Комитет Госдумы по строительству доложил о решении ситуации со статусом дачных построек вблизи газопроводов

Совет по правам человека неоднократно поднимал вопрос о нарушении прав дачников, чьи строения оказались под угрозой сноса из-за близости к газопроводу. Проблема рассматривалась на "Прямой линии" с Президентом в июне 2017 года. Тогда глава государства сказал, что от людей, которые уже построили дома на спорной территории, нужно отстать и дать им жить спокойно. 

25 июня 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил информацию Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству в отношении того, как решается ситуация со статусом дачных построек, расположенных вблизи газопроводов. 

Совет неоднократно получал коллективные письма от владельцев земельных участков, чьи строения после смены нормативов оказались в незаконной близости к трубопроводному транспорту, из-за чего над ними нависла угроза сноса. Совет поднимал вопрос о нарушении прав данной категории собственников. Проблема эта также получила вектор для разрешения на "Прямой линии" с Президентом в июне 2017 года. Тогда глава государства сказал, что от людей, которые уже построили дома на спорной территории, нужно отстать и дать им жить спокойно. 

Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству отметил, что проблема, к которой сейчас вновь вернулся СПЧ на основании коллективной жалобы владельцев дачных участков в СТН "Золотой Ранет", является крайне актуальной на всей территории Российской Федерации.

В целях устранения данной проблемы в Государственную Думу внесен и 12 декабря 2017 года принят в первом чтении проект федерального закона № 302180-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования осуществления градостроительной деятельности и установления зон с особыми условиями использования территории".

Законопроект направлен на решение задач в сфере градостроительной деятельности и на правовое регулирование вопросов установления зон с особыми условиями использования территорий, определения их режима и установления их границ.

Ответственным комитетом по данному законопроекту является Комитет Г осударственной Думы по транспорту и строительству. Соисполнителями по законопроекту являются Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по культуре, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, Комитет

Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Комитет Государственной Думы по энергетике.

В настоящее время Комитетом ведется подготовка указанного законопроекта к рассмотрению во втором чтении.

В целях подготовки законопроекта во втором чтении и соблюдения баланса интересов лиц, затрагиваемых вводимыми положениями законопроекта, осуществляется доработка законопроекта с участием профильных комитетов Государственной Думы и представителей всех заинтересованных сторон.

В этой связи пожелания Совета по правам человека, касающиеся обеспечения прав и интересов граждан, по возможности будут учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.

Положения законопроекта предусматривают ряд существенных изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации по различным направлениям (в том числе, в части подготовки карт градостроительного зонирования, требований к составу проектной документации, порядка проведения экспертизы проектной документации, ведения государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и др.).

При этом основные изменения, предлагаемые законопроектом, касаются установления зон с особыми условиями использования территории.

К таким зонам предлагается отнести зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия, охранные зоны объектов электроэнергетики, трубопроводного транспорта, линий и сооружений связи, объектов обороны страны и безопасности государства, железных дорог, особо охраняемых природных территорий, придорожные полосы автомобильных дорог, приаэродромные территории, водоохранные, санитарно-защитные, рыбоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, зоны минимальных расстояний до объектов трубопроводного транспорта и др.

В этих целях законопроектом предлагается установить единые подходы к зонам с особыми условиями использования территории, в том числе, в части порядка установления (изменения, прекращения существования) зон с особыми условиями использования территории, а также порядка возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории.

Необходимо отметить актуальность вводимых положений в связи с большим количеством жилых домов и иных объектов, расположенных в зонах минимально допустимых расстояний от магистральных трубопроводов.

Судебная практика складывается таким образом, что такие дома признаются в судебном порядке самовольными постройками и подлежат сносу, даже несмотря на выданные в установленном порядке разрешительные документы.

При этом иски граждан о возмещении убытков в связи с таким сносом, предъявляемые как к субъектам естественных монополий, владеющим трубопроводами, так и к органам, выдавшим разрешения, не удовлетворяются ввиду отсутствия прямых норм закона, позволивших бы обязать возместить гражданам нанесенные убытки.

В этой связи важнейшей новацией законопроекта является введение ответственности лиц, в пользу которых устанавливались такие зоны, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления за выданные ими разрешительные документы.

При этом одним из наиболее социально значимых вопросов является вопрос регулирования отношений, связанных со сносом домов и возмещением убытков гражданам в отношении уже существующих трубопроводов и охранных зон.

Законопроект предусматривает достаточно сложную структуру регулируемых отношений, позволяющую сохранить объекты недвижимости в случае отсутствия опасности для жизни граждан, угрозы безопасности полетов или безопасной эксплуатации опасных объектов, либо, если такая опасность или угроза существует, предоставляет гражданам право требовать выкупа своего земельного участка и объекта недвижимости или возмещения убытков в связи с установлением такой зоны.

Предлагаемая законопроектом фиксация ответственности органов власти за принятые ранее решения является логичным развитием уже действующих положений гражданского законодательства о возмещении убытков в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Необходимость принятия законопроекта, в том числе, обусловлена отсутствием в действующем законодательстве эффективных правовых механизмов, обеспечивающих возможность использования гражданами зданий и сооружений, не относящихся к магистральным трубопроводам и расположенных в пределах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов, защиты их имущественных интересов и прав.