СПЧ обратился в Конституционный суд в поддержку жалоб реабилитированных жертв политических репрессий

Глава СПЧ Михаил Федотов обратился к председателю Конституционного суда Российской Федерации Валерию Зорькину в связи с жалобами треж реабилитированных жертв политических репрессий, которые оспаривают законодательную норму, не позволяющую им вернуться для проживания в тот населенный пункт, где их родители жили до репрессий.

11 апреля 2019

Глава СПЧ Михаил Федотов обратился к председателю Конституционного суда Российской Федерации Валерию Зорькину в связи с жалобами треж реабилитированных жертв политических репрессий, которые оспаривают законодательную норму, не позволяющую им вернуться для проживания в тот населенный пункт, где их родители жили до репрессий.


Председателю
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИНУ
 

Уважаемый Валерий Дмитриевич!

Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) стало известно о том, что 17 марта 2019 г. в Конституционный Суд Российской Федерации обратились три реабилитированные жертвы политических репрессий - Мейсснер A.Л. (Кировская область), Михайлова Е.С. (Владимирская область) и Шашева Е.Б. (Республика Коми). Их родители жили в Москве, но были репрессированы в 1930-1940-е годы. Как дети, родившиеся у репрессированных родителей в высылке или на спецпоселении, заявители оспаривают статью 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», п. 3 ст. 7, п. 5 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 8 и ч. 2 ст. 8 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. No 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» в той мере, в какой эти взаимосвязанные законоположения лишают их возможности вернуться для проживания в тот населенный пункт, где их родители жили до репрессий. Жалобы находятся на предварительном изучении в Конституционном Суде Российской Федерации, им присвоены NoNo 3145/15-01/2019, 3146/15-01/2019 и 3148/15-01/2019 соответственно.Совет считает необходимым поддержать эти жалобы, учитывая их общественную и нравственную значимость. Представляется, что рассмотрение Конституционным Судом указанных жалоб помогло бы решению важной проблемы, связанной с восстановлением прав лиц, ставших жертвами незаконных репрессий. Ниже изложена позиция Совета по некоторым правовым аспектам данной проблемы.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. No 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее - Закон о реабилитации), его целью является восстановление жертв политических репрессий в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. В преамбуле Закона о реабилитации также указано, что многолетний террор и массовые преследования своего народа несовместимы с идеей права и справедливости. Важнейший компонент восстановления верховенства права — неуклонное стремление добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.Согласно п. 4 Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года No 40/34), жертвы нарушений должны получить скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб. Из п. 11 (Ь) Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 2005 года No 60/147), также следует, что жертвам нарушений должно быть предоставлено адекватное, реальное и быстрое возмещение понесенного ущерба. При этом возмещение ущерба должно включать в себя возвращение жертв серьезных нарушений прав человека на прежнее место жительства (п. 19).Соответственно, вытекающие из ст. 13 Закона о реабилитации и Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. No 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» ограничения права заявителей вернуться в город Москву противоречат целям реабилитации жертв политических репрессий и международным стандартам в области защиты прав жертв серьёзных нарушений прав человека.Помимо ст. 13 Закона о реабилитации, у реабилитированных лиц нет другой возможности вернуться в населенные пункты и местности, где они или их родители проживали до применения к ним репрессий. Ст. 16.1 Закона о реабилитации закрепляет, что реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Однако максимальный размер компенсации за все имущество, включая жилые дома, составляет 10 ООО рублей (ч. 6 ст. 16.1). В любом случае, заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие после введения в действие Закона о реабилитации (т.е. после 1991 года), а в случае более поздней реабилитации — в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации (ч. 11 ст. 16.1). Таким образом, ничтожный размер компенсации за утраченное жилье не позволяет жертвам репрессий приобрести новое жилое помещение вместо утраченного ни в одном субъекте Российской Федерации. Возможность получения указанной компенсации крайне ограничена во времени, и в настоящий момент практически никто из реабилитированных лиц не может на неё рассчитывать. Другие положения, предусматривающие компенсацию за утраченное жертвами репрессий жилье, в Законе о реабилитации отсутствуют.

Принятие реабилитированных лиц, имеющих право вернуться на прежнее место жительства, на жилищный учёт в обычном или первоочередном порядке не является адекватным, реальным или быстрым возмещением понесенного вследствие репрессий ущерба. Жертвы политических репрессий являются людьми преклонного возраста, и, стоя в общей очереди, они попросту не дождутся жилых помещений. По имеющимся сведениям, в городе Москве очередники получают жилые помещения в среднем, более чем через 30 лет после их принятия на жилищный учет.

Первоочередной порядок предоставления жилья жертвам репрессий, возвращение которого предусмотрено проектом федерального закона No 302984-7 «О внесении изменения в Закон о реабилитации» в части установления права реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, на первоочередное получение жилья» (находится на рассмотрении Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), также не способствует обеспечению права жертв политических репрессий на возвращение на прежнее место жительства.

Во-первых, Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 марта 2005 г. (далее — ЖК РФ), не предусмотрено первоочередное предоставление жилья данной категории лиц. ЖК РФ позволяет предоставлять жилые помещения только в порядке очередности исходя из времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в
жилых помещениях или во внеочередном порядке, предусмотренном ст. 57 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. No 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», указанные основания являются исчерпывающими.Во-вторых, даже если первоочередный порядок предоставления жилья жертвам репрессий будет возвращен, он все равно предполагает длительное ожидание в очереди. Из-за этого жертвы репрессий, имеющие право вернуться на прежнее место жительства, вероятнее всего, не доживут до момента предоставления им жилых помещений. Согласно ч. 2 ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР (действовал до 1 марта 2005 г.), граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, ставятся в отдельную очередь. Как показывает практика, длительность ожидания в очереди для первоочередников зависит от года принятия граждан на учет и зачастую растягивается на десятилетия (см., к примеру, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 6 октября 2015 г. по делу No 33-16763/2015; апелляционное определение Новосибирского областного суда от 21 февраля 2017 г. по делу No33-1535/2017).

Соответственно, лишь внеочередной порядок предоставления жилых помещений может обеспечить реальное возмещение вреда жертвам политических репрессий на основании ст. 13 Закона о реабилитации. Различие между внеочередным и первоочередным порядком предоставления жилых помещений состоит в том, что вне очереди жилое помещение должно быть предоставлено незамедлительно (п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации No 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2018 г.).Удовлетворение Конституционным Судом Российской Федерации жалоб заявителей не повлечет дополнительных расходов для Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Ст. 13 Закона о реабилитации уже закрепляет право жертв репрессий на получение жилых помещений, а значит, и выделение бюджетных средств на эти цели. Учитывая значительное время, прошедшее со времен политических репрессий советского периода, число лиц, имеющих право на получение жилья в порядке ст. 13 Закона о реабилитации (репрессированные лица; члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий; дети, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении), постоянно и необратимо сокращается. При этом защита прав жертв политических репрессий имеет ключевое значение для Российской Федерации. Данная позиция нашла свое отражение в Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 г. No 1561-р. Справедливая компенсация жертвам советского террора является фундаментом для построения демократического общества, основанного на верховенстве права и ценности человеческой личности.

Совет также со своей стороны, выражает готовность представить в Конституционный Суд Российской Федерации экспертное заключение в порядке amicus curiae и направить своего представителя на заседание в случае, если жалобы граждан Мейсснер A.Л, Михайловой Е.С. и Шашевой Е.Б. будут приняты Судом к производству.

 

С уважением,
председатель Совета                       М.Федотов