Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

СПЧ подвел итоги конкурса по решению проблем утилизации мусора, объявленного на рубеже 2017/2018 года

21 Марта 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека подвел итоги конкурса по решению проблем утилизации мусора, объявленного на рубеже 2017/2018 года.

Всего в конкурсе было представлено около ста работ из 20 регионов страны и из других стран.

Подавляющее большинство работ касались темы сокращения образования отходов, развития раздельного сбора и переработки мусора. Авторы также делали акцент на то, что решение проблемы отходов невозможно без широкого вовлечение населения и его просвещения.

На конкурс поступило очень много локальных инициатив: от производства рам для велосипедов из ПЭТ-бутылок, до проекта по переработке органических отходов с помощью вермикомпостирования.

Во многих представленных работах подвергался критике явно поспешный, непродуманный и затратный подход по мусоросжиганию.

Высказывалось недоумение наличием национального проекта «Чистая страна» по сжиганию колоссального объема бытовых отходов (30 % отходов Московского региона и 100 % отходов Казани) при отсутствии стратегического проекта по уменьшению их образования и переработке. Ведь при наличии необходимых мощностей по переработке могут сжигаться только опасные и непригодные к вторичному использованию отходы.

Постоянная комиссия СПЧ по экологическим правам признала наиболее проработанными и следующие предложения:

1. Игорь Бабанин (ООО "Точка сбора", Санкт-Петербург). В данной работе приведено технико-экономическое обоснование достижения "Нуля отходов" в национальном масштабе. В работе приведены параметры необходимого оборудования и финансовых затрат в расчете на максимальное снижение объема захораниваемых/сжигаемых отходов.

2. Ольга Широбокова (движение "Зеленый паровоз", Ижевск). В данной работе представлен обзор международных практик, переложенных на реалии России предложениями конкретных действий по их реализации.

3. Татьяна Честина (движение "Эка", Москва). В данной работе предложена комплексная программа по вовлечению населения в раздельный сбор отходов на национальном уровне.

4. Варвара Яровая (Санкт-Петербург). В данной работе представлены предложения по пересмотру территориальных схем, введение раздельного сбора органики и расширенная ответственность производителей для органики с последующим шагами по обращению с органическими отходами.

5. Анастасия Шкаберина. В данной работе представлены шаги по облегчению процедуры раздельного сбора отходов, основанное на личном опыте, которое может сильно облегчить вовлечение населения в РСО.

6. Сергей Смоленцев. В данной работе представлен проект организации РСО в конкретном населенном пункте.

7. Павел Катаев (Маяпур, Индия). В данной работе предлагается рассмотреть комплексный подход к решению проблемы ТКО и переадресации их со свалки в полезное использование на примере проекта, реализованного в городе Маяпур, Индия.

8. Ульяна Баркова (Московская область). В данной работе рассмотрена альтернативная система движения потоков ТКО и их утилизации на примере подмосковных городов.

9. Вячеслав Черников, М. Немцова и др, куратор проекта Д.Н. Кавтарадзе  (ШЭК "Репное", Воронеж)Данная работа интересна тем, что строит ситуационные модели и может быть частично или полностью использована при внедрении реальной системы обращения с отходами. В работе использованы методы системной динамики и моделирования, необходимые при разработке механизмов качественного функционирования системы обращения с отходами, а также проведения дополнительных оценок экологических рисков и верификации со стороны экспертов в сфере обращения с отходами.

10. Елена Отто-Басова (Германия). В данной работе представлены шаги по вовлечению населения не только в процесс обращения с отходами, но и в процесс импортозамещения, снижения транспортного плеча и углеродного следа.

11. Дмитрий Злобин (Красноярск). В данной работе представлен набор предложений разного уровня по решению проблемы ТКО с учетом особенностей Сибири.

В очень многих представленных работах критике подвергался подход мусоросжигания. Так, сейчас есть проект, который предлагает строительство мусоросжигательного завода с мощностью, достаточной для переработки 30% отходов Московского региона (по массе) и 100% отходов Казани. При этом после сжигания образуются вторичные отходы сжигания в размере 8–12% от объема поступления, значит объем захораниваемых отходов уменьшится на 27 и 90% соответственно.

Во второй половине апреля в рамках подготовки доклада главе государства Совет планирует провести рабочее совещание с участием специалистов профильных органов власти и экспертов. К участию в этом совещании будут приглашены победители конкурса.

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter