Проблемы НКО

Совет по правам человека призывает отклонить законопроект об НКО, занимающихся ВИЧ-профилактикой

Согласно экспертному заключению СПЧ,  законопроект противоречит целям развития гражданского общества,  целям защиты прав и свобод человека и гражданина и объективно направлен на борьбу не с ВИЧ-инфекцией в России и не с незаконными методами ее профилактики, а с НКО, получающими финансирование из иностранных источников.

13 сентября 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека одобрил Экспертное заключение на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". 

По итогам проведенного правозащитниками анализа, Совет пришел к выводу о нецелесообразности его поддержки по следующим основаниям.

Во-первых, законопроект противоречит целям развития гражданского общества, поскольку создает неоправданные трудности для работы некоммерческих организаций.

Во-вторых, законопроект противоречит целям защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку препятствует укреплению гарантий права на охрану здоровья, не стимулирует структуры гражданского общества к борьбе с ВИЧ/СПИД.

В-третьих, законопроект объективно направлен на борьбу не с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и не с незаконными методами ее профилактики, а с НКО, получающими финансирование из иностранных источников, и со структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

Учитывая изложенные выше соображения, Совет по правам человека рекомендует Правительству Российской Федерации отклонить данный законопроект.

Экспертное заключение СПЧ направлено Общественную палату Российской Федерации, Министерства юстиции, Министерство здравоохранения и Правительство Российской Федерации.  


 

Экспертное заключение на проект Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в соответствии с подпунктом «д» пункта 4 Положения о Совете, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 120 (в ред. от 26.11.2015), организовал экспертизу подготовленного Минюстом России проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (далее – законопроект), с точки зрения его соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Законопроектом вводятся специальные условия деятельности некоммерческих организаций (далее – НКО) по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, если эта деятельность финансируется из иностранных источников. Предусматривается обязательное согласование программ и мероприятий в сфере предупреждения (профилактики) распространения ВИЧ-инфекции с уполномоченным органом исполнительной власти. В случае отказа в согласовании таких программ и/или мероприятий организация обязана незамедлительно прекратить их реализацию. Несоблюдение такого запрета влечет ликвидацию НКО. При этом в законопроекте не определены основания, по которым уполномоченный орган исполнительной власти может принять решение о запрете осуществления указанных программ и/или мероприятий.

Оценивая законопроект с точки зрения его соответствия целям развития гражданского общества, защиты прав и свобод человека и гражданина, Совет приходит к выводу о нецелесообразности его поддержки по следующим основаниям.

Во-первых, законопроект противоречит целям развития гражданского общества, поскольку создает неоправданные трудности для работы некоммерческих организаций (далее – НКО).

Во-вторых, законопроект противоречит целям защиты прав и свобод человека и гражданина, поскольку препятствует укреплению гарантий права на охрану здоровья, не стимулирует структуры гражданского общества к борьбе с ВИЧ/СПИД.

Российские НКО в течении десятилетий работают в области профилактики ВИЧ, в том числе при поддержке иностранных и международных организаций. Эта деятельность поддерживается государством как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. В частности, Главным государственным санитарным врачом РФ в ежегодно издаваемых постановлениях о мерах по профилактике ВИЧ всегда отмечается необходимость поддержки НКО, работающих в этой сфере (см.: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.04.2005 г. № 16, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2012 г. № 16 и др.).

В Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2016 г. № 2203-р, констатируется, что ухудшение эпидемиологической ситуации в Российской Федерации происходит за счет роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, распространения ВИЧ-инфекции за пределы ключевых групп населения (группы населения повышенного риска, уязвимые и особо уязвимые группы населения), а также высокого риска развития осложнений и смерти от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией (туберкулез, гепатиты В и С), и синдрома приобретенного иммунодефицита.

При этом в Государственной стратегии отмечается важность вовлечения в реализацию программ по противодействию распространения ВИЧ-инфекции гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. Проект же, напротив, ограничивает возможность участия некоммерческих организаций в противодействии эпидемии ВИЧ. Принятие законопроекта повлечет ухудшение положения больных ВИЧ-инфекцией и осложнение санитарно-эпидемиологической ситуации в стране.

В-третьих, законопроект объективно направлен на борьбу не с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации и не с незаконными методами ее профилактики, а с НКО, получающими финансирование из иностранных источников, и со структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Именно этим объясняется тот факт, что законопроект разработан Минюстом России, а не Минздравом России. Из законопроекта следует, что те же самые программы и мероприятия, финансируемые из российских источников, не требуют согласования с уполномоченным органом исполнительной власти. Именно поэтому законопроект обходит молчанием вопрос о том, что может быть причиной отказа в согласовании. Тем самым нарушается не только конституционный принцип равенства общественных объединений и свободы их деятельности, но и причинно-следственная связь между характером финансирования и результатами деятельности.

В пояснительной записке к законопроекту не указывается, чем вызвана необходимость введения разрешительного порядка в отношении программ профилактики ВИЧ, осуществляемых НКО за счет средств иностранного источника. Если Минздрав России посчитает и обоснует, что какие-то программы профилактики ВИЧ/СПИД – вне зависимости от источников финансирования – наносят тот или иной вред интересам личности, общества или государства, то, безусловно, со стороны законодателя могут быть предприняты адекватные меры по предотвращению и пресечению такого вреда.

Такой подход вполне соответствовал бы статье 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако в законопроекте специальный разрешительный порядок ставится в зависимость не от содержания той или иной программы или мероприятия по борьбе с ВИЧ/СПИД, а от наличия или отсутствия иностранного финансирования, которое само по себе источником вреда быть не может.

Учитывая изложенные выше соображения, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рекомендует Правительству Российской Федерации отклонить данный законопроект.

 

Экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 12 сентября 2018 года.

 

Председатель Совета   М.Федотов