Совет по правам человека предлагает уточнить и расширить законопроект о частичной декриминализации статьи 282 УК РФ

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял экспертное заключение на законопроект, предполагающий частично декриминализировать ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). В документе предлагаются расширения и уточнения.

5 декабря 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека принял экспертное заключение на законопроект "О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об уточнении ответственности за действия, связанные с возбуждением ненависти либо вражды, а также с унижением человеческого достоинства), предполагающий частично декриминализировать ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В документе предлагаются расширения и уточнения.



ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
на проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации»
(законопроект № 558345-7)

 

Представляется, что законопроект № 558345-7 отражает и обобщает серьезную работу по анализу правоприменительной практики, проведенную экспертным сообществом в последние годы. По сути дела, это шаг навстречу целому ряду пожеланий, высказанных и рядом депутатов, и многими юристами. Дефект нынешней антиэкстремистской политики состоял в том, что она стала слишком широкой, не сфокусированной на реальных угрозах. Это порождало ряд негативных побочных эффектов, среди которых – чрезмерные ограничения прав граждан, и недостаточность, из-за распыления ресурсов, противодействия самым опасным и организованным формам экстремизма.

Вместе с тем, проект о частичной декриминализации ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) может быть уточнен и расширен.

Во-первых, следует изменить сам состав ст. 282 УК РФ.

1. Из состава ст. 282 УК РФ следует исключить элемент «унижения достоинства» по разным групповым признакам, оставив его только в составе добавляемой ст. 20.3.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ): унижение достоинства людей, в том числе о причине их религиозных или иных убеждений, бесспорно, предосудительно, но его общественная опасность сопоставима с оскорблением, декриминализованным несколько лет назад, что не вызвало ни протестов в обществе, ни проблем в правоприменении.

2. И в УК РФ, и в КоАП РФ следует отказаться от понятия вражды к «определенной социальной группе». Хотя, очевидно, что замысел законодателя можно было понять: речь шла о защите некоторых уязвимых групп, не перечисленных прямо в ст. 282 УК РФ и иных нормах. Но данный замысел воплощен не был. И это, следует признать, является неизбежным следствием того, что термин «социальная группа» не имеет строго определенного значения ни в законе, ни в социальных науках, что лишает норму закона столь необходимой для нее правовой определенности, и порождает различные злоупотребления.

3. Наконец, вполне возможно предусмотреть для ст. 282 УК РФ административную преюдицию после двух правонарушений в течение года, а не одного. Для сравнения, в ст. 212.1 УК РФ предполагается совершение двух правонарушений в течение даже полугода. Нам известны возражения со стороны представителей правоохранительных органов: по их мнению, дела о публичных высказываниях расследуются сложнее и дольше из-за необходимости привлечения экспертизы, и поэтому даже однократная преюдиция может быть существенным препятствием для осуществления правосудия. Но мы уверены, что в подавляющем большинстве случаем научная экспертиза вменяемых высказываний совершенно не требуется: их содержание просто, адресовано самой широкой аудитории и может быть отлично понято оперативными сотрудниками, следствием и судом без помощи академических экспертов.

Учет данных замечаний, как представляется, позволил бы с большей степенью вероятности достичь целей правового регулирования и в нужной мере скорректировать нынешнюю правоприменительную практику.

Настоящее экспертное заключение принято членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 5 декабря 2018 г.

 

Председатель Совета М.Федотов