поступивших в Совет в рамках выездного заседания в Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области запрещает временное выбытие совершеннолетних недееспособных граждан, находящихся в психоневрологических интернатах, расположенных на территории Челябинской области, на выходные дни и праздничные дни в свои кровные семьи.

При этом Минтрудом России письмом от 17 августа 2015 г. по данному вопросу были даны разъяснения, что порядок кратковременного выбытия из психоневрологического интерната осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка учреждения социального обслуживания. Однако, руководство данных учреждений, со ссылкой на запрет Министерства социальных отношений Челябинской области, отказывает родителям во временной передаче детей, в связи с чем, граждане находятся в эмоционально тяжелом состоянии, поскольку желают общаться со своими детьми не только на территории психоневрологических интернатов, но и в домашней обстановке.

По информации Минтруда России в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан, в том числе и урегулирования вопроса временного выбытия из психоневрологических интернатов, в настоящее время на площадке Совета Федерации Федерального Собрания РФ с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, а также с участием представителей общественных и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав и свобод лиц, страдающих психическими заболеваниями, проводится работа по подготовке проекта федерального закона по внесению изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе, в Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях при ее оказании» в части урегулирования порядка временного выбытия граждан, страдающих психическими расстройствами, из стационарных учреждений.

В этой связи Совет отмечает, что в Челябинской области действуют Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Согласно пунктам 2, 3 и 4 указанных Правил организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

В настоящем же случае временное выбытие граждан, страдающих психическими расстройствами, из стационарных организаций в семьи к родственникам позволило бы им хотя бы на время оказаться в домашней обстановке, с родными и близкими людьми, получить от них внимание и уход, что позволит не потерять с ними родственную связь и т.д.

Более того, родственники граждан, находящихся в указанных стационарных учреждениях, готовы на период их временного выбытия из данных учреждений в семью, полностью нести за них ответственность.
Проблему принятия нормативно-правового акта, регламентирующего вопросы временной передачи совершеннолетних недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания, в семьи родственников, аналогично временной передаче детей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо рассмотреть на федеральном уровне. Принятие соответствующего нормативного правового акта, в первую очередь, будет отвечать интересам совершеннолетних недееспособных граждан, помещенных в стационарные учреждения социального обслуживания.

1.2.3. Проблема недопуска детей в образовательные учреждения по причине отказа в проведении туберкулинодиагностики и отсутствия у них заключения врача-фтизиатра.

В адрес членов Совета поступали обращения жителей Челябинской области с жалобами на недопуск детей в образовательные учреждения по причине отказа в проведении диагностики туберкулеза и отсутствия у них заключения врача-фтизиатра.

В обращениях граждане указывают на сложившуюся ситуацию в Челябинской области, связанную с дискриминацией семей, отказывающихся проводить своим здоровым детям туберкулинодиагностику посредством постановки пробы Манту.

Вследствие этого, дошкольные и школьные образовательные учреждения области вынуждают детей поставить пробу Манту под угрозой запрета посещения данных учреждений.

Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность Совета. Детальное, многогранное и продолжительное изучение этой проблемы позволяет говорить о существующих коллизиях в сфере реализации международных конвенций, Конституции РФ, а также законодательства Российской Федерации в сфере образования и здравоохранения, в связи с чем, Совет считает, что в ближайшее время необходимо окончательно разрешить все противоречия в данном вопросе.

Согласно информации Роспотребнадзора, действующее законодательство предусматривает добровольность оказания медицинской, в том числе противотуберкулезной помощи, при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. В связи с этим, при отсутствии контакта с больным туберкулезом, родители вправе отказаться от проведения ребенку туберкулинодиагностики, что в соответствии с действующим законодательством не ограничивает право ребенка на посещение образовательного учреждения, при условии предоставления на таких детей заключения врача-фтизиатра об отсутствии у них заболевания туберкулезом. При этом порядок обследования врачом-фтизиатром детей, которым в связи с отказом родителей не проведена туберкулинодиагностика, не регламентирован санитарными правилами.
Кроме того, реакция Манту, как метод диагностики туберкулеза недостаточно достоверен, что подтверждается научными исследованиями в этой области. В настоящее время появилось множество альтернативных методов туберкулинодиагностики, не связанных с введением в организм ребенка вредных веществ и не вызывающих побочных эффектов.
Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 апреля 2017 г. № 15-2/10/2-2343 утверждены клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях», в которых закреплены помимо пробы Манту и Диаскинтеста альтернативные методы обследования на туберкулезную инфекцию, такие как QuantiFERON-TB Gold и T-SPOT.T, а в случае полного отказа от иммунодиагностики, в том числе от альтернативных методов диагностики, – обзорная рентгенограмма органов грудной клетки. Данные клинические рекомендации направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения для подготовки  нормативных правовых актов. До настоящего времени Министерством здравоохранения Челябинской области эти нормативные правовые акты не разработаны.

1.2.4. Проблема реализации права детей-инвалидов на внеочередное медицинское обслуживание.

Обеспокоенность Совета вызывают поступившие от жителей Челябинской области жалобы на отсутствие законодательного регулирования порядка оказания медицинской помощи детям-инвалидам в поликлиниках, в том числе порядка записи к узким специалистам, в связи с чем, дети-инвалиды записываются к врачу на общих основаниях.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02  октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»:
- инвалиды I и II групп обслуживаются вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население, а также пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;
- дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом, обеспечиваются местами в дошкольных образовательных организациях, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.

В лечебно-профилактических учреждениях существуют стационарные и поликлинические отделения. Предоставление «мест» в первоочередном порядке для детей-инвалидов применимо только к стационарному отделению. Указания на то, что данная категория детей обслуживается во внеочередном порядке в поликлиниках действующее законодательство не содержит.

Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Совет отмечает, что данная проблема характерна не только для Челябинской области и может быть решена только на федеральном уровне.

1.3. Социально-экономические проблемы Горно-Заводской зоны Челябинской области

Муниципальные образования – Усть-Катавский городской и Катав-Ивановский районный округа расположены в горной лесной местности Челябинской области и по статусу являются моногородами с 260-летней историей горнозаводской жизнедеятельности (численность населения составляет около 60 тысяч жителей).
                    
В настоящее время все указанные административно-территориальные образования являются дотационными (на 70%) для бюджета соответствующего уровня и, несмотря на поддержку областных властей, имеют возможность лишь поддерживать минимальный уровень жизненного благополучия в городах и селах, не имея возможностей для дальнейшего социально-экономического развития. В данных условиях возможны лишь экстренные и минимальные оперативные затраты (ликвидация аварий, сезонный ремонт школ, больниц, ямочный ремонт дорожного покрытия).

Оказание иных форм поддержки в отношение городов Усть-Катав, Катав-Ивановск, Юрюзань (участие в федеральных целевых программах, предоставление статуса «территории опережающего развития») на сегодняшний день не предусмотрено. Представляется важным предоставление государственной поддержки и восстановление промышленных заводских мощностей в указанных городах.

В указанных городах промышленные предприятия 250 лет являлись локомотивами развития социально-экономической и культурной жизни. Однако, в настоящее время все усилия собственников и менеджмента заводов, глав и актива моногородов наталкиваются на отсутствие у федеральных министерств и ведомств интереса к поддержке периферийных заводов путем загрузки их мощностей, помощи в получении заказов на их продукцию. Определенный экономический эгоизм просматривается у властей других регионов страны при решении вопросов на закупку продукции у традиционных поставщиков с Южного Урала.
Классическим примером обозначенной проблемы является ситуация с ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М.Кирова» (далее – УКВЗ), являющимся градообразующим предприятием, главным в России по выпуску трамвайных вагонов и имеющим специальное производство в интересах Роскосмоса и оборонного комплекса.

Завод располагает необходимыми мощностями, трамваи УКВЗ эксплуатируются в 78 городах бывшего СССР (всего выпущено 25 000 вагонов), но в настоящее время количество выпускаемых вагонов значительно снизилось, объемы производства упали в 10-15 раз.
На текущий момент на УКВЗ работает 3581 человек, планируется сократить еще 500 (при максимальных производственных объемах на заводе работало 12 тысяч). Специальное (второе) производство меняется также не в интересах г. Усть-Катава. Планируется «упрощенка», выпуск не готовых изделий и агрегатов, а отдельных деталей и элементов конструкций по себестоимости, что значительно снижает прибыль и рентабельность завода и может пагубно отразиться на социально-экономической ситуации г. Усть-Катава.

Похожая ситуация складывается в г. Катав-Ивановске и г. Юрюзани, в котором более 20 лет назад был закрыт Юрюзанский механический завод. Данная ситуация является весьма характерной для Горно-Заводской зоны Южного Урала.

Члены Совета на встречах с руководителями органов местного самоуправления, администрацией заводов, на приеме граждан и в общении с журналистами и активистами НКО обратили внимание на следующие проблемы:

1. Создание трехуровневой системы медицины в округах вызвало всплеск недовольства больных, сокращение зарплат медицинского персонала, дефицит лекарств и медикаментов в больницах г. Катав-Ивановска и г. Усть-Катава. Не проводится ремонт медицинской аппаратуры, отсутствуют пробирки, перчатки, реактивы, средства для наркоза, гормоны, антигистаминные препараты, антикоагулянты, противоязвенные препараты, спазмолитики и др. Фактически ликвидирован медицинский городок в г. Юрюзани – хирургическое, терапевтическое, анестезиологии и реанимации, педиатрическое, гинекологическое и др. отделения. По этой проблеме в адрес министра здравоохранения Челябинской области направлены обращения, городские газеты опубликовали несколько жестких статей.

Корень проблемы видится в непродуманной организации процесса оптимизации системы медицинских учреждений в районах и округах. Главные врачи больниц Леванидов и Мингалев получили в народе титулы ликвидаторов, перспективные специалисты покидают депрессивный регион. Жители Горно-Заводской зоны Южного Урала не уверены, что в специальных центрах г. Сатки (100 км) и г. Златоуста (150 км) им будет оказана своевременная высокопрофессиональная медицинская помощь при инсультах и сложных операциях.

2. На территории Катав-Ивановского района ранее работали 5 лесхозов, которые не только пилили лес, но и занимались восстановительными работами. В настоящее время в лесу работают арендаторы, к деятельности которых имеется масса претензий как со стороны администрации округов, так и жителей, а также инициативной группы «За сохранение леса» из г. Усть-Катава, пос. Вязовая, сс. Минка, Тюбеляс и Вергаза. В 2008 г. Главное управление лесами Челябинской области заключило договор аренды с ООО «Леспромхоз». В администрации г. Усть-Катава имеется дело о нарушениях арендаторами правил лесопользования за десятилетие работы в лесах округа. В обращениях в Генеральную прокуратуру, к губернатору и правительству Челябинской области имеются тысячи подписей жителей, возмущенных хищнической эксплуатацией лесов, отсутствием восстановительных мероприятий, порчей дорог и захламлением традиционных мест сбора ягод и грибов. Возбуждались уголовные дела. На основании решений Арбитражного суда Челябинской области от 18 августа 2016 г. и 24 октября 2016 г. с арендаторами заключены договоры аренды на новый срок.

3. На территории указанных округов сложилось тяжелое положение с автомобильными дорогами. Федеральная трасса М-5 в горном районе остается однополосной, аварийность на этом участке самая высокая по Челябинской области. Областную дорогу Усть-Катав – Орловка – Катав-Ивановск не спасает ямочный ремонт. На муниципальные дороги перестали выделяться средства из областного бюджета.

4. Цены на услуги ЖКХ в указанных округах по многим позициям выше, чем в других районах области, что при минимальных зарплатах крайне обременительно для жителей.

5. Индивидуальные предприниматели отказываются от ведения деятельности, на которые уже были получены лицензии. Они не могут выполнить условия налогообложения из-за неподъемных дополнительных трат (напр., купить модуль для кассовых аппаратов). Сетевые магазины подрывают местную торговлю, отказываются закупать местную продукцию и предоставлять места для торговли.

6. Для летнего отдыха детей в округах остался единственный усть-катавский лагерь «Ребячья республика».

7. Городские газеты округа «Авангард» и «Усть-Катавская неделя» информируют население о всех недостатках, проблемах и возможных путях их решения. Данные издания остро нуждаются в поддержке.

1.4. Реализация прав граждан, имеющих постройки вблизи газопроводов

Членами Совета получены от Уполномоченного по правам человека в Челябинской области обращения жителей с.Наровчатка (Агаповский район), которых в судебном порядке собственник газопровода заставляет снести жилые строения в охранной зоне газопровода, а также обращения садоводов СНТ «Дружба» с. Долгодеревенское Сосновского района Челябинской области, которые являются собственниками садовых участков и домов в садовом товариществе.  Заявители с 1981 года возводили на своих участках строения за пределами стометровой охранной зоны газопровода, в установленном законом порядке оформили свои права на недвижимость. Однако, начиная с 2014 года со стороны ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» предъявляются требования о сносе всех строений в радиусе 150 метров от ГРС.

Анализ текстов уже вынесенных решений суда в отношении граждан свидетельствует о том, что вблизи земельных участков заявителей отсутствуют аншлаги о наличии охранной зоны магистрального газопровода. Возведение гражданами (в том числе заявителями) строений в зоне минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения осуществлялось в отсутствие доступа граждан к сведениям об ограничениях в использовании земельных участков.

Иным способом защиты интересов газовой компании и соблюдения требований охранной зоны магистрального газопровода, на который указывает Верховный Суд РФ, является возможность переноса газопровода, срок эксплуатации которого или его технических устройств истек, либо замена части газопровода трубопроводом меньшего диаметра, позволяющей сохранить строения и соблюсти требования норм о минимальных расстояниях до оси газопровода.

1.5. По итогам изучения ситуации в части совершенствования системы обеспечения социальных прав граждан Совет рекомендует:

Администрации Президента РФ:
Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», направленных на устранение пробела, касающегося соблюдения права детей-инвалидов на внеочередное медицинское обслуживание.

Государственной Думе Федерального Собрания РФ:

1. Рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в ст. 77 Семейного кодекса РФ, с целью определения четких оснований для изъятия ребенка из семьи, так как в настоящее время формулировка «при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка», не устанавливает критерии, по которым необходимо оценить ситуацию как угрожающую ребенку.

2. В целях профилактики первичного и вторичного социального сиротства необходимо проработать вопрос о внесении в законодательство положений, усиливающих юридическую ответственность родителей за воспитание детей, предусмотрев возможность принудительного лечения родителей от алкогольной зависимости, а также взыскания с родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, средств на содержание несовершеннолетних, помещенных в социальные учреждени