Глава СПЧ Михаил Федотов прокомментировал проект ФЗ о так называемых "СМИ - иностранных агентах"

Председатель Совета  при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов раскритиковал проект федерального закона о так называемых "СМИ - иностранных агентах", заметив, что "эти юридические турусы на колесах являются неизбежным результатом преследования российских государственных СМИ в США".

3 июля 2018

Председатель Совета  при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов раскритиковал проект федерального закона о так называемых "СМИ - иностранных агентах", заметив, что "эти юридические турусы на колесах являются неизбежным результатом преследования российских государственных СМИ в США".

3 июля в Комитете Государственной Думы по информационной политике обсуждается проект федерального закона о внесении изменений в Закон РФ "О средствах массовой информации» и в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Он является своего рода дополнением к федеральному закону от 25 ноября 2017 года, который впервые ввел понятие "СМИ - иностранный агент". 

"Давайте вспомним, что ноябрьский закон появился не на пустом месте, - отметил глава СПЧ Михаил Федотов. - Он стал ответом на недружественные действия американских властей, потребовавших от телеканала "Russia Today" признать себя иностранным агентом со всеми вытекающими последствиями для его сотрудников и авторов. Российские власти вполне могли бы не изобретать новых законов, а воспользоваться статьей 55 Закона о СМИ, которая разрешает правительству вводить ответные ограничения в отношении корреспондентов тех стран, в которых имеются специальные ограничения для российских журналистов. Введение ответных адекватных ограничений было бы вполне обоснованным и справедливым. 

Но парламентарии зачем-то решили написать и принять специальный закон. Выбрав этот путь, они быстро, но крепко запутались в базовых понятиях отечественного законодательства о СМИ и об НКО. В ноябрьском законе они написали, например, что иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента, это иностранное юридическое лицо, получающее финансирование из иностранного источника и распространяющее массовую информацию. Но, во-первых, СМИ - это форма периодического распространения массовой информации, а юридическим лицом может быть только организация, осуществляющая его производство и выпуск. Иными словами, они перепутали объект и субъект права, создав юридическую коллизию наподобие короткого замыкания. Во-вторых, под придуманное парламентариями  определение подходят все СМИ всего мира, что лишает его всякого смысла. Спасибо Минюсту России, который правильно понял не высказанную интенцию законодателя и включил в реестр так называемых "СМИ - иностранных агентов" только 9 американских государственных СМИ. 

Новый законопроект никоим образом не исправляет ошибки ноябрьского закона, а, напротив, только усугубляет их. Например, в статью 6 Закона о СМИ предлагается вписать норму, позволяющую признавать физических лиц иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они отвечают ряду признаков, среди которых - "юридическое лицо". Как физическое лицо может быть юридическим лицом, известно, видимо, только авторам законопроекта. И таких нелепиц в законопроекте множество. Но я не вижу большого смысла разбирать его недостатки. Лучше сосредоточиться на том, чтобы добиться для российских журналистов, работающих в США, нормальных условий их профессиональной деятельности. Тогда и ноябрьский закон и новый законопроект должны будут уйти в прошлое, как благополучно ушел в прошлое бессмысленный "закон о блогерах", принятый с большим шумом в мае 2014 года и стыдливо признанный утратившим силу в июле 2017 года".