СПЧ предлагает ряд поправок в законопроект Минюста России об освобождении осужденных, имеющих тяжелые болезни

Сегодня на сайте СПЧ опубликовано экспертное заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", подготовленному Минюстом России. Правозащитники предлагают ряд поправок, направленных на реализацию принципов гуманизма.

23 февраля 2019

Сегодня на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека опубликовано экспертное заключение СПЧ по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", подготовленному Минюстом России.

Согласно законопроекту, из действующего законодательства (часть вторая статьи 81 УК РФ) предлагается исключить оговорку о том, что освобождение осужденного от отбывания наказания по болезни может быть применено в связи с тяжким заболеванием, обнаружившимся только после совершения преступления. Это заслуживает безусловной поддержки правозащитниками, так как исключает неравенство при одинаково сильных страданиях людей. Вместе с тем, члены СПЧ считают необходимым в этой же статье изменить формулировку "может быть освобождено от отбывания наказания" на "освобождается" судом, что ранее предлагалось также Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Кроме того, в экспертном заключении Совета предлагается ограничить ряд обстоятельств в новой редакции статьи 400.1 УПК РФ, которая касается положения относительно судебного порядка рассмотрения ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью и закрепляет необходимость учета судом существенных обстоятельств, связанных с оказанием осужденному после освобождения медицинской и социальной поддержки.

Правозащитники предлагают убрать указание на те обстоятельства, которые могут ухудшить положение тяжело больного осужденного, поскольку ориентируют при решении о его освобождении на учет излишне широко понимаемого его негативного отношения к предшествующему лечению в условиях отбывания наказания.


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека
по проекту федерального закона «О внесении изменений
в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации и
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

 

Разработанный Министерством юстиции Российской Федерации законопроект, представленный для подготовки заключения по нему в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет), посвященный институту освобождения от отбывания наказания осужденных, страдающих тяжким заболеванием, направлен на реализацию общепризнанного принципа гуманизма, закрепленного, в частности, в сфере уголовно-правовых правоотношений в статье 7 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). При этом достижение такой цели законопроекта поддерживается уточнением процедур принятия судебного решения об освобождении осужденного от отбывания наказания в связи с тяжкими заболеваниями (входящими в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации № 54 перечень), что должно служить исключению произвольных решений, обеспечивая большую предсказуемость и определенность в реализации института освобождения по болезни. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации гуманистические идеи при регулировании уголовной ответственности в силу дискреционных полномочий федерального законодателя могут проявляться, в том числе, в социально обоснованном отказе от применения мер государственного принуждения.

Согласно законопроекту, предлагается исключить из положений части второй статьи 81 УК РФ оговорку о том, что освобождение осужденного от отбывания наказания по болезни может быть применено в связи с тяжким заболеванием, обнаружившимся только после совершения преступления. Вносимая поправка заслуживает безусловной поддержки, поскольку тем самым ликвидируется необоснованное различие в правовом положении больных осужденных, для которых – независимо от времени возникновенияу них тяжкого заболевания – отбывание наказания может быть связано с одинаковыми физическими страданиями и ограничениями в получении медицинской помощи.

Вместе с тем Совет считает, что следует внести изменение в предлагаемую редакцию части второй статьи 81 УК РФ, заменив  формулировку, согласно которой по решению суда лицо, страдающее тяжким заболеванием, «может быть освобождено от отбывания наказания», на «освобождается» судом, что ранее предлагалось также Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Данная поправка имеет целью исключить в отношении тяжело больных случаи отказа в освобождении от отбывания наказания по не предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации основаниям, что в то же время предполагает – в соответствии с параллельно предлагаемой в законопроекте новой редакцией статьи 400.1 УПК РФ - полномочия суда в контексте исследуемых им обстоятельств принимать решение, исходя из факта тяжкого заболевания,  объективно подтвержденного в заключении создаваемой территориальным органом ФСИН России медицинской комиссии, базирующемся на данных продолжительного наблюдения и освидетельствования осужденного в медицинских учреждениях этого ведомства, с учетом динамики и прогнозируемого результата заболевания в ближайшей перспективе.

При этом предлагаемое Советом уточнение формулировки части второй статьи 81 УК РФ исходит из обязательности рассмотрения и оценки судом всех условий, которые предопределяют возможности получения осужденным после его освобождения от отбывания наказания необходимого ухода и лечения, в том числе со стороны иных лиц или организаций.

Процедура установления всех названных обстоятельств предусматривается в соответствии с предложенной в законопроекте новой редакцией статьи 400.1 УПК РФ. Ее положения относительно судебного порядка рассмотрения ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью закрепляют необходимость учета судом существенных обстоятельств, связанных с оказанием осужденному после освобождения медицинской и социальной поддержки, а также формулируют требование о возможно более кратких сроках судебного производства по таким делам.

Совет также в основном одобряет данную процессуальную новеллу статьи 400.1.УПК РФ, как направленную, в том числе, на обеспечение в Российской Федерации конституционного требования о недопустимости  ухудшения положения лица при определении правовых последствий нового законодательного регулирования в сфере ответственности.

Однако в связи с данной целью регулирования в тексте части первой предлагаемой статьи 400.1 УПК РФ представляется необходимым ограничиться следующей ее редакцией:

«При рассмотрении вопроса, указанного в пункте 6 статьи 397 настоящего Кодекса, судом учитываются наличие места жительства и социальных связей осужденного, письменного согласия близких родственников или иных лиц или организаций для обеспечения осужденному лечения и ухода в случае отсутствия у него способности к самостоятельному уходу за собой.»

Другие же обстоятельства, перечисленные далее в части первой статьи 400.1 УПК РФ в редакции законопроекта (после слов «а также»), могут ухудшить положение тяжело больного осужденного, поскольку ориентируют при решении о его освобождении на учет излишне широко понимаемого его негативного отношения к предшествующему лечению в условиях отбывания наказания. Представляется, что приемлемая редакция этого дополнения может указывать в качестве основания для отказа в освобождении только на обстоятельства, связанные с умышленными членовредительством или с иного рода причинением тяжкого вреда своему здоровью со стороны осужденного.

Таким образом, исходя из целей и приведенного системного толкования регулирования, разработанного Министерством юстиции Российской Федерации Совет в целом поддерживает подготовленный законопроект и рекомендует принять предлагаемые в нем новеллы с учетом сделанных выше замечаний.

 

Настоящее экспертное заключение одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 12 февраля 2019 г.

 

 

Председатель Совета                                                                   М.Федотов