Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Евгений Бобров на Российском муниципальном форуме рассказал о работе СПЧ по проблемам утилизации ТКО

20 Сентября 2018

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров принимает участие в XVIII Российском муниципальном форуме, который проходит с 20 по 22 сентября в Анапе.

В повестке дня мероприятия – актуальные вопросы развития местного самоуправления, аспекты законодательного регулирования данной сферы, повышения эффективности деятельности местной власти. Форум собрал представителей органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных, научных, консалтинговых, общественных и других организаций и проводится при поддержке профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Всероссийского Совета местного самоуправления.

В ходе пленарного заседания по теме "Государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" Евгений Бобров представил доклад "Учет мнения населения при размещении объектов 1 и 2 классов опасности (мусоросжигательные заводы) в муниципальных образованиях".


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по механизму обеспечения учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов (пункт 2 поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. № Пр-2436)

Объекты, используемые для переработки, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов, относятся к высокому классу опасности, в связи с чем их место размещения непосредственно затрагивает интересы жителей близлежащих населенных пунктов, прямо влияя на реализацию права на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Поэтому принятие решения о строительстве таких объектов требует использования форм учета мнения, предполагающих непосредственное и обязательное для исполнения волеизъявление населения соответствующей территории.

Иное превращало бы местные сообщества в объект деятельности по обращению с отходами, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции РФ).

Поскольку размещение объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов, требует всесторонней проработки и обсуждения с населением, механизм учета мнения граждан должен предусматривать два этапа: информирование жителей о проекте с его публичным обсуждением и принятие населением решения, обязательного к исполнению.

На первом этапе осуществляется информирование и публичное обсуждение с жителями и иными заинтересованными лицами проекта размещения объекта, подверженного высокому риску негативного воздействия на окружающую среду, путем проведения публичных слушаний или общественных обсуждений в существующих процедуре и формате.

На соответствующем сайте в сети Интернет заблаговременно размещается вся документация о предполагаемом строительстве, представляется проект, проводится его экспозиция и организуется обсуждение, в случае проведения публичных слушаний проводится собрание или собрания участников.

В обсуждении участвуют местные жители, постоянно проживающие на территории, на которой предполагается строительство объекта, используемого для переработки (обработки, утилизации, обезвреживания) и захоронения ТКО, правообладатели находящихся в границах данной территории объектов недвижимости, избранные на данной территории депутаты и иные выборные должностные лица органов местного самоуправления, представители территориального общественного самоуправления, а также специалисты.

В связи с отсутствием в действующем законодательстве механизма учета рекомендаций, высказанных на публичных слушаниях и общественных обсуждениях, необходим второй этап - принятие непосредственно населением

решения по вопросу о строительстве объекта, используемого для переработки твердых коммунальных отходов, путем проведения:

- схода граждан соответственно городского либо сельского поселения, или отдельного населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, на территории которого предполагается строительство вышеназванного объекта, - в каждом из поселений (населенных пунктов) с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек, либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, на территории или в непосредственной близости от которого предполагается строительство вышеназванного объекта;

- местного референдума - в городском поселении, городском округе, внутригородском районе городского округа с внутригородским делением, внутригородской территории (внутригородском муниципальном образовании) города федерального значения, на территории которого предполагается строительство вышеназванного объекта, с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 500 человек.

Для реализации изложенных предложений необходимо внести изменения:

1. В статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дополнив возможностью проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, являющихся основанием выбора мест размещения и строительства объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов, а также по проектам строительства данных объектов;

2. В Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- дополнить перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа и внутригородского района участием в деятельности по выбору мест размещения и согласованию проектов строительства объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов (статьи 14, 15, 16 и 16.2.);

- уточнить полномочия схода граждан и возможность проведения сходов в нескольких поселениях либо населенных пунктах, на территории которых либо в непосредственной близости от которых планируется строительство объекта, используемого для переработки твердых коммунальных отходов (статья 25.1.);

- предусмотреть возможность проведения местного референдума на части территории муниципального образования (часть 2 ст. 22).

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2021 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter