Наталия Евдокимова рассказала, почему Музей Набокова в Санкт-Петербурге закрыт в 120-летие писателя

Сегодня отмечается 120-летие писателя Владимира Набокова, но музей в его родном доме в Санкт-Петербурге закрыт и не может принимать посетителей. Почему сложилась такая ситуация - рассказала член СПЧ Наталия Евдокимова. По ее словам, ситуация спокойная и ничего страшного не происходит, однако доступ граждан к экспозициям нужно восстановить в кратчайшие сроки.
22 апреля 2019

Сегодня, 22 апреля, отмечается 120-летие писателя Владимира Набокова.

Автор мирового бестселлера "Лолита", известных романов "Защита Лужина", "Машенька", "Другие берега", четырежды номинат на Нобелевскую премию по литературе родился в 1899 году в Санкт-Петербурге на Большой Морской, 47.

Сегодня на первом этаже этого трехэтажного дома находится музей Набокова, но судьба его вызывает серьезные опасения у горожан и почитателей его творчества, так как музей закрыт.

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Наталия Евдокимова накануне юбилея писателя провела ряд переговоров, в том числе с руководством музея и представителями профильных комитетов Законодательного собрания Санкт-Петербурга, а также рассказала, почему сегодня граждане не могут ознакомиться с обстановкой родного дома и ценными экспонатами, связанными с жизнью и творчеством Владимира Набокова. 

"Музей Набокова является отделом Санкт-Петербургского государственного университета. Раньше он относился к факультету филологии и искусств вуза, а сейчас является отдельным подразделением.  Музей занимает первый этаж дома, а на втором и третьем этажах скоро начнет работу музыкальная школа Адмиралтейского района. Сейчас там идет ремонт. Проблема заключается в том, что во время ремонта музей не может нормально функционировать, поэтому он закрыт до тех пор, пока подготовительные ремонтные работы перед открытием музыкальной школы не будут закончены. Ситуация под контролем и ничего страшного не происходит. Ситуация спокойная, но постоянная комиссия СПЧ по культурным правам ее без внимания не оставит и будет держать вопрос доступности музея Набокова для граждан под контролем", - рассказала Наталия Евдокимова.


ИНФОРМАЦИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ МУЗЕЯ

C 2002 года я работаю директором музея Владимира Набокова. Наш музей – единственный в мире, он находится на первом этаже бывшего дома Набоковых в Петербурге (так как музей занимает лишь часть дома, его нельзя назвать домом-музеем, и поэтому при его основании было принято название «Музей В.В. Набокова»).

Музей был открыт к столетию Набокова в 1999 году, то есть в 2019 году Набокову будет 120 лет, а музею – 20 лет.

Музей был основан как негосударственное учреждение культуры, однако в 2002 году выяснилось, что он не оплачивал арендную плату за помещение и другие расходы. Собственник здания – город Санкт-Петербург. Став директором в это кризисное время, я стала искать варианты его вхождения в государственную организацию, и в 2007 году музей вошел в состав Санкт-Петербургского государственного университета как одно из подразделений Филологического факультета. Коллекция была поставлена на учет в СПбГУ, и он заключил договор с городом на помещения первого этажа дома Набоковых.

Все эти семнадцать лет мы, сотрудники музея (пять человек) вели работу по сбору и хранению коллекции, сейчас она насчитывает более 5000 предметов, среди которых письма Набокова, книги с его автографами, личные вещи. Все это нам дарили его родственники и знакомые, со всеми из которых я установила и поддерживаю контакт (все близкие родственники семьи Набоковых и их потомки живут в разных странах Европы и в США). До недавнего времени музей также был активным культурным центром, где проводились выставки, литературные вечера, открытые лекции и многое другое. Каждый год в музее проходит крупная международная научная конференция «Набоковские чтения», на которую приезжают исследователи со всех континентов, представляющие лучшие университеты мира. Музей посещают более 30 000 человек в год.

Однако в 2018 году СПбГУ неожиданно начал процесс фактического закрытия музея. Происходит это следующим образом: в начале года без всякой мотивировки зарплата сотрудников была сокращена более чем вдвое, хотя все сотрудники - квалифицированные специалисты со знанием одного или двух иностранных языков (половина посетителей музея – иностранцы, а работа с коллекцией и научная работа также требует знания языков). Через несколько месяцев, при постоянно растущей нагрузке и вдвое уменьшенной зарплате, трое сотрудников вынуждены были уволиться. При увольнении сотрудника его ставка ликвидировалась. И к апрелю 2018 г. в музее из опытных сотрудников осталась я одна. Теперь СПбГУ без согласования со мной ведет набор сотрудников, но они не знают музей, не знают коллекцию и тд. Пока сотрудники заняты только проверкой учетных документов.

На прямой вопрос о причинах закрытия музея наши руководители не отвечают. Наш музей после структурной реформы в СПбГУ является одним из отделов Управления экспозиций и коллекций, и единственным из музеев СПбГУ, находящимся вне его стен. Остальные музеи СПбГУ работают в прежнем режиме. Возможно, что причина закрытия – наш дом, представляющий не только культурную, но и коммерческую ценность. На остальных этажах дома идет ремонт (бесконтрольно, с ущербом, которые мы пытаемся предотвращать). Пользователем этих этажей здания с 2010 г. является районная детская

школа искусств, однако до начала ремонта помещения пустовали, так как для детского учреждения здание не подходит.

После смерти Дмитрия Владимировича Набокова в 2012 г. наследником писателя является Литературный фонд Владимира Набокова, находящийся в США. Сейчас этот фонд готов передать музею большой архив писателя и его семьи (личные вещи, книги, документы, фотографии, предметы быта). Как мне кажется, такой акт культурного сотрудничества был бы особенно значимым в год 120-летия Набокова и мог бы стать событием федерального значения. Однако фонд настаивает на том, чтобы эта коллекция была передана лишь музею федерального или городского подчинения. Это связано с размером коллекции, а также ее ценностью. Архив и мемориальные предметы необходимо поставить на государственный учет, обработать новые поступления, обеспечить их хранение, создать и подготовить дополнительные экспозиционные помещения. Литературный фонд Владимира Набокова также понимает, как важно иметь в штате музея достаточно специалистов для этой работы. Фонд обратился с письмом к министру культуры РФ в начале марта 2019 г., ответ пока не получен.

У нашего музея огромный потенциал и, при поддержке Фонда и при передаче музею всего дома Набоковых, музей может стать настоящим домом - музеем, петербургским центром изучения культуры русского зарубежья, и особенно того вклада, который внесла русская диаспора в культуру и науку других стран. Мой опыт работы с зарубежными коллегами и студентами показывает, что в мире до сих пор об этом знают недостаточно, и наш музей может многое сделать для изменения этого положения именно потому, что имя Набокова привлекает в музей посетителей со всего мира.

Татьяна Олеговна Пономарева

зав. отделом «Музей В.В. Набокова» Управления экспозиций и коллекций СПбГУ

член правления Международного набоковского общества

редактор журнала «Набоковский сборник