Обнародованы Рекомендации Совета по правам человека по итогам выездного заседания в Воронежской области
В ходе выездного заседания члены Совета провели прием граждан, посетили социальные, медицинские, детские и пенитенциарные учреждения Воронежа, а также Бобровского Лискинского, Новохоперского, Павловского и Семилукского районов Воронежской области и встретились с представителями целого ряда общественных и некоммерческих организаций.
15 февраля 2019РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам 25-го выездного заседания в Воронежской области
25-27 июля 2018 г.
25-27 июля 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) провел 25-е выездное заседание в Воронежской области.
В ходе выездного заседания члены Совета посетили социальные, медицинские, детские и пенитенциарные учреждения Воронежа, а также Бобровского Лискинского, Новохоперского, Павловского и Семилукского районов Воронежской области встретились с представителями экологических, наблюдательских и правозащитных общественных организаций, средств массовой информации, руководством судов и правоохранительных органов Воронежской области, представителями Избирательных комиссий Воронежской области, провели прием граждан. Также в ходе работы состоялись «круглые столы» по вопросам развития НКО и общественного контроля, соблюдения избирательных прав и прав малочисленных народов Воронежской области, а также по вопросу признания Воронежа городом-героем.
Итоги работы в регионе были подведены на расширенном заседании Совета с участием Временно исполняющего обязанности Губернатора Воронежской области А.В.Гусева, Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Т.Д.Зражевской, представителей федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.
По итогам выездного заседания Совет принял настоящие Рекомендации.
Раздел I. В части развития некоммерческих организаций
в Воронежской области
В ходе выездного заседания члены Совета Н.Л.Евдокимова, М.Ф.Полякова и И.Г.Шаблинский провели ряд «круглых столов», посвященных вопросам государственной поддержки некоммерческих организаций (НКО) в Воронежской области и участия представителей НКО в координационных, экспертных и общественных советах при органах государственной власти Воронежской области.
1.Государственная поддержка НКО в Воронежской области
В области действует закон[1], в соответствии с которым государственная поддержка оказывается социально ориентированным НКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
- оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
- профилактика социально опасных форм поведения граждан;
- благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности и т.д.
Порядок ежегодного предоставления субсидий из бюджета Воронежской области социально ориентированным НКО регулируется Положением о предоставлении субсидий[2], в котором установлены следующие правила:
- размер субсидии, предоставляемой одной социально ориентированной НКО, не может превышать 50% от общего объема средств, утвержденных соответствующему уполномоченному органу на соответствующие цели;
- уполномоченные органы формируют ведомственные реестры недобросовестных социально ориентированных НКО;
- уполномоченными органами создаются конкурсные комиссии по отбору программ (проектов) социально ориентированных НКО для предоставления субсидий из бюджета Воронежской области.
Составы конкурсных комиссий формируются из представителей: уполномоченных органов, Общественной палаты Воронежской области; самих НКО и коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность.
Постановлением Правительства Воронежской области и ведомственными приказами, предусмотрен порядок ведения ведомственных реестров недобросовестных социально ориентированных некоммерческих организаций. Однако данная практика региона является избыточной. Согласно ст. 31.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки должен содержать информацию (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.
Проанализировав реестр получателей поддержки Департамента здравоохранения Воронежской области за последние 3 года, можно сделать вывод, что наибольшей поддержкой пользовалась Воронежская областная благотворительная организация "Общие дети", которая получила в 2014-2017 гг. 794 500 рублей, что составляет 47,48% от общей суммы выделенных средств. Формально размер субсидии, предоставляемой данной организации, не превышает 50% от общего объема средств, но такое распределение средств вызывает вопросы, хотя социальные услуги, оказываемые этой организацией, являются высоко значимыми.
Отдельный порядок получения субсидий установлен для Воронежского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Воронежской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» и АНО «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций Воронежской области «Воронежский Дом НКО»[3]. Это соответствует законодательству, согласно которому у регионов и муниципальных образований есть отдельные полномочия по взаимодействию с организациями инвалидов и ветеранов. Другое дело, что должна быть обеспечена прозрачность распределения средств этим организациям, оценка эффективности и подотчетность.
Во исполнение Рекомендаций Постоянной комиссии по развитию НКО Совета, принятых по результатам выездного заседания в Воронежской области 22-23 мая 2017 г., было утверждено Положение[4] о предоставлении грантов в форме субсидий социально ориентированным НКО на конкурсной основе.
В Воронежской области также действует нормативный правовой акт[5], в соответствии с которым социально ориентированным НКО может быть передано во владение или пользование государственное имущество, свободное от прав третьих лиц. Однако перечень такого имущества до сих пор не опубликован. Из 30 НКО, получивших имущество в безвозмездное пользование в Воронежской области, только 2 являются правозащитными: Воронежское региональное общественное движение по правам человека «Закон» и Благотворительный фонд «Интернациональный проект Молодежное правозащитное Движение». Среди остальных получателей – организации, объединяющие инвалидов, ветеранов силовых ведомств, занимающиеся спортом, культурой и образованием.
Реестры поставщиков социальных услуг в Воронежской области, а также реестр социально ориентированных НКО, получающих государственную поддержку, ведет Департамент социальной защиты Воронежской области. Из 116 организаций, включённых в Реестр поставщиков социальных услуг, только 8 являются НКО. Сводный реестр социально ориентированных НКО - получателей государственной (областной) поддержки на сайте Департамента не представлен, хотя это предусмотрено региональным законодательством.
Таким образом, в Воронежской области наличествует комплекс нормативных правовых актов, регулирующих взаимодействие НКО с органами государственной власти. Однако в регионе поддерживаются преимущественно социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области социального обслуживания и социальной поддержки населения. К сожалению, среди победителей конкурсов на предоставление субсидий отсутствуют проекты, направленные на развитие гражданского общества и общественного самоуправления, хотя деятельность по защите прав человека отнесена законом к видам деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
Решение о предоставлении льгот НКО по налоговым (неналоговым) платежам, зачисляемым в бюджет г.о. Воронеж, принимается Воронежской городской Думой с учетом рекомендаций по данному вопросу Экспертного совета по предоставлению льгот по налоговым и неналоговым платежам при Администрации г.о. Воронеж. Из 11 членов Экспертного совета 7 являются сотрудниками городской администрации, 3 – депутатами Воронежской городской Думы и 1 – сотрудником УФНС России по Воронежской области. Ни одного представителя общественности в Экспертном совете нет.
Крупнейшими получателями субсидий из бюджета г.о. Воронеж являются:
- Воронежское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов вместе с их районными организациями;
- Областное государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по футболу «Факел»;
- Негосударственное образовательное учреждение «Магистраль» (Автошкола);
- Воронежское отделение областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Таким образом, поддержку из бюджета г.о. Воронеж организации, осуществляющие деятельность по защите прав горожан, практически не получают. Как и в случае с областным бюджетом, в числе основных получателей – организации инвалидов и ветеранов, занимающиеся спортом, культурой и образованием.
2. Участие представителей НКО в координационных и общественных советах при органах власти Воронежской области.
2.1. Актуальные практики Воронежской области в части взаимодействия с НКО
В 2012 году по инициативе Губернатора Воронежской области А.В.Гордеева было сформировано неформальное региональное объединение «Большой совет некоммерческих организаций Воронежской области», который стал координирующим органом для взаимодействия исполнительных органов власти с «некоммерческим сектором». 7 марта 2013 г. состоялось первое общее собрание «Большого совета НКО. Совет осуществляет свою деятельность по двум основным направлениям – работа с людьми и работа с проектами. Первое подразумевает поддержку инициаторов уникальных социально направленных проектов и предоставление им возможностей роста, а второе - повышение качества социально ориентированных проектов до регионального или федерального уровня. Для улучшения качества и оптимизации продвижения общественных инициатив в составе Совета сформированы три комиссии - проектная, экспертная и контрольная.
4 марта 2016 г. начала свою работу Автономная некоммерческая организация «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций Воронежской области «Воронежский дом НКО», созданная по решению «Большого совета НКО». В структуру АНО вошли коворкинг-центр, конференц-зал на 70 мест, информационно-консультационный и проектно-методический центры. Помещения оборудовали компьютерами с выходом в интернет. В ресурсном центре общественники могут получить рабочее место и пройти обучающий курс по работе с компьютером. Общественников при необходимости консультируют юрист, бухгалтер, специалист по проектной деятельности и IT-специалист. Центр рассчитан не только на сотрудников НКО, но представителей инициативных групп или отдельных активистов, которые реализуют социально значимые некоммерческие проекты.
2.2. Общественная палата Воронежской области.
Общественная палата Воронежской области обеспечивает взаимодействие граждан и НКО, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Воронежской области и органами местного самоуправления, находящимися на территории Воронежской области[6].
В состав Общественной палаты Воронежской области входит 60 человек, по 20 - утверждаются Губернатором Воронежской области и Воронежской областной Думой, после чего утвержденные 40 членов определяют еще 20 членов. Фактический состав Общественной палаты Воронежской области – 59 человек. При этом, на сайте палаты отсутствует информация о том, кем были утверждены конкретные члены палаты. Из 59 членов палаты - 26 представителей НКО, 14 предпринимателей, 14 сотрудников бюджетных учреждений, 2 священнослужителя и 1 чиновник.
2.3. Правовое регулирование общественного контроля
В развитие положений федерального законодательства в Воронежской области принят региональный закон об общественном контроле[7], в соответствии со ст. 5 которого, субъектами общественного контроля в Воронежской области являются Общественная палата Воронежской области, общественные палаты (советы) муниципальных образований Воронежской области; общественные советы при Воронежской областной Думе; общественные советы при исполнительных органах государственной власти Воронежской области.
В состав общественного совета могут входить лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы Российской Федерации и Воронежской области, лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы. Общественные советы при исполнительных органах государственной власти Воронежской области формируются на конкурсной основе, организатором конкурса является Общественная палата Воронежской области.
2.4. Общественные советы при Департаменте культуры Воронежской области
При Департаменте культуры Воронежской области создано два Общественных совета:
- Общественный совет при Департаменте[8], выполняющий консультативно-совещательные функции и участвующий в осуществлении общественного контроля, содействует учёту мнений общественных объединений. В составе совета 12 человек, в т.ч. 5 представителей НКО (остальные представляют учреждения культуры). Последняя ротация состава совета в 2018году проходила при помощи интернет-голосования;
- Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры[9], осуществляющий функцию оценки качества услуг. В состав совета входит 10 человек, все они представляют НКО.
2.5. Общественные советы при Департаменте социальной защиты Воронежской области
При Департаменте социальной защиты Воронежской области создано три Общественных совета:
- Общественный совет при Департаменте[10], в состав которого входит 15 человек, 8 из которых представляют НКО, главным образом, ветеранские и инвалидные организации;
- Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания[11], в состав которого входят 7 человек, 4 из которых представляют НКО;
- Общественно-деловой совет[12], в состав которого входят 7 человек, в т.ч. 6 членов Общественной палаты Воронежской области. Общественно-деловой совет является частью областной Общественной палаты.
Функционал и состав указанных советов в значительной степени дублируют друг друга.
2.6. Общественные советы при Департаменте здравоохранения Воронежской области
При Департаменте здравоохранения Воронежской области создано два Общественных совета:
- Совет общественных организаций по защите прав пациентов[13], в состав которого входит 16 человек, в т.ч. 9 чиновников Департамента и 6 представителей НКО;
- Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями[14], в состав которого входит 7 человек, в т.ч. 5 представителей НКО и 2 представителя коммерческих организаций.
Составы указанных советов в значительной степени также дублируют друг друга.
Кроме того, при Правительстве Воронежской области создан Консультативный совет главных врачей по вопросам в сфере здравоохранения[15]. В составе данного совета – 12 главных врачей учреждений здравоохранения.
2.7. Общественные советы при Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области
При Департаменте образования, науки и молодежной политики Воронежской области создано два Общественных совета:
- Общественный совет при Департаменте[16], однако сведения о его составе в открытых источниках отсутствуют;
- Общественный совет по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования, в состав которого входит 7 человек, в т.ч. 1 представитель НКО и 2 индивидуальных предпринимателя.
2.8. Общественные советы в сфере экологии и градостроительства
При Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области создан Общественный экологический совет[17], в состав которого входит 29 человек, в т.ч. 12 представителей научных организаций, 6 представителей НКО и 6 предпринимателей.
Отдельный общественный совет функционирует при Управлении архитектуры и градостроительства Воронежской области, в его состав входят 23 человека, в т.ч. 8 архитекторов, 5 представителей НКО, 4 предпринимателя и 3 журналиста. Еще один совет со схожим функционалом создан при Управлении Росприроднадзора по Воронежской области[18], однако сведения о его составе в открытых источниках отсутствуют.
В 2014 году был упразднен ранее действовавший Общественный экологический совет при Губернаторе Воронежской области.
2.9. Общественные советы в сфере аграрной политики
При Департаменте аграрной политики Воронежской области создан Общественный совет[19], в состав которого входят 15 человек, в т.ч. 8 предпринимателей, 5 сотрудников бюджетных учреждений и 2 представителя НКО.
В 2018 году был упразднен ранее действовавший Совет по научно-техническому и инновационному развитию агропромышленного комплекса при Губернаторе Воронежской области.
2.10. Общественные советы в сфере физической культуры и спорта
При Управлении физической культуры и спорта Воронежской области создан Общественно-деловой совет[20], в состав которого входит 7 человек, в т.ч. 3 предпринимателя. Аналогичный Общественный совет функционирует при Правительстве Воронежской области[21], в его состав входит 11 человек.
Функционалы указанных советов в значительной степени дублируют друг друга.
3. Участие НКО Воронежской области в международных проектах
В августе 2018 г усилиями членов Воронежской НКО «Сила –в Единстве», представителями Российской и Польской секций Международной полицейской ассоциации, а так же польской общественной организацией «KURSK», были проведены работы по восстановлению памятника советским воинам-освободителям в польском городе Зомбковице – Сленске.
Данная инициатива явилась пилотным международным проектом НКО «Сила – в Единстве» и на 2019 г запланированы работы по восстановлению памятника и могилы героя СССР, уроженца Воронежской области, командира «Молодой гвардии» Ивана Туркенича, захороненного в г. Жешув. Также запланированы совместные восстановительные работы с представителями Чеченской Республики и представителями силового блока государства Грузия на кладбище г. Щецин, где захоронены воины советской армии - граждане России и Грузии. По ряду восстановительных работ подписан договор.
По условиям договора с Польской стороной сроком в один месяц ограничен промежуток времени с момента получения разрешения на проведение восстановительных работ до начала самих работ. За это время необходимо не только выехать в Польшу, но и изыскать средства на проведение работ. Данное требование ограничивает возможность длительного согласования вопросов получения гранта и т.п.
В части изложенного Совет рекомендует:
Минэкономразвития России:
- рассмотреть вопрос о возможности и целесообразности – в зависимости от конкретных условий, существующих в субъектах Российской Федерации – возложения функций по проведению независимой оценки качества оказания услуг учреждениями культуры, социального обслуживания и здравоохранения соответственно на уже существующие общественные советы при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;
- изучить опыт Воронежской области по созданию «Большого совета НКО» и АНО «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций Воронежской области «Воронежский дом НКО» в целях обмена лучшими практиками НКО.
Правительству Воронежской области:
1. Проанализировать доступ к разным формам поддержки для разных тематических НКО, в том числе специализирующихся на защите прав и свобод человека и гражданина.
2. Внести изменения в Постановление Правительства Воронежской области от 7 июня 2018 г. № 509, предусматривающие:
- оисполнительного органа государственной власти Воронежской области, уполномоченного в сфере координации деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области по решению вопросов государственной (областной) поддержки социально ориентированных НКО;
- иконкурсной комиссии (по предложению областной Общественной палаты, самих НКО и коммерческих организаций или другим способом), выбора (назначения) председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и т.д.;
- ротацию членов конкурсных комиссий.
3. Обеспечить создание, ведение и размещение в публичном доступе государственных областных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной (областной) поддержки и сводного государственного областного реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей государственной (областной) поддержки Опубликовать перечень государственного имущества Воронежской области, свободного от прав третьих лиц, которое может быть предоставлено социально ориентированным НКО во владение и (или) пользование на долгосрочной основе в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 9 апреля 2015 г. № 246.
4. Сформировать нормативно-правовую базу и организационные решения, которые будут способны обеспечить участие НКО в решении стратегических задач региона, в том числе в рамках Стратегии Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы. На основании этого обеспечить баланс в представлении имущественной, финансовой, информационной и иной поддержке СОНКО, в т.ч. правозащитным организациям.
5. Проанализировать причины сравнительно малого количества НКО, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг на территории Воронежской области.
6. Обеспечить формирование и использование конкурсных механизмов поддержки НКО, сократить практику внеконкурсного предоставления целевых субсидий конкретным некоммерческим организациям. Внеконкурсное предоставление субсидий должно быть обеспечено прозрачными процедурами их выделения и публичной отчетностью.Финансирование деятельности ресурсных центров поддержки НКО должно быть выделено в отдельные конкурсные процедуры.
7. Проанализировать состав, функционал и результаты деятельности всех действующих в регионе общественных советов, приняв меры к оптимизации их количества и устранению дублирования. Обеспечить оценку деятельности общественных советов не только Общественной палатой Воронежской области, но и референтными группами ведомств, рассмотреть результаты их деятельности на коллегиях государственных органов, при которых они созданы.
8. Проработать вопрос о создании Совета при Губернаторе Воронежской области по развитию гражданского общества и правам человека.
9. Оказать содействие НКО Воронежской области в развитии международных общественных связей.
10. Оказать содействие в вопросах информирования населения о проводимых НКО работах по сохранению памятников советским воинам на территории стран ближнего и дальнего зарубежья.
Воронежской городской Думе:
- Рассмотреть вопрос о включении в состав Экспертного совета по предоставлению льгот по налоговым и неналоговым платежам при Администрации г.о. Воронеж экспертов, которые представляют НКО и Общественную палату Воронежа.
- Обеспечить прозрачную работу указанного Экспертного совета, обязав его информировать НКО, подавшие заявление о предоставлении льгот по неналоговым платежам, о причинах принятия того или иного решения.
- Рассмотреть возможность предоставления льгот по неналоговым платежам для правозащитных организаций Воронежа.
- Принять меры по созданию портала информационной поддержки НКО г.о. Воронеж, для размещения информации о деятельности городской Общественной палаты, о муниципальной поддержке НКО и т.д.
Общественной палате Воронежской области:
- Дополнить официальный сайт информацией о членах палаты (указав орган, его назначивший), предыдущих составах палаты, процедурах формирования общественных советов, заседаниях палаты и ее комиссий (повестки, участники, принятые решения), результатах деятельности, включая результаты общественного контроля;
- При формировании составов общественных советов учитывать опыт Департамента культуры Воронежской области по организации интернет-консультаций по кандидатурам в состав совета.
Раздел II. В части соблюдения социальных прав
жителей Воронежской области
- Посещение учреждений здравоохранения Воронежской области
1.1. БУЗ ВО «Воронежская клиническая больница № 1»
Главный врач – В.А.Вериковский. Персонал больницы составляет 4223 чел. В состав больницы входят 5 клинико-диагностических корпусов, 60 клинических отделений. В 2017 году в консультативную поликлинику было осуществлено 208 308 посещений. За 3 года на базе больницы было проведено 29 трансплантаций почек.
В 2017 году выполнена 1401 операция по эндопротезированию крупных суставов. Ежегодно в кардиохирургическом центре больницы проводится около 3 500 операций. В 2017 году детям проведено 183 операции на сердце, из них 10 – в перинатальном центре, который функционирует с 2011 года. В 2017 году принято 5 876 родов. За 2017 год в сравнении с 2015 годом перинатальная смерть уменьшилась на 2,9%. В программе экстрокорпорального оплодотворения в 2017 году выполнено 679 циклов ЭКО.
В Воронежский региональный сосудистый центр ежегодно госпитализируется около 4 000 пациентов. Количество оперативных вмешательств в 2017 году составило 540. Наряду с лечебным процессом большое внимание уделяется реабилитации пациентов.
Категория медицинских работников |
Кол-во |
Комплектность |
Среднемесячная заработная плата |
|
План на 2018 г. |
Январь-июнь 2018 г. |
|||
Врачи |
976 |
83% |
66 177,1 |
71 667,3 |
Средний мед. персонал |
1771 |
80,2% |
35 115,2 |
37 057,7 |
Младший мед. персонал |
393 |
70,7% |
29 750,7 |
30 469,2 |
1.2. БУЗ ВО «Павловский госпиталь для ветеранов войн»
Главный врач – А.М.Шибаев. Персонал госпиталя составляет 56 чел.
В составе Госпиталя 4 специализированных лечебных отделения: кардиологическое, неврологическое, нейрососудистое, гериатрическое. Вспомогательная служба представлена физиотерапевтическим отделением. Кабинеты функциональной диагностики, УЗИ, эндоскопии оснащены современной аппаратурой. Средняя длительность пребывания 13,8 суток.
Категория медицинских работников |
Кол-во |
Комплект-ность |
Среднемесячная заработная плата |
|
План на 2018 г. |
Январь-июнь 2018 г. |
|||
Врачи |
11 |
47,31% |
50 764,9 |
56 434,4 |
Средний мед. персонал |
45 |
76,27% |
35 115,2 |
37 057,7 |
Младший мед. персонал |
0 |
--- |
--- |
--- |
Бюджет учреждения на 2018 год составляет 64 675,73 тыс. руб., в том числе, средства областного ФОМС - 48 900 тыс. руб., средства областного бюджета - 12 175,13 тыс. руб., прочие доходы - 3 600 тыс. руб.
Павловский госпиталь для ветеранов войн является скорее санаторно-курортным учреждением, где пожилые люди льготных категорий могут отдохнуть и подлечиться. Для этого нет необходимости использовать дорогостоящие койки и средства областного бюджета и ФОМС. Кроме того малая укомплектованность штатов говорит о перегрузках медицинских работников.
1.3. КУЗ ВО Воронежский областной специализированный дом ребенка»
Главный врач – А.И.Краснокутская. Учреждение рассчитано на 110 детей.
|
2016 год |
2017 год |
Российское усыновление |
1 |
0 |
Взято под опеку |
39 |
31 |
Переведено в учреждения социальной защиты |
9 |
6 |
Отправлено домой |
26 |
25 |
Всего выбыло |
78 |
62 |
Поступило от родителей |
59 |
57 |
Остались без попечения родителей |
7 |
7 |
Всего поступило |
66 |
64 |
Дети с нормальным физическим развитием |
38 |
25 |
Дети с дефицитом массы тела |
19 |
12 |
Дети низкого роста |
38 |
17 |
Всего детей |
86 |
66 |
Экстренная госпитализация детей |
5 |
7 |
Обращает на себя внимание неудовлетворительная статистика по усыновлению. Не задействованы возможности иностранного усыновления.
Категория медицинских работников |
Среднемесячная заработная плата |
|
План на 2018 г. |
Январь-июнь 2018 г. |
|
Врачи и работники с высшим образованием |
54 294 руб. |
55 251 руб. |
Средний мед. персонал |
27 147 руб. |
28 441 руб. |
Младший мед. персонал |
27 147 руб. |
27 282 руб. |
Средняя заработная плата в Воронежской области за январь 2018 г. составила 27 971 руб. Таким образом, требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» во всех указанных учреждениях выполнены.
- Посещение учреждений социальной защиты Воронежской области
2.1. БУЗ ВО «Воронежский областной реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста»
Директор учреждения – С.А.Осипов. Центр введён в эксплуатацию в 1996 году и предназначен для социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Для этого в центре имеется 27 реабилитационных кабинетов, 30 спален на 60 мест для временного пребывания инвалидов.Учреждение имеет лицензии на медицинскую и образовательную деятельность. Ежегодно обслуживается более 500 человек, средний возраст инвалидов - 30 лет. В учреждении организовано 4-х разовое питание. Все услуги финансируются из бюджета Воронежской области.
В центре работают библиотека, видеотека, киноконцертный зал, в котором проходят мероприятия. Центр представляет услуги по профессиональной реабилитации в комплексе с психологической. Реабилитационные кабинеты используются для обучения инвалидов с опорно-двигательными патологиями, незрячих людей.В центре проводится подготовка по профессии «бухгалтер», обучение прикладным компьютерным программам. За счёт участия Центра в региональных и федеральных целевых программах созданы компьютерные классы. В центре созданы «Географические команды», выезжающие в отдаленные районы области для проведения трудовой реабилитации.
2.2. БУЗ ВО «Воронежский областной геронтологический центр»
Директор – О.Е.Синицына. Учреждение предназначено для проживания граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию. Учреждение рассчитано на 240 человек. В геронтологическом центре реализуются программы социокультурной реабилитации.
Разработаны и применяются инновационные методы психологической реабилитации. С апреля 2015 г. в учреждении открыто отделение «милосердие» на 150 человек.
2.3. БУ ВО «Липовский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
Директор – В.И.Еремина. Учреждение предназначено для проживания граждан пожилого возраста, инвалидов 1 и 2 групп старше 18 лет. Учреждение рассчитано на проживание 134 граждан, в т.ч. в отделении села Слобода – 34 человек. Оснащено современным оборудованием и средствами ухода: подъёмники, ванны для мытья тяжелобольных и др.
Работает кабинет ЛФК, комната психологической разгрузки, проходят занятия скандинавской ходьбой. В рамках программы «Школа активного долголетия» организованы более десятка клубов по интересам. Работники дома-интерната оказывают социальные услуги на дому.
2.4. АУ ВО «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления «Золотой колос»
Директор – В.Б.Пронюшкина. Учреждение создано в 2010 году для профилактики социального сиротства, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Учреждение предоставляет услуги по социальному обслуживанию и организовывает отдых детей. Располагается на территории соснового бора площадью 13,8 га. На территории расположены летние жилые корпуса и домики на 400 человек, стационарный корпус на 100 человек. Стационарный корпус функционирует круглый год, в летний период центр функционирует как оздоровительный лагерь на 500 детей.
Учреждения |
2.1 |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
Штатная численность работников |
96 |
210 |
177 |
245 |
Фактическая численность работников |
80 |
151 |
150 |
129 |
Среднемесячная заработная плата, работников, попавших под действие «майского указа» |
||||
Учреждения |
2.1 |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
Социальные работники |
--- |
--- |
29118 |
--- |
Врачи |
54300 |
54298 |
54294 |
--- |
Средний мед. персонал |
27234 |
28482 |
27923 |
27157 |
Младший мед. персонал |
27453 |
27203 |
27572 |
--- |
Педагогические работники |
--- |
--- |
--- |
28508 |
Среднемесячная заработная плата низкооплачиваемых работников |
||||
Учреждения |
2.1 |
2.2. |
2.3. |
2.4. |
Специалист по социальной работе |
--- |
27209 |
20597 |
--- |
Психологи |
--- |
37053 |
20597 |
--- |
Педагогический работник для лиц старше 18 лет |
20987 |
--- |
--- |
--- |
Таким образом, вопросы повышения заработной платы в учреждениях социальной защиты Воронежской области является актуальным.В целях выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 .г № 597 в Воронежской области реализуется региональный План мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 – 2018 годы)».
Согласно Плану мероприятий в 2018 году значение средней заработной платы социальных работников должно равняться 100% средней заработной платы по региону, т.е. 27 971 рубль. По состоянию на декабрь 2018 г. по профессии «социальный работник» в Воронежской области открыто 10 вакансий, для 50% вакансий работодатели указали заработную плату в размере 11,2– 13 тыс. руб. 30% вакансий с зарплатой свыше 18 тыс.руб, и 10% вакансий с зарплатой 13 – 14,8 тыс. руб.
Также особого внимания требует оплата труда тех категорий работников социальной сферы, которые не подпали под действие «майского указа» Президента РФ. В соответствии с распоряжением Правительства Воронежской области от 29 августа 2018 г. № 654-р были выделены дополнительные средства на повышение заработной платы низкооплачиваемым социальным работникам до 80% от средней заработной платы по региону.
В части изложенного Совет рекомендует Правительству Воронежской области:
- вне зависимости от достижения или недостижения целевых показателей «майских указов» Президента РФ предпринимать усилия для повышения реальной заработной платы медицинских и социальных работников за счет увеличения самих ставок, а не за счет кратного увеличения нагрузок на работников.
Раздел III. В части соблюдения экологических прав
жителей Воронежской области
В рамках выездного заседания Совета в ходе встреч с жителями Воронежской области был выявлен ряд проблем экологического характера, которые Совет полагает необходимым отметить.
Наиболее остро в области обстоит ситуация с водоснабжением. Действующая федеральная программа «Чистота воды» не охватывает весь комплекс возникающих проблем. Обязательная георазведка перестала работать: при проектировке ряда объектов и сооружений инженеры вынуждены ссылаться на данные о чистоте водонесущих слоев 20-летней давности. Практически прекращена деятельность по очистке реки Воронеж и верхнего Дона, судоходство на них практически прекратилось.
Сохраняет свою остроту конфликт вокруг строительства никелевого завода на Еланском и Елкинском месторождениях. Дискуссия вокруг строительства горно-обогатительного комбината длится с 2011 года, однако окончательное решение до сих пор не принято. При Воронежской областной Думе сформирован Общественный совет по комплексному освоению медно-никелевых руд, который выполняет роль переговорной площадки. Представляется, что работу Общественного совета следует интенсифицировать, включив в его состав активистов движения «СтопНикель» и других противников строительства ГОК.
В числе положительных начинаний следует отметить и поддержать инициативу о внесении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО музея-заповедника «Дивногорье», где сосредоточены уникальные культурные, духовные и природные ценности. 70 тыс. ежегодных посещений туристами музея-заповедника совершенно не соответствуют степени его уникальности.
Раздел IV. В части соблюдения избирательных прав
жителей Воронежской области
В ходе выездного заседания члены Совета И.Б.Борисов и И.Г.Шаблинский провели ряд мероприятий, направленных на изучение ситуации с соблюдением избирательных прав граждан в регионе.
1. Встреча с представителями общественных объединений, занимающихся защитой избирательных прав граждан.
Встреча состоялась 25 июля 2018 г. в Ресурсном центре НКО Воронежской области с участием Уполномоченного по правам человека в Воронежской области Т.Д.Зражевской, членов Общественной палаты Воронежской области Н.А.Азарова, Н.С.Кириченкова, Л.В.Никитченко, Председателя Общественной палаты Аннинского муниципального района А.Н.Гудкова, прокурора управления прокуратуры Воронежской области В.А.Лункина, а также представителей общественных организаций.
Участники встречи поделились заслуживающими внимания инициативами о работе общественных наблюдателей на единой федеральной платформе НОМ (Национальный общественный мониторинг), предусматривающей возможность не только обнародование проблем, но и возможности их снятия и разрешения конфликтов. Это инициатива, на наш взгляд, заслуживает поддержки. Также был поднят вопрос о легальном участии представителей общественности в качестве наблюдателей на выборах 9 сентября 2018 г.
Член избирательной комиссии с совещательным голосом от КПРФ И.В.Сиволдаев поделился проблемой воспрепятствования в Калачеевском районе 12 представителям КПРФ войти в состав УИК, что по смыслу пп. 28 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях…» является нарушением избирательных прав граждан. Фактически данная информация может являться сообщением о совершении преступления, предусмотренного ч. 2 с попросили проверить эту информацию (впоследствии информация не подтвердилась).
На встрече участники обратили внимание на необходимость установления дополнительных правовых гарантий избирателям и наблюдателям при голосовании вне помещения для голосования(подробнее - ниже). Также на встрече прозвучало пожелание пересмотреть формат дебатов между кандидатами, который, судя по последним выборам, не нашел поддержки у избирателей. Этот вопрос Мониторинговая рабочая группа Совета (МРГ СПЧ) держит на контроле и он включен в рекомендации Совета, как вопрос, требующий рассмотрения. МРГ СПЧ будет продолжать следить за решением этой проблемы.
2. Прием граждан в г. Воронеже
В ходе приема граждан членами Совета 25 июля 2018 г. обращений по вопросам нарушения избирательных прав не поступило.
3. Выездное совещание в Лискинском районе
26 июля 2018 г. было проведено рабочее совещание с участием первого заместителя главы администрации Лискинского муниципального района Ю.А.Образцова, председателя Совета народных депутатов Лискинского муниципального района А.В.Ковалева, председателя ТИК Лискинского муниципального района В.В.Гуляевой, секретарей местных отделений партий КПРФ А.М.Царенко и «Единая Россия» Р.П.Фурсова и др.
При формировании избирательных комиссий Лискинского района в их состав вошли 8 (15 %) представителей партий из 52 региональных отделений, зарегистрированных Минюстом России на начало июля 2018 г. в Воронежской области. При этом никому не было отказано в назначении кандидатур в состав избирательных комиссий.В ходе обмена мнениями были высказаны пожелания инициировать вопрос об обсуждении законодательно установленной даты проведения выборов. Совет держит этот вопрос на контроле, и считает необходимым вернуться к нему после выборов 9 сентября 2018 г.
4. «Круглый стол» по вопросам соблюдения избирательных прав граждан в г. Воронеже
В ходе «круглого стола» 27 июля 2018 г. представители КПРФ и Избирательной комиссии Воронежской области (ИК ВО) опровергли информацию, полученную ранее от члена ИК ВО с совещательным голосом от КПРФ И.В.Сиволдаева, о якобы оказанном давлении на избирателей при формировании участковых избирательных комиссий. Была представлена копия протокола заседания Бюро Калачеевского местного отделения КПРФ и данные Избирательной комиссии Воронежской области о назначении всех 26 выдвинутых кандидатов от КПРФ в состав УИК.
Также на «круглом столе» были подняты вопросы об использовании в период избирательной кампании «черных технологий» и о методах борьбы с ними (в частности, технология «кандидатов-двойников») и вопросы обеспечения принципа равенства кандидатов в ходе избирательной кампании (освещение в СМИ, обязательный уход в отпуск кандидатов) и необходимость смягчения жестких требований «муниципального фильтра», который также был предметом рассмотрения Совета и рекомендации по его изменению были включены в отчет МРГ СПЧ по результатам выборов 18 марта 2018 г.
Участники «круглого стола» отметили не работающую норму по удалению наблюдателей в судебном порядке: удалять можно, но невозможно исполнить процедуру, поэтому удаляют «по старинке» с нарушением закона (при этом число удалений значительно уменьшилось). Было высказано предложение о сокращении численности городских (муниципальных) избирательных комиссий, там, где нет прямых выборов мэров и/или совет депутатов формируется из нижестоящих муниципальных советов.
Ряд участников «круглого стола» высказался за изменение порядка формирования избирательных комиссий: от участковых до региональных. Предлагалось усилить роль политических партий при выдвижении кандидатур в состав комиссий и свести к минимуму представительство государственных органов. Действующий порядок, предусмотренный законодательством, по мнению сторонников этой инициативы, обеспечивает контроль над избирательными комиссиями одной политической силы. При этом были высказаны и другие позиции по формированию избирательных комиссий.
Одним из участников «круглого стола» был поставлен вопрос о возвращении прямых выборов глав муниципальных образований (в частности, мэра г. Воронежа). Приводились аргументы в пользу права граждан непосредственно выбирать глав органов местного самоуправления. Высказывались предложения об исключении известной избирательной технологии, в соответствии с которой популярные политики, возглавлявшие избирательный список политической партии, после успешных для партии выборов сдают мандат и возвращаются в исполнительную власть (технология «паровозов избирательного списка»). Одной из мер ответственности в подобных случаях может быть лишение партии депутатского мандата.
В интересах максимальной открытости избирательного процесса выдвигалось предложение публиковать на сайтах избирательных комиссий информацию о жалобах, поступивших в ходе избирательной кампании, и результатах их рассмотрения.
5. Мониторинг соблюдения публично-политических прав граждан в г. Воронеже
Членами Совета были проведены дополнительные мероприятия по вопросам развития гражданского общества, в том числе 26 июля 2018 г. был посещен митинг в «гайд-парке» Воронежа, организация, проведение и обеспечение мер безопасности которого не вызвали вопросов и замечаний у членов Совета.
В ходе проведенных «круглых столов» и встреч со стороны участников также не было высказано претензий и замечаний по процедурам организации массовых публичных мероприятий в Воронежской области.
Члены Совета отметили высокий уровень готовности субъекта Российской Федерации к назначенным на 9 сентября 2018 г. выборам. В области налажено активное и постоянное сотрудничество и взаимодействие с институтами гражданского общества, ведется информационная и просветительская работа.
Представленные предложения и рекомендации Совета, в своем большинстве, связаны с необходимостью дальнейшего совершенствования и конструктивного развития нормативной правовой базы выборов.
В области отмечается недостаточная работа местных отделений политических партий, которые далеко не всегда могут найти и выдвинуть кандидатов в состав УИК, кандидатов в представительные органы местного самоуправления для организации конкурентных выборов, что снижает конкурентность и влияет на уровень участия избирателей в электоральном процессе.
По статистике, в Воронежской области отмечаются одни из самых высоких в России показатели голосующих вне помещения(см. таблицу), что само по себе не является нарушением закона или общепризнанных принципов проведения выборов, но беспокоит не только ЦИК РФ, но и настораживает правозащитников и участников избирательного процесса.
Субъект РФ |
Выборы губернатора |
Выборы регионального парламента |
Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ, 2016 |
Воронежская область |
18,03% |
17,97% |
16,7% |
Орловская область |
13,69% |
12,73% |
12,73% |
Белгородская область |
12,27% |
13,65% |
11,54% |
Липецкая область |
14,87% |
12,82% |
12,59% (два округа 10,53% и 14,5%) |
Сравнительный анализ голосования вне помещения для голосования
в субъектах РФ с высокими показателями
В части изложенного Совет рекомендует Центральной избирательной комиссии РФ:
1. Рассмотреть вопрос об утверждении правил (разъяснений), гарантирующих реализацию демократических принципов в ходе процедур голосования вне помещения для голосования - тайное голосование, свобода и подлинность выборов, невмешательство в свободное волеизъявления, неприкосновенность жилища, тайна личной жизни).
2. Рассмотреть вопрос оподдержке инициатив молодежи, направленных на развитие интернет-технологий по объективному и достоверному информированию о выборах, и связанных с общественной обработкой обнародованных на сайтах, в социальных сетях, в блогах сообщений о предполагаемых нарушениях: определение уровня их достоверности, отбраковка «фейков», принятие мер для устранения выявленных проблем, онлайн обмен информацией между наблюдателями и пр.
3. Рекомендовать избирательным комиссиям более полно информировать избирателей о биографических данных «кандидатов-двойников» с целью исключения манипулирования общественным мнением и противодействия «черным» избирательным технологиям.
4. Проработать вопрос о сокращении численности городских (муниципальных) избирательных комиссий, там, где нет прямых выборов мэров и/или совет депутатов формируется из нижестоящих муниципальных советов.
5. Проработать вопрос о возможности публикации на сайтах избирательных комиссий информацию о жалобах, поступивших в ходе избирательной кампании, и результатах их рассмотрения.
6. По окончанию избирательной кампании вернуться к рассмотрению вопросов, которые Совет ранее включал в свои рекомендации, в том числе:
- скорректировать не работающую норму по удалению наблюдателей из помещения для голосования в судебном порядке, которая в действующей редакции не позволяет исполнить процедуру в строгом соответствии с законом, в связи с чем удаление продолжаются «по старинке» без судебного акта (хотя и в значительно меньших масштабах);
- продолжить дискуссию о выработке наиболее оптимальной юридической конструкции «муниципального фильтра» и о наиболее приемлемой дате единого дня голосования;
- выработать предложения и обсудить их с представителями партий об дополнительных гарантиях обеспечения прав кандидатов и избирательных объединений по равному освещению их деятельности в новостных сюжетах в СМИ;
- определить и юридически закрепить оптимальный формат дебатов между кандидатами;
- проработать вопрос о внесении изменений в порядок формирования избирательных комиссий для усиления роли политических партий при выдвижении кандидатур в состав комиссий;
- рассмотреть вопрос о возможности изменения законодательства с целью исключении избирательной технологии, в соответствии с которой популярные политики, возглавлявшие избирательный список политической партии, после успешных для партии выборов сдают мандат.
Раздел V. В части соблюдения прав граждан в деятельности правоохранительных органов Воронежской области
1. ФКУ Бобровская ВК УФСИН России по Воронежской области
26 июля 2018 г. председатель Совета М.А.Федотов и члены Совета А.В.Бабушкин и И.Г.Шаблинский совместно с членами ОНК Воронежской области посетили Бобровскую воспитательную колонию.
Лимит наполнения колонии составляет 159 человек, фактическое наполнение составляет 32 человека.Из 32 воспитанников только 8 – жители Воронежской области, 18 – жители Ростовской области.В облегченных условиях отбывает наказание 8 человек, в улучшенных – 3 человека. Данные воспитанники проживают в отдельных комнатах, имеющих улучшенное благоустройство.
Профучилище готовит специалистов каменщиков, специалистов по освещению, автослесарей, операторов ЭВМ, плотников. С 2018 года ПУ начнет готовить швеев-мотористов. В колонии работает музей, который содержит краеведческие, натуралистические и исторические экспозиции. В колонии работает 2 библиотеки - колонии и при школе.
В столовой установлен кулер. Прием еды происходит за 4-местными столиками. Оборудован специальный стол для именинников. В отрядах установлены 2 телефонных аппарата, которые работают по карточкам. При входе в отряд в зоне свободного доступа установлен телефон для прямой связи с начальником учреждения.В ДИЗО последний воспитанник был водворен за несколько дней до приезда.
Осмотр форменной одежды воспитанников показывает, что она практически не отличается от одежды осужденных в исправительных учреждениях, носит депрессивный характер и не создает условий для успешного воспитательного процесса.
2. ФКУ ИК-2УФСИН России по Воронежской области
26 июля 2018 г. председатель Совета М.А.Федотов и члены Совета А.В.Бабушкин и И.Г.Шаблинский совместно с членами ОНК Воронежской области посетили Исправительную колонию № 2.
Лимит наполнения учреждения составляет 606 человек, фактическое наполнение - 574 человека. Содержится иностранных граждан и лиц без гражданства – 63 человека. С 1 января 2018 г. освобождено 161 человек, из них только 19 человек условно-досрочно, что составляет менее 12 %. При этом в суд было направлено 38 материалов об условно-досрочном освобождении, 17 осужденным было отказано в УДО, в том числе 5, которые характеризовались руководством колонии положительно.
Срок наказания от 1 года до 3 лет и от 3 до 5 лет имеют по 252 осужденных, от 5 до 10 лет – 62 человека, от 10 до 15 лет – 1 человек. В отряде с облегченными условиями отбытия наказания отбывает наказание 23 человека. Количество мест в отряде – 48. В СУОН находится 11 человек, в ШИЗО – 13 человек, в ПКТ – 3 человека.
Работает кафе для свиданий с родственниками, через которое проходит 10-12 человек в месяц. В посещенном швейном участке № П-44/2 работает 10 человек 2-й смены. Освещение достаточное, нормы выработки вывешены. Изучение журнала выдачи колюще-режущих средств показывает, что продолжительность рабочего дня на производстве не превышает 8 часов.
3. ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области
25 июля 2018 г. председатель Совета М.А.Федотов посетил Следственный изолятор №1.
Лимит наполнения учреждения составляет 766 человек, фактическое наполнение – 861 человек, в т.ч. 115 транзитных. Среди контингента 41 человек является бывшим сотрудником правоохранительных органов.
Журнал посещений членами ОНК отсутствует.
4. Отдел полиции № 1 и Изолятор временного содержания УВД по г. Воронежу
25 июля 2018 г. председатель Совета М.А.Федотов посетил Изолятор временного содержания г. Воронеж.
В ИВС установлены койки с ДСП-плитами, которые гораздо удобнее для сна, чем металлические пластины, сквозь которые проваливаются матрасы. В камерах ИВС душно.
26 июля 2018 г. председатель Совета М.А.Федотов и члены Совета А.В.Бабушкин и И.Г.Шаблинский совместно с членами ОНК Воронежской области посетили Отдел полиции № 1.
Отдел обслуживает территорию с населением 142 тыс. жителей; кроме того, на территории отдела находится 19 СНТ и санаториев. В дежурной части имеется 2 СПЗЛ. Свет в помещениях крайне слабый, не позволяющий читать и писать. Стены выкрашены в темно-серый цвет. В камере № 2 стоит неприятный запах. В туалете сток воды сломан, туалетная бумага и мыло отсутствуют.
Стол для посетителей является слишком низким, пользоваться им неудобно. По состоянию на 27 июля был вывешен график приема начальника отдела на июнь 2018 года. Образцы заявлений в холле для посетителей отсутствуют. Из 4 заявлений, поданных в дежурную часть лично гражданами, талон – уведомление оформлен только по трем.
В качестве положительных моментов в работе отдела стоит отметить наличие банкомата, оформление стенда с фотографиями и контактами участковых уполномоченных полиции, наличие кулера для воды и кондиционера в дежурной части.
5. Антикоррупционные аспекты деятельности правоохранительных органов Воронежской области
В ходе приема граждан к члену Совета Е.Н.Мысловскому обратился житель г. Воронеж К. с жалобой на вынесение неправосудного решения в отношении его дочери, адвоката М.
14 сентября 2017 г. М. обратилась в УФСБ России по Воронежской области с заявлением о совершении начальником отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Воронежской областной прокуратуры А. преступления по признакам состава, предусмотренного ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ. Далее, в рамках ОРМ, ею совместно с сотрудниками УФСБ России были собраны доказательства коррупционной деятельности прокурора. Это аудиозаписи, на которых зафиксирована передача денежных средств, рукописная схема распределения денег взяткополучателям, составленная А. 18 октября 2017 г. материалы из УФСБ России были переданы в СУ СК России по Воронежской области. Началась предварительная проверка, длившаяся более 7 месяцев, уголовное дело не возбуждалось до тех пор, пока 21 мая 2018 г. М. не обратилась в центральный аппарат ФСБ России. Несмотря на это, 26 октября 2017 г. Левобережный районный суд г. Воронежа приговорил адвоката М. к 2 годам лишения свободы по сути, за преступные действия прокурора А.
В январе 2018 г. М. развернула бурную общественную деятельность по выявлению лиц в правоохранительных органах причастных к коррупционным преступлениям. Ее приговор и ее антикоррупционная деятельность широко освещались региональными СМИ. 22 июня 2018 г. судебная коллегия по уголовным делам Воронежского областного суда при рассмотрении апелляционной жалобы на приговор суда первой инстанции в отсутствие подсудимой ужесточила наказание М., тем самым удовлетворив представление Воронежской областной прокуратуры, которая требовала исключить из приговора сотрудничество с УФСБ. Суд не принял во внимание доводы защиты о том, что фабулы уголовных дел М. и А. идентичны, а соответственно и обвинительное заключение было составлено с нарушениями, неустранимыми в ходе судебного следствия. Уголовное дело в отношении А. до настоящего времени расследуется формально. Также установлено, что отец А. является действующим судьей коллегии по уголовным делам Воронежского областного суда.
Таким образом, выявлен очевидный конфликт интересов, следствием которого явилось вынесение неправосудного решения.
В изложенной части Совет рекомендует:
Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
- проработать вопрос о внесении в законодательство изменений, предусматривающих обязательное обеспечение государственной защитой граждан, сообщивших о коррупции в правоохранительных органах.
Следственному комитету России:
- истребовать из производства СУ СК России по Воронежской области уголовное дело А. и передать его расследование в Центральный аппарат СК России или в любой другой регион России.
Генеральной прокуратуре РФ:
- рассмотреть вопрос о внесении в судебную коллегию по уголовным делам Воронежского областного суда кассационного представленич об отмене приговора в отношении М. с возвращением уголовного дела прокурору.
Минюсту России:
1. Организовать конкурс на лучшую форму для воспитанников детских колоний, исходя из того, что такая одежда должна быть удобна, эстетична, функциональна и создавать условия для успешного воспитательного процесса.
2. Проработать вопрос о внесении изменений в ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, предусматривающих создание в колониях-поселениях для ранее не судимых лиц отдельного участка для лиц, переведенных в колонию-поселение в порядке поощрения. Отсутствие такой возможности приводит в частности, к тому, что колония-поселение № 10 УФСИН России по Воронежской области, осужденные которой работают на вагоноремонтном заводе, заполнена менее, чем наполовину. Направить в КП-10 осужденных, переведенных в порядке ст. 78 УИК РФ, невозможно, так как колония-поселение предназначена для тех, кто осужден впервые.
ФСИН России:
1. Отметить положительный опыт Бобровской ВК по спортивному воспитанию и физическому развитию воспитанников, использовать этот опыт в работе других учреждений УИС;
2. Провести на базе Бобровской ВК эксперимент по размещению на базе колонии приюта для бездомных животных и привлечению воспитанников Бобровской ВК к уходу за ними.
3. В целях снижения перелимита в следственных изоляторах проработать вопрос о создании транспортно-пересылочных отделений при исправительных колониях, предназначенных для транзитного контингента.
УФСИН России по Воронежской области:
1. В столовой Бобровской ВК перенести ниже стенд с меню с тем, чтобы надписи на нем стали более читаемыми.
2. Поместить телефоныв Бобровской ВК в кабинки для телефонных переговоров.
3. Отремонтировать в Бобровской ВК шатающиеся кровати в помещении обычных условий отбытия наказания.
4. Установить в комнате приема пищи в Бобровской ВК микроволновку.
5. Активнее прививать навыки чтения воспитанникам Бобровской ВК и формировать у них потребности в чтении (только 8 воспитанников из 32 сообщили о том, что любят читать).
6. Формировать у воспитанников Бобровской ВК положительно ориентированные планы на будущее (только 4 воспитанника из 32 сообщили о том, что имеют сформировавшиеся планы на будущее).
7. Формировать у воспитанников Бобровской ВК понимание причин преступности (согласно опросу никто из воспитанников не убежден, что вновь не совершит преступление).
8. Расширить практику направления положительно характеризующихся осужденных в отряд с облегченными условиями отбытия наказания.
9. В запираемых помещениях (камерах ШИЗО и ПКТ) в ИК-2:снизить влажность; провести дезинсекцию камер; увеличить ширину скамеек; заменить металлические столешницы на деревянные; устранить в камерах острые углы и наклон кроватей; усилить освещение в камере № 10 и некоторых других до 250 люкс; выдавать питьевую воду в камеры; обеспечить приватность отхожих мест (на туалетах отсутствуют дверцы); обеспечение наличие или выдачу зеркал для гигиенических процедур; заменить бетонные фрагменты пола на деревянный.
УМВД России по Воронежской области:
1. В жаркое время года ввести практику принятия душа задержанными в ИВС не реже 2 раз в неделю.
2. Устранить недостатки, отмеченные в отделе полиции № 1 УВД г. Воронежа.
Органам государственной власти и местного самоуправления Воронежской области:
- расширить практику размещения в учреждениях уголовно-исполнительной системы заказов на поставку МАФ (скамейки, детские площадки, спортивные снаряды) для благоустройства территорий.
Раздел VI. В части увековечения памяти жертв политических репрессий в Воронежской области
Председатель Совета М.А.Федотов посетил мемориальное кладбище возле пос. Дубовка на территории Железнодорожного района г.о. Воронеж. По оценкам исследователей, в период Большого террора (с августа 1937 г. по ноябрь 1938 г.) в Воронеже было расстреляно до 10 тысяч человек. После проведения исследовательских и поисковых работ было установлено, что в лесу возле пос. Дубовка захоронены останки мирных жителей (без военной формы и иных атрибутов), погибших от выстрелов в затылок. В настоящее время на территории мемориального кладбища расположены 48 могил, в которых покоятся останки 2 191 человека.
На лесной дороге, ведущей к кладбищу, установлен информационный щит, а на территории самого кладбища – памятный знак. Также на территории кладбища расположена «Аллея памяти», проходящая вдоль захоронений. Ежегодно на кладбище проводятся памятные мероприятия, в которых участвуют представители Епархиального управления РПЦ, «Воронежского мемориала», объединений казачества, кадетов и курсантов Воронежского авиационного института. Большой вклад в поддержание мемориального кладбища в достойном состоянии вносят председатель правления «Воронежского мемориала» В.И.Битюцкий и руководитель Центра поисковых технологий «Дон» М.М.Сегодин.
Несмотря на то, что II (завершающий) этап реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий истекает в 2019 году, Совет полагает принципиально важным продолжить реализацию ее основных положений.
В части изложенного Совет рекомендует:
Правительству Воронежской области:
- во взаимодействии с НКО Воронежской области разработать и утвердить региональную программу по увековечению памяти жертв политических репрессий, сформировав для ее реализации рабочую группу.
Раздел VII. В части соблюдения прав малочисленных народов Воронежской области
В рамках выездного заседания член Совета А.В.Бабушкин провел «круглый стол» по теме «Межнациональный и межконфессиональный мир на территории Воронежской области».
На рубеже XX и XXI веков Воронежскую область сотрясали преступления на межнациональной почве, однако за последние 15 лет область превратилась в регион гармоничных межнациональных отношений.
В Воронежской области создана и действует Национальная палата при губернаторе Воронежской области. При Палате создан активно работающий Молодежный совет. В области сложилась практика предварительного обсуждения вопросов межнационального и межрелигиозного сотрудничества до принятия управленческих решений.
Раз в 2 года проводится международный фестиваль «Казачье братство», в котором принимает участие 600 участников и 10 тыс. зрителей. На проводимом более 10 лет фестивале «Молград» последние 2 года работают национальные площадки.
Дома национальностей в Воронеже до сих пор нет, однако Дома национальностей есть в Бобровском, Богучарском, Борисоглебском, Ольховатском и Кантемировском районах. Начата работа по изучению языков национальных меньшинств, проживающих на территории области. Так, украинский язык изучается в одном из классов школы г. Воронежа, созданы армянская, еврейская и украинская воскресная школы.
На территории Воронежской области, кроме русских (96% населения) проживают украинцы (43 тыс. чел.), армяне (10,35 тыс. чел.), цыгане (5,15 тыс. чел.), азербайджанцы (5 тыс.), турки (4,3 тыс. чел.), татары (3,3 тыс. чел.), белорусы (3,2), молдаване (2,27 тыс. чел.), узбеки (1,8 тыс.), таджики (1,5 тыс.), грузины (1,48 тыс.), чуваши (1,3 тыс.), курды (0,6 тыс.), йезиды (0,42 тыс.), табасаранцы (0,4 тыс.). Национальные меньшинства составляют 4 % населения г. Воронеж. Все эти народы вносят свой важный вклад в развитие Воронежской области. Каждый год в Воронеж приезжает около 8 тыс. иностранных студентов.
Центром социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство жить» проводятся онлайн-консультирование переселенцев. Однако перед переселенцами, прибывшими в Воронежскую область, возникает ряд проблем. Так, на регион выделена квота всего лишь в 2300 мест для получения РВП. Это приводит к тому, что многие лица, которые хотели бы получить РВП на территории области, оказываются вне правового пространства.
По мнению представителей переселенческих организаций, лицам, прибывшим с территории Луганской и Донецкой областей, зачастую незаконно отказывают в удовлетворении ходатайств о предоставлении временного убежища. Изменения в миграционном законодательстве, направленные на запрет на регистрацию по месту нахождения работодателя, не имеющего жилых помещений, создало проблемы для трудовых мигрантов из Узбекистана.
В целом участники круглого стола дали негативную оценку работе сотрудников органов по вопросам миграции УМВД России по Воронежской области, отметив, что после упразднения ФМС, профессиональный уровень сотрудников миграции снизился.
Нельзя не отметить, что на территории Воронежской области проживает ряд этнических групп русского народа со своеобразным говором и культурой, вопрос сохранения разнообразия которых пока что не попал в повестку дня Правительства Воронежской области. Вместе с тем обращения данных этнических групп уже поступали в управление ФАДН России по Воронежской области, и ждут своего разрешения. Среди таких групп можно выделить цуканов, различные группы однодворцев (талагаи, щекуны, ионки).
В части изложенного Совет рекомендует:
ГУВМ МВД России:
1. Принять меры, направленные на повышение квалификации сотрудников отделов по вопросам миграции УВД по Воронежской области (в частности, отделов по Коминтерновскому и Советскому районам).
2. Увеличить время работы Областного миграционного центра, который работает лишь 8 дней в месяц с 10.00 до 17.00, в день через него проходит всего лишь 10-12 человек.
ФАДН России:
1.Расширить практику создания федеральных молодежных площадок по обмену опытом выстраивания межнациональных отношений, дружбы и сотрудничества между народами.
2. Во взаимодействии с Правительством Воронежской области уделить внимание защите, сохранению и развитию языка и культуры этнических групп русского народа, проживающих на территории Воронежской области.
Правительству Воронежской области:
1. Оказать помощь молдавской и другим национальным общинам в создании курсов (воскресных школ) по изучению родного языка;
2. Разработать Областную программу национальной политики на территории Воронежской области;
3. Проработать вопрос о создании в г. Воронеже Дома дружбы народов.
Настоящие Рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 13 февраля 2019 г.
Председатель Совета М.Федотов
[1] Закон Воронежской области от 6 октября 2011 г. № 134-ОЗ «О государственной (областной) поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Воронежской области»,
[2] Утверждено Постановлением Правительства Воронежской области от 27 июня 2013 г. № 576.
[3] Постановление Правительства Воронежской области от 23 января 2018 г. № 35.
[4] Утверждено Постановлением Правительства Воронежской области от 7 июня 2018 г. № 509.
[5] Постановление Правительства Воронежской области от 9 апреля 2015 г. № 246.
[6] Закон Воронежской области от 16 декабря 2016 г. № 169-ОЗ.
[7] Закон Воронежской области от 5 июня 2015 г. № 103-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов осуществления общественного контроля в Воронежской области».
[8]Утвержден приказом Департамента культуры Воронежской области от 17 июня 2015 г. № 512-ОД.
[9] Утвержден приказом Департамента культуры Воронежской области от 16 августа 2017 г. № 414-ОД.
[10]Утвержден приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 15 ноября 2016 г. № 22/н.
[11]Увержден приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 8 июня 2018 г. № 26/н.
[12]Утвержден приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 18 сентября 2017 г. № 60/н.
[13] Утвержден приказом Департамента здравоохранения Воронежской области от 26 февраля 2016 г. № 345.
[14] Утвержден приказом Департамента здравоохранения Воронежской области от 27 июня 2018 г. № 1316.
[15]Утвержден Постановлением Правительства Воронежской области от 22 июня 2018 г. № 546.
[16]Утвержден приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 28 декабря 2016 г. № 1584.
[17]Утвержден приказом Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 17 октября 2014 г. № 376.
[18]Утвержден приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области от 12 февраля 2010 г. № 93.
[19]Утвержден приказом Департамента аграрной политики Воронежской области от 29 ноября 2016 г. № 60-01-04/168.
[20]Утвержден приказом Управления физической культуры и спорта Воронежской области от 23 января 2017 г. № 65/2-ОД.
[21]Утвержден Постановлением Правительства Воронежской области от 10 октября 2011 г. № 869.