Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Совет просит Госдуму доработать и принять законопроект об обеспечении жильем детей-сирот, подготовленный ко второму чтению

11 Июля 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня обратился в Государственную Думу в связи с законопроектом № 352096-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 

Документ разработан в целях совершенствования механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, формирования единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышения государственных гарантий защиты их жилищных прав и завтра, 12 июля, должен быть поставлен на второе чтение. 

Об актуальности и социальной значимости проблематики законопроекта свидетельствуют многочисленные обращения в адрес Президента Российской Федерации, органы исполнительной власти, правоохранительные органы и в СПЧ. На необходимость принятия скорейших мер по решению проблемы обеспечения жильем детей-сирот и усиления гарантий защиты их жилищных прав указывал и глава государства.

К сожалению, при подготовке законопроекта ко второму чтению не получил поддержки Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей ряд поправок, внесенных представителями обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, направленных на решение острейших проблем в сфере обеспечения жильем детей-сирот. 

Крайне важным, по мнению членов СПЧ,  является предложение законодательно установить право на обеспечение жильем лиц, которые относились к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но из-за незнания о своем праве на льготное обеспечение жильем и порядка реализации этого права не были своевременно до 23 лет поставлены на жилищный учет или с 1 января 2013 г. не были включены в соответствующие региональные списки. К сожалению, сейчас таким выпускникам специализированных учреждений отказывают в предоставлении жилья.

Также вызывает глубокую озабоченность и категорическое несогласие возложение на детей-сирот ответственности за ненадлежащее выполнение обязанностей по обеспечению их жилищных прав администрацией образовательных и иных учреждений, в которых они обучались и (или) воспитывались, а также опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства в период их несовершеннолетия. Данная проблема активно обсуждалась Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в начале 2012 г. при принятии законопроекта, устанавливающего новый порядок обеспечения жильем детей-сирот, и не возникло сомнений в необходимости урегулировать эту проблему и защитить своевременно не реализованные жилищные права сирот.

К сожалению, механизм правоприменения данной нормы оказался нереализуемым: право на жилье за сиротой сохраняется независимо от его возраста лишь при условии, что до 23 лет он был принят на жилищный учет или включен в список, если же этого не произошло, выпускник специализированного учреждения утрачивает льготное право на жилье. Вновь предлагаемая поправка не приведет к расширению категории подлежащих обеспечению жильем сирот, поскольку речь идет лишь о тех, кому государство ранее уже гарантировало предоставление жилья, и свою обязанность не выполнило. Список может увеличиться незначительно, т.к. в него попадут лишь имевшие право на получение жилья по прежнему законодательству, и это будет устанавливаться в судебном порядке. Причем лишь те из них, кто до настоящего времени не решил свой жилищный вопрос, и может считаться необеспеченным жильем.

Не получила поддержки поправка о невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
- в ранее занимаемом жилом помещении, где живут их бывшие усыновители, а усыновление отменено (т.к. это совершенно посторонние для сироты лица);
- в жилом помещении, где проживают лица, не являющиеся членами семьи сироты (там невозможна социальная адаптация); - с третьими лицами, если сирота страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно не только в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, но и в признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям (даже без признания непригодным для проживания: например, если заключением Роспотребнадзора установлено несоответствие жилого помещения требованиям СанПиН).

Однако, принимаемым законопроектом предлагается изъять вторую часть указанной нормы и оставить только случаи, когда жилье сирот признано непригодным для проживания.

Несмотря на необходимость социализации проживание, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законопроектом устанавливается норма, позволяющая расторгать с сиротами в судебном порядке договоры найма специализированного жилья, в т.ч., в связи с неуплатой в течение 1 года коммунальных услуг. Введение данной нормы представляется поспешным: следует сократить до минимума основания расторжения с сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, жилье детям-сиротам должно предоставляться сразу по достижении ими 18 лет, однако, в реальности, из-за нехватки средств предоставление происходит через 3, а то и через 10-15 лет.

В ряде регионов принимаются меры для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временным жильем или компенсируются расходы за поднаем жилья. К сожалению, отклонена поправка, предоставляющая субъектам Российской Федерации такую возможность на основании положений федерального закона, что могло бы позволить бы региональным властям изыскивать бюджетные средства для обеспечения временного проживания сирот в благоустроенных жилых помещениях до наступления момента их обеспечения жильем из спецжилфонда.

Комитетом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей не поддержано предложение о предоставлении субъектам Российской Федерации права по установленным федеральным законом основаниям сокращать с 5 до 3 лет срок специализированного найма жилья сиротам, которые достигли возраста 23 лет, адаптировались, имеют семью, детей, самостоятельный заработок, добросовестно исполняют свои обязанности по договору найма специализированного жилого фонда.

Ограничения в использовании жилья, предоставляемого детямсиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оправданы и преследуют цель содействовать социальной адаптации выпускников детских домов, оградить их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Вместе с тем, представляется, что ограничения должны быть разумны и не препятствовать адаптированным сиротам в возможности смены жилья при трудоустройстве с переездом в другой регион, создании семьи и т.д.

Отклонена поправка, которой предложено из норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление дополнительных гарантий детям-сиротам, исключить понятие «ранее занимаемые жилые помещения», отсутствующее в Жилищном кодексе Российской Федерации и создающее ненужную путаницу на практике, позволяя трактовать это понятие неоправданно широко.

Правила контроля за использованием, сохранностью, распоряжением занимаемыми детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилыми помещениями, за обеспечением их надлежащего санитарного и технического состояния, должен устанавливаться Правительством Российской Федерации или профильным федеральным органом исполнительной власти, но не законодательством субъектов Российской Федерации. В важнейшем вопросе защиты имущественных прав детей-сирот критерии и гарантии должны быть едиными, независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации за сиротой сохранено жилое помещение. Однако и эта поправка не нашла поддержки.

Учитывая высокую социальную значимость законопроекта для одной из наиболее уязвимых категорий граждан, Совет просит председателя Государственной Думы Вячеслава Володина дать поручение о проработке указанных замечаний при подготовке законопроекта ко второму чтению, провести дополнительное обсуждение поправок и принять законопроект в самое ближайшее время.

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2018 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter