Зампред СПЧ Евгений Бобров назвал основные проблемы соблюдения прав граждан в сфере лекарственного обеспечения

Евгений Бобров на спецзаседании СПЧ по лекарственному обеспечению отметил в качестве основных проблемы  в назначении и выдаче лекарств,  доступность качественных российских лекарств в сравнении с зарубежными, замену оригиналов лекарств "дженериками" и соответствие объемов и нормативов финансирования системы реальным потребностям населения.

6 марта 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня проводит специальное заседание, посвященное проблемам лекарственного обеспечения населения.

В ходе мероприятия с докладами выступают руководители Минздрава России, МВД России, Минфина России, Минпромторговли России, Росздравнадзора.

Позицию правозащитников представил заместитель председателя Совета по правам человека Евгений Бобров.

Обращаясь к участникам заседания, он отметил в качестве основных проблемы в назначении и выдаче лекарств,  доступность качественных российских лекарств в сравнении с зарубежными, замену оригиналов лекарств "дженериками" и соответствие существующих объемов и нормативов финансирования системы лекарственного обеспечения потребностям населения.


ДОКЛАД ЕВГЕНИЯ БОБРОВА
НА СПЕЦИАЛЬНОМ ЗАСЕДАНИИ СПЧ ПО ТЕМЕ
"АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

Уважаемые участники заседания!

В связи с очевидностью тяжелой ситуации в сфере лекарственного обеспечения, и прежде всего, льготных категорий населения, я лишь тезисно обозначу основные проблемы, уже давно ставшие системными

1. Недостаточность объемов финансирования и поставок лекарств, замены оригиналов дженериками и несовершенства действующих нормативов

1.1. Проблема нормативов: недостаточность количества выдаваемых лекарств для лечения многих заболеваний льготников и норматива финансирования

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определяет льготные категории граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется бесплатно - в виде набора социальных услуг по государственной социальной помощи.

Существующий уровень финансирования программы обеспечения населения лекарствами (в 2018 г. – это 823 руб. на пациента в мес.)1 недостаточен для обеспечения больных в соответствии со стандартами и назначениями врача. Лечение серьёзных недугов на такую сумму невозможно.

На мой взгляд, гарантированно низкий уровень лекарственного обеспечения заложен в формулировке самого государственного приоритета сбалансированности системы лекарственного обеспечения, которая «базируется на реальных возможностях бюджетов и внебюджетных источников»2.

За счет средств федерального бюджета потребности населения в лекарствах удовлетворяются неполно, а подавляющее большинство региональных бюджетов являются дотационными.

В условиях возложения на субъекты Российской Федерации обязательств по лекарственному обеспечению граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями, эти бюджеты не способны нести такие расходы. К тому же, и лечение орфанных заболеваний сейчас тоже отнесено к субъектам Федерации.

В результате ухудшается ситуация с социально значимыми заболеваниями, что сильно влияет на обстановку в целом. Граждане не чувствуют себя защищёнными. Недоступные по стоимости лекарства вынуждают людей терять веру во власть и социальную справедливость.

Следует увеличить уровень и норматив бюджетного и внебюджетного финансирования или определить другие эффективные способы поддержки реализации права на лекарственное обеспечение

1.2. Отсутствие надлежащего финансирования либо перебои с финансированием поставок лекарств приводят к хроническому отсутствию лекарств для лечения даже распространенных заболеваний по рецептам врачей (диабет, онкозаболевания, астма, глаукома и др.)

1.3. Отсутствие четкой организации процесса закупок, поставок и отпуска льготных лекарств нарушает бесперебойность и своевременность обеспечения ими льготников.

В начале каждого года в регионах складываются критические ситуации с обеспечением лекарствами федеральных льготников: деньги из федерального бюджета приходят с опозданием и дробными частями (в среднем по 4 раза в год). После этого проводятся нередко длительные конкурсные процедуры по Закону о госзакупках.

1.4. При этом, в случае приобретения лекарственного препарата льготником за свой счет, отсутствует механизм возмещения гражданам личных средств, потраченных на его приобретение, т.к. обеспечение лекарственными препаратами осуществляется только путем закупок для государственных нужд.

Необходимо законодательно предусмотреть соответствующий механизм возмещения расходов гражданам

1.5. Повсеместно распространены факты отказа в выписке рецептов по причине отсутствия лекарств либо в заявке медицинского учреждения, либо в аптеках, а также отказ в отсроченном обеспечении рецептов.

1.6. Отсутствие лекарств и нестабильность поставок приводит к вынужденному замещению длительное время эффективно зарекомендовавших лекарств их аналогами - дженериками, в значительной части экспериментальное использование которых может отрицательно влиять на здоровье.

К сожалению, все большее распространение получают зарубежные аналоги тех лекарств, которые производятся в России. На это жалуются многие граждане. Некоторые из таких препаратов больным не только не подходят (они могут давать непредвиденные реакции организма), но и приводят к ухудшению состояния здоровья. Порой только в исключительных случаях, путем долгого и изнурительного оспаривания замены, люди добиваются назначения прежнего лекарства.

К недостаткам дженериков относятся: отсутствие их клинических испытаний; неполное соответствие оригиналу по фармакокинетике и по эффективности; наличие вспомогательных веществ, способных оказывать побочное действие на организм, которое в свою очередь не отслеживается из-за отсутствия клинических испытаний, а отслеживается много позже лечащими врачами. Разумеется, производитель дженерика не заинтересован в его клиническом исследовании. Экономия на конечной цене выливается в экономию на качестве производства.

Поэтому испытания дженериков должны проводиться только в центрах, которые производитель знать не должен.

При наличии показавших свою длительную эффективность отечественных лекарств следует установить недопустимость их замены дженериками, наладить необходимый объем производства и, при необходимости, субсидировать их выпуск и предоставление малообеспеченным категориям населения

1.7. Необоснованное дублирование оснований и источников лекарственного обеспечения федеральных льготников (за счет средств и федерального, и регионального бюджетов)

Проблемным вопросом также является ухудшение положения региональных льготников, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение только в рамках постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (по заболеванию), в связи с отказом федеральных льготников от набора соцуслуг в пользу ЕДВ.

Инвалиды, дети-инвалиды, блокадники, участники и ветераны войн, чернобыльцы и семипалатинцы имеют право на получение одной и той же социальной услуги по лекарственному обеспечению по двум основаниям и из двух источников – по Закону о государственной социальной помощи (федеральный бюджет) и по региональной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (постановление Правительства РФ № 890, региональный бюджет).

В случае отказа от получения лекарств по федеральной программе в пользу ЕДВ эти граждане полностью получают необходимые лекарства за счет средств регионального бюджета.

Это уменьшает объем финансирования лекарственного обеспечения граждан, которые не имеют права на предоставление набора социальных услуг или денежной компенсации, и обеспечиваются бесплатными лекарствами только за счет средств областного бюджета (по заболеванию, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 890).

В целях обеспечения социальной справедливости и исключения получения одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, по итогам специального заседания в Псковской области в августе 2017 г. Совет предлагал Правительству РФ исключить это дублирование путём возможной отмены постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890.

Также Совет предлагал Правительству РФ рассмотреть возможность отмены монетизации льготы на лекарственное обеспечение, установленной Законом о государственной социальной помощи, либо обеспечить полное и устойчивое финансирование федеральной программы обеспечения лекарствами льготников в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи.

Минфин поддержал оба предложения и сообщил о готовности рассмотреть соответствующие законопроекты Минздрава и Минтруда.

2. Проблемы в назначении и выдаче лекарств

2.1. Работа по выписке рецептов в поликлиниках сейчас характеризуется значительной бессистемностью вплоть до абсурдности. Инвалидам ежемесячно требуется отстаивать очереди нередко в 3 - 8 кабинетов.

Для того, чтобы выписать бесплатный рецепт им требуется: отстоять очередь к участковому врачу-терапевту (или специалисту), затем отстоять очередь в кабинет, где распечатывают рецепты, потом опять к врачу-терапевту: врач ставит личную печать и подписывает рецепт. Далее надо отстоять очередь к заведующему терапевтическим отделением (если требуются две подписи на рецепте или на заключении ВК); затем - поймать кого-нибудь, кто поставит вторую подпись (еще очередь), потом опять вернуться в кабинет к участковому врачу (снова очередь), где врач отрежет одну из копий распечатанного рецепта для вклеивания в амбулаторную карту и только после этого выдаст рецепт, с которым можно идти в аптеку. Впрочем, нет гарантии, что лекарство к этому моменту окажется в наличии. Все это вынуждены ежемесячно проделывать больные люди. Изнурительные очереди изматывают любого, и особенно тяжелобольных.

Процедуру выписки рецепта надо как можно быстрее максимально упростить

2.2. Крайне плохая организация работы по выдаче лекарств, в т.ч. ежемесячная выдача лекарств относительно длительного срока хранения, которые можно было бы выдавать раз в 3 - 6 мес. Это приводит к бессмысленным очередям и губит здоровье едва ходящих инвалидов.

Следует определить оптимальное количество лекарств по периодам выдачи, срокам хранения и др., исходя из удобства пациентов

2.3. Отсутствие терминалов записи на прием также провоцирует огромные очереди.

2.4. Кроме того, нет элементарного информирования пациента о поступлении лекарства по телефону или смс.

Причем приходить и узнавать поступление лекарства требуется ежемесячно и по нескольку раз, т.к. в ряде субъектов Российской Федерации пункты их выдачи принимают население раз в неделю и соответственно - сразу всех.

Надо разработать дорожную карту скорейшего реформирования системы выдачи лекарств, выделить финансирование, приобрести оборудование и программы, организовать логистику и определить должностных лиц, ответственных за обеспечение нормальной работы

2.5. Следствием не всегда продуманной оптимизации системы здравоохранения является сокращение аптечной сети для льготников.

Профильным учреждениям следует проанализировать ее наличие и доступность во всех регионах и принять необходимые меры.

Целесообразно установить персональную ответственность руководства федеральных и региональных учреждений управления и надзора за устранение всех этих недочетов

3. Проблема доступности качественных российских лекарств в сравнении с зарубежными

На мой взгляд, это является одной из важнейших проблем лекарственного обеспечения, и тем более, льготников. В России производится очень много лекарств, некоторые из которых могут успешно заменить иностранные. Но зарубежные препараты нередко дешевле отечественных. Почему так происходит?

Отечественные лекарства должны быть доступными, и фармацевтическим компаниям нужно установить приемлемую стоимость хотя бы на основные лекарства из списка жизненно важных.

Профильным учреждениям государственного управления и надзора следует наладить постоянный контроль за наличием и доступностью эффективных отечественных препаратов во всех аптеках.

Следует проработать конкретные меры по стимулированию приоритетного использования таких препаратов в сравнении с иностранными. Какие конкретно – давайте обсудим.