СПЧ поддержал проект Минэкономразвития по изменению законодательства о социально ориентированных НКО
Совет по развитию гражданского общества и правам человека поддержал подготовленный Минэкономразвития проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций".
13 июня 2019
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека
на проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций»
Постоянная комиссия по развитию некоммерческих организаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» (далее – Законопроект), подготовленный Минэкономразвития России. Текст Законопроекта опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru/projects#npa=89180).
Ряд положений Законопроекта можно приветствовать, но, вместе с тем, Законопроект содержит и положения, носящие спорный характер и требующие обсуждения. Представляется возможным поддержать такие новации Законопроекта, как:
- право преимущественного выкупа помещения социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО), во временном владении и (или) временном пользовании которых находится государственное или муниципальное помещение;
- возможность СО НКО приватизировать государственное имущество на тех же условиях, что и малый и средний бизнес;
- формирование единой информационной системы поддержки СО НКО, в которой будет содержаться информация о предоставлении финансовой и имущественной поддержки, и информация о нарушениях, допущенных СО НКО, получившими поддержку.
- уточнение форм деятельности НКО, которые не являются политической;
- возможность для НКО возвратить средства от иностранных источников в течение одного месяца со дня их поступления, если они не расходовались данной организацией.
Считаем также позитивным дополнение форм поддержки СО НКО таким видом поддержки, как поручительства и независимые гарантии по обязательствам фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), микрозаймов микрофинансовыми организациями, а также недопущение установления для СО НКО отдельных форм федерального статистического наблюдения, освобождение от обязанности по представлению отчета в налоговый орган. Считаем, что эти нововведения не должны приводить к увеличению количества проверок в отношении СО НКО.
Требуется обсуждение и доработка следующих положений Законопроекта:
1. Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Законопроекта исключает из п. 7 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" требование о том, что «государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни [имущества, свободного от прав третьих лиц], может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям». Предлагается сохранить данное положение в следующей редакции: «государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование, преимущественно на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы), социально ориентированным некоммерческим организациям».
2. Подпункт «в» п. 1 ст. 1 Законопроекта уточняет понятие «иностранные источники», к ним относятся иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица; российские юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных унитарных предприятий, публично-правовых компаний, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, автономных некоммерческих организаций, учрежденных РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями), получившие денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц для последующей передачи российским некоммерческим организациям). Законопроект также устанавливает обязанность для российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из-за рубежа, в случае передачи денежных средств или имущества российской НКО, сообщить данной НКО в письменной форме об этом.
Таким образом, создается база для реализации приказа Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 "Об утверждении форм отчётности некоммерческих организаций", которым установлено требование для НКО сообщать о наличии иностранного финансирования у российских юридических лиц (вступление данной нормы в силу отложено до 2020 г.). В связи с этим считаем необходимым еще раз подчеркнуть несогласие с возложением на НКО обязанности при получении денежных средств от российских юридических лиц сообщать о наличии у этих юридических лиц иностранного финансирования.
Предлагается изменить формулировку на следующую: «иностранные источники» (к ним отнесены иностранные государства, их государственные органы, международные и иностранные организации, иностранные граждане, лица без гражданства либо уполномоченные ими лица; российские юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений, государственных унитарных предприятий, публично-правовых компаний, государственных корпораций, государственных компаний, акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ, автономных некоммерческих организаций, учрежденных РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями), получившие денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц специально для последующей передачи российским некоммерческим организациям в виде целевого финансирования».
Также необходимо исключить норму о возложении обязанности на российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество из-за рубежа, кроме тех, кто получил средства и имущество специально для передачи денежных средств или имущества российской НКО, в виде целевого финансирования, сообщать данной НКО в письменной форме об этом. Считаем эту норму избыточной, поскольку она создает дополнительные административные барьеры для российских юридических лиц, прежде всего ведущих предпринимательскую деятельность, осуществляющих финансирование НКО, и требует от них введения дополнительных регистров учета и отчетности.
Настоящее Экспертное заключение подготовлено Постоянной комиссией по развитию некоммерческих организаций и одобрено Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 13 июня 2019 г.
Председатель Совета М.Федотов